Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Формирование исторического взгляда на лицо и вызванного им художественного метода реализма


Ведущее место в литературе XIX в. принадлежит роману. Продолжая начатое романтиками разрушения граней между жанрами литературы, создатели реалистического романа органично сплетали эпическое начало с лирическим и драматичным. Включение драматизма в повествовательный жанр дало В.Г. Белинскому право говорить о рождении "драмы в форме повести и романа".

Реализм в английской литературе утверждается с творчеством Диккенса и Теккерея.

Реализм как художественный метод предполагает правдивое отображение реальной действительности, правдивость воспроизведения не только деталей, но и типовых характеров в типичных обстоятельствах.

Реалистическая литература, стремясь быть правдивой, познать суть, склонна к обличение. Учитывая это показательный Чарлз Диккенс (1812-1870 гг.) - жизнь Англии XIX в. с его конфликтами и противоречиями, социальными болячками и психологическими драмами показано ним с необычайным мастерством ("Приключения Оливера Твиста", "Лавка древностей", "Домби и сын", "Холодный дом", "Жизнь и приключения Мартина Чезлвіта").

Великий английский сатирик-реалист Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863 pp.) пишет роман о высший мир - "Ярмарка тщеславия", где герои суетятся, добиваются своих, в основном, мелких и эгоистических целей, сталкивая с дороги всех, кто им мешает.

Одним из последних представителей реализма в английской литературе XIX в. стал Томас Гарди (Харди, 1840-1928 pp.) - автор романов "Тесс из рода д ` эрбервиллей", "Джуд Незаметный", хотя масштаб его видение жизни уступает по масштабу его великих предшественников.

Возглавили реалистическое направление в литературе XIX в. большие французские романисты Стендаль и Бальзак.

Художник-психолог Стендаль (Анри Мари Бейль, 1783-1842 pp.) умением анализировать тончайшие оттенки мыслей, чувств и поступков человека открыл новые пути литературы и искусства XIX ст. Хорошо зная общественные отношения, быт и обычаи Реставрации и Июльской монархии (Стендаль прошел с армией Наполеона весь ее путь, почувствовал суровую правду войны, избавился от иллюзий), он создал образы людей, в которых отражена эпоха (сын плотника Жюльен Сорель в романе "Красное и черное" и итальянский аристократ Фабрицио дель Донго - в "Пермском монастыре").

Главой реалистической школы 30-40-х гг. был Оноре де Бальзак (1799-1850 гг.). Практически всю жизнь выдающийся романист работал над созданием большого цикла романов и повестей, которые впоследствии объединил под названием "Человеческая комедия". Писатель хотел создать "Человеческую комедию" такой же энциклопедией современной жизни, какой была "Божественная комедия" Данте для своего времени. Действительно, Бальзак сумел увековечить свою эпоху, ее типичные характеры, ее психологию, быт, трагедии, но при этом остро чувствовал индивидуальность, уникальность отдельного человеческого бытия.

Не менее великим мастером литературной формы, тонким художником, который сказал наиболее глубокую для своего времени правду о человеке, был Гюстав Флобер (1821-1880 гг.). Его антибуржуазність, что оказалась в постоянном негодовании нищетою жизни буржуазии, которая согласилась "зажать свое сердце между собственной крамничкою и собственным пищеварением", вдохновила его на создание замечательных романов ("Мадам Бовари", "Воспитание чувств", "Простая душа", "Саламбо").

Прозорливые людинознавці Стендаль, Бальзак, Флобер были и гениальными художниками, новаторами романной формы.

Выдающегося мастерства достигла в этот период французская новелла, ее наиболее признанным мастером стал Проспер Мериме (1803-1870 гг.). В нем многое от романтиков - писателя привлекают необычные характеры, яркие краски, экстремальные ситуации. При этом очень реалистично воспроизводится местный колорит. В его отношении к героев есть определенная отчужденность, маска равнодушия, что придает особого драматизма событиям ("Матео Фальконе", "Таманго", "Кармен", "Коломба").

Маленькими шедеврами, где на нескольких страницах раскрывалось жизнь в его повседневной плане, но в некоем особом освещении были новеллы Ги де Мопассана (1850-1893 гг.): "Пышка", "Дядюшка Милон", "Пленники", "Два приятеля", "Дуэль" и др. Новеллы его в основном лирические, а романы ("Жизнь", "Милый друг") разоблачают цинизм, пошлость, мелочность души, примитивный гедонизм.

