Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Как архитектурный стиль Модерн


На смену эклектизма XIX века приходят поиски целостного стиля, основанный на применении новых конструкций и материалов (сталь, цемент, железобетон, каркасная система, огромные покрытия склепінно-купольной системы, козырьки, что висят и т.п.).

Предвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 метров), что оно было возведено из сложных стальных частей к Всемирной парижской выставки 1889 году по проекту инженера Густава Эйфеля на признак вступления в новую эру машинного века. Ажурная башня, лишенная утилитарного значения, легко и плавно поднимается в воздух, воплощая мощь техники.

Первый жилой дом, в котором был применен новый строительный материал - железобетон - был возведен в Париже в 1903 году архитектором О. Перре. Конструкция строения, что определяет его легкую логическую композицию, хорошо обнаружена на фасаде. Однако сначала новые материалы и новые конструкции не обсуждались эстетично, а сочетались с элементами старых стилей.

Какие же главные постулаты формообразования в стиле модерн? Основной принцип архитектуры, как сформулировал его еще римский архитектор Витрувий: польза, прочность, красота, в модерне реализовался так, что на первое место выходила красота, опираясь на удобство ("полезность"). В прошлом люди не придавали особого значения удобства. Когда сидишь на старинном стуле с выпуклым сиденьем и прямой спинкой, что не соответствует линиям спины, но покрыт роскошным рельефной резьбой, что вонзается в тело, или когда пытаешься переместить этот пудовый стул или стереть пыль в его многочисленных завитках, - наглядно чувствуешь, как мало думали наши предки удобство.

Архитекторы модерна выдвинули функциональность, полезность как этическую основу нового стиля. Нефункционально проектировать - значит действовать аморально. Нельзя решать художественные задачи, отвлекаясь от удовлетворения практических потребностей. Комфорт и удобство в организации пространства - прежде всего. Поэтому в модерне появляется новый принцип возведения домов, "изнутри наружу". Сначала планируется внутреннее пространство, что формирует внешний вид здания.

Стиль модерн конструктивный: за фасадом дома можно читать его внутреннюю структуру. Поскольку основным в стиле модерн стала организация интерьера, то во внешнем виде это неизбежно привело к асимметрии планов и фасадов, к свободной багатооб'ємної композиции, что принципиально отличается от нормативных классических зданий. Окна в домах модерна, как правило, различные по конфигурации и размерам, могут быть расположены на разных уровнях, исходя из структуры внутреннего пространства. Здание стиля модерн отличается свободным составлением плана, живописной равновесием вместо строгой симметрии.

Модерн в большей мере реализовался в жанрах особняка и доходного дома. Исходным центром развития пространства особняка есть холл, доходного дома - лестница, вокруг вертикальной оси которых на нескольких уровнях компонуется остальные комнат и вспомогательных помещений.

Для модерна характерна стилизация. Модерн сделал принципиально возможным включение в своей художественной системы любых ретроспективных форм. Обращаясь к формам прошлого, модерн применяет их в новом контексте, подчеркивая одни и минуя другие детали, совершенно не заботясь о историческую достоверность. Его интересует общее, а не вероятность детали, как это было в эклектике XIX века. Сохраняя общие особенности образа других эпох, модерн трансформирует их в соответствии со своими художественными вкусами, обнаруживает путем преувеличения, гротеска близкие себе черты.

Модерн предложил новые принципы ансамблевості в архитектуре. Если раньше ансамблевость понималась как использование родственных стилевых форм, то для архитектора модерна главным средством включения домов в городской среды становится согласованность масштабов, ритмики, сходство объемов и силуэтов существующей и новой застройки, то есть принцип пространственных взаимосвязей, принцип живописно-ритмической композиции.

Важная роль в формотворенні модерна отводилась пластичности. Архитекторы пытались в формах домов найти образ, адекватный духовным устремлениям людей своей эпохи. На эстетику новой архитектуры повлияли свойства железобетона приобретать любой формы. Новое понимание пластичности для модерна заключается в том, что оно характеризует не столько декор, как это было раньше, сколько лепка самих архитектурных масс.

Архитекторы модерна, с одной стороны, тяготели к рациональных конструкций, применяя железобетон, стекло, керамику, а с другой стороны, пытались преодолеть сухой рационализм строительной техники, обращаясь к причудливому декора. Несмотря на откровенную декоративность модерна, декора всегда в композиции отводится второстепенная роль. Модерн подчеркивает "ненужности", "неутилітарність" декора, в нем щедро представлены мотивы флоры и фауны, но всегда в их символическом значении. Через метафоричность художественного мышления "новый стиль" пытался противопоставить себя натуралистичным тенденциям XIX века. Даже простой линейный орнамент имел для теоретиков модерна скрытый смысл. Приглянувшаяся модерном кривая линия способна отражать в зависимости от формы и степени своей кривизны то силу, то слабость. Движение линий, непрерывно течет и, вместе с тем, пульсирующий ритм линий, извиваются, проявляется во всем: в узорах металлических переплетов поручней и маршевых лестниц, ограждений балконов, в изгибах крыши, в криволинейных формах пройм, в стилизованном орнаменте из волнистых водорослей и женских голов с распущенными волосами.

Ведущими архитекторами стиля модерн были X. ван де Вельде, В. Орта в Бельгии, А. Гауди в Испании, Дімар во Франции, И. Гофман в Австрии, Ф. Шехтель в России, В. Городецкий в Украине.

Со временем, к тому же довольно быстро, в модерне назрели перемены. Архитектурные массы и объемы становились более лаконичными и простыми, функционально и конструктивно оправданными. Интерьеры освобождались от перегруженности вещами меблировки. Количество орнамента уменьшается, он уже не заполняет архитектурную форму, а лишь сопровождает, подчеркивает ее. В 1920-х годах возникает новый стиль в архитектуре - конструктивизм.



Назад