Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Романтизм как мироощущение и как направление в искусстве


Жизнь новом художественном направления дала Германия, откликнувшись романтизмом на рубеже 1790-х и 1800-х гг. на революцию во Франции. Немецкий романтизм отмечался подчеркнуто философским характером. Его эстетика состояла в "иенском кружке", который возник в конце XVIII в. в маленьком городе Иене, близ Веймара. Главными теоретиками ієнських романтиков стали брать Август-Вильгельм и Фридрих Шлегелі. Опираясь на философское положение Ф. Шеллінга о раскованность, свободу человеческого духа, романтики считали нужным утверждение искусства с неограниченной свободой. Бегство от действительности в мир фантазий и домыслов не исключала интересов романтиков к окружающему миру. Но действительность жила в творениях немецкого романтизма, увиденная сквозь призму романтической иронии.

Романтизм сыграл значительную роль в развитии исторических взглядов, пробудив интерес к прошлому, к ранних этапов национального жизни, фольклора, национальных традиций, истории языка и культуры. Важное значение имела борьба романтиков за свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и его духовного мира. Поискам общечеловеческого объективно "прекрасного" идеала, нормативным канонам классицизма романтики противопоставляли яркую индивидуальную и национальное своеобразие, богатство человеческих характеров и чувств. В основе искусства романтизма лежит противопоставление прозаичного буржуазного миропорядка и духовной свободы личности героя, его сильных чувств и идеальных порывов с убогой действительностью. Отсюда - мотивы трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности, захват стихией природы, поезд до далекого от современной цивилизации уклада жизни. Важное значение романтическая эстетика предоставляла иронии как универсальном средства возвышение над противоречием между идеалом и жизнью.

В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, интерес к прошлому, тяга к необычному и экзотики (нетипичность обстоятельств) - и задушевность, лиризм, особенное, дотоле неизвестное литературе проникновения в глубины человеческой души. В. Гюго считал драму неинтересной, если она, как будто простое плоское зеркало, отражает серую скуку жизни. Она должна быть "зеркалом, которое концентрирует, превращает рябь на свет, а свет на пламя!". Гюго не привлекал образ ни торговца - скряги и мошенника, ни буржуа - рассудительного и бездушного. Романтический герой был одиноким. Такими выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои "Восточных поэм" и "Манфреда"), Конрад Валленрод в Адама Мицкевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты в Эрнста.

Люди бурных титанических страстей, мятежники - герои Перси Биши Шелли (1792-1822), pp. вторая Байрона ("Восстание ислама", "Освобожденный Прометей").

Старший современник Байрона, Шелли Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа, который показал, что история творится с живыми людьми, горячими сердцами. Вальтер Скотт мастерски передал исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов, предоставляя им яркого романтического колорита.

С романтизмом связано обогащения литературных жанров, разрушение прежних представлений о границах и правила творчества. Основными жанрами романтической литературы стали драма, новелла, романтическая поэма, баллада, роман в стихах, где размывается грань между эпосом и лирикой, а также сказка лирико-философского или фантастического содержания.

У немецких романтиков сказка была одним из любимых жанров. Всемирной славы зажили народные сказки, записаны и опубликованы братьями Гримм - Якобом и Вильгельмом. Почему же немецким романтикам не давали покоя "сказки старых времен"? Поэт Новалис (Фридрих фон Харденберг, 1772-1801 pp.) в романе-сказке "Генрих фон Офтердінген" болезненно переживал крушение старых феодальных устоев. Ему хотелось остановить время, сохранить навеки старинные замки, патриархальные обычаи.

Очень одаренный человек Эрнест Теодор Амадей Гофман (1776-1822 pp.) создал странные, смешные и трагические повести и романы ("Золотой горшок", "Жизненная философия Кота Мурро...", "Крошка Цахес"). Творчество этого писателя, которому не суждено стать музыкантом (а музыка была его страстью, чиновника по роду занятий), - не забава, а, как сказал Г. Гейне, "потрясающий крик ужаса на девять томов". Гофман задыхался в душной атмосфере Германии начала XIX в.

