Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Северное Возрождение


Ростки нового искусства в Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, которая, казалось бы, больше всего связана со средневековыми традициями.

В живописи оно начинается с братьев Яна и Губерта ван Ейків, которые создали Гентский алтарь (собор св. Бавона в Генте). Он представляет собой двухъярусный ставни, на двенадцати досках которого (в раскрытом виде) подано десять сцен. Вверху изображен Христос на троне, впереди стоят Мария и Иоанн, музичать Адам и Ева; внизу на пяти досках сцена "Поклонение агнцу". Особенность этого живописи (который еще не знал анатомии и перспективы) - чрезвычайная тщательность и точность в передаче окружающего мира: каждая травинка, каждый кусок ткани для художников высоким предметом искусства (как и для исследователей природы - предметом, достойным исследования). Ван Ейки усовершенствовали технику рисования маслом, что позволило полнее передавать яркую звучность цвета.

Так же старательно рисовал многочисленных мадонн, узор их наряды, сложный рисунок пола и витражей Ян ван Эйк. Художник много времени уделял портрета, достоверно передавал индивидуальность, не забывая при этом о характеристику человека как части вселенной ("Человек с гвоздикой", "Человек в тюрбане"). Его герои принципиально созерцательные, а не деятельны, потому что ван Эйк считал созерцательность качеством, что помогает человеку постичь красоту бесконечного многообразия мира и найти свое место в нем.

Предметный мир он передал с восторгом, обязательно вводя в портреты реальные детали окружения: зеркало в деревянной раме, бронзовую люстру, бахмату шерсть собаки, одежда.

Искусство братьев ван Ейків имело огромное влияние на развитие нидерландского Возрождения. Их пантеїстична многоцветие, правда, постепенно исчезла, зато человеческая душа раскрывалась все глубже во всех ее тайнах. Последнее присуще также Рогіру ван дер Вейдену (Рожье де ла Патюр, около 1400-1464 гг.). Его искусство высоко оценил Николай Кузанский, когда ван дер Вейден посетил Рим, а также Дюрер. Типичный его произведение - "Снятие с креста" (на нем - отпечаток аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации, тем гротескной заостренности).

На конец XV в. приходится творчество чрезвычайно одаренного художника Гюго ван дер Гуса (около 1435-1440-1482 гг.). Он уже умел передавать (в грандиозном по размерам, монументальном за образами алтаре Портинари) душевное потрясение пастухов и ангелов (в сцене поклонение Младенцу), лица которых говорят: они заранее знают истинный смысл события, ее необычность. Поздние работы художника отмечены чертами дисгармонии, разладе с миром.

Создателем мрачных мистических видений стал Иероним Босх (Хієронімус ван Акен, около 1450-1460-1516 гг.). В них есть и элементы средневекового алегоризму, и живая действительность. Демонология граничит у Босха со здоровым юмором, чувство природы - с аналитическим взглядом на человека и гротесковістю в изображении ее ("Корабль дураков"). В вівтарному образе он умудрился дать толкование фламандском пословице, где мир сравнивается с копной сена, с которой каждый вырывает столько, сколько может ухватить. В "Саду утех", одной из величайших картин, Босх обрисовал образ греховной жизни людей. Мир Босха фантастический (он создавал существ из сочетания животных форм и предметов неорганического мира) - и при этом реальный, хоть и пронизан ожиданием каких всемирных катастроф.

Творчеством Босха завершается первый этап большого искусства Нидерландов - XV ст., "пора исканий, прозрений, разочарований и блестящих находок".

