Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

2.7.1. Общая характеристика и современные особенности развития стран с переходной экономикой


Страны с переходной экономикой - это группировки государств, которые находятся в процессе реформирования политической и социально-экономической структуры, трансформации существующих здесь раньше административно-командных экономических систем в рыночную экономику. Речь идет о странах так называемого второго мира, то есть совокупность пост-социалистических государств Центральной и Восточной Европы и бывшие советские республики. По признаку провозглашения и проведения рыночных преобразований в группу переходных можно отнести и такие азиатские страны, как Вьетнам и Китай. Но целью процесса реформирования здесь было определено не отказ от социалистической системы, а ее совершенствования с помощью рынка и создание смешанной экономики при сохранении власти за компартией. Однако и здесь происходит реальный процесс трансформации бывшей нерыночной системы в рыночную, хотя и со своей спецификой. Это дает основания экономистам-аналитикам выделять этот регион как отдельную часть мирового хозяйства и делать обобщения, присущие только данному странам. Такой анализ обычно является темой отдельных специальных исследований. В представленном ниже аналитическом материале говорится о пост-социалистические европейские страны и страны СНГ.

В процессе перестройки своих экономических систем разные государства используют различные модели системных реформ как во внутренней, так и во внешней сферах. Учитывая разные стартовые условия, разное время начала преобразований (80-е годы в странах Центральной и Восточной Европы, начало 90-х годов - в постсоветских республиках), а также существенные различия в реализации указанных реформ, понятна разница в скорости продвижения по пути рыночного реформирования различных постсоциалистических странах. Наибольшего успеха в этом направлении достигли Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия. В определенной степени результативными также можно считать меры правительств большинстве балканских и других балтийских стран. Относительно подавляющего большинства государств бывшего СССР, об успехах на пути рыночных преобразований можно говорить достаточно осторожно. Реально ощутимыми здесь есть лишь отдельные элементы структурных рыночных реформ.

Основные направления системных рыночных преобразований, которые должны быть реализованы в процессе трансформации всех переходных обществ, можно разделить на четыре широкие аналитические категории, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой. Это:

1. Пересмотр роли государства, который среди прочего предусматривает:

а) проведение законодательной реформы, составляющими которой являются конституционная, имущественная, банковская, контрактная и другие реформы;

б) реформирование законодательных институтов;

в) регулирование деятельности естественных монополий;

г) реализацию необходимых инструментов и институциональных механизмов косвенного управления экономикой, а именно - налоговой системы, контроля за бюджетом и расходами, институтов косвенного кредитно-денежного регулирования;

д) соответствующие изменения в социальной сфере, то есть создание системы страхования от безработицы при нетрудоспособности, реформирования системы социальных услуг (здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения.

2.Макроэкономическая стабилизация, основными инструментами которой является проведение ужесточения налоговой и кредитной политики, решения проблемы избыточной денежной массы, пересмотр показателей расходов с целью урегулирования внешних расчетов.

3.Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры предусматривают:

а) упрощение процедур закрытия и открытия предприятий;

б) оформление права частной собственности;

в) четкое формирование и распределение права собственности (собственность на землю, промышленный капитал, жилой фонд и реальную недвижимость);

г) отраслевую и производственную реформу, ликвидацию монополий.

4. Реформа цен и рынков. Речь идет о реформировании всех видов рынков: рынка товаров и услуг, труда, финансового рынка и т.п., либерализацию цен, либерализации внешней торговли, высвобождение структуры заработной платы, реформирования процентных ставок.

Основными моделями осуществления указанных рыночных трансформаций является: первая - это модель "шоковой терапии", или быстрых радикальных реформ; вторая - модель постепенного, медленного или эволюционного реформирования; эту модель определяют как "градуалістський подход". Преимущественно радикальные методы реформирования своей экономики выбрали Польша, в меньшей степени Чехия, частично Эстония. Большинство государств Восточной и Центральной Европы (Болгария, Венгрия, Словакия, Словения, Румыния) и весь регион СНГ предпочли эволюционном характера рыночных преобразований.

