Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

"Золотой век" испанской живописи: темы, герои, жанры


Корни испанского духовной культуры "золотого века" уходит в эпоху суток реконкисты - национально-освободительной борьбы испанцев с арабами, которые с VIII в. пытались завоевать Пиренейский полуостров. Реконкиста, что длилась 800 лет, определяла своеобразие исторического развития нации.

История средневековой Испании - это в огромной степени история войны, в ходе которой возникли народные законы и обычаи, складывались свободолюбивые традиции, высокое представление о чести, воинскую доблесть и героизм. Во времена реконкисты сформировалось гордое чувство собственного достоинства, стойкость, мужество.

Необычный для того времени, но характерный для испанцев, взгляд выражали впоследствии, в 1518 г., кортесы (представители дворянства, духовенства и городских общин) Карлу И: "Государь, вы должны знать, что король является слуга нации на жаловании". Крестьянин Кастилии, которая первой завоевала независимость, никогда не был крепостным.

У народа, который проникся сознанием своего достоинства и своей значимости, в центре внимания должна находиться человек - реальная и в то же время героїзована. Уже в средневековом живописи художники возводили пространство до минимума, чтобы подчеркнуть значимость и монументальности человеческой фигуры.

Глубокая религиозность всех слоев испанского общества и чрезвычайно активный контроль со стороны церкви определили роль идеалов испанской культуры. Возможно, именно религиозное рвение, иногда даже фанатизм обусловили любовь испанцев к сцен и сюжетов мученичества с жестокими, тем противными натуралистическими подробностями. Впрочем, это впечатление сглаживается стремлением художников изобразить на лицах мучеников победу сильных людей над физическими страданиями, величие смерти ради справедливости.

Объединение страны как завершение реконкисты произошло в конце XV в. под эгидой "католических королей" - Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. С начала XVI в. Испания - мощнейшее государство Европы. Приобретенный в течение веков реконкисты моральный авторитет церкви испанские монархи стали использовать в своих интересах, непосредственно подчинив себе, а не римскому папе, церковь и инквизицию. Продолжение присоединения колоний Нового света, открытие новых торговых путей превратили Испанию на самую сильную морскую державу.

Испанское Возрождения не сбросило духовной диктатуры церкви. Испании была чужая итальянская свобода нравов эпохи Возрождения. Церковный контроль над образом жизни испанцев, их религиозность обусловили строгость нравов в стране. Отсюда - внимание прежде всего к морального облика человека, а не к ее телесно-материальной оболочки. Испанцы толковали религиозные сюжеты скорее в морально-этическом плане, а не использовали их, как итальянцы, для утверждения гармоничной красоты и физического совершенства человека. Нагота допускалась в искусстве только при изображении фигур христианских мучеников, а обнаженное женское тело вообще не было до Веласкеса предметом изображения.

Испанские монархи были воинственными католиками и пытались бороться с распространением протестантства в Европе. Во второй половине XVI В. Испания - форпост общеевропейского контрреформаторского движения. В самой стране свирепствовала инквизиция, которая делала страшные жестокости, и это сделало царствования Филиппа II пресловутой эпохой в истории святого трибунала. Такой была Испания в период "золотого века". И при этом - взлет национального художественного гения в конце XVI - первой половине XVII ст., не виданный ранее и никогда впредь не пережитый испанской культурой.

Блестящую плеяду испанских живописцев начал Доменико Теотокопулі, прозванный Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения (1541-1614 гг.). Эль Греко, не оценен при испанском дворе, едет в Толедо, становится основателем толедської школы и выполняет заказы преимущественно местных монастырей и церквей. Он рисует религиозные сюжеты ("Моление о чаше", "Святое семейство"), чаще всего алтарные образы, реже античные ("Лаокоон"), пейзажи - виды Толедо, много портретов. "Радость в страдании" - таков лейтмотив многих его работ. Напряжение, возбуждение, беспокойство присутствуют во всех его картинах. Лица героев удлиненные, аскетичные, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Его грандов сжигает внутренний огонь, их бледные лица выражают сильное духовное напряжение, глаза словно смотрят вглубь самих себя. Пейзажи - Толедо во время грозы, во вспышках молний - подчеркивают ничтожность человека перед розбурханою стихией.

Цвет Эль Греко использует для передачи эмоций, душевных движений, но не пытается передать краской настоящую красоту предметов. "Дневной свет мешает моему внутреннему", - говорят, сказал некогда мастер, который работал при искусственном освещении.

В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко, что родилось в среде старого, почти вырождающейся кастильский дворянства и фанатичного монашества, много мистики, экзальтированности, исступления, даже ложной патетики и надлома, что побуждает некоторых исследователей относить его к художников маньєристичного направления.

Эль Греко значительно повлиял на формирование испанской живописи.