XIX в. относятся и другие выдающиеся литераторы и писатели: французы Альфонс Доде ("Удивительные приключения Тартарена из Тараскону") и Эмиль Золя (двадцатитомная серия романов "Ругон-Маккари", которые сам писатель определил как "естественную и социальную историю одной семьи в эпоху Второй империи"); бельгийский прозаик Шарль де Костер ("Легенды о героических, потешные и славные приключения Тиля Уленшпигеля и Ламме Гудзака во Фландрии и других странах"); датский сказочник Ганс Христиан Андерсен; великий польский поэт Адам Мицкевич (который прославился прежде всего своими балладами и поэмами - "Дзяды", "Гражина", "Конрад Валленрод"); болгарский писатель Христо Ботев; венгерский поэт Шандор Петефи. Многих замечательных писателей дала в XIX в. молодая республика - Соединенные Штаты Америки: Эдгар Аллан По (удивительные рассказы о путешествиях, детективные рассказы, фантастика), поэты Генри Лонгфелло ("Песня о Гайавату") и Уолт Уитмен (поэт-новатор, который стремился воспеть все многообразие жизни, потому что все достойное быть воспетым: и паровоз, и Бруклинский мост, и негр-беглец, и каждый листик, и каждая травинка...); наконец, знаменитый писатель-юморист Марк Твен (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс): замечательные юмористические рассказы, детские книжки, сатирические повести ("Янки при дворе короля Артура") и автор искусных рассказов со счастливыми концами Генри (Уильям Сидни Портер).

XIX век стал эпохой рождения нового театрального искусства в Западной Европе и США. Прежде всего театр приобрел нового общественного и правового статуса. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. сделала так много, что все XIX века прошло под ее знаком. Она же вызвала и коренное обновление театра. Во Франции был принят ряд декретов и законов, направленных против старой системы организации дела: о свободе театров и отмены королевской цензуры, о свободной конкуренции, охрану авторского права и др.

Реализм конца XIX - начала XX в. осваивает новую проблематику и художественные формы. В творчестве Ибсена, Гауптмана, Шоу, Роллана выявляются новые возможности реализма, намечаются его сложные связи с другими стилевыми течениями эпохи. Недаром произведения, которые стали достоянием культурной жизни Европы, объединяют понятием "новая драма", определяющий момент которой - создание спектаклей глубокой жизненной правды, отражение противоречий времени, воспроизведения сложной внутренней жизни человека. Освоение "новой драмы" театром имело целью активное интерпретацию авторского замысла. Впервые возникло представление о театре как о целостной и эстетическое явление, родилось новое за своими функциями искусство - режиссура. Носитель этой профессии, художник синтетического плана, отныне стал центральной фигурой театрального процесса.

Для развития реалистического театра много сделал Эмиль Золя (1840-1902 pp.) - глава французского натурализма, который призвал раздвинуть рамки искусства, развернуть на сцене "картины неожиданного и полного бурной жизни". Золя считал, что натуралистическая драма как воспроизведение фрагмента жизни неизбежно повлечет за собой отказ от современного типа спектакля - подчеркнуто театрального зрелища. Даже декорации, по его мнению, надо было радикально изменить: от эффектности к воспроизведение реальных условий. По сути программа коренного изменения театра, предложенная Е. Золя, - это создание режиссерского театра.

В конце XIX в. сказываются и тенденции, противоположные натурализма. Возникает неоромантизм - воспевание способности к подвигу, душевного благородства, полноты ощущения жизни, максимализма страстей. Наиболее ярко это выразилось в драматургии Эдмона Ростана (1868-1918 гг.): "Принцесса Греза", "Сирано де Бержерак", "Орленок", "Последняя ночь Дон Жуана". Он избегает потрясений реальности, но его пьесы гуманистические, добрые и очень сценические.

"Среди всех творений человеческого разума, которые только предоставляют ценности человеческой жизни, мы чувствуем безграничное восхищение театром". Эти слова Ромена Роллана (1866-1944 pp.) неопровержимо свидетельствуют: французский писатель разделял мечту просветителей XVIII в. о театр как сильнейшего воспитателя народа. Он создал монументально-героические драмы больших проблем и могущественных характеров, скорее философские, психологические, - "трагедии идей", как он сам их называл ("Святой Людовик", "Аерт", "Волки", "Дантон", "Робеспьер").

