Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Новые выразительные средства в музыке


В музыке начало XX в. отмечен резким усилением идейно-стилистической конфронтации между различными направлениями, стремительной сменой художественных течений. Ушли из жизни ведущие композиторы второй половины XIX в.: Г. Вагнер, Ф. Лист, О. Франк, П. Чайковский, И. Брамс, Дж. Верди, Е. Григ, А. Дворжак, Г. Римский-Корсаков. Прозвучали последние шедевры европейского симфонизма XIX ст.: Шестая симфония П. Чайковского, Пятая - "Из нового света" - А. Дворжака, Девятая - неоконченное - А. Брукнера.

Некоторые представители новых музыкальных течений заговорили о устарелость, "бесполезность" великой симфонии с ее слишком строгим распорядком" и заранее предусмотренными структурными схемами.

Уже в 90-е гг. прошлого века толкнули влиятельные лидеры новых музыкальных течений - Г. Штраус, Г. Регер в Германии, К. Дебюсси - во Франции, Г. Малер - в Австрии, Дж. Пуччини - в Италии, Я. Сібелліус - в Финляндии, Л. Яначек - в Чехии. Именно тогда в русской музыке раздались голоса О. Скрябина, С. Рахманинова, Г. Метнера, И. Стравинского, С. Прокофьева. Несмотря на новизну многих творческих поисков, музыкальное искусство XX в. тесно связано своими корнями с предыдущим столетием: классическим искусством, творчеством романтиков, импрессионизмом.

Одним из самых выдающихся композиторов, в творчестве которого сочетались реалистичные и пізньоромантичні черты, был Густав Малер (1860-1911, pp. Австрия), художник который продолжал традиции бетховенского и брамсівського симфонизма, чутко прислушивался своего времени. Его симфонии, "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях", грандиозная "Песня о земле", проникнуты, по словам Д. Шостаковича, прежде всего глубокой человечностью.

В 20-30-х гг. снова продемонстрировал свою жизнерадостность романтизм, оказавшись в искусстве П. Хиндемита, Б. Бартона, Б. Бриттена, а также С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Импрессионизм в музыке, который возник на рубеже веков и отличался от программной музыки романтизма специфической размытой сюжетностью, шаткими и завуалированными образами, преисполненными намеков, символики, художественных ассоциаций, в первой половине XX в. дал толчок развитию неоімпресіонізму (французская школа: О. Мессиан - "Каталог птиц", "Экзотические птицы", "Преображение Господа нашего"), тяготел к выражение внеземного, что царит в пространстве.

Экспрессионизм как художественное направление в музыке впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека, связанные с афектованою стороной психики, настроения ужаса, отчаяния, бессилия. А. Шенберг в произведении "Лунный Пьеро" доказал состояние аффекта к кульминации, крика. Композитор впервые ввел нотований пение-декламацию, которая выражает взволнованную речь, эмоциональную взрывчатость, а также натуралистические возгласы. Крики, стоны, резкие перепады звучности, гостродисонансні созвучие, применение человеческого голоса как инструмента - все это уходит корнями в поздний романтизм Г. Вагнера, отчасти - в искусство Г. Малера. А. Шенбергу принадлежит внедрения "додекафонии", хотя впоследствии композитор считал эту систему ограниченной и отошел от нее.

Неоклассические тенденции нашли своих почитателей среди многих композиторов, которые творили в 20-те pp. (П. Хіндеміт, Ф. Бузони, С Прокофьев). Предложил лозунг "Назад к Баха!" - И. Стравинский, то есть к использованию логических принципов построения целостной формы, которые довел до совершенства Бах, и сочетание их с новейшими средствами музыкальной выразительности. Он и стал первым, кто сумел воплотить в этом направлении свои большие художественные замыслы ("Царь Эдип", "Персефона", "Орфей", "Пульсінелла"). При восприятии произведения неоклассического направления слушатель может без труда определить ту "модель", которую положил в основу композитор, ту эпоху, к которой принадлежит исходный материал. Один из неоклассических приемов - прямое цитирование музыкального материала прошлых эпох как определенных музыкальных комплексов, связанных с историей, культурой, тем или иным стилем. Иногда это имеет оттенок шутки, игры, гротеска. Вспомним хотя бы "Классическую симфонию". Прокофьева, полную юмора.