А сам Генрих Гейне (1797-1856 pp.) - это и удивительно тонкая лирика ("Книга песен"), и чувствительная политическая сатира (книга прозы "Дорожные картины", поэма "Германия. Зимняя сказка"), и ирония, благодаря которой преодолено романтизм и взят новую главную тему - реальная жизнь.

В США романтика приключений, волевые, отважные и целенаправленные герои, сюжеты индейских сказок и легенд нашли своего певца в лице Джеймса Фенимора Купера (1789-1851 pp.) - это пятитомная эпопея о Кожаный Чулок.

Французские романтики - прежде всего Виктор Гюго (1802-1885 гг.). Теоретически обосновав основные принципы романтизма, писатель воплотил их в своих драмах и романах ("Эрнани", "Король забавляется", "Мария Тюдор", "Рюи Блаз", "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "Труженики моря", "Человек, который смеется"), обрисовав целый ряд необычных человеческих характеров, невероятных обстоятельств, триумфов добра, которое побеждает зло.

Известная писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван-Дюпен, 1804-1876 pp.) - страстная поклонница женского равноправия ("Индиана", "Валентина", "Консуэло"). М.Є. Салтыков-Щедрин отнес ее творчество до беллетристики идейной, героической, что зажигала сердца и волновала умы.

Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене разные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юношу, но в то же время пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С воодушевлением чувства личности, характерного для миропонимание человека нового буржуазного общества, связанный культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов и жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтика поэтика контрастов, требования "местного колорита" оказываются в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.

Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легітимістської монархии, отчуждения его от демократических вкусов, его рутину и косность, что препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, что были присущи борьбе романтиков против классиков (труда Стендаля "Расин и Шекспир", предисловие Гюго к его драмы "Кромвель").

Французские театры еще долго оставались твердынями классицизма, не пропуская на сцену романтических пьес. Но романтическая драма в эти годы имела союзника в лице мелодрамы, утвердилась в репертуаре бульварных театров Парижа. Мелодраме присущ выбор героев, конечно отвергнутых обществом и законами, которые терпят несправедливости: характер сюжетов, часто построенных на резком столкновении контрастно изображенных начал добра и зла. Этот конфликт в угоду демократической публике всегда решался наказанием порока, победой добра. Интересный сюжет, использование разнообразных сценических эффектов (смены декораций, музыки, шума, освещение и т.п.) обеспечивали эмоциональное воздействие на зрителя.

В театральном репертуаре возникают новые темы, порожденные новыми условиями социального бытия. Тема богатства и бедности, например, которая трактуется как проблема личных человеческих качеств: богатство - награда за трудолюбие, бережливость и добродетельную жизнь, хотя некоторые драматурги пытались вызвать сочувствие к честной бедности и осуждали жестокость богачей. Характерна в этом отношении позиция В. Гюго, который принес на театральную сцену не только ее художественную реформу, но и высокий гуманизм ("Марион Делорм", "Король забавляется", "Рюи Блаз"). Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма (Дюма-отец; 1802-1870), pp. автор классической приключенческой литературы, что не сумел, однако, сохранить верность романтическим увлечениям молодости и написал пьесу "Катилина", пройняту буржуазным духом.