В наиболее реформированных на сегодня постсоциалистических экономиках стран доминирующими направлениями реформирования в 90-е годы были мероприятия, направленные на либерализацию, приватизацию и финансовую макростабілізацію.

Либерализация, или децентрализация, предусматривает ослабление контроля со стороны государства и преодоления государственной монополии в экономике на макро - и микроуровнях. Этот комплекс мер включает в себя: освобождение цен на большинство товаров и услуг, снятие ограничений на создание частных предприятий, предоставление экономическим субъектам права выхода на мировые рынки, передачу полномочий центрального правительства местным государственным органам и негосударственному сектору.

Для сравнения глубины процесса либерализации в странах Центральной и Восточной Европы и в странах СНГ западные эксперты предложили несколько показателей экономической децентрализации. Эти показатели основаны на коэффициентах, связанных с освобождением внутренних рынков, внешней торговли и экспортных рынков, а также свободой вхождения в частный сектор. Сравнение проведено за 1989 и 1994 гг. Баллы по экономической свободы представлен в таблице 2.7.1 по шкале, определенной в пределах от 0 до 100 по сравнению со странами - членами организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Таблица 2.7.1. Степень экономической свободы в странах с переходной экономикой

Страны

1989 год

1994 год

Албания

0

73

Болгария

13

73

Хорватия

43

87

Чешская Республика

0

90

Восточная Германия

0

100

Эстония

7

90

Венгрия

37

87

Латвия

3

80

Литва

43

80

Польша

23

87

Румыния

0

73

Словакия

0

87

Словения

43

83

Украина

3

27

 

Как видим, среднее количество баллов выросла от 3 до 70. По мнению авторов исследования это означает, что большинство из упомянутых стран прошла почти две трети расстояния от центрального планирования к уровню экономической свободы стран ОЭСР за несколько лет.

Хотя экономическая децентрализация существенно прогрессирует, ее уровень, измеренный с помощью трех коэффициентов, поднялся неодинаково. Наибольший прогресс наблюдался в либерализации внутренних рынков, тогда как свобода вхождения во внутренние рынки росла медленнее всего. Государственные ограничения внешней торговли также ослабли, и этот показатель значительно увеличился почти в 75% стран, указанных в предлагаемом исследовании.

Еще один, более универсальный, показатель измерения экономической децентрализации, предложенный современными исследователями переходных экономик, достойный внимания. Речь идет о измеритель, который учитывает десять экономических факторов: 1) торговую политику; 2) налоговую политику; 3) государственное потребление производимой продукции; 4) монетарную политику; 5) движение капитала и иностранные инвестиции; 6) политику в банковской сфере; 7) контроль цен и заработной платы; 8) права собственности; 9) регулирование; 10) черный рынок. Страны оценивались по шкале от 1 до 5, причем 1 балл означал высокий уровень экономической свободы, а 5 баллов указывали на то, что государственное вмешательство или государственная собственность достигают высокого уровня, а экономическая свобода или очень ограничена или отсутствует. По такому критерию страны, средний балл оценки которых за названными факторами колеблется между 1 и 2, считаются странами с свободной экономикой, между 3 и 4 - преимущественно с несвободной, а между 4 и 5 - с подавленной экономикой. Например, к странам с баллами в пределах 1 и 2 входят Гонконг, Сингапур, Швеция, Великобритания. К странам с баллом 5 принадлежит Куба, Лаос, Северная Корея.

 

Таблица 2.7.2. Показатель экономической свободы стран с переходной экономикой в 1996 г.

Страны

Баллы

Характеристика экономики

Албания

3,45

Преимущественно несвободная

Болгария

3,5

Преимущественно несвободная

Хорватия

3,7

Преимущественно несвободная

Чешская Республика

2,0

Преимущественно свободная

Эстония

2,35

Преимущественно свободная

Венгрия

2,9

Преимущественно свободная

Латвия

3,05

Преимущественно несвободная

Литва

3,5

Преимущественно несвободная

Польша

3,15

Преимущественно несвободная

Румыния

3,7

Преимущественно несвободная

Словакия

3,35

Преимущественно несвободная

Словения

2,95

Преимущественно свободная

Украина

4,0

Подавленная

 

Итак, по данным исследований, с 1990 г. - от начала процесса реформ в странах с переходной экономикой - сделан значительный прогресс в направлении свободной экономики. Исключением здесь является Украина, но и в ней начиная с 1994 г. наблюдается определенный прогресс в децентрализации экономики.

