Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Классицизм как искусство героической гражданственности


Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства, потому что именно в XVII в. сформировалась единая французское государство, а во второй его половине Франция стала самой могущественной абсолютистской государством Западной Европы. Основой теории классицизма стал рационализм, что опирался на философскую систему Рене Декарта. Предметом искусства в класицизмі провозглашалось только прекрасное, возвышенное. Этическим и эстетическим идеалом выступала античность.

Классицизм - искусство героической гражданственности. В основе его поэтики лежат принципы философского рационализма, ярко проявились в подходе к явлениям общественной жизни и природы. Прекрасное выступает в ней как четкое, разумное, логическое начало, без каких-либо сложностей и противоречий, присущих реальной жизни. Воспевая героические идеалы, искусство классицизма совсем не интересовалось современностью, реальными людьми и их бытом, а тяготело к идеализированных абстрактных образов, провозглашал принцип изображения "замечательной", "облагороженной" природы; основываясь на изучении античной поэтики и искусства, которые содержат в себе как бы абсолютную позаісторичну эстетическую норму, теоретики классицизма (Н. Буало и другие) создали систему классических канонов (например, соблюдение в драме трех единств - места, времени, действия), а также неуклонную иерархии жанров ("высокие" - трагедия, эпическая поэма, ога, историческая картина - изображали жизни королей и знати, связанных с судьбой государства, гражданские доблести и героические деяния; "низкие" - комедия, сатира, байка, жанровая картина буржуазного ли простонародного быта, частные будние интересы).

XVII в. во Франции - века театра. Первым крупным французским драматургом был Пьер Корнель (1606-1684), pp. который написал ряд классических пьес (о первой из них сложилась поговорка, распространенная у французов и еще: "Это прекрасно, как "Сид"). В основе "Сида" лежит рыцарский сюжет о борьбе любви и долга. В "Горации" идеи гражданского долга преобладают над всем и полностью подчиняют себе человеческие страсти. Морально поднося личность, гражданственность одновременно подавляет ее, то есть Корнель уже заметил, что гуманистическая гармония между общим благом и личным счастьем невозможна.

В середине 40-х гг. XVII в. после смерти кардинала Ришелье и короля Людовика XIII усиливается феодальная оппозиция престола, обостряется политическая борьба, которая привела к фронды. Наблюдая жестокую борьбу за власть, Корнель теряет веру в высокие гражданские и нравственные принципы. На смену идеальным героям "Сида" и "Горация" приходят хищники, тираны, честолюбцы, которых Корнель выводит в своих трагедиях, все чаще перенося их действие на "варварский" Восход. Правда характеров исчезла, и хотя добродетель побеждала, искусства в этих пьесах уже не было.

Сюжеты трагедий второго великого драматурга XVII ст. Жана Расина (1639-1699 pp.) сравнительно простые и приближенные к семейных, личных отношений между людьми. Но он показывал и главный конфликт своего времени: герои Расина отстаивают свое достоинство, попранную деспотичным произволом. "Поэт влюбленных женщин и царей" - так называл Расина А.С. Пушкин, имея в виду две найславетніші трагедии драматурга - "Андромаху" и "Федру". Расин - непревзойденный мастер стиха, тонкой психологической характеристики.

Как это часто бывает в театре, пьеса, написанная на историческом материале, что не имеет явного аналогии с действительностью, все-таки может вызвать к жизни именно те чувства, которые "ждут" своего обнаружения. Так было с трагедией Расина "Андромаха", в которой парижский зритель увидел страсти, что побеждают ум, влекут за собой насилие, и разум, который сопротивляется насилию, отстаивает независимость личности. А это и было в годы царствования Людовика XIV главным противоречием политической жизни. Расин усматривал основной источник зла в эгоистических пристрастиях. Губительная сила необузданных страстей особенно страшна том, что они могут привести к преступлению даже благородные натуры ("Береника", "Баязет", "Митридат"). Замена гражданской темы моральной у Расина ("Ифигения в Авліді", "Федра") сопровождается глубоким постижением, познанием человеческой натуры. В "Федрі", где поэтический талант Расина достиг своей вершины, драматург создал образ женщины, которая, хоть и наполнено непозволительной страстью, однако поражает силой и чистотой помыслов, твердостью моральных устоев. "Нечто поразительно величественный", "энергию" человечности усматривал в трагедиях Расина А.И. Герцен.

В истории театра славу великого реформатора комедии получил Мольер. Он дал этому жанровые глубокий общественный смысл, сатирическую направленность и яркую театральную форму, создал жанр высокой комедии.

Мольер (Жан Батист Поклен 1622-1673 pp.) начал с простых мошеннических сюжетов в духе народного фарса. Выступал со своей труппой во многих городах Франции. После выступления в Лувре перед Людовиком XIV и его двором трупа Мольера была удостоена стать третьим парижским театром, который нанес удар претензійому (изысканно-аристократическом, чопорному) искусству.

Пародийные комические маски Мольера передавали в гротесковому, буфонному освещении наиболее характерные черты "светской черни" - прекрасный язык и причудливые манеры ("Смешные манірниці"), комические ситуации изображали драматические психологические состояния героя ("Сганарель, или мнимый рогоносец"), постепенно в них вводились социально-этические проблемы ("Школа мужей", "Назойливые"). Среди крупных комедий Мольера - "Тартюф", "Дон Жуан, или Каменный гость", "Мизантроп", "Скупой", "Мещанин во дворянстве". Главные герои Мольера сознательно "заточены", в них преобладает некая одна, доминантная черта. Благодаря этому Тартюф, Дон Жуан, Гарпагон и стали типами широкого социального обобщения. Но не меньшего внимания заслуживает галерея знаменитых мольєрівських слуг, которые олицетворяют изобретательность народного ума, расторопность и плебейську энергию. Огромное влияние на драматурга произвела атмосфера его круга, куда входили поэт Сирано де Бержерак, баснописец Лафонтен Жан, драматурги Пьер Корнель и еще юный Жан Расин, а также теоретик классицизма Никола Буало.