В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из самых ярких направлений стала так называемая конкретная музыка: акустические эффекты, шумы, "конкретные проявления жизни" (П. Шеффер, П. Булез, О. Мессиан, А. Жоливе). "Симфония для одного человека", смонтирована П. Шеффером совместно с П. Анри, представляет собой акустический ряд, что напоминает шумовое оформление к кинофильму или спектакля: шум машин, звук полицейского автомобиля, бой часов в комнате, шаги человека, которая нечто напевает себе под нос. Развитие электронной техники вызвал появление так называемой живой электроники, где путем электронного синтезирования пытаются воссоздать максимально приближенные к натурального тембра звука человеческого голоса и музыкальных инструментов.

Параллельно велись поиски, связанные с предыдущим опытом - традициями Шенберга, Вебера, которые стремились трактовать звуковой ряд дискретно, как "музыкальные атомы": это направление, получивший название пуантилизма писания (точками). Противоположным направлением стал соноризм, который использует нечленораздельные во времени, слиты звуковые комплексы, которые заполняют пространство. Вообще сонорність как один из приемов использовалась и ранее известные "аккорды оцепенение" в опере М. Глинки "Руслан и Людмила", аккорды, которые выражают страх перед затмением, в опере О. Бородина "Князь Игорь", имитации колокольный звон колоколов в Г. Мусоргского и С. Рахманинова, "Колокола" Г. Щедрина, звуковые комплексы связаны с определенной символикой и конкретной образностью в Г. Вагнера, Г. Штрауса, К. Дебюсси.

Одно из направлений - алеаторика - восстановил на другом уровне импровизационный характер исполнительского искусства прошлого. Алеаторика (от лат. аlеа - игральная кость, случайность) означает, что музыкальное произведение возникает случайно, независимо от замысла автора: например, на нотную бумагу разбрасываются чернил и "оформляются" в ноты (так была создана "увертюра" для открытия одной из Варшавских осеней").

Положительным результатом творческого экспериментирования композиторов есть значительные изменения в сфере музыкального языка, расширение зоны музыкальных звуков и шумов и др.

Выдающимся музыкальным явлением XX в. стал негритянский джаз. 20-е гг. называют эпохой джаза, триумфальный путь которого начался по странам мира уже в первые послевоенные годы. Выдающиеся композиторы начале века прислушивались к оригинальных звучаний негритянской музыки и не раз черпали из нее как из источника при написании своих произведений. А талантливый американский композитор Дж. Гершвин вошел в историю музыки как создатель симфонического джаза (концерт "Рапсодия в блюзовых тонах", симфоническая поэма "Американец в Париже", музыкальные комедии и опера "Порги и Бесс").

Процесс демократизации культуры в XX ст., обусловлен развитием средств массовой информации, возникновением радио и телевидения, нового массового вида искусства - кино, породил определенные специфические проблемы для функционирования культуры. С одной стороны, справедливы претензии массы людей на причастность к культурной и политической жизни, с другой - отчуждение человека от всего этого в результате очень сложного, бюрократизированного уклада жизни, которое раздираемом противоречиями глобального характера.

Тем временем протест против отчуждения культуры составляет одну из важнейших ее черт, которая проявлялась во все времена: древние карнавалы, смеховая стихия западноевропейского фарса и российского скоморошничества, еретические движения, культура городских низов, народного цирка, первых "синематографов", шарманщиків и шансонье, негритянских блюзов. Во второй половине XX в. такой контркультурой стала рок-музыка. Возник этот феномен, очевидно, как попытка преодолеть отчуждение масс от Культуры с большой буквы. Ведь главное в нем - нравственная позиция и тип существования, неписаный кодекс чести, который устанавливает, что "они" противостоят "нам". Главное - это противостояние. Почему? "Истеблишмента", что под ним понимают респектабельный конформизм, энергию карьеры и вымогательства, это принято думать правила поведения, умение добиваться пользы для себя. Молодых людей середины 50-х гг. объединила с небывалой остротой пережитая ситуация отчуждение от государства, традиционной общественной структуры и культуры и насущная потребность найти выход из этой ситуации.