Особое место в истории французского романтического театра и романтической драмы принадлежит Альфреду де Мюссе (1810-1857 гг.). В романе "Исповедь сына века" он отразил настроения поколения, которое вступило в жизнь в период Реставрации, когда уже отгремели события Великой французской революции и наполеоновских войн, когда "власти Божьи и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла навсегда". Тонкая ирония Мюссе направлена против всего: "Насмехаться из славы, религии, любви, из всего на свете - это большое утешение для тех, кто не знает, что делать". Но впоследствии, несмотря на призыв к поколения "увлечься отчаянием", сам иронически замечал: " ... так приятно чувствовать себя несчастным, хотя на самом деле в тебе только пустота и скука". Пьесы Мюссе: "Венецианская ночь", "Капризы Марианны", "Фантазіо" - модели блестящей романтической комедии нового типа, которые опережают традиционную для этого стиля кровавую драму с неистовым любовью, ревностью и убийством или же проникнуты печальной иронией, смесью лирики и гротеска; это также психологическая драма "С любовью не шутят" и драма серьезного социального звучания, которая осуждает романтику индивидуального революционного акта, - "Лоренцаччо" (с 39 коротких сцен-эпизодов); это комедии-пословицы, которые имеют салонного-аристократический характер, не заняв главенствующего места в репертуаре французского театра того времени, они в значительной мере повлияли на его идейно-эстетическое содержание.

В драматургии Проспера Мериме (сборник пьес "Театр Клары Гасуль") романтический бунт заменено гострокритичним и даже сатирическим изображением персонажей своего времени (офицеры и солдаты, шпионы, дворяне разных рангов и состояния, светские дамы и солдатские подруги, рабы, крестьяне). Это сильные и страстные люди, которые оказались в исключительных ситуациях и совершают необычные дела, но считать их героями романтической драмы все-таки нельзя - в пьесах нет культа сильной индивидуальности, протиставленої обществу, к тому же, героям чужие романтика скорбь и разочарование. Да и авторская ирония снижает романтическое настроение героев.

Накануне Великой французской буржуазной революции искусство страны было захвачено новой волной классицизма. Возвращение к античной культуры совпало с потребностью в искусстве геройском, високогромадянському, которое создаст образы, достойные подражания.

В архитектуре это оформления площади Людовика XV (площади Согласия), открытого в парке Тюильри и на Сену и связанного с широкими зелеными массивами Єлисейських полей.

С начала нового века доминирует стиль ампир - монументальный в экстерьере, изысканно роскошный в интерьере, с использованием древнеримских архитектурных форм. Классические тенденции в живописи возникают в связи с тем, что искусство вновь призывают прежде всего воспитывать человека, готовить ее к служение идеям государственности, а не быть забавой и утешением. Идеалом французского буржуазного общества накануне революции была античность, но не греческая, римская, времен Римской республики. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия; в театре разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга предыдущего века, который прославлял в образах античных героев гражданские добродетели.

Жак Луи Давид (1748-1825), pp. художник, чья жизнь была тесно связано со всеми политическими событиями периода Великой Французской буржуазной революции, соединил в своем творчестве эстетику классицизма с политикой революции, что и создало новый стиль во французской культуре - "революционный классицизм". Первым его паростком была картина "Клятва Горациев".

Во времена революционных событий Давид оформляет массовые праздники, занимается национализацией произведений искусства и преобразованием Лувра в национальный музей. В эти годы Давид мало рисует, потому что является членом Конвента, народных собраний революционной Франции, но на убийство Марата Шарлоттой Корде отозвался картиной "Убит Марат" (или "Смерть Марата"). Это произведение чисто класицистичного стиля. Однако он воспринимался современниками как истинно реалистичный.

С 1793 г. Давид входит в Комитет общественной безопасности - орган революционной диктатуры французской буржуазии - и сближается с главой якобинской партии Робесп'єром. После падения якобинской диктатуры, событий 9 термідора политическая карьера художника прерывается, а его самого ненадолго арестовывают. Через некоторое время первый художник республики становится придворным живописцем империи. Во времена Директории он рисует "Сабінянок", на подъем Наполеона отвечает полотном "Леонид при Фермопилах", где в образе спартанского героя проступают черты первого консула, который в 1804 г. становится императором. По заказу Наполеона Давид нарисовал картины: "Коронация", "Наполеон при переходе через Сен-Бернар" - холодные и надменные.

Реставрация Бурбонов заставляет бывшего члена Конвента, который проголосовал за смерть короля, эмигрировать из Франции.