Хусепе де Рибера (1591-1652 pp.) как настоящий сын эпохи барокко, и еще испанец, любил изображать сцены мученичества, в них ярко встает моральная сила героев, торжество человеческого духа над страданием и смертью ("Мученичество апостола Андрея"). Краски здесь сдержанные, мрачные, только темно-красный штандарт в руках черного бородатого воина слева пылает среди зловещих темных тонов. И ритм, и светотень, и колорит - все использовано художником. О.М. Бенуа сказал о творце: " ... страшная сила таится в картинах Риберы. Это не шутка. Это не слезливая сентиментальность, не игра в аскетизм, это и не красивая поза, которая теряет смысл большинства итальянских картин XVI и XVII веков...". Успех "мучеництв" Риберы был огромный, они распространились по музеям всех стран в многочисленных копиях и имитациях. Именно поэтому о Ріберу часто судят только из этих работ и говорят о нем как о художнике жестоких пыток и наказаний. Между тем это не изобретение Риберы, а популярный сюжет в период контрреформации.

Но Рибера знаменит не только "мучеництвами". Интересна его галерея философов и апостолов: "Философ", "Диоген", "Демокрит, который смеется", "Философ с зеркалом" - Сократ (зеркало - девиз "познай самого себя") изображен в неожиданном ракурсе. Художник показывает Сократа, который почти повернулся спиной к зрителю и погрузился в созерцание своего изображения. Его фигура в лохмотьях, которая выступает из густых теней фона, полна величия, значимости и силы.

Выдающимся центром художественной жизни Испании была Севилья, а главным живописцем ее - Франсиско Сурбаран (1598-1664 гг.). Для него характерны лаконизм и выразительность пластических средств, что особенно видно на его натюрмортах. Художник умел выразить красоту формы, фактуры, цвета изображенных вещей.

Величайший художник "испанского золотого возраста" Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660 гг.). Интересно, что в Веласкеса, типичного испанца, почти отсутствуют религиозные сюжеты, а те, что он выбирает, трактуются близко к "бодегонес" (от слова bodegon - трактир, харчевня, магазин) - как жанровые сцены ("Христос в гостях у Марии и Марфы"), так же, как и мифологический сюжет "Вакх", или, как чаще называют эту картину, "Пьяницы".

Сорок лет он служил художником при дворе Филиппа IV. Но это не помешало ему идти своим путем в искусстве.

Новаторской была уже его картина "Сдача Бреды", посвященная единой победной события в безславній для испанцев войне с голландцами: толкование темы, когда и победители, и побежденные поданы как достойные люди; новаторской была сама композиция батальной сцены - без аллегорических фигур и античных божеств.

Веласкесові портреты (Филиппа IV, его детей, графа Олівареса и других придворных) полны достоинства и воспринимаются неоднозначно - при внимательном взгляде раскрывается много нюансов. Вы смотрите на графа Олівареса - промітного царедворца и хитрого политика, - но он кажется вам глубже и сложнее тот образ, который возникает перед вами на картине.

Глубина проникновения "в человека" с особой силой проявилась в портрете папы Иннокентия X. Пронзительный взгляд холодных светлых глаз, сжатые губы выдают характер жестокий и целенаправленный, а возможно, и беспощадный, натуру, которая даже на восьмом десятке лет не знает ни в чем препятствий. Современники утверждали, что, увидев свой портрет, папа воскликнул: "Troppo vero!" ("Слишком правдиво!"). Портрет нарисованный в двух цветах: белом и красном, но красный - со многими оттенками.

Так на смену портрета-идеала эпохи Высокого Возрождения барокко выдвигает портрет человека во всей ее сложности.

Благородство и мера, присущие художнику, проявились в портретах шутов: любимый шут Филиппа IV Эль Примо, который задумался над исполинским в его маленьких руках фолиантом; разряженный, словно принц, карлик "Дон Антонио", который кажется еще меньшего роста рядом с большим псом, - все эти игрушки двора, лишенные собственной судьбы, показаны художником с необычайным тактом.

В последние десятилетия жизни Веласкес создал три самых известных свои произведения. "Венера с зеркалом" - первое в Испании изображение обнаженного женского тела. Венера, которая лежит спиной к зрителю, как бы замыкает собой композицию, которая, по мнению исследователей, характерно для искусства барокко. Особенность картины заключается в том, что среда, насыщенная воздухом. Групповому портрету под названием "Менины" (фрейлины) присущи черты жанровой живописи. Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) рисует короля и королеву, отображение которых зрители видят в зеркале. На переднем плане инфанта Маргарита в окружении фрейлин, карлиць, придворных и собаки. В дверях покоя - канцлер. Лицо инфанты, полна детской превосходства, ее легкие волосы, ее хилое тельце в парадном одеянии - все проникнуто воздухом, фигуры моделируются тысячи цветовых оттенков, мазками различного направления, густоты, размера и формы. Третья из перечисленных картин - "Пряхи" - жанровое. Искания тона, проблема передачи света и воздуха, свето-воздушной среды, что так будет волновать художников XIX ст., были главными в живописи Веласкеса. Его пейзажи с виллой Медичи предвещают пейзажная живопись XIX ст.

Во второй половине XVII в. выдающимся художником был Бартоломео Эстебан Мурильо (1618-1682 гг.). Его мадонны, а также "Святое семейство", "Непорочное зачатие" поэтические, но иногда сладкие. Однако именно благодаря им художник получил мировую славу. Так же знаменитые его изображение уличных детей ("Мальчик с собакой").

С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок, и только в конце XVIII ст., когда начинает творить Гойя, испанский государство вновь приобретает общеевропейской славы как родина великих художников.



Назад