Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Фламандские и голландское искусство XVII в. как два полюса мироощущение суток


В результате революции в XVII ст. Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (современная Бельгия), которая осталась под властью Испании. Центральной фигурой фламандского искусства этого периода был Питер Пауэл Рубенс (вернее Рюбенс, 1577-1640 гг.). Его живопись очень характерный для барокко, но имеет свои национальные особенности: в первую очередь, преобладание чувства над бесстрастен, полная отстраненность от мистики и экзальтации, физическая сила, почуттєвість, порой даже неукротимая, восхищение природой. Рубенс прославил национальный тип красоты. Дева Мария и Магдалина - блондины, волоокие, пышнотелые. Христос на кресте кажется атлетом. Все композиции будто в движении. Даже античные сюжеты художник выбирал динамические: похищение Юпитером своих любимых, амазонки в борьбе... Его привлекают вакханалии с наслаждением опьянения, охота на львов с их неудержимым пылом и другие образы классической древности, что приобретают земной достоверности и сугубо фламандского "лица" ("Персей и Андромеда"). В 20-те pp. Рубенс создал 21 картину для украшения Люксембургского дворца - сцены из жизни французской королевы Марии Медичи (на заказ), в которых исторические лица изображены рядом с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями.

В последнее десятилетие музой художника стала его юная жена Елена Фоумен. Он рисует ее на прогулке вместе с собой, в саду, с детьми, одетой и обнаженной. Рубенс славит женщину как символ жизни.

У Рубенса было много учеников. Самый известный из них - Антонис Ван Дейк (1599-1641 гг.). Неравнодушен к родовой аристократии, художник в портретах и автопортретах всегда подчеркивал аристократизмі, хрупкости, изысканности, нервной экспрессии, изяществу форм. У него много мифологических сюжетов и христианских ("Сусанна и старцы", "Св. Иероним" и др.), которые он решает в лирическом плане. Однако главным жанром Ван Дейка стал портрет. Последнее десятилетие он жил в Англии, где Карл И пожаловал ему звание главного королевского живописца, дал рыцарское звание. На отплату Ван Дейк создал галерею парадных портретов английского придворной аристократии. Блестящая мастерство оберегла его от грубой лести (портрет Карла И на охоте, портрет Томаса Уортона и др.).

Главой фламандской школы после Рубенса стал Якоб Йорданс (1593-1678 гг.). Трезвый реалист, он любил в бытовом жанре, искал свои образы в крестьянской среде. Например, в "Празднике бобового короля" изображен такую картину: столы гнутся от угощений, лицо блестят от удовольствия. Живопись Йорданса сочный, свободный.

Знаменитым мастером фламандского натюрморта был Франс Снейдерса (1579-1657 гг.). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно изображены дары земли и воды. Такие натюрморты украшали богатые интерьеры, поэтому они большие по размерам - в отличие от голландских (знаменитые "Магазины" Снейдерса: "Рыбная лавка", "Фруктовая лавка" - созданы для епископского дворца).

Жанровая живопись во Фландрии представляет очень талантливый художник Адриан Броувер. Небольшие картины изображают крестьян и городской плебс, сельского врача, фламандскую школу. Художник продолжил традиции Брейгеля. Стиль его виртуозный, артистичный.

Большие по размерам, но дрібнофігурні композиции Давида Тенирса посвященные сельским праздникам под открытым небом, с танцами, трапезами, разговорами.

Духовная атмосфера Голландии, которая только что визволилася от национального угнетения, способствовала развитию философии, естественных наук, математики. Протестантизм (кальвинизм как его форма) полностью вытеснил католическую церковь, духовенство не играло такой роли, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Лейденский университет был центром вільнолюбства. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства означала, что голландским художникам заказывали работы в основном бюргеры, магистрат, они украшали не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания - потому картины были небольшие по размеру. Храмы не украшались алтарными образами, были архитектурно простые, потому что кальвинизм отвергал даже намек на роскошь.

Главное достижение голландского искусства XVII ст. - станковая живопись. Объекты наблюдения и изображения художников - человек и природа. Природа является действительностью сама по себе. Эта идея, которая вступила в Новое время широкого мировоззренческого значения, впервые воплотилась в Голландии (а вообще в Новое время наука становится ведущей формой сознания).