Кроме исторических полотен Давид оставил большое количество замечательных по характеристике портреты, например, знаменитый портрет мадам Рекам'є. Изяществом стиля Давид в портретах определил заранее характерные черты того классицизма начала XIX ст., который получил название стиля ампир.

Давид создал огромную школу учеников. Среди них был и знаменитый Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867 гг.). Именно он превратил классицизм Давида на академизм, с которым воевали романтики.

Большую часть жизни он оставался вождем официального академического направления, сторонился политики, хотя нарисовал замечательный портрет главы политической прессы 30-х гг. Луи Франсуа Бертена Старшего. Здесь такая сила и верность, что современники называли его изображением Юпитера-Громовержца Нового времени, а когда Бертен появлялся на улице, говорили: "Вот идет портрет Энгра". Наиболее привлекательный произведение старого мастера - "Источник".

Последние годы прославленного художника прошли в борьбе сначала с романтиками во главе с Делакруа, а потом с реалистами, которых представлял Курбе.

Энгр говорил, что Делакруа "рисует бешеной метлой", а Делакруа и другие романтики обвиняли Энгра в холодности, рационализме, в том, что он не творит, а "расписывает" свои картины. То была вражда не только двух ярких, таких разных индивидуальностей, но и вражда двух художественных мировоззрений. Борьба длилась почти полвека, романтизм добивался признания очень долго.

Это направление возникло как оппозиция классической школе Давида, академическому искусству, что именуется "школой" вообще. Но это была и оппозиция всей официальной идеологии эпохи реакции, протест против ее мещанской ограниченности. Романтики тяготели к экзотике, к исторических и литературных сюжетов, до всего, что стояло "над прозой жизни", ставило художника над "серой повседневностью". Поэтому в их картинах много нервозности, игры воображения, мечтательности. Их возбужденный горячий колорит, моделирование формы, основанные на сильных контрастах цветных пятен, экспрессивный рисунок с сознательным избежанием классической отточенности, их смелая, тем хаотичная композиция, лишенная величества, крайне раздражали академистов.

Первым художником романтического направления был Теодор Жерико (1791-1824 pp.) - мастер героических сюжетов, монументальных полотен. У него есть и классические черты, и мощное реалистическое начало. В картине 1812 г. "Офицер конных егерей императорской армии, который идет в атаку" - романтика наполеоновской эпохи отражена с запалом двадцатилетнего юноши. Картина имела успех. Жерико постоянно искал героические образы в современности. Сюжетом своей главной картины "Плот "Медузы" он взял события, что произошли на плоту с пассажирами французского фрегата "Медуза", который погиб по вине правительства, и создал гигантское полотно 7 х 5 м. Среди людей на плоту есть мертвецы, сумасшедшие, полуживые, они неистово всматриваются в даль. Здесь и класицистичні (точный обобщенный рисунок, резкая светотень), и романтические черты (драматическое событие, невероятные переживания, крайнее психологическое напряжение).

Настоящим вождем романтизма стал Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863 гг.). Уже его первая работа "Лодка Данте" вызвала огонь критики, но ее с восторгом воспринял Жерико. Фигуры грешников, которые цепляются за барку на фоне адского сияние огней, классически правильные, но в них чувствуется огромная внутренняя мощь, мрачность и страшная обреченность.

Делакруа не считал себя романтиком. Романтизм критиковали за нерадивость рисунка и композиции, за отсутствие стиля и вкуса, по подражания грубой натуры. Хотя принципы романтизма были разработаны Гюго и Стендалем, в изобразительном искусстве они не имели определенной программы. Ш. Бодлер говорил, что романтизм - это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный склад...". И действительно, всех романтиков споріднювало прежде всего особое отношение к действительности - стремление вырваться из прозаической обыденности, ненависть к мещанства, до обывательского прозябание, культ сильных страстей, ощущение одиночества, неприятие унификации искусства.