В целом на сегодняшний день экономика большинства стран Восточной и Центральной Европы в значительной мере либерализована. Среди стран, возникших на постсоветском пространстве, наибольших результатов в этом направлении достигли Балтийские страны. Преимущественно успешными есть страны, где четко определены права собственности, от которых прежде всего зависят банковские займы, предоставляемые частным лицам компаниями, в том числе международными финансовыми организациями, а следовательно, и возможность и эффективность экономической помощи стран Запада.

Решающее значение для выбора любой из заданных моделей реформирования постсоциалистической экономики имеет политика в области приватизации, методами реализации которой является большая и малая приватизация.

Большая приватизация для стран с переходной экономикой это прежде всего процесс разгосударствления, то есть предоставление в полную или частичную собственность крупных государственных предприятий. Этот процесс осуществляется на платной (выкуп предприятия его рабочими или посторонними лицами, в том числе и иностранцами) или на бесплатной основе (ваучерная приватизация).

Малая приватизация предусматривает создание частных предприятий малого и среднего бизнеса. Путями ее реализации является продажа, аренда, реституция (возвращение собственности ее бывшим обладателям).

Процесс малой приватизации почти завершен в государствах Восточной и Центральной Европы и довольно успешно происходит в странах СНГ.

Большая приватизация для стран с переходной экономикой оказалась более сложной задачей, чем предполагалось в начале рыночных реформ. Ее реализация проходит с разной степенью успеха. Даже в Польше, правительство которой первым из постсоциалистических стран Восточной и Центральной Европы принял закон о приватизации и планировал провести ее ускоренным темпом, за 1990-1996 гг. в частные руки было передано 414 государственных предприятий. Однако значительная часть промышленности все еще находится под контролем государства. Государственные предприятия, на которых занято почти 40% рабочей силы, обеспечивают поступление лишь 5% доходов госбюджета. В 1998 г. с 50 польских государственных компаний, которые были включены в план приватизации, в частные руки перешли только 15. Сегодня эта страна вообще отказалась от плана ускоренной приватизации.

Программы бесплатной, то есть ваучерной приватизации, кроме Польши было принято в Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, а также в странах СНГ. Граждане этих государств получили ваучеры, боны или сертификаты, которые определяли права этих граждан на определенную долю государственной собственности, подлежащей приватизации. В некоторых из стран Восточной и Центральной Европы эта доля была весьма ощутимой. Например, в Чехии ее стоимость составляла 1 тыс. долл. США, в Румынии - 500 долл. Однако практика ваучерной приватизации оказалась успешной только в Чехии, хотя этот процесс в настоящее время и здесь затормозился. Большинство постсоциалистических стран отказались от этой формы проведения приватизации как основного инструмента перераспределения государственной собственности и перешли к платному или коммерческого варианта ее трансформации. Преимущество в этом случае почти повсюду отдается проведению аукционов, в том числе с участием иностранных инвесторов. А, например, для Казахстана главной формой приватизации крупных предприятий стало предоставление их в трастовое управление иностранным компаниям с последующей продажей предприятий этим компаниям на определенных условиях (погашения долгов предприятий, сохранения рабочих мест, капиталовложения в производство и т.д.) по низким ценам.

Составной приватизационных программ в странах Восточной и Центральной Европы стало проведение аграрных реформ, результатом чего является установление частной собственности на землю. Покупка/продажа земли существует в Польше, Чехии, Венгрии, Югославии; земельный рынок формируется и в других государствах региона.