Большой вклад в мировую театральную культуру во второй половине XIX в. сделали скандинавские страны. И прежде всего - норвежский драматург Ибсен и шведский Стриндберг.

Генрих Ибсен (1828-1906 pp.) - создатель реалистической драмы большого масштаба при привычности масштабов изображаемого жизни ("Бранд", "Пер Гюнт", "Опоры общества", "Кукольный дом", "Дикая утка"). Ибсен разрабатывал форму драмы, основной принцип которой определяется как воспроизведение жизни в формах самой жизни. Простота и мнимая неприхотливость действия на сцене словно повторяют естественный и непринужденный план жизни. Вместе с тем драматург и вводит новое понимание театральности, сценичности и поэтичности. В его пьесах звучит скрытый драматизм повседневности, много весят старательно подобранные детали становятся глубокими поэтическими образами. Они порой приобретают значение символа, и эта символика не разрушает реалистичной ткани произведения. Очень важные элементы драматургии Г. Ибсена - второй план, подтекст, атмосфера. Они обнаруживают "подводное течение" пьесы.

Во второй половине 80-х гг. в драматургии Ибсена наметились другие черты, но это была уже другая эпоха.

Среди представителей новой драмы швед Юхан Август Стриндберг (1849-1912 pp.) занимает особое место. Его драматургия и теоретические работы в значительной мере способствовали становлению современного европейского театра. Стриндберг не принимал буржуазного общества, лицемерия обычаев, лживости политики. Но центральной темой его творчества была критика института буржуазной семьи и брака. Его творчество хронологически делится на два периода: до 1884 г. - преобладание реализма; далее - усиление мистических мотивов и символизма. Духовной культуре XIX в. принадлежит первый период. Судьбу отдельных людей, семейная жизнь Стриндберг рассматривал как явления глубоко трагические. В драмах этого периода противоборствующие стороны - муж и жена. А впрочем, Стриндберг считал, что основной конфликт его времени - это борьба всех со всеми, повсеместно и во всем - между классами, между личностью и обществом, между мужчиной и женщиной ("Отец", "Фрекен Юлия"). Исторический цикл ("Енгельбрект", "Густав Baca", "Эрик XIV", "Карл XII") - это тема трагедии обреченного на власть, но неспособного вынести ее, монарха. Мотив нелепости жизни, бесцельности сопротивления судьбы нарастает и предопределяет пессимистические интонации. Символистские и камерные драмы Стриндберга принадлежат уже другой эпохе, как и его последующие открытия.

Английский драматург Джордж Бернард Шоу (1856-1950 pp.) положил начало формированию интеллектуального театра. Шоу апеллировал к ума современников, главным художественным приемом был парадокс. Именно острием своей парадоксальности, смазанным скользкой клоунадой, как заметил А.В. Луначарский, Шоу пробил бегемотову кожу Лондона и заставил говорить не только о себе, но и о своих идеях. Какие же идеи суток были важны для Шоу?

Это безнравственность социальной несправедливости ("Дома вдовца", "Профессия миссис Уоррен"), романтические иллюзии относительно войны ("Человек и оружие", "Избранник судьбы"), антимілітаризм ("Ученик дьявола", "Цезарь и Клеопатра", "Майор Барбара"). Іроніст, сатирик, парадоксаліст Шоу выступает как тонкий психолог, знаток человеческих душ в пьесах "Дом, где разбиваются сердца" ("Фантазия в русском стиле на английские темы"), "Святая Иоанна", "Пигмалион". Иногда Шоу щедро привлекает эксцентрику, буффонаду, гротеск. Три свои политические комедии - "Тележка с яблоками", "Горько, но правда", "Женева" - он назвал политическими екстраваганцами.

Шоу видел свою задачу в том, чтобы воспитывать сознание зрителей. И он действительно в значительной степени повлиял на своих современников, расширив понятие сценической правды.

В условиях многосторонних связей стран и народов художественные течения в XIX в. не задерживались в рамках одного государства, а быстро распространялись по всему миру.