Через сто лет, уже в XVIII ст., Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799 pp.) блестяще продолжил мольєрівську традицию изображения блестящих личностей из простого народа - слуг. Это показ невмирущої остроумия, образ умного и отважного борца за человеческое достоинство - цирюльника Фигаро ("Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро"), который говорит своему господину графу Альмавива: "Вашей единственной трудом было родиться... в то время как мне, затерянном в темной толпе, мне лишь для того, чтобы прокормиться, пришлось проявить больше знаний и смекалки, чем их было использовано за сто лет на управление всеми Испаниями. И вы хотите соревноваться со мной?" Недаром Людовик XVI запретил ставить "Женитьба Фигаро" в театре.

Предвестием французского классицизма в изобразительном искусстве была художественная речь Жоржа де Латура (1593-1652 гг.): точность, выразительность, ясность композиции, безупречная целостность силуэта, статика. Образы несут черты вечного, сверхвысокого.

Но настоящим творцом классического направления в живописи Франции стал Никола Пуссен (1594-1665 гг.). Темы его полотен: мифология, история, ветхий и Новый Заветы. Изображаемые герои - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Понятие общественного назначения чрезвычайно важное для Пуссена, как и вообще для данного направления.

Этому искусству отвечает и определенная язык: мера и порядок, композиционная уравновешенность, плавный, четкий линейный ритм прекрасно передают суровую величество идей и характеров. Колорит строится на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармоничный мир в себе, который не выходит за пределы живописного пространства, как в барокко ("Смерть Германика", "Танкред и Єрмінія", "Освобожденный Єрусалим" - на сюжет поэмы Торквато Тассо, итальянского поэта XVI ст.). Все поэтически-возвышенное, но это - царство холодной безпристрасності. Некоторые лучшие работы Пуссена не грешат такими чертами ("Царство Флоры", "Спящая Венера"), а чувственная стихия здесь овеянная целомудрием, как высокая красота.

Лучше всего в Пуссена - его пейзажи. Пуссен - создатель классического идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж - это не реальная природа, а природа "улучшенная", придуманная художником, потому что только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. В последние годы Пуссен создал замечательный цикл картин "Времена года", которые символически отражают периоды земного человеческого существования.

Лирическая линия классического ідеалізованого пейзажа была развита в творчестве Клода Лорренна (1600-1682 гг.). Он рисовал море, античные руины, большие группы деревьев, среди которых размещал маленькие фигуры людей. Главная тема - величие природы (Отплытия "святой Урсулы"). Замечательные у Лоррена четыре полотна, изображающие время суток. Воздух и свет - самые сильные стороны таланта Лоррена.

Вторая половина XVII в. - время долгого правления Людовика XIV, короля-солнца", вершина французского абсолютизма. "Большое века" - большое прежде всего за великолепием церемониала и всех видов искусств, которые в разных жанрах и разными способами прославляли лицо короля. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Восточный фасад Лувра застраивается колоннадой Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математически выверенной равновесием масс, статичностью, что навевает чувство спокойствия и величия.

Главное творение второй половины XVII в. - Версальский дворец и парк (архитекторов в этот период интересует проблема соотношения ансамбля дворца и парка). В довольно пустынной местности, за восемнадцать километров от Парижа, вырос сказочный дворец (1668-1669 гг.), в безводном поле заструміли фонтаны, вырос гигантский парк. От огромного площади перед дворцом отходят три проспекты - три дороги на Париж, Сен-Клу и Co (тоже резиденции короля). Дворец, фасад которого тянется на полкилометра, имеет три этажа: первый - основа, опора, второй - главный, парадный и поэтому самый высокий, третий, который венчает здание, легкий. Экстерьер дома классически точный, дежурство окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Пышное декоративная отделка, особенно в интерьере. Ни одна эпоха, ни одна эпоха не давала такого синтеза искусств, как Версальский дворец. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, кульминацией роскошного наряда которых должна быть спальня короля, где начинался и заканчивался его день и где происходили аудиенции. Поражала роскошью и зеркальная галерея (73 метра длиной 10 метров в ширину) между "Залом войны" и "Залом мира", с окнами, выходящими в сад, с одной стороны, и зеркалами, в которых вечером в свете многочисленных свечей множилось, дробилось отражение нарядного придворного толпы, с другой.

Версальский парк, как и весь ансамбль, - это программный произведение. Это регулярный парк, потому что в нем все выверено, розкреслено на аллее, определены места для фонтана и скульптур. Общая его длина - около трех километров. Создателем парка был Ленотр, скульптуры выполняли такие знаменитые мастера, как Жірардон и Куазево. Декоративные работы в Версале возглавлял "первый живописец короля", директор Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры гобеленов Шарль Лебрен. Он был разносторонне одаренным художником - делал картоны для шпалер, рисовал рисунки для мебели, алтарные образы, - но в нем преобладал талант декоратора. Именно ему французское искусство обязано единственным декоративным стилем - от монументальной живописи и картины до ковров и мебели.

Со второй половины XVII в. Франция прочно и надолго занимает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления Людовика XIV в искусстве возникают новые черты и искусству XVIII в. уже принадлежит развиваться в другом направлении.



Назад