 Таблица 2.7.3. Удельный вес различных видов хозяйств в общей площади сельскохозяйственных угодий

Страны

Кооперативы

Государственное хозяйство

Частные хозяйства

1989 г.

1995 г.

1989 г.

1995 г.

1989 г.

1995 г.

Болгария

-

41

90

40

10

19

Польша

4

4

19

18

77

78

Румыния

61

35

14

14

25

51

Словакия

68

63

26

16

6

13

Словения

-

-

8

7

92

93

Венгрия

80

55

14

7

6

38

 

В постсоветских республиках аграрные приватизационные реформы начаты в странах Балтии, в Туркменистане, Армении, Грузии и Украине.

Децентрализация экономики и прежде всего либерализация цен, процесс трансформации отношений собственности в национальных экономических системах постсоциалистических стран могут быть эффективными лишь при условии проведения правительством политики экономической и, в частности, финансовой стабилизации. Стабилизационные меры предусматривают жесткие бюджетные ограничения, значительное сокращение правительственных расходов, уменьшение кредитования промышленных предприятий, формирования современной банковской системы и снижение банковских процентных ставок.

Итак, речь идет прежде всего о жесткую налоговую и кредитную политику правительства. Сюда же относятся и некоторые стабилизационные инструменты внешнеэкономической сферы, а именно активное использование валютного курса - важного ориентира, влияющим на ценовые параметры. Активное проведение указанной стабилизационной политики дает возможность уже за короткий срок снизить высокий уровень инфляции, который возникает в результате либерализации цен. Так в Польше в результате принятия мер финансовой стабилизации за шесть месяцев - с марта до августа 1990 г. - инфляция снизились до 4% по сравнению с 30% за последние месяцы 1989 г. В Югославии за те же полгода уровень инфляции снизился до 10% по сравнению с 64% в декабре 1989 г.

Однако, в долгосрочной перспективе программа финансовой стабилизации оказалась успешной лишь там, где ограничения в денежной и кредитной сферах сочетались с мерами, направленными на создание эффективной рыночной инфраструктуры и стимулирование производства, прежде всего, в малом бизнесе, а также на разработку и внедрение правовой системы гарантирования иностранных инвестиций. Этот вывод подтверждает опыт реформирования экономики в Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Эстонии.

Составной преобразований денежно-кредитной сферы во всех постсоветских странах стало введение собственных валют, которые на сегодня является главным платежным средством этих стран. Однако большинство национальных валют остаются слабыми, что обусловлено как инфляционными процессами, так и загальноекономічним положением еще нереформированных экономик.

Внешняя макростабілізація в условиях трансформации переходных экономик предусматривает внедрение ряда мероприятий, важнейшими среди которых являются регулирование валютного курса, соблюдение внешнеэкономической равновесия, в том числе в сфере внешнеторговых операций, решения проблемы задолженности и т.д.

Из существующих систем валютного регулирования большинство постсоциалистических стран предпочли установлению плавающего валютного курса с систематическим корректировкой его центральным банком. Указанное корректировки курса валюты происходит в зависимости от состояния торгового баланса, инфляционных ожиданий, уровня цен внутри страны. Некоторые из постсоциалистических стран выбрали режим фиксированных валютных курсов. В частности, в Эстонии, Литве и Болгарии установлены системы валютных комитетов (currency board), по которым национальная валютная фиксируется относительно иностранного (или относительно корзины иностранных валют) в определенном соотношении без каких-либо колебаний.

Еще один аспект политики регулирования валютных курсов - это определение степени конвертируемости национальной валюты. Среди стран Восточной и Центральной Европы практически полностью конвертируемыми является венгерский форинт и чешская крона. Для остальных стран этого региона характерны определенные ограничения (меньшие - в Польше, большие - в Албании) при проведении валютных операций. В переходных экономиках постсоветских государств степень конвертируемости их валют также разный. Высшим он есть в Киргизии, Казахстане, Украине, России, ниже - в других странах. Наиболее существенные ограничения в этой сфере наблюдаются в Белоруссии, Туркмении, республиках Закавказья. Всего лишь Казахстан, Кыргызстан и Россия смогли в 1999 г. выйти на валютный режим, уровень которого предусматривается статьей VIII Устава МВФ, где говорится, в частности о конвертируемость по текущим операциям. Почти такой же валютный режим существует в Литве и Латвии. Эстония же вообще отменила все ограничения на движение капитала, а уровень либерализации с других валютных операций в этой стране почти соответствует стандартам западноевропейских государств.

