Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Итальянская школа барочная


Рим был центром развития нового искусства - барокко - на рубеже XVI-XVII ст. Итальянское барокко обнаружило себя преимущественно в архитектуре. Архитекторы включали в ансамбль не только отдельные здания и площади, но и улицы. Начало и конец улиц были непременно обозначены некими архитектурными (площадями) или скульптурными (памятниками) акцентами. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках совпадение лучей-проспектов (впервые в истории градостроительства применяется трехлучевая система улиц, которые расходятся от майдана) и в их концах, создают почти театральный эффект широкомасштабного перспективы.

Вместо статуи в центре площади возвышается обелиск или фонтан, обильно украшенный скульптурой.

Раннее барокко не создало новых типов дворцов, вилл, церквей, но предоставило им различных декоративных элементов. Интерьеры ренессансных палаццо превратились в анфиладу пышных покоев, много внимания мастера барокко уделяли внутреннему двору, дворцовом саду. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны украсили парки, декоративный эффект усилился и расположением всего ансамбля террасами на крутых склонах.

В период зрелого барокко (со второй трети XVII ст.) палаццо оформляются еще пышнее - и относительно главного фасада, и еще больше с садового стороны. Боковые крылья здания выдвигаются и образуют курдонер (почетный двор).

В храмовой архитектуре зрелого барокко наблюдаются чрезвычайная великолепие, живописность фасада, но и интерьер церкви как места театрализованного обряду католической службы представляет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа добавляется и музыка). Скульптура тесно связана с архитектурой, в барокко время нельзя отделить работу архитектора от работы скульптора. Придворный скульптор и архитектор римских пап, который соединил в себе оба таланты, Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), pp. был автором многих произведений, благодаря которым католическая столица и получила барочного характера. Но главный его произведение - это грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление огромного площади у собора. Глубина майдана - 280 м; в центре высится обелиск, фонтаны у него подчеркивают поперечную ось, а самый майдан образовано мощной колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера 19 м высотой, образует строгое за рисунком незамкнутый круг, вроде распахнутых объятий, как говорил сам Бернини.

Бернини обращался к античных и христианских сюжетов в скульптуре. Но в его "Давиде" нет ясности и простоты скульптур кватроченто, нет классической гармонии Высокого Ренессанса. Это воинственный плебей: его тонкие губы упрямо сжатые, маленькие глаза зло сужены, тело почти обернутый вокруг своей оси.

Бернини стал создателем барочного портрета - парадного, театрализованного, декоративного, который, однако, отражал реальное лицо (портреты герцога д'эсте, Людовика IV).

В живописи Италии на рубеже XVI-XVII вв. возникло два главных направления: болонский академизм и связан с именем выдающегося художника Италии XVII ст. Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо, 1573-1610 pp.) - караваджизм.

Братья Караччі основали в Болонье "Академию настановлених на путь истины", в которой художники учились по специальной программе. Она стала прообразом всех европейских академий будущего. Один из ее основателей Аннибале Караччі стремился облагородить натуру согласно классических норм. Образы его, абстрактные и риторические, отвечали духу официальной идеологии и поэтому были признаны.

Мощная реалистичная течение в искусстве всей Западной Европы - караваджизм - стала антиподом академизма. Своеобразным вызовом академически пригладженому живописи было именно обращение Караваджо к персонажей типа картежников, шулеров, гадалок и т.д. Изображая этих людей, художник положил начало глубоко реалистичном бытовой живописи ("Лютняр", "Игроки").

И главными для мастера остались религиозные темы, хотя его герои жизненно достоверные (в этом оказалась его новаторская смелость). Так, "Евангелист Матфей с ангелами" очень похож на крестьянина. Караваджо накладывал краску большими, широкими плоскостями, выхватывая светом из мрака важнейшие части композиции. Драматизм, взволнованность и искренность образовывали такую реалистичную выразительность, что заказчики время отказывались от картин, не увидев в них надлежащего благочестия и идеальности.

Благодаря сплава академизма болонців и караваджизму возникло итальянское барокко, представленное именами Гверчіно (монументально-декоративная живопись с реалистичными типажами и караваджистською светотенью), замечательного колориста Доменико Фетті, Пьетро ди Кортона, Луки Джорджано, Бернардо Строцци, а несколько позже Сальватора Розы, автора блестящих за колористичністю пасмурно-романтических композиций.

Позднее барокко - это романтические пейзажи Александре Маньяско, алтарные образы и портреты Джузеппе Креспи.

С XVIII в. начался упадок итальянского искусства, связан, очевидно, с исторической судьбой Италии, когда испанское владычество сменилось австрийским, а вся страна оказалась под властью сильных централизованных государств.



Назад