Вершиной голландского Ренессанса была творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (около 1525-1530 - 1569 гг.). В ранних произведениях он находился под влиянием Босха ("Пир худых", "Пир тонких" - злая ирония, недвусмысленный приговор). Но дальнейший его путь - от пейзажа-панорамы, который фиксирует детали и пытается показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу лаконичного, философского. С именем Брейгеля связывается окончательное оформление пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж с фона превратился в рассказ о важные стороны жизни. Наиболее известный из них у Питера Брейгеля Старшего "Зимний пейзаж" из цикла "Времена года" (другое название - "Охотники на снегу"). Он лирический, трогательный, от него веет грустью. Темно-коричневые силуэты деревьев, охотников и собак, белый снег и исчезающие вдали холмы, крошечные фигуры людей на льду и летающая птица, которая кажется зловещим в этой напряженной, почти ощутимо лункій тишине.

По жанровой живописи, то здесь Брейгель - неоспоримо родоначальник. Его полотна заполнены людьми - ряжеными, расточителями, нищими, перекупками. Более поздние произведения строже, цілісніші, но полнокровные и жизнерадостные. Главное же в них - новый предмет изображения. Это и есть рождение жанровых картин ("Крестьянский танец").

В начале 60-х гг. он рисовал картины, которые превзошли силой выразительности все фантасмагории Босха, обращался к религиозным сюжетам, чтобы с их помощью изобразить современные события. "Віфлеємське избиение младенцев" - библейский сюжет, но фактически это картина разные испанцев в нидерландском поселке (солдаты даже в испанском одежде).

Трагизм современного ему жизнь, связанный с первым кризисом в развитии нидерландской революции, Брейгель Старший выражал иносказательным языком. Одна из последних его картин - "Слепые". Пять слепых людей, которые держатся за одну длинную палку, летят в овраг вслед за вожаком, который оступился. Один из них смотрит прямо - у него пустые глазницы, дикий оскал. Эти ужасающие, обречены на страдания люди кажутся еще страшнее на фоне спокойного, неунывающего пейзаж с церковью, пустыми холмами и зелеными деревьями. Природа беспристрастная и вечная, а путь слепых - это жизненный путь всех людей. Впечатление обреченности художник усиливает серо-стальным тоном с сиреневыми оттенками.

Раздробленность Германии, опоздание развития городов не способствовали изменениям в стране. Только с начала XVI в. в Германии начинается мощный подъем. Тезисы главы немецкой Реформации Мартина Лютера против феодальной церкви в 1517 г. стали, по известному выражению, задором, подобным удару молнии в бочку пороха. Революционное движение в Германии потерпел поражение уже в 1525 г. но время крестьянской войны был периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, культуры. С этим временем совпадает творчество выдающегося художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.).

По разнообразию, масштабу таланта, широтой восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого Возрождения. Он был живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективістом, и инженером. Он развязал ряд профессионально-художественных проблем: соотношение предметов в пространстве, существование человеческой фигуры в пространстве и пейзажи. Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды о пропорции и перспективу в живописи, об укреплении и защите городов. Его художественное наследие - 80 станковых произведений, более 200 гравюр, более 1000 рисунков, скульптуры.

Дюрер был выдающимся гуманистов эпохи Возрождения, однако его идеал человека отличался от итальянского. Образы Дюрера полны силы, но и сомнений, мучительных раздумий, у них нет четкой гармонии Леонардо или Рафаэля. Художественная речь затруднена, аллегорическая.

Три самые знаменитые гравюры художника: "Всадник, смерть и дьявол", "Св. Иероним", "Меланхолия". В первой из них изображен всадник, который стремительно мчится вперед, несмотря на то, что смерть и дьявол искушает и пугают его. Во второй - святой Иероним, который сидит за столом в келье и работает. На переднем плане изображен лев, больше похож на старого, доброго пса, что лежит рядом.

Исследователи по-разному толковали эти гравюры: их считали попыткой отразить положение рыцарства, духовенства, бюргерства, а в образе св. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой эпохи. В "Меланхолии" крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, инструментов ремесел, весов, колокола, "магического квадрата", летучей мыши и др. - исполненный мрачной тревоги и уныния в торжестве разума и познания. Образ окутан тяжелым настроением, который отражает, очевидно, общественное настроение тех лет в Германии.