Рок родился в это время. 1954-и - песенка Билла Хейли round Rock the Clock дала название новорожденному стиля: тот самый год - первая коммерческая пластинка Элвиса Пресли; 1956-1962-и - волна года поглощает города Северной Америки, Англии и прежде всего Ливерпуль; 1960-й - гамбургские гастроли "Битлз"; в 1963-1968 гг. состоят почти все самые знаменитые группы классического рок-н-ролла. Музыка - мотивы городского фольклора, популярные блюзы и шлягеры, а в текстах - в огрубленій редакции - извечная тема "парень-девушка". Эпатажные элементы, сначала умеренные, оказались сразу: усиленная громкость, дразнящий ритм, настоятельную повторение одного и того же элемента. И обязательное общение со зрителем. Вскоре рок-музыка практически не существовала вне сложным техническим воплощением. С помощью техники в зале создается чистейшая феерия, которая сильно обостряет эстетические переживания.

Но техническое воплощение имеет еще одну сторону - это тиражируемое звукокопія. Пластинка не воспроизводит первоначального оригинала, как при репродуцировании произведений традиционного искусства. А сама является "оригиналом", потому что музыка в ней не может быть точно выполнена в жизни, ведь она - результат многочисленных записей, наложений и микширования, перемещений звука в студии и т.д. В результате создается отличная от традиционной модель художественного творчества.

Новая волна 70-х гг. создала романс-рок, арт-рок -, фолк-рок-исполнение, что основывается на оглушительной громкости, и выполнение нарочитых изысканности, лирической камерности, рок-транскрипции старинной музыки и рок-вариации авангарда, гибриды роковой и конкретной музыки, рок театрализованный и даже джаз-рок.

В процессе эволюции года эмоциональное возбуждение все больше превращается в самодовлеющую цель концерта. В крайних формах "панка" или "металла" начальные социальные и моральные мотивирования года исчезают полностью.

В 80-е гг. на высоте роковой культуры Запада остались те, кто сосредоточился на высокой художественной традиции, - их принято называть термином "арт-рок", а также те группы музыкантов - их принято называть термином "фолк-рок", - для которых настоящей сферой года стала наследие народно-национальной культуры.

В 20-е гг. в художественной жизни ряда стран уверенно заявило о себе искусство кино. Французские режиссеры "авангарда", американские мастера В. Гриффит, Ч. Чаплин, Г. Сеннет, немецкие экспрессионисты Ф. Мурнау, советские режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, О. Довженко, Дзига Вертов сделали большой вклад в достижения "немого" кино. 30-е гг. в кино - это мультипликационные фильмы. Диснея, антифашистские ленты Ч. Чаплина, французские фильмы Г. Клера, Г. Карне, советские - братьев Г. и С. Васильевых, Г. Козинцева, Г. Ромма, Г. Александрова, И. Пырьева и др.

Во второй половине 40-50 гг. ведущим направлением стал неореализм, который сформировался в итальянском кино (Г. Росселини, Л. Висконти, В. де Сика, Дж. де Сантис). Новым шагом в освоении художественных средств кино стала творчество французских режиссеров Г. Клемана, А. Рене, американца С. Креймера, польского режиссера А. Вайды, японского - А. Куросавы, шведского - И. Бергмана, итальянцев - М. Антониони и Ф. Феллини и др.

Как и деятели культуры в других искусствах, мастера кино остро чувствовали драматические конфликты XX ст., прогресс краха человеческий надежд, ценностей и идеалов, процесс дегуманизации жизни. Одной из самых ярких фигур послевоенного кино стал Федерико Феллини. Его необычные кінофантазії нарушают религиозные, этические и социальные проблемы ("Дорога", "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Амаркорд"). Феллини отражает современное через фантазию, гротеск, сарказм, иронию, смех, игру. Из необъятного человеческого мира он выбирает то, что впоследствии будет воспринято как открытие обобщенных типов, а сюжеты станут современными притчами.

В кино 70-х и 80-х гг. пришло много талантливых режиссеров, но эти поиски заслуживают специального рассмотрения.

***


Каждая большая культурная эпоха имеет, как видим, свой образ, свою художественную и идейную доминанту, которые и являются основанием для разделения культурно-исторического процесса на этапы. Но обособленность разных периодов культуры не лишает их преемственности, взаимовлияния: каждый из них выходит из предыдущего и содержит зародыш будущего. И поскольку художественное развитие идет неравномерно, то и культурные эпохи заметны блестящими взлетами лишь в определенных сферах, хотя и "тихая течение" в культуре не проходит бесследно, накапливая потенциал для будущих звездных времен.



Назад