Следует помнить также, что искусство уже отошло от понятия вечности (икона) и пришло к понятию времени, что стало условием реалистической живописи. Бытовая живопись стал одним из ведущих жанров, создатели которого достали в истории наименование "малых голландцев" - их незамысловатые сюжеты (хотя и отражают разнообразный мир), небольшие картины. Они находят поэтическую красоту в простом, обыденном, умеют одухотворить мир материальных вещей. Голландский натюрморт - художественное воплощение важнейшей темы голландского искусства, темы частной жизни обычного человека.

Один из виднейших портретистов этой эпохи - Франс Гальс (Халс; около 1585-1666 гг.). Он создает много групповых портретов - изображений стрелковых гильдий (корпораций офицеров для обороны и охраны городов). Бюргеры хотели быть увековеченными, и художник должен был помнить об уважении к каждой модели. Привлекает в этих картинах отражение идеалов молодой республики, чувство свободы, равноправия, общительности. С полотен на зрителя смотрят энергичны, уверены в себе и в завтрашнем дне люди ("Стрелецкая гильдия св. Адриана", "Стрелецкая гильдия св. Георгия"). Обычно они изображены на дружеском застолье. Из этих частных лиц благодаря манере художника - широкой, уверенной, с насыщенными, интенсивными цветами (желтым, красным, синим и т.д.) - создается художественный документ эпохи.

Много бесшабашного рвение, натиска, неуемной энергии и в индивидуальных портретах с чертами жанровой картины. В поздних портретах это исчезает. Так, в ермітажному мужском портрете при всей импозантности и даже кичливости его героя просматривают усталость и грусть. В другом портрете (мужчина в широкополой шляпе) эти черты еще более усилены. В этот поздний период Гальс достигает вершины мастерства - колорит его картин становится монохромным (конечно темный, черный одежду, с белым воротничком и манжетами, темно-оливковый цвет фона). Живописная палитра лаконичная, но основывается на очень тонких оттенках.

В пейзажном жанре (здесь изображалась не природа вообще, а типично голландский пейзаж - знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы с лодками на них, конькобежцы) величайшим мастером был Якоб ван Рейсдаль (1628-1682 гг.), художник неиссякаемой фантазии ("Лесное болото", "Водопад", "Еврейское кладбище"). Старательно изображая натуру, Рейсдаль в то же время достигает монументальности.

О непритязательности сюжетов голландцев свидетельствует анималистический жанр Альберта Кейпа - "закат на реке", "Коровы на берегу ручья"; Пауля Поттере - "Собака на цепи".

Блестящего развития достигает натюрморт, который чаще всего изображает так называемые "завтраки" (Виллем Хеда - "Завтрак с ежевичным пирогом", Питер Класс - "Натюрморт со свечой"). Голландцы называли натюрморт "still liven" - "тихая жизнь", а не "nature mort" - "мертвая природа". Колорит обычно сдержанный и изысканный. Замедленный ритм жизни, порядок, исполнительность, выверенность распорядка дня - эти ценности голландского быта перешли и в картины (Габриэль Метсю - "Завтрак", "Больной и врач"). Много внимания уделялось интерьера. Особенно любил изображать их Питер де Хох - комнаты с напіврозчиненим окном, брошенной метлой или забытыми ботиночками... Его "Дворик" - это как бы застывшее мгновение жизни, так же поэтического, как и будничной.

Новое в жанровая живопись вносит Ян Вермеер, известный в истории искусства как Вермеер Делфтський (1632-1675 гг.). По сути он проложил дорогу импрессионизма. "Девушка, которая читает письма", "Кавалер и дама около спінета", "Офицер и улыбающаяся девушка", виды Амстердама или Делфта - эти картины полны тишины и покоя. И главное в них - передача света и воздуха. Художник умел создать иллюзию растворения предметов в світлоповітряному среде, что и определило его славу в XIX ст. Вермеер делал то, чего никто еще не делал в XVII ст., - рисовал с натуры ("Улица", "Вид Делфта"), и это, по сути, первые образцы пленэрной живописи. Он соединил большой кисть с мелким мазком, но позднее его стиль стал гладким, с нежной гармонией голубого, желтого, синего, объединенных удивительным жемчужно-серым ("Голова девушки").

Итогом художественных достижений голландского искусства XVII ст., вершиной его реализма стала творчество Ханса ван Рейна Рембрандта (1606-1669 гг.).

Первая его известная картина - "Урок анатомии". Как титулованный голландец XVII ст. Рембрандт не боялся реалистичных деталей, как великий мастер умел избегать натурализма.

