Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Готический стиль и схоластика


Доминирующими в духовной атмосфере средневековья все же оставались религиозное мироощущение и богословские интеллектуальные искания, что повлекло возникновение схоластики.

Схоластическая методология, которая во многом способствовала обращению западноевропейских богословов к учению Платона и Аристотеля, сложилась в трактатах византийского богослова, Иоанна Дамаскина. Суть ее заключалась в попытке логического синтеза античной философии и христианского вероучения, разума и веры. "Схоластика, - писал О. И. Герцен, - была и не вполне религиозная, и не вполне наукообразная от хисткості в логике - она искала верования, она подвергала свой догмат найскрупульознішому розмірковуванню и подвергала рассуждения найбуквальнішому пониманию догмата. Она одного страхалась, как огня: самобытности мысли; ей чтобы чувствовать поводок Аристотеля или иного признанного руководителя".

Возникновение схоластики было обусловлено стремлением церкви поставить ум на службу вере, превратить философию в средство логического укрепление богословия. Вера при этом не только задавала тон, но и заранее определяла окончательный ответ, к которой должны были привести усилия ума. Для схоластики философствовать - значило найти убедительные ссылки на авторитет.

Хотя схоластика и не создала никаких оригинальных идей, в определенной степени она стимулировала умственное развитие человечества - по крайней мере потому, что помогла выявить степень прикладной значимости различных учений, апробувавши их теоретические качества. Без этой сложной и чрезвычайно тяжелой работы невозможен был бы и дальнейшее развитие самой философии.

В то же время стремительно возрастал интерес к экспериментального познания действительности. И рядом с "Суммой теологии" крупнейшего авторитета теологии - Фомы Аквинского - выходят в свет философские труды Роджера Бэкона. В Болонье, Парме, Монпелье, Оксфорде в XII-XIII вв. возникают первые европейские университеты.

Готика связана с развитием города. Городская жизнь порождает новые типы зданий гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т.д. Состоит лицо городского муниципалитета - ратуши. Особое внимание уделяется сторожевой башне ратуши (бефруа), которая была символом независимости, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором проходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.

Готический храм, сохранив ту же базилікальну форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию своды, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которых концентрируется вся нагрузка перекрытий. Новое своды неизбежно вызвало изменение интерьера. Его особенностями стали грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, вытеснение, по сути, стены огромными проемами окон, что в итоге вызвало появление витражей. В экстерьере преобладают вертикальные тяги, гладкая поверхность стен закрыта каменным кружевом, потому что скульптура начала покрывать весь храм, особенно во Франции, где есть блестящие модели синтеза скульптуры с архитектурой.

В скульптурном декоре, который заполнил весь экстерьер, будучи родом проповеди, кроме сцен из Священного Писания случаются уже литературные обучающие сюжеты и сцены из жизни, иногда полны юмора.

Франция, особенно ее центр Иль де Франс, считается колыбелью готики. Ранняя готика представлена Собором Парижской Богоматери (п'ятинефний храм вмещал до 9 тысяч человек). В его конструкции отчетливо проявляются все основные принципы готики, но от тяжелой романской архитектуры - массивная гладь стен, приземисты столбы, угловатые башни, минимум скульптуры. Западный фасад стал образцом для архитектуры многих последующих соборов: над тремя входными порталами последовательно возвышается так называемая галерея королей, три больших окна с "розой" посередине, две башни. Все части украшены стрельчатыми арками.

Широкоизвестным стал Шартрский собор. Блестящий пример зрелой французской готики - собор в Реймсе. Крупнейший и самый высокий собор Франции - Амьенский. Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5 м. Амьенский собор часто называют готическим Парфеноном.

С готических монастырей особенно знаменитым является аббатство Мон Сен Мишель возле границе Нормандии и Бретани, расположенный на высокой скале, как неприступная крепость. Феодальные замки в конце XIII в. строили уже только из королевского разрешения, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его окружения, в замковых комплексах возникают роскошно одетые дворцы. Замки постепенно превращаются в резиденции для развлечений, на охотничьи шато.