Говоря о реализме середины XIX ст., имеют в виду определенную художественную систему, теоретически обоснованную как эстетически осознанный опыт. Е. Золя определял реализм как обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой на точную науку. Реалисты заговорили четко, понятным языком, которая пришла на смену "музыкальной", но нечеткой языке романтики.

Во французском живописи реализм оказался в пейзаже - наименее тенденциозно насыщенном жанре. Его представителями стали художники так называемой барбизонской школы, получившей свое название от небольшой деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Группа молодых живописцев - Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Диаз делла Пенья, Константен Тройон, Шарль Франсуа Добиньи - приехала в Барбизон рисовать этюды с натуры. Их объединило желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать. Однако у каждого был свой взгляд. Руссо тяготел к акцентирование вечного в природе ("Дубы"), Дюпре любил светотеневые контрасты, с помощью которых передавал тревожное ощущение и световые эффекты; Тройон вводил в пейзаже животных; Добиньи рисовал лирические пейзажи ("Берег Уазы", "Берег реки") в освещенном палитре, что сближает его с импрессионистами.

Некоторое время работал в Барбізоні Жан Франсуа Милле (1814-1875 pp.) - мастер крестьянской темы ("Сеятель", "Збирачки колосьев", "Человек с мотыгой"). Он изображал сельский труд как естественное состояние человека, как форму ее бытия. Почерк Милле лаконичный, его картины торжественно-простые, приглушенная цветовая гамма, в его образах много покоя, умиротворения. Он любил изображать наступления сумерек ("Анжелюс"). Его искусство правдивое и честное.

Один из тончайших мастеров французского пейзажа - Камиль Коро (1796-1875 гг.). Его изысканный колорит приветствовали только романтики. Поселившись в сельской местности, Коро рисовал пейзажи и портреты. Он был всегда предельно искренний ("Мост в Манте", "Башня ратуши в Дует"). Человек в пейзажах Куро органично входит в мир природы: женщины, которые собирают хворост, крестьяне, которые возвращаются с поля ("Семья жнеца"). Он никогда не рисовал стихию или ночной мрак, что так любили романтики. Утренняя пора или тихие сумерки - его любимый время. Гамма цветов якобы небогатая: это градации серебристо-жемчужных и лазурово-перламутровых тонов. Нападки официальной критики вызвал его широкий, свободный почерк. Он не был предшественником импрессионизма, но его отношение к непосредственного впечатления от природы и человека уже близкое к этому.

В жанровой живописи реализм связан с именем Жана Дезире Гюстава Курбе (1819-1877 гг.). Как писал Л. Вентури, ни один художник не вызвал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один и не вызвал такого влияния на живопись XIX ст. В Салоне он дебютировал "Портретом с черной собакой", впоследствии создал "Автопортрет с трубкой". Здесь он изобразил самого себя на бледно-красном фоне, в белой с серо-зелеными тенями рубашке и серой куртке. Красноватое лицо с некими оливковыми тенями обрамляют черные волосы и борода. Вентури считает, что живопись Курбе не уступает перед живописью Тициана.

Реализм, как его понимал Курбе, является элементом романтизма и означает правдивое изображение того, что видит художник. Он создал портреты и сцены жизни своего родного Иевусеянина. Революция 1848 г. сблизила его с Ш. Бодлером, который издавал журнал "Благо народа", и с некоторыми будущими участниками Парижской коммуны. Он обратился к теме труда и нищеты ("Дробильники камня"). После разгрома революции, вернувшись в Орна, Курбе создал ряд замечательных полотен ("После обеда в Орнані", "Похороны в Орнані"), связанных с этим городом.

Главным средством выражения в Курбе был цвет. Его гамма очень точная, почти монохромная, основывается на богатстве полутонов. Тон у него становился все более интенсивным и глубоким при згущенні и утолщении слоя краски, для чего Курбе часто заменял кисть шпателем. Объем вещей для него важнее их силуэт. Он не часто компоновал свои картины вглубь, его фигуры словно выступают с картины. Форму он определяет прежде всего колоритом и светом. Курбе, который изображал провинциальное общество, обвиняли в клевете и прославлении "безобразного". Но он ответил на эти нападки позже, в 1855 г., когда, не принят на международную выставку, открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им "Павильоном реализма", и выпустил каталог, в котором изложил свои принципы: "Быть способным передать обычаи, идеи, лицо моей эпохи согласно моей собственной оценке; быть не только художником, но и человеком; одно слово, создавать живое искусство - такая моя цель". Он нарисовал в эти годы несколько программных картин ("Ателье", "Встреча"). В дни Парижской коммуны стал ее членом. Последние годы провел в Швейцарии, где создал ряд замечательных работ: сцены охоты, пейзажи, натюрморты.