Практически для всех постсоциалистических экономик актуальной является проблема внешней задолженности. Значительные бюджетные отчисления, направленные на обслуживание внешнего долга, способные повлечь существенные осложнения при проведении финансово-денежной и фискальной политики. Дополнительное долговое давление на бюджет также в значительной степени обостряет решения многочисленных социальных проблем. Именно поэтому международные заемщики - Всемирный Банк, МВФ, Лондонский и Парижский клубы - кредиторы, без помощи которых невозможно даже частичное решение проблемы внешней задолженности постсоциалистических государств, в своих решениях относительно них руководствуются не только экономическими, но и политико-социальными критериями. Списание 50% задолженности Польше в 1992 г. и реструктуризация остатка долга, или нынешняя реструктуризация российского и украинского внешних долгов - яркое тому подтверждение.

Еще один важный внешний инструмент децентрализации переходных экономик и их макростабилизации - это либерализация внешней торговли. Бесспорными преимуществами от ее проведения является то, что либерализована внешняя торговля сдерживает цены на импортные товары, а следовательно, и инфляцию, повышает уровень жизни, стимулирует иностранные инвестиции, а для стран Восточной и Центральной Европы еще и прокладывает путь в Европейский Союз. Среди многих экономистов до последнего времени господствовало мнение о том, что быстро проведена либерализация торговли и ценообразования будет способствовать ускорению трансформации постсоциалистических экономик и повышению их конкурентоспособности. Но практика реформирования в этой области свидетельствует о том, что отношение правительств и предпринимателей стран с переходными экономиками в либерализованной внешней торговли является весьма неоднозначным. Одной из существенных макроэкономических проблем, которая связана с открытием рынков, является внешнеторговый дефицит. В Эстонии, например, он достиг уровня 24% объема ВВП страны, в Хорватии - 19%. Дефицит платежного баланса Польши только за первые два месяца 2000 года составил 949 млн. долл. США, или около 8,1% ВВП - высокая цифра, как для польской экономики. Очевидно такая ситуация оказывает значительное давление на курс национальной валюты и всю макрополітику. Кроме того, под экономической угрозой оказываются целые отрасли национального производства, например, текстильная и обувная промышленность, тяжелое машиностроение и особенно - сельское хозяйство, то есть те отрасли, для которых конкуренция с продукцией из-за границы оказывается непосильной. Такая ситуация порождает принятия протекционистских мер со стороны правительств бывших социалистических стран. Однако требования ВТО, ЕС и иностранных инвесторов, средства которых крайне нужны переходным экономикам, заставляют их руководство чаще отдавать предпочтение более свободной политике в области внешней торговли.

Если же говорить о макрореформи в целом, то сегодня ведущие экономисты, и в частности, эксперты Всемирного Банка, на основании опыта реформирования постсоциалистических экономик утверждают, что утверждение здесь конкуренции в первую очередь требует структурных сдвигов, тогда как либерализована внешняя торговля не является необходимым или достаточным фактором для создания конкурентной среды и модернизации экономики. Именно проведение комплексных структурных реформ дает возможность успешно реализовать реальные рыночные преобразования. Об этом свидетельствует практический опыт реформирования наиболее продвинутых постсоциалистических экономик, которыми на сегодня является экономика Польши и Венгрии. Современные результаты развития этих стран дают возможность проанализировать важнейшие закономерности, этапы и составляющие процесса рыночной трансформации.

За 10 лет реформ (с 1989 г.) объем ВВП Польши и общая величина его в расчете на душу населения увеличились в 2 раза. С 1992 г. здесь начался процесс быстрого роста малого бизнеса. Он начался с торговли и услуг, а позже охватил и промышленное производство, преимущественно небольшие заводы и фабрики, которые высвободились из крупных объединений еще социалистических времен. На сегодня доля малых и средних компаний составляет более двух третей всего объема ВВП Польши.