Готика - это период расцвета монументальной скульптуры: статические фигуры, стоят точно в фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлого объема. Но и при скованности поз хранятся пластичность, сдержанная величие образов, иногда они даже индивидуализированные (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин в Шартрському соборе). Рельеф преимущественно высокий - горельеф. Производятся каноны композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест дома.

Со второй половины XIII в. скульптурные изображения становились тем образцом совершенства, захват человеческой красотой. Недаром Христа, который благословляет на добрые дела - скульптуру в Ам'єнському соборе - назвали прекрасным Богом.

В живописи место фресок занял витраж (живопись из кусочков стекла, а впоследствии живопись по стеклу в свинцовой обвідці). Особенно славилась Шартрська мастерская во Франции. В Шартрському соборе в XIII в. витражи занимали площадь 2660 кв. м. Главная их особенность заключалась в том, что куски стекла были небольшого размера, а свинцовая обводка играла роль контурного рисунка, интенсивной была и цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого). XIII в. во Франции справедливо считается золотым веком витража.

С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет - одно из ведущих мест научной жизни Европы. В Париже насчитывается 300 цехов ремесленников. Главным заказчиком произведений искусства становится не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основной тип строения - не монастырская церковь, а городской собор.

Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французский. Немецкие соборы проще, дом сильнее вытянутый по вертикали, шпили башен очень высокие. Особенность - однобаштові храмы, увенчанные высоким шпилем.

Для Северной Европы характерна кирпичная готика. Наиболее знаменитым циклом скульптур периода готики неоспоримо считается скульптурный декор собора в Наумбурзі. Рельефы "Страстей Христовых", изображенные на заборе западного хора ("Тайная вечеря", "Предательство Иуды", "Взятие под стражу"), исполненные чрезвычайного драматизма, реальности событий, проницательной достоверности. В самом помещении хора наумбурзькі мастера поставили 12 статуй основателей храма. Это целая галерея человеческих характеров, очень разных и противоположных друг другу.

В пізньоготичній немецкой скульптуре много патетики, появляются манерность, претенциозности, чрезмерная утонченность, сочетание религиозной экзальтации с жесткой натуралістичністю (деревянные скульптуры "Распятый" и "Оплакуваний").

Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) и существовала до XVI в. Слабое развитие городов привел к тому, что готический собор стал не городским, а монастырским, окруженный полями и лугами. Отсюда, очевидно, его "розпластаність" по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора - огромная башня на середохресті. Чистейший образец ранней английской готики - собор в Солсбери, воспетый впоследствии в пейзажах Дж. Констебла.

Главный готический собор Англии - Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей со времен Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии - близок к французской готики.

Начиная со времени Столетней войны строительство в Англии сокращается. С гражданской архитектуры этого периода можно вспомнить славнейший Вестминстерский королевский дворец (XIV ст.) с его Вестминстер-холл площадью 1500 кв. м.

В Испании XIII в. в период наиболее ожесточенной борьбы с арабами - готическую эпоху - наиболее активно формируется испанская культура. Обогащенный элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразной орнаментики (соборы в Леоне, Толедо). Особое место в испанской архитектуре занимает стиле "мудехар" (то есть мусульманский). Это как правило соборы из кирпича, с склепистим мавританским перекрытием в форме восьмиконечной звезды, построенные архитекторами-арабами. Главный элемент отделки - цветные полив'яні изразцы и орнаментальная лепнина. Композиционным центром такого сооружения всегда есть внутренний двор, обычный для всех южных зданий.

В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Основа - сугубо романская: широкие приземисты храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустированная цветным мрамором, что создает полосатую поверхность фасада (собор в Сиене). Пример поздней итальянской готики - огромный Миланский собор, который вмещает 40 тысяч человек, самый большой храм Европы (начало строительства XV ст. - конец XVI в.). Венецию и до сих пор украшают ее мраморные дворцы с аркадами, отражаются в каналах или лагунах (Дворец дожей, 1310 г. - XVI вв.).

Готические памятники есть в Нидерландах (ратуши в Брюгге, Брюсселе и т.д.), Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге), Австрии (собор св. Стефана в Вене), Польши (Вавельский собор под Краковом, Марнацький костел в Кракове и других странах Европы.