Некоторые автопортреты демонстрируют эволюцию и результат поисков Дюрера - образ философа, человека высокого интеллекта, внутреннего горения, характерного для мыслящих людей того трагического периода немецкой истории. Его лучшие портреты представителей немецкой интеллигенции - художника ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского - тоже одухотворенные.

В 1526 г. Дюрер создает свое последнее живописное полотно - "Четыре апостола", станковое по форме, но действительно монументальное по величеством образов. Некоторые исследователи видели в нем изображения четырех характеров, четырех темпераментов. Дюрер нарушил канон и на передний план в левой доске выдвинул Петра, особо почитаемого католической церковью, а Иоанна - апостола - философа, ближайшего художнику по мировоззрению. В апостолах, в различных их характерах он оценивал все человечество, отдавая преимущество мудрости и гуманности, которые должны быть присущи тем, кто ведет людей за собой.

Ганс Гольбейн Младший (около 1497-1498-1543 pp.) меньше остальных немецких художников связан со средневековой традицией. Он рисовал портреты с натуры - гостроправдиві, тем безжалостные, холодно-трезвые, но изысканные по колориту. Ранние портреты - парадные, лучшие он создал, работая в Англии при дворе Генриха VIII (портрет Томаса Мора, портрет сэра где Моретта, портрет Генриха VIII и др.). Блестящие за мастерством его портреты, выполненные акварелью, углем, карандашом. Много работал в гравюре - ему славу получила серия на дереве "Триумф смерти" ("Танец смерти").

Чрезвычайно тонким и лирическим мастером был Альбрехт Альдорфер, в его творчестве пейзаж выступает как самостоятельный жанр.

Последний художник немецкого Ренессанса Лукас Кранах Старший (1472-1553 pp.) создавал картины в основном на религиозные сюжеты. Для его манеры характерны мягкость и лиризм, но в изгибе вытянутых фигур, в их подчеркнутой хрупкости, в особой утонченности стиля намечаются уже черты маньеризма, которые свидетельствуют о конце немецкого Возрождения.

Во Франции в середине XV ст., после походов французских королей в Италию и знакомства с итальянским искусством, начинается решительный разрыв с готической традиции. Французский Ренессанс, как уже говорилось, был придворный характер (исключение составил лишь Франсуа Рабле).

Жан Фуке (около 1420-1481 pp.) - первый французский великий художник новой эпохи - рисовал портреты и религиозные композиции. Усердие сочеталась у него с монументальностью в трактовке образа. Только двумя цветами - ярко-красным и синим - нарисованная Мадонна в диптихе с Милены (моделью для нее стала любовница Карла VII - факт, невозможен в средневековом искусстве). И сама композиционная ясность, точность рисунка и удобство цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Бокаччо, "Жизнь замечательных мужчин и женщин", около 1458 г.).

Античные и ренессансные мотивы проявляются в рельефах Мишеля Коломба - прежде всего мудрое принятие смерти в выполненных надгробиях (гробница герцога Франциска II Бретонского и его жены Маргариты где Фує; Нант, собор).

С начала XVI в. при дворе Франциска И работают приглашенные его сестрой Маргаритой Наваррською итальянские маньеристы Россо и Пріматіччо, которые стали основателями школы Фонтенбло. Ренессанс в архитектуре - в замок Фонтенбло, перестройка старого дворца Лувр, многочисленные замки по берегам рек Луары и Шер.

XVI ст. - время блестящего расцвета французского портрета. В этом жанре особенно прославился Жан Клуэ, который увековечил в своей портретной галерее Франциска И его свита. Краски Клуэ напоминают по своей интенсивности и чистотой ценные эмали (портрет Дианы де Пуатье). Его портреты выполнены акварелью, карандашом, сангіною.

Французская скульптура Возрождения представлена очень поэтическими, чеканными рельефами Фонтана Нимф в Париже.



Назад