В Венгрии десятилетняя практика реформирования обеспечила рост объема ВВП (в целом и на душу населения) в полтора раза. Но здесь малый бизнес не стал основным фактором роста экономики. Венгрия перестроил структуру национальной экономики, продав большинство крупных государственных предприятий иностранным компаниям и сделав все возможное для привлечения в страну значительных инвестиций. Большая их часть сосредоточена в машиностроении, электротехнике и электронике. В 1990 г. доля этих отраслей составила 20% объема промышленного производства и 12% выручки от всего венгерского экспорта. Теперь этот сектор дает Венгрии более 40% промышленного производства и 60% экспорта в страны Европейского Союза. В целом на долю компаний, принадлежащих иностранцам, сегодня приходится треть всего ВВП Венгрии и три четверти экспорта страны. В результате Венгрия смогла включиться в Европейские производственные системы. К тому же уровень ее интегрированности в технологические цепочки Европы большим за то, что имели Испания и Португалия, вступая в ЕС.

Наиболее важным результатом реформ в Венгрии и Польше, по мнению экспертов, является то, что в обеих странах на сегодня сформированы необходимые базовые условия для долгосрочного и устойчивого роста, такого, которое может позволить им в течение ближайших 20 лет достичь стандартов Евросоюза.

Важными составляющими успеха в этих моделях постсоциалистической трансформации стали стремительное развитие и гибкость частного сектора, а также тот факт, что правительства стран, реструктуризуючи государственный сектор, заставили государственные предприятия заботиться о долгосрочную перспективу. В Венгрии этого добились благодаря принятию жесткого законодательства о банкротстве и продаж крупнейших компаний иностранным корпорациям. Польское правительство пошло на резкое сокращение дотаций из бюджета, чем заставил госпредприятия продавать частным компаниям свои убыточные подразделения, оставляя себе лишь основной бизнес, чтобы выжить. Ни в одной из республик СНГ или в балканских странах, подобных реформ не проводили. Даже в Чехии, стране, что за годы реформ смогла обеспечить рост объема ВВП (в целом и на душу населения) более, чем на 100%, до сих пор не сделано важного шага перенос акцентов в стимулировании развития экономики от убыточных индустриальных гигантов на новые виды бизнеса. Через систематическую практику предоставления значительных кредитных средств именно убыточным государственным предприятиям в 90-х годах на сегодня более трети общих объемов всех банковских кредитов в стране почти безнадежными, то есть практически не имеют шансов быть возвращены, а экономика страны оказалась уязвимой для финансового кризиса 1998 г.

Важно отметить, что для преодоления трансформационного спада в Польше и Венгрии были приняты, как фискальных и финансовых, так и правовых и политических мер. В странах с переходными экономиками, которые наименее продвинулись на пути реформирования, вторая составляющая практически отсутствует.

В целом результаты десятилетнего развития бывших социалистических стран оказались для них весьма неоднозначными. Для понимания глубины проблем осуществляемой трансформации довольно иллюстративным пример Восточной Германии. Даже через 10 лет после падения Берлинской стены восточногерманские земли выживают только за счет гигантских субсидий западных земель. Общий объем этих субсидий за прошедшие 10 лет достиг астрономической суммы - от 600 до 800 млрд. долл. США. После непродолжительного подъема в 1992-1994 гг. экономика Восточной Германии почти не растет. Она уже вся в частных руках, но только за последние несколько лет государству пришлось спасать от неминуемого банкротства 150 крупнейших предприятий. Восточногерманские земли потребляют в полтора раза больше, чем сами производят. Разницу покрывают субсидии западных земель. Уровень безработицы в этой части Германии составляет почти 20%.

