Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Причины возникновения стиля модерн


Стиль модерн за короткий срок захватил искусство всех цивилизованных стран и оставил заметный след в каждой национальной культуре. Эпоха модерна просуществовала недолго: 20-30 лет в разных странах, но влияние модерна на все виды искусства впечатляющий. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре и живописи, в монументальном искусстве, книжной графике, плакате, рекламе, дизайне и одежде.

Появление стиля модерн объясняют разными причинами. Например, усталостью XIX века и общим декадансом европейской культуры. "Конец века" - эти слова употребляются не только на обозначения хронологического отрезка: они имеют определенный смысл и содержат в себе определенную оценку. Конец века отождествляется с декадансом, упадком, духовным расписанию, с потерей нравственных критериев, растерянностью интеллигенции перед лицом социальных проблем и противоречий, которые усиливаются. В целом стиль модерн имеет признаки усталости, вялости. Он обессиленный тем, что зародилось раньше и видоизменялось на своем пути - романтизмом, панестетизмом, поисками красоты. Эта усталость оказалась не столько в общих программах или манифестах модерна, что, наоборот, полны натиска, жизнеутверждающей энергии, сколько во внутренних формальных свойствах: в системе линейной ритмики, в умышленном ориентировании на замедленное восприятие, что предусматривает любования, иногда смакование художественного средства, утонченного артистизма. Здесь сказывается усталость искусства будто самим собой. Именно искусство, а не только его отдельные мастера, будто страдает от субъективизма. Оно все больше отрывается от реальной жизни, интересуется скорее собой, чем окружающей реальностью.

Другой причиной появления стиля модерн называют демократизацию общественной жизни в конце века. Бурный рост городов за счет сельского населения приводит к появлению в городах массового потребителя, который хочет овладеть высшими достижениями искусства, но в образовательном, духовном плане не готов к этому. Появляется также потребность в возведении зданий, архитектурных сооружений в городах, которые рассчитаны на обслуживание широкого круга потребителей: доходные дома, вокзалы, банки, театры и т.д. Доступность красоты для общественности становится лозунгом времени. Возникает "красота для бедных", что несет в себе много признаков великой красоты стиля.

В модерне исключительное и массовое не совпадали, но массовое склонялось к уникально-личностного, в результате чего индивидуальное сразу же становилось достоянием общественности. Стиль частного дома, что, казалось бы, учитывает все изысканные прихоти заказчика, его индивидуальность, что одновременно позволяет выявить своеобразную манеру архитектора, становится стилем доходного дома. Мастера модерна, настойчиво пытаясь сделать быт искусством, а искусство бытом, создали некую универсальную пластическую систему, выразительные средства которой характерны и для монументального панно и для фасона платья, для живописного полотна и ложки или вилки на столе. Мастера модерна пытались удовлетворить массовую художественное сознание. Сложилась иллюзия всеобщности художественных интересов и вкусов всего общества. В этой ситуации возникла проблема массовой культуры. Немалую роль в этом сыграло сближения искусства и промышленности, что обеспечивало изготовление художественных изделий в неслыханно большом объеме, неизвестном предыдущим эпохам.

На возникновение модерна повлиял также конфликт между возвышенными идеалами (неоромантизм) и буржуазной прозой жизни, который чрезвычайно обострился в конце века. Модерн искал решения этого конфликта во внешних контактах между искусством и жизнью с неизбежным ударением на утилитарно-прикладной, декоративной функции творчества.

Объясняют возникновение модерна и "волевыми усилиями нескольких художников", которые скучали "по стилю" и создали его (А. Гауди, X. ван де Вельде, Ф. Шехтель, О. Бердсли, Г. Климт и другие). Они мечтали сделать быт человека красивым и стильным. Они пытались выйти на улицы, возвести новые здания, расписать стены невиданными до этого времени фресками, украсить мозаикой. И это им удалось.

Стиль модерн приобретает распространение во всех странах Европы, но в разных странах он имеет свое название. На Украине и в России - "стиль модерн" (Ф. Шехтель, В. Городецкий, Г. Врубель, Г. Нестеров, Г. Бенуа, Г. Нарбут, Г. Жук и другие); во Франции и Бельгии - "Ар-Нуво" (Морис Дени, Пьер Боннар, П. Серюз'є, Е. Вюйар, П. Рансон и другие); в Германии - "Югенд-Штиль" (А. Бьоклін, Ф. Штук, А. Хофман и другие); в Австрии - "Сецессион" (Г. Климт и другие); в Италии - "стиль Либерти"; в Англии - "модерн стайл"; в США - "стиль Тиффани". Представители этого стиля считали, что они направлены в будущее и будто порывают с традициями XIX столетия, а прежде всего - с бытовым реализмом и салонным классицизмом.



Назад