Развитие средневекового театра привел его к более универсального жанра - мистерии (XV-XVI вв.). Она выросла из так называемых "мимических мистерий" - городских процессий в честь религиозных праздников, торжественных въездов королей.

В этих инсценировках церковных легенд принимали участие сотни человек. К ним привносилося много жизненных деталей. Мистерия существовала в Европе, а особенно во Франции, более двухсот лет. Містеріальна драматургия имела три цикла: "старозаповітний", "новозаветный" и "апостольский", в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и с міраклів о святых ("Мистерия Завет" состояла из 38 эпизодов, в ней принимали участие 242 действующие лица - Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева были главными; "Мистерия страстей", посвященная Иисусу Христу, делилась на четыре части, в четырех дней спектакля). Исполнители - городской люд.

Из мистерий, в которых дидактика укладывалась в религиозные формы и часто теряла смысл через соседство бытовых комических сцен, вырос театр моралите. В пьесах театра моралите действовали аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворял некий человеческий порок или добродетель, стихию природы или церковное понятие. Индивидуальными чертами персонажей не наделяли, более того, их опознавательным знаком выступала некая вещь: якорь в руках в Надежде, зеркальце, в которое постоянно любовалось Себялюбие и т.д. Фабула строилась вокруг столкновения добра и зла, добродетели и порока, духа и тела. Умные люди идут по тропинке добропорядочности, неразумные становятся жертвами порока - эту истину моралите утверджувало на разные лады ("Рассудительный и безрассудный"; "Торговля. Ремесло. Пастух"; "Осуждение банкетов").

В некоторых моралите вопреки их дидактичному надзавданню чувствуется внутреннее сопротивление традиционной морали умеренности, что оказывается в жизнерадостном мировосприятии. Так, в "Осуждении банкетов" выводятся и высмеиваются дамы - Лакомство, Обжорство, Одеяния - и кавалеры - Пью-по-ваше-здоровье и Пью-взаимно, - которые в конечном итоге погибают в схватке с Апоплексією, Параличом и другими болезнями, но изображается это так весело и остроумно, что возникает симпатия к жизнелюбивых персонажей. Особое внимание в моралите обращали на поэтический язык.

Совершенно свободным от церковных установок был театр фарса, который развивался параллельно моралите и выделился в самостоятельный жанр со второй половины XV в. Однако до этого он прошел долгий скрытый путь развития, являясь частью мистерий. Само название его происходит от латинского farca ("начинка"). И действительно, устроители мистерий часто-густо писали: "Здесь вставить фарс". Но источники фарса глубже - в карнавальных играх на масленицу и спектаклях гістріонів. Их действующими лицами были не бытовые персонажи, а шуты, дураки: честолюбивый Дурак-солдат, Жулик, Клэру-взяточник и т. п. Иногда фарси использовались в политической борьбе. Так, Людовик XII прибегал к услугам народного фарсового театра в борьбе с папой Юлием II. Сатирические сценки - сотые - были некоторое время запрещены при Франциске И. Однако сотые еще лишены настоящей повнокровності, которой отмечался массовый, свободомыслящих буфонний фарс, который стал в XVI в. господствующим жанром. В нем уже есть характеры, острый жизненный материал. Настоящий герой - находчивый, ловкий проходимец, остроумный победитель судей, купцов и разного рода болванов (серия фарсов о адвоката Патлена). Именно в фарсовом театре проявил себя первый и самый прославленный актер средневекового театра Жан де л'Еспін, прозванный Понтале (поскольку его конь стоял возле моста Но).

Фарс в значительной степени повлиял на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии с фарса родилась комедия дель арте; в Англии и Германии вроде фарса писали интерлюдии, во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера.

Весьма популярны были пародии на культовые тексты, сатирические стихи (на латинском языке), а также застольные и любовные песни епікурейського характера.

Культура средневековья, которая существовала тысячелетия, выдвинула новое круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы. Вдохновляясь духом христианства, искусство этого времени глубоко проникло во внутренний мир человека. Интерес искусства средневековья к духовности был огромным. Мыслители и художники этой поры так же, как и в античности, стремились гармонии, рассуждали о разумное устройство мира. Но выражали это специфично, абстрактнішою языке.



Назад