Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Функционализм в архитектуре


Особенности архитектуры XX в. определились воздействием ряда факторов: интенсивной урбанизации, промышленного строительства, рост численности населения городов, что вызвало переуплотнение застройки, многоэтажность, уменьшение количества зелени и др. Возникли проблемы, которых не знали предыдущие эпохи. Каждый из направлений развития архитектуры на свой вроде откликнулся на эти проблемы.

В 20-е гг. наиболее значительным направлением стал функционализм (В. Гропиус - дом Баухауза, высшей школы строительства и художественного конструирования в Десау). Крайности этого направления оказались в утилітаризмі Бруно Таута, в техніцизмі и рационализме Л. Мис ван дер Роэ.

Значительно способствовал распространению принципов функционализма Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере, 1887-1965 pp.) - один из самых выдающихся архитекторов века. Под знаком его идей архитектура развивалась в течение нескольких десятилетий, а много от чего не отказалась и до сегодня (например, от таких, как дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-камерные окна, свободная композиция фасада). Вообще именно функционализма 20-х гг. современная архитектура обязан новыми типами домов - галерейними, коридорного типа, с двухэтажными квартирами, а также плоскими покрытиями, встроенным оборудованием, введением передвижных перегородок и т.д. Большим преимуществом функционализма было то, что он предоставил возможность использовать национальные, традиционные и другие особенности места застройки (многоэтажные дома в городских районах с высокой плотностью населения и сохранения коттеджей на окраинах - в Англии и, наоборот, - вынесение многоэтажных домов в пригород - в Париже и Берлине).

Архитектурный экспрессионизм и национальный романтизм как направления не получили широкого признания.

Урбанистическая и дезурбаністична теория строительства сложилась в 20-30-е гг. как противоположные. Первую создал Ле Корбюзье, который разработал проект реконструкции Парижа ("План Вуазен"). По сути это был проект города будущего: комбинация небоскребов, свободных зеленых пространств и сложной сети транспортных артерий. Дезурбаністи (французские архитекторы Эжен Бодуэн, Марсель Лодса, немецкий - Б. Таут, американские - Ф.Л. Райт и В. Гоэн) разрабатывали проекты небольших городов (не более 32 тыс. человек) вокруг крупных (но не более 60 тыс. жителей) - это промышленные рабочие поселки или крупные жилые комплексы в пригородах. Англичанам особенно импонировала идея города-сада. Б. Таут отрицал город, считая поселка на 500-600 человек идеальными, Ф.Л. Райт предложил выделить каждой семье акр земли для возделывания, современный скоростной транспорт обеспечит общения, а телевизор - информацию.

Как видим, с одной стороны, прославляется механизированный бытовой стандарт, а с другой - ему объявляется война. В реальной практике эти два течения часто переплетались. Возникли города-спутники, старые города развивались от центра к периферии, постепенно в центре оставались только административные здания (Большой Лондон, Большой Париж, Большой Нью-Йорк). Разъединение пешеходных и транспортных потоков идет от дезурбаністів. Даже в Англии, единственной стране, которая сохранила в архитектуре исторические стили (неоготику, неоклассику и др.), победил в 40-е гг. функционализм (возможно, не в последнюю очередь и потому, что в Англии поселились немецкие архитекторы-эмигранты, бежавшие от нацизма, - В. Гропиус, Е. Мендельсон). И все-таки англичане не слишком предали традицию: шекспировский Мемориальный театр в Стратфорде-на-Эйвоне имеет романтический характер.

Развитие строительной техники открыл новые архитектурные возможности. Сборные железобетонные панели, а впоследствии - пространственные железобетонные конструкции (параболы, эллипса, гиперболы, "висячая сідловидна форма" и др.) создают новый эстетический образ - и не только в домах, но и в таких сооружениях, как мосты. Эстетика инженерных сооружений определяется сочетанием логического и творческого мышления, рационализма и образности. Свое наиболее полное воплощение она получила в гигантских новых городах Латинской Америки (например, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро в Бразилии), где успешно решены такие проблемы, как соотношение высотных и длинных домов и зеленых массивов, сочетание различных материалов - от пластмасс до алюминия. Наиболее распространенный тип зданий общественного назначения в Западной Европе, то, художественный образ которого определяется формой "стеклянного параллелепипеда": прямоугольного металлического каркаса с навесными стеклянными стенами-ограждениями (контора фирмы Тиссен в Дюссельдорфе).

Интересные поиски немецкого архитектора Ханса Шаруна, который соединил так называемый биологический функционализм с экспрессионистской живописью и органической архитектурой Ф.Л. Райта, что проповедовал связь с природой, обращение к человеческой индивидуальности ("В мире должно быть столько типов домов, сколько индивидуумов"). В двух жилых домах, возведенных в конце 50-х гг., - "Ромео" и "Джульетта" - устроены неправильной формы комнаты, абсолютно разную планировку квартир на этаже, необычные пространственные связи между двумя квартирами, домами, их связи с ландшафтом. Автор стремился "дать пространство импровизации".

Богатые особняки и виллы делают возможным воплощение комфорта их обитателями (автоматика, акустика, светотехника, радиоэлектроника).

Наиболее "живучими" и плодотворными оказались принципы функционализма и органической архитектуры. Сблизить их сильные стороны стремился в последних работах Ле Корбюзье (например, капелла Нотр-Дам дю О в Рошані). Вслед за ним ряд художников продолжали поиски наиболее экономичной и удобной, но и художественно выразительной формы, особенно в общественных сооружениях. И использования спортивных зданий как универсальных трансформируемых залов стало правилом. Многих архитекторов привлекают образы вокзала и аэропорта. Так, американский архитектор Ээро Сааринен в проекте аэровокзала близ Нью-Йорка стремился передать идею полета.

Современные архитекторы работают как над решением образа отдельного дома, так и города в целом. Возникло немало интересных идей новых городов: параллельных (наряду с Парижем - Новый Париж, а также Новый Рим, Новый Лондон и т.п.); надводных, мостовых (на мостах над водой), "динамичного города" (діаполіс) и др.



Назад