Все исторические события, которые происходили во Франции, начиная с революции 1830 г. и заканчивая франко-прусской войны и Парижской коммуной 1871 г., получили свое отражение в графике Оноре Віктор'єна Домье (1808-1879 гг.).

Он - сатирик, который умело пользуется языком аллегорий и метафор. Так возникает карикатура на заседание министров и депутатов парламента Июльской монархии, "Законодательное брюхо" - сборище немощных старцев, равнодушных ко всему, кроме своего честолюбия, самодовольных и высокомерных. Трагедия и гротеск, патетика и проза сталкиваются на полотнах Домье, когда ему надо показать, например, что палата депутатов - это лишь ярмарка ("Опустите занавес, фарс сыграно") или как король расправляется с участниками восстания ("Этого можно отпустить на свободу, он нам больше не угрожает").

Но Домье бывает и трагическим ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года", где передана сцена после расправы правительственных солдат с жителями дома в одном из рабочих кварталов во время революционных беспорядков). В серии "Карикатюрана" главный объект насмешек - мещанство, пошлость буржуазии, буржуазный строй.

Современные художнику типы и характеры отражены в сериях "Парижские впечатления", "Парижские типы", "Супружеские нравы". Домье делает иллюстрации к "Физиологии рантье" Бальзака.

В Домье много острополитической сатиры. Но с годами он все больше увлекается живописью: изображает прачек, водоносов, кузнецов, городскую толпу. Фрагментарность композиции - любимый прием Домье, который дает возможность почувствовать изображено как часть действия, что происходит за ее пределами ("Вагон III класса", "Восстание").

Монументальность и целостность образов художника, смелые композиционные находки, мастерство экспрессивного рисунка имели огромное значение для искусства следующего этапа.

Характерной особенностью культурного процесса в XIX в. стал разделение труда в художественной сфере, что неизбежно приводило к потере стилистической целостности. Классицизм - последний стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике. Очень быстро по всей Европе начался распад этого единства. В архитектуре с середины века воцарилась эклектика. В живописи и скульптуре рядом с классицизмом, который чем дальше, тем больше приобретал рис академической схемы, в 20-х гг. родился сильный романтическое направление, а с 40-х гг. развился реализм. В последней трети века позиции академизма окрепли, и он снова стал официальным искусством. Но в кругу передовой интеллигенции искусство "школы" (академизм) натолкнулось на оппозицию. Возникновение импрессионизма - естественная реакция на академизм.

В последней трети XIX в. и начале XX в. идейное брожение умов, нез'ясованість будущего, ростки которого пробивали твердыню традиционных ценностей, предчувствие неизбежных исторических и социальных катаклизмов хоть и окрашивали духовную атмосферу Европы в тревожные тона, но поощряли к поискам новых идеалов в жизни и творчества.

Увлечение идеями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше предоставляло антифілістерського характера интеллектуальным и художественным исканиям этого времени. С другой стороны, философский иррационализм, присущ и Шопенгауеру, и Ницше, считая действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиненной воле случая, глупую, слепой воли, ориентировал художников на преувеличение значения особого, неповторимого, а также выдвигал на первый план чувственные стороны человеческого сознания - "жизненное чувство, волю, бессмысленный порыв.

Идеи позитивизма и натурализма, распространенные в конце прошлого века, определяли интерес к конкретному ("факта", "феномена").

Все это теоретически прокладало почву для новых художественных тенденций, о которых в "Дневнике" братьев Гонкуров еще в 1865 г. записано: "Коренное отличие современной литературы заключается в изменении общего отдельным...". И через год: " ... искусство - это увековечения в высшей, абсолютной, окончательной форме в какой момент, некой мимолетной человеческой особенности".

Еще в 60-70-х гг. XIX в. французские художники положили начало непродолжительной по времени, но интенсивном интереса (с первой выставки в 1874 г. до последней, 8-й, в 1886 г.) к художественного течения, которая получила название "импрессионизм".



Назад