Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Периодизация развития украинской культуры


Глубокий гуманистический смысл украинской культуры, ее значение для творческого самосознания многих поколений украинского народа в национальном саморазвития и мировой цивилизации обусловили объективное превращения ее в целостную систему духовного мира украинцев. Категория "украинская культура как целостная система" сравнительно новая. С началом демократических преобразований в общественной жизни украинского народа и с провозглашением государственной независимости Украины, наша национальная культура начала постепенно рассматриваться и анализироваться учеными-культурологами как целостная система, которая наиболее полно выражает духовный мир украинского народа. Да и сам украинский народ учеными теперь рассматривается как единое социально-этническое целое, которое возникло, сформировался и развивается в условиях строгой исторической объективности, без искусственного разделения его на "восточников" и "западников", украинцев материковой Украины и украинцев диаспоры (ближнего и дальнего зарубежья), украинскую "буржуазную" и украинский "пролетарскую" нации и т.д.

Украинская культура также делится ими с такими же объективными критериями. Однако, исходя из исторических факторов, следует отметить, что украинская культура всегда развивалась и функционировала как единое целое, преодолевая на своем пути самые разнообразные идеологические, политические, классовые, социальные, конфессиональные и тому подобные преграды.

Что же мы сегодня понимаем под категорией "украинская культура как целостная система"? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что:

во-первых, украинскую культуру сегодня следует рассматривать как единое целое, витворене в отрасли материального и духовного производства гением нашего народа как в материковой части, так и за ее пределами, то есть в Украине и в ближнем и дальнем зарубежье;

во-вторых, целостная система культуры включает в себя объективную оценку идейно-противоположных течений и направлений в ней. Ведь в создании украинской культуры, как и культуры любого другого народа, принимали участие все классы, все социальные слои нашего общества;

в-третьих, отказ от подхода к изучению украинской культуры как замкнутого социального организма. Украинская культура, как оригинальное и своеобразная система, самостверджуючись, на всех этапах развития была включена в сферу межнационального духовного синтеза и взаимодействия, в региональный и мировой культурный процесс. Следовательно, для украинской культуры жизненно важным и необходимым является как то общее, общее, что было ею заимствованное в других культурах и, прижившись на ее национальной почве, в полной мере служит нашему народу, так и свое, национальное, своеобразное, витворене в процессе его исторического развития. Целостность культуры в данном случае означает рассмотрение и оценку национально-своеобразного в органическом, эзотерическом (глубинном) взаимосвязи его с общечеловеческим;

по-четвертых, объективно вызвана неравномерность развития культуры, отсутствие прямолинейного, одновременного прогресса всех ее видов, отраслей и направлений не могут служить обоснованием предоставление преимущества в изучении и анализе той или иной ее составляющей. Это недопустимо, хотя, иногда случалось и такое. На определенных этапах исторического развития украинской культуры на передний план выдвигались то ее самодеятельно-фольклорные жанры, то художественная литература, общественно-политическая, религиозно-философская мысль. В последние десятилетия ведущие позиции в культуре занимают природно-технические науки, от развития которых отстают гуманитарные науки, отдельные виды профессионального творчества (кино, телевидение и т.д.). Но это отнюдь не означает того, что внимание в культуроведении может преобладать при рассмотрению и изучении какой-то одной части культуры, которая именно сегодня вышла в своем развитии на передний план. Это и будет недопустимым нарушением основополагающих принципов анализа культуры как целостной системы;

и, по-пятое, целостный подход к культуре предусматривает такой ее анализ, когда во внимание в равной мере берется непрерывность ее развития, все его периоды. Учет неймовірностей, взлетов и спадов духовной жизни в Украине должно лежать в основе целостного подхода к определению и анализу периодов развития нашей культуры. Украинский культурный процесс, несмотря на известные истории определенные преграды, даже на Батиєве нашествия, возрождался вновь и, уже начиная с XIV в., развивался по нарастающей вплоть до XVIII ст., то есть к ликвидации украинской автономии, и далее: в период неволе, преследований и запретов (конец XVIII-конец XIX в.); активного оживление (начало XX в.), которое заканчивается пожовтневим ренессансом (20-е годы XX ст.); трагедией в тисках сталинщины (30-е - середина 50-х годов); скованностью во времена стагнации; современный процесс возрождения. Такой подход к периодизации учитывает подъемы и спады культурного процесса в Украине и обеспечивает, в свою очередь, целостный подход к украинской культуре как к единому целому духовного мира нашего народа.

Далее определим главные периоды в развитии украинской культуры и дадим им краткую характеристику. При этом, рассматривая периодизацию украинской культуры, отметим, что сегодня она уже не является каким причудливым покручем меншовартісних "младших братьев", как это завуалировано утверждалось в трудах некоторых, как оказалось, не совсем компетентных авторов, институтов советской культурологической науки. Нередко начала украинской культуры означувались в изданиях советской эпохи в лучшем случае годами окончанием истории Киевской Руси - так называемой "общей колыбели восточнославянских народов", то есть XIV и XV-XVII веками. При этом "забывали", а точнее - сознательно обходили молчанием, что история украинского народа и его культуры начинается еще с извечного времен, когда он, будучи единственным автохтоном на земле своей, творил глубокие народные традиции, высокие образцы культуры, осваивал и нередко терял (теперь уже из известных нам причин) государственные формы своей жизни.

Исходным моментом научной периодизации развития украинской культуры является четкое определение ее субстрата (носителя) - украинского народа и украинской нации, прежде всего исторических условий их формирования. Это связано с тем, что для анализа характерных мировоззренческих представлений, ценностей и идеалов этноса, его традиций общественной жизни, специфических форм культуротворчої деятельности и обычного права следует понять исторические условия их формирования и развития, то есть четко проследить периодизацию украинской культуры через призму ее национальной объективности.

Итак, первый период развития украинской культуры охватывает временной отрезок от ее истоков и до принятия христианства, то есть - это культура восточнославянских племен дохристианской эпохи. Учитывая такую продолжительность первого периода развития украинской культуры, его характеристику сделаем полнее из-среди других периодов, начиная с как можно более раннего времени. Дело в том, что архаические истоки нашей культуры многими авторами, специалистами-культурологами, опускаются, а если и нет, то рассматриваются вскользь, без расстановки акцентов на важных факторах, которые имели место в древней истории Украины. Пуски предыстории украинской культуры, ее першовитоки теряются в глