Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Новая концепция человеческой личности и новая модель образования


Новая концепция человеческой личности, сформулирована гуманистами, была результатом не только духовного движения. Она отражала реальный процесс выделения личности с сословной ограниченности и ремесленной рутины, который происходил вместе с расписанием феодального способа производства. Новый идеал основывался на признании таких ценностей: высокое достоинство человеческой природы; не уход от мирских дел, а активная деятельность; истинное благородство не передается по наследству, а приобретается личными заслугами и знаниями; стоимость особого, индивидуального мнения, вкуса, таланта, образа жизни (Поджо Браччолоні: великие деяния возможны лишь тогда, когда воля отдельных лиц нарушает закон большинства; Николо Макиавелли: сильные люди отклоняет законы, созданные для слабых, трусов, убогих, бездельников).

Художники и мыслители этой эпохи, как известно, были титанами по силе мысли, страсти и характеру, багатосторонністю и ученостью. Следует отметить, что "универсальные" личности возникали и через недостаточную зрелость нового общества, в котором не было еще специализации и стандартизации труда. Очевидно, универсальность и многосторонность таких мастеров, как Донателло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, объясняется не только их исключительной одаренностью, но и условиями их труда и воспитания. Она была в определенной степени "вынужденной". Поскольку разделение труда еще не коснулся искусства, художники занимались всем: строительством церквей, дворцов, городских крепостей, военных машин, сочетая самые разнообразные виды творческого труда - они были живописцами, архитекторами, инженерами, декораторами.

Естественным было обращение гуманистов к античной культуры, их интерес к эллинских памятников и литературы, особенно в Италии, где и в период средневековья частично сохранились античные традиции. Итальянские писатели и ученые - от Джованни Бокаччо, автора веселого и смелого "Декамерона", первого гуманиста, который изучил греческий язык, и к Петрарки - разыскивали по всем городах и поселениях Европы древние рукописи, восстанавливали труда греческих и римских авторов, устанавливали истинные тексты вместо искаженных. Они изучали искусство классического стиля. Большое количество античных рукописей было привезено в Италию греческими учеными, беглецами из Константинополя в 1453 г.

У спасенных после падения Византии рукописях, в выкопанных из руин Рима античных статуях предстал новый мир - греческий древность: перед ее светлыми образами исчезли привидения средневековья, в Италии начался невиданный расцвет искусства. Во Флоренции была основана Платоновская академия, библиотека Лауренціона, которая содержала богатейшее собрание античных рукописей. Созданы первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, изделиями из мрамора, монетами, керамикой. Отстроен античный Рим. Перед зачудованою Європою предстали страдалец Лаокоон, прекрасные Аполлон и Венера.

Со второй половины XV в. начали печатать античных авторов: "Буколики" и "Георгіки" Вергилия, произведения Гомера, Аристотеля, Платона. В университетах Европы создавались кафедры древних языков. В 1530 г. во Франции был основан колледж "трех языков" (латинского, греческого и еврейского) - своеобразный центр французского гуманизма. Это были первые эксперименты гуманистического воспитания. Падуанский гуманист Vittorino да Фельтре в Мантуе основывает первую в своем роде экспериментальную школу, где реализует свои представления об идеале гармоничной и всесторонне образованного человека; о развитии ума, тела и духа. Педагог из Падуи Пьетро Паоло Верджерно в трактате "О благородные нравы и свободные занятия" доказывает, что "свободные занятия" свободные от утилитарных целей, что они порождают в душах людей необычайное наслаждение, и только потом дают щедрые плоды.

В "свободных наук" - наряду с историей и философией - принадлежит и красноречие. Характерно, что из всех античных авторов наибольшей популярности среди итальянских педагогов-гуманистов вступил Квінтиліан и его трактат "О воспитании оратора" (что у него означало - "хорошо образованного человека, который умеет красиво говорить"). Это действительно было практической необходимости Возрождения, ибо эпохе нужны были государственные деятели, ученые, педагоги, высшая церковная знать.

Идеал гармонично развитой личности был адресован, естественно, верхним образованным слоям. Именно в них был обращен трактат Бальдасаре Кастильоне "О придворного". В нем шла речь по сути об идеальном человеке (в плане внешнего и внутреннего блеска). Она должна была разбираться в науке и искусстве, уметь красиво говорить, танцевать, играть на музыкальных инструментах, владеть оружием, ездить верхом, драться на шпагах. Конечно, здесь просвечивала чисто становая модель. Совершенный человек, оказывалось, - совершенный придворный. Именно поэтому самые демократичные мыслители Возрождение такой модели не принимали: Томас Мор и Томазо Кампанелла, например. Первые утопические мыслители были гуманистами. Так, в "Утопии" есть рассуждения о наслаждение, что напоминает трактат Лоренцо Валли на данную тему, - отказываться от наслаждения и стремиться аскетических добродетелей - это признак полного безумия. Однако несправедливо отбирать у кого наслаждение, добиваясь своего. А впрочем, уточнял Мор, есть наслаждения истинные, а есть фальшивые (к последним он относит стремление незаслуженной славы, почета, игру в кости, страсть к украшениям и т.п.). И в Мора и Кампанеллы ощутимая сравнительная тенденция: драгоценности безоговорочно осуждаются, искусство признается только как средство усвоения знаний (истории, геометрии, географии и т.д.).

Особенности развития каждой из европейских стран наложили свой отпечаток на национальную ренессансную культуру. Однако почти у всех народов она представлена блестящей литературой.

Значительно развился театр. В начале XVI в. в Италии возникла так называемая ученый комедия, которая частично осваивала традицию римской комедии (пьесы Л. Аріосто, Н. Макиавелли). В дальнейшем сложился жанр "комедии масок" (commedia dell'arte), который сочетал в себе традиции будущего народно-фарсового театра (балагана) с влиянием античного. Отличительной чертой комедии масок была актерская импровизация, которая основывалась на сценарии. Впоследствии превратились в живые образы традиционные типы - маски.