И все-таки этот художественный движение существовал, и Делакруа после выставки его картины "Резня на Хиосе" стал признанным его вождем. "Метеор, который упал в болото", "пламенный гений" - такими были отзывы о Делакруа. В то же время были и противоположные ("Это резня живописи"), а Стендаль (сам романтик) говорил: " ... наполовину изображены посиневшие трупы". Картина полна глубокого драматизма. На фоне мрачного, но беззаботного пейзажа турок топчет и рубит людей. На переднем плане умирающие, но еще не бессильны мужчины и женщины разного возраста, от идеально прекрасной молодой пары в центре к фигуре напівбезумної бабушки и рядом нее умирающей молодой матери с ребенком, прислоненной к груди. Равнодушная природа, или как записал Делакруа в "Дневнике", " ... я подумал о своей малость перед лицом этих зависших в пространстве миров".

Некоторые картины Делакруа связаны с революцией 1830 г. Это аллегорическая композиция "Свобода на баррикадах" ("Свобода, ведущая народ"), которую критиковали и левые (за компромисс - сочетание реальных деталей из иносказательной форме свободы), и правые (за излишний демократизм, называя "Свободу" "босой девицей, которая сбежала из тюрьмы").

В Англии наиболее интересные достижения в живописи на рубеже веков связаны с пейзажем. Самым ярким мастером этого жанра был Джон Констебл (1776-1837), pp. который в определенной степени продолжил традицию Т. Гейнсборо.

Он рисовал готические соборы, виды городка Солсбери, морской берег в Брайтоне, свою родную реку Стур, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его "любимой старой зеленой Англии". Художник одним из первых начал создавать этюды на пленэре, благодаря чему в его картинах можно почувствовать силу ветра, прохладу тени, свежесть зелени. Сочетая зелень с белым, он умел передать ее влажность, на ней словно сверкающие капли росы. Констебл мастерски передавал различные эффекты освещения, нюансы жизни каждого предмета ("Собор в Солсбери из сада епископа", "Виз для сена" и др.).

Другой английский пейзажист этого периода - типичный романтик Джозеф Мелорд Уильям Тернер (1775-1851 гг.). Огромные яркие полотна, наполненные световых эффектов, море, насыщенный влагой воздух, продвижение облаков, взлет парусов, взбудораженные стихии - главные темы его произведений.

Национальной славы испанское искусство после "золотого возраста" приобрело вновь лишь с появлением Гойи (Франсиско Хосе Гойя-и-Лусьєнтес, 1746-1828 гг.). Как Давид во Франции, Гойя с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало реалистичном живописи Нового времени. Огромное значение имела творчество Гойи и для возникновения романтизма.

Расцвет живописного мастерства Гойи связан с портретом. Классический национальный тип и в то же время глубоко индивидуальный характер, независимый, надменный, вспыльчивый, с высоким чувством достоинства, переданы в портрете Исабель Кобос где Порсель. Тонкое, нервное лицо у доктора Перакля; спокойствие и величие в лице знаменитой трагической актрисы по прозвищу Ла Тирана; тусклые, без тени духовности, серые лица королевского семейства... И, наконец, знаменитые "Махи" - "Маха одетая", "Маха обнаженная", которыми Гойя нанес удар академической школе и заставил вспомнить венецианское Возрождения.

Гойя откликнулся на вторжение французов в Испанию, которому очень мужественно противостоял маленький народ: "Восстание 2 мая 1808 года" (испанец в белой рубашке отчаянно раскинул руки навстречу смерти). Художник создал и вторую графическую серию "Ужасы войны" - это настоящий документ героической борьбы испанского народа с Наполеоном (конь, который отражается от стаи собак, - это Испания среди врагов; темные силуэты старика и старухи, которые ищут тело сына среди белых пятен мертвецов, и др.).

После его смерти Испания забыла своего выдающегося художника. И только молодая передовая Франция оценила великого испанца, интерес к которому не угасает до сих пор.



Назад