Цена рыночных реформ является высокой практически для всех бывших социалистических стран. По данным Всемирного Банка, в 1989 г. только 4% населения этих стран жили за чертой бедности. В 1999 г. доля этих людей увеличилось в 10 раз и составила 40%. При этом в самом сложном положении оказались большинство стран бывшего Советского Союза и Южной Европы. И даже в относительно благополучных государствах Центральной Европы реально выросли доходы не более 30% населения, а доходы почти 20% - резко уменьшились.

Наиболее успешную динамику развития среди стран Восточной и Центральной Европы демонстрируют, как было указано выше, Польша, Словения, Венгрия, Чехия. Представленная ниже таблица отражает некоторые результаты и тенденции развития трех стран этой группы.

Таблица 2.7.4. Сравнительная таблица имеющихся и прогнозируемых экономических показателей для Польши, Чехии и Венгрии

Страна

Рост ВВП,%

Среднегодовая инфляция,%

1998

1999

2000

2001

1998

1999

2000

2001

Польша

4,8

3,5

4,5

5,0

12,0

7,3

7,7

6,0

Чехия

-2,7

-0.5

2,0

3,0

10,7

2,5

5,0

6,0

Венгрия

5,1

4.5

4,5

5,0

14,3

10,0

9,0

8,0

Эксперты, сравнивая количественные параметры развития стран Западной и Центральной Европы, прогнозируют, что для преодоления разрыва в странах Центральной Европы в течение ближайших 20 лет показатель экономического роста должна быть как минимум на три процента за год выше аналогичного показателя в странах Западной Европы. К тому же этот рост должен быть обеспечен прежде всего новыми инвестициями и повышением качества товаров.

Среди постсоциалистических балканских государств последние два года наблюдаются определенные позитивные изменения в Болгарии, тогда как в Румынии происходит торможение темпов поступательного развития.

Существенные отличия развития в 90-х годах присущи бывшим советским республикам. Прибалтийские республики, которые начали рыночные преобразования ранее и осуществляют их более целенаправленно и поступательным темпом, соответственно, раньше смогли преодолеть трансформационный спад. Уже в 1994 г. здесь появились признаки стабилизации, а с 1996 г. началось поступательное развитие экономики. Наивысшие показатели экономического роста среди государств Прибалтики демонстрирует Эстония. Важным фактором этого успеха региона являются иностранные инвестиции. В Эстонии, например, объем прямых иностранных инвестиций превышает 1,2 млрд. долл. США, что для страны с населением 1,4 млн. чел. является достаточно большой силой.

Среди других постсоветских республик относительно успешно развиваются Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь. Во второй половине 90-х годов в большинстве стран этого региона укрепили стабилизационные тенденции. Это стало возможным прежде всего благодаря успехам в проведении правительствами государств жесткой финансовой политики. Ежегодные темпы роста цен упали до 10-30%. Наблюдается прогресс в реформировании банковской сферы, формируется новая налоговая и бюджетная политика.

В результате проведения программ приватизации почти во всех странах - членах СНГ значительная часть производства приходится на негосударственные предприятия. Их доля в ВВП стран обычно колеблется в пределах 1/3-2/3 (в зависимости от критериев классификации). Но процесс проведения приватизации во всех указанных странах происходит неравномерно, непоследовательно, вызывая значительное расслоение общества. До того у многих государственных предприятий после приватизации снизилась эффективность. Например, в России это характерно для семи предприятий из десяти приватизированных.

В целом большинство экономистов признают, что почти все бывшие советские республики уже прошли низшую точку трансформационного спада, и с конца 90-х годов здесь начался процесс медленных экономических сдвигов. Но значительное количество проблем, связанных с реализацией рыночных преобразований, остается нерешенной (прежде всего неплатежи, инвестиционная и бюджетная кризиса и т.д.). А экономический рост, тенденции которого наблюдаются в последнее время, например, в России или Украине, преимущественно не является результатом действия факторов долгосрочного характера, и поэтому нет оснований для стабильности и продолжительности.

Только при условии проведения правительствами всех постсоциалистических государств последовательных структурных реформ, направленных на создание эффективной рыночной экономики, можно ожидать долговременного экономического роста.



Назад