До середины XVI ст. большого развития приобрел придворный театр, возникли жанры драматической пасторали, мифологической и пасторальной оперы.

В Германии оказался блестящий талант одного из самых образованных людей Европы - Эразма Роттердамского (1469-1536 гг.). Его сатира "Похвала глупости" направлена против "сморідного болота" богословов, невежд - монахов, пап, алчных и похотливых королей, низькопоклонних вельмож. Он призвал вернуться к ранней христианской традиции.

Ульрих фон Гуттен (1488-1523 pp.) - выдающийся политический мыслитель, поэт-рыцарь, один из авторов памфлета "Письма темных людей", - гневно обличая лицемерие папства, отстаивал единую Германию, в которой власть должна принадлежать рыцарству. Немецкий гуманист подготовил борьбу за реформу церкви, которая началась выступлениями Мартина Лютера в 1517 г. и вскоре охватил всю Германию. Лагерь гуманистов раскололся на последователей и противников протестантизма. В 1524-1525 гг. раскалилась Великая крестьянская война в Германии. Но реформация в Германии была использована князьями, что сделало невозможным дальнейшее развитие ренессансных идей.

Во Франции Возрождения приобрело аристократически-дворянского характера. Центром его стал королевский двор, при котором жило немало итальянских мастеров (Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини и др.) и доставали покровительство французские ученые, поэты, художники. К кружка Маргариты Наваррской, сестры Франциска И, входили выдающиеся писатели-гуманисты Клеман Маро, Этьен Доле, Бонавантюр Депер'є, которые выступали с проповедью прав человека и высмеивали аскетизм.

Народную стихию внес в литературу Франсуа Рабле (1494-1553 pp.) роман "Гаргантюа и Пантагрюэль", в котором дал гениальное сатиру на общество своего времени.

Выдающееся явление культурной жизни Франции XVI ст. - скептик Мишель де Монтень (1533-1592 гг.).

Французское Возрождение вызвало яростное сопротивление Сорбонны (философского факультета Парижского университета), которая осудила книги Рабле и Депер'є, заставила Маро покинуть Францию, вынесла смертный приговор Судьбы.

Наибольшего развития во второй половине XVI в. достиг английский театр, который приобрел большую популярность и среди народа. Это время Шекспира (1564-1616 гг.).

Безудержная радость жизни, прославление здорового, сильного, отважного человека с яркими эмоциями и смелыми мыслями - такие черты присущи первым п'єсам Шекспира (комедия "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Два веронцы", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь"). В них выражена важная ренессансная мысль: о человеке судят не по одежды и звание, а с ее ума, отваги, благородства. Первая большая трагедия Шекспира - "Ромео и Джульетта", затем "Юлий Цезарь", "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Отелло". Много человеческих страстей, взлеты и падения изобразил великий драматург: невыносимая тяжесть души принца Датского, тяжелые страдания обманутого доверия в Отелло, разочарование короля Лира, муки совести Макбета. Так сказывается кризис ренессансного гуманизма. Разочарование Гамлета - это состояние души целого поколения поренесансної эпохи. Образы Дездемоны и Яго словно представляют два полюса суток - небо Ренессанса и более низкую Землю - вседозволенность.

Опережая все искусства, пышно расцветала испанская литература: развитие мошеннической новеллы, сатиры, драматургии и, конечно же, Сервантес (1547-1616 pp.) с его знаменитым "Дон Кихотом". В романе мы видим эпос вымирающего рыцарства, а также мнение уже разочарованного гуманиста о том, что человек не является большой, а наоборот, является жалкой и смешной.

Чрезвычайно популярным стал театр. Когда Лопе де Вега (1562 - 1635 pp.) начинал свою литературную деятельность, в Мадриде было только две труппы, когда он заканчивал ее, их уже насчитывалось сорок. Его пьесы - это глубоко оригинальное и национальная литература, правдивость которой писатель теоретически обосновывал: " ... Если события похожи на жизнь, я не придаю особого значения правилам. Немало на свете таких писателей, которые через высокий стиль и правила безжалостно калечат природу".

Характерная черта эпохи - пробуждение национального самосознания во всех европейских странах. Возникла литература на народном языке, а латинская художественная литература в XVI в. окончательно прекратила свое существование.

Типичные персонажи фольклорной культуры Возрождения - образы Дон Жуана и Фауста (в первобытных очертаниях - в легендах Испании и Германии). У них оказалось соболезнования смелой личности, научным поискам. Но народное сознание отправляла Фауста в ад - за страсть к власти и богатству.

Следует отметить, что между церковью и гуманистами вплоть до конца XV в. существовали практически мирные отношения. Известный гуманист на римском престоле - кардинал Николай Кузанский выразил смелые мысли о вращении земли, о бесконечности Вселенной, создал карту Европы. Взаимная Критика была, но острая борьба не велась. Только в конце XV - начале XVI в. церковь "прозрела", обнаружив связь между ренессансной идеологией и восстаниями. Именно тогда Собор принял решение об организации ордена иезуитов, о беспощадную борьбу с ересью. Активизируется инквизиция (церковный суд), выдается запрет на книги. Последователь Коперника Джордано Бруно был сожжен на костре инквизиции в 1600 г. Это один из первых террористических актов церкви...

Но пока что до этого далеко. Церковь приголублювала художников, занималась ими, делала им значительные заказы.

Возрождение дало образцы высоких творений в области изобразительного искусства. Здесь своеобразие хронологических периодов и национальных особенностей такая большая, что необходимо подробнее остановиться на основных достижениях художников европейских стран.



Назад