Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Стиль модерн - сочетание традиций восточного и западноевропейского искусства


Своеобразие стиля модерн во многом обусловила интерес Востоком, что вновь активизируется в Европе в конце XIX века. В настоящее время Европа "открывает" Восход гораздо глубже, чем романтики. Появляются первые научные переводы восточных философских и религиозных трактатов. Вивекананда в начале века провел колоссальную работу в Америке и Европе с целью, чтобы снять с йоги мистификацию, какой ее окружили англичане. Таким образом он дал импульс реальной йогической традиции в Европе.

На границе восточных и западных учений возникают эзотерические и теософские системы. Европейские философы начинают употреблять такие понятия, как нирвана, карма, йога и т.д. Много поэтов и прозаиков берут темы для своих произведений "из жизни Востока". К. Станиславский после знакомства с принципами Раджа-Йоги понял, что это именно та конструктивная психологическая основа, которая необходима для возобновления актерской профессии. Большую часть упражнений в книге "Работа актера над собой". Станиславский взял с известной работы "Раджа-Йога" в изложении Рамачаракі.

Настоящий переворот в сознании некоторых молодых художников вызвали японские гравюры, что впервые появились в Париже в виде оберточной бумаги для восточных безделушек. Они даже начали смотреть на мир сквозь призму этих гравюр. Например, известная "Волна" Хокусая просто перекочевала в графических листов некоторых европейских художников (Билибина). Г. Климт для своих произведений принимал готовы орнаменты из японских шаблонов для тканей.

Но главное не в прямых цитатах, а в том, что было понятно и принято сам принцип восточной живописи и графики: плоскостность, декоративность, орнаментальность.

Плоскостная декоративность является отражением внутреннего строения бытия. Не смотря на то, что все вещи объемные, мы не видим этот объем, потому что не можем смотреть на предмет сразу со всех сторон. Мы можем лишь "распознавать" объем с помощью света и тени, то есть с помощью некоего источника света. Но с точки зрения восточного художника свет и тени являются случайными явлениями, которые не отображают сущность вещей, а даже неясный ее, потому что источник света непостоянное. Дерево, что его освещает солнце утром, днем и вечером, выглядит по-разному: то темным, то светлым, то по полутемному ли напівсвітлим (объемным). В основе любой вещи лежит нечто, что не зависит от внешних условий - строение этой вещи. В основе же строения лежит ритмичность и симметричность, то есть декоративность. В этом смысле все вокруг декоративное и орнаментальное. Все является лишь игрой линий, плоскостей, цветов, но оно не материальное в понимании объемной плотности. Декоративность - это ритмичное чередование структур, линий, цветов, в основе которого лежит принцип гармонии (симметрии, что в конечном счете содержит в себе и асимметрию). Все эти арабески, узоры, взаємопереплетені линии и формы не являются выражением простого стремления к абстрактной формальной красоты, а представляют собой отражение жизни как на макро -, так и на микроуровне. Художники модерна ничего не знали о глубинную сущность восточного искусства, но они каким интуитивным образом почувствовали его сущность именно как художники.

В стиле модерн соединились европейские и восточные традиции культуры - такие, как романтизм, почуттєвість, твердая линейно-структурная основа, плоскостная декоративность. Первые три черты унаследованные из традиций Европы, последняя - из Азии. Но даже европейские традиции (романтизм, почуттєвість) вступают в европейских художников орнаментального характера, что ближе к восточной эротизма.

Например, в "Поцелуе" Бэренса две головы, что слились, окруженные каскадом волос, превращенного в узор, орнамент. В Г. Климта на картине с этим же названием преобладает декоративизм. Магический образ Востока - таинственного, томному, обольстительного - в произведениях начала XX века очаровывал с первого взгляда.



Назад