Вслед за многими другими художниками Рембрандт пережил несколько творческих этапов, связанных и со степенью мастерства, и с мироощущением, и с событиями жизнь.

Его картины счастливого периода - любовь к юной жены (романтические портреты Саскии и автопортреты в роскошном и фантастическом наряде, с сияющими лицами, с радостью бытия) - нарисованы в стиле барокко. Это сложные ракурсы, динамизм, феерия мира, богатство цветовых нюансов, светотеневое моделирование, которое впоследствии станет главным среди его выразительных средств.

На рубеже раннего периода создано одно из самых знаменитых полотен художника - "Ночной дозор" - групповой портрет стрелковой роты капитана Банінга Кока. Требования "жанра" (точнее заказчиков) - "репрезентация" каждого из портретируемых - не было соблюдено. Художник расширил рамки жанра, подавая скорее историческую картину: он показал, как отряд выступает в поход. Стрельцы по-разному ведут себя - одни возбуждены следующими действиями, другие сдержанные, спокойные. Состояние победы гражданского духа, значимости события передано светотенью - выход людей из-под густых теней арки на яркий солнечный свет. Впоследствии картина воспринималась как героический образ эпохи республиканской Голландии. Однако сами заказчики - бюргеры середины века - не приняли картину: не все лица персонажей можно узнать, живописные приемы нетрадиционные, нелепой показалась зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой девочки в золотистой-желтом платье. С этой картины начинается конфликт и разрыв Рембрандта с патриціанськими кругами.

40-50-е годы - пора высокого мастерства художника. Он обратил свой взгляд на прелесть и поэтичность повседневной жизни; даже в сюжетах из Священного Писания изображал обычный быт, простых людей, глубоко раскрывая их психологическое состояние ("Святое семейство").

Последние шестнадцать лет жизни наиболее трагические для Рембрандта, но это пора его шедевров. Образы этих лет чрезвычайные не только монументальностью характеров и одухотворенностью, они глубоко философские и високоетичні. Предельно простые изображения людей, всегда интересных по душевным складом. Иногда это портрет-биография ("Портрет старика в красном"). Крупнейшего психологизма Рембрандт достиг в автопортретах, которых дошло до нас около ста. В последнее групповым портретом стало изображение старейшин цеха сукнарів - так называемых синдиків, где Рембрандт показал не только различные типы, но и передал ощущение духовного союза, взаимопонимания людей, объединенных одним делом и задачами, что не удавалось даже Гальсу.

Главными виражальними средствами для Рембрандта были не линии и массы, а цвет и свет. Композиция построена в основном на равновесии цветных звучаний. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, словно вспыхивали изнутри. Цвет интенсивный, краски как будто излучают свет. Сложное взаимодействие цвета и света создавала определенное эмоциональное среду, которое усиливало психологическую характеристику образа. Лучшим полотном Рембрандта (и эпилогом творчества) можно считать картину "Блудный сын". Здесь передано столько чувств, столько тонких душевных движений - потрясение, счастье от возвращения утраченного, всепоглощающая родительская любовь, но одновременно и горечь потерь, унижение, стыд, раскаяние... Удивительная колористическая единство оранжевых и красных тонов, фона и образов - это все единый живописный поток.

Графическая наследие Рембрандта не менее значимая, чем живописная. Это в основном библейские и евангельские сюжеты, но рисунки часто и жанровые. Офорты полны философского содержания, они посвящены тайнам бытия, трагизма человеческой судьбы. В них часто звучит сочувствие обездоленным, демократизм мировосприятия ("Слепой Товит", "Снятие с креста", "Поклонение пастухов" и др.). Как офортист Рембрандт не имеет себе равных в мировом искусстве.

Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. Технически блестящие, безупречные рисунки демонстрируют его эволюцию: от сложности композиции и усердного выписки деталей - до классически ясной простоты.

Одно из замечательных явлений литературы XVII в. - творчество английского поэта Джона Мильтона (1608-1674 гг.): поэмы "Потерянный рай" и "Возвращенный рай", трагедия "Самсон-борец". В "Потерянном рае", используя сюжет мифа о борьбе Бога и сатаны, Мильтон показал, с какими трудностями человечество продвигается вперед: познает истину, побеждает несправедливость. Образ мятежного сатаны, или Самсона, который разрывает цепи, и др. - предтечи образов романтической литературы. Мильтон также заложил основы публицистики и политической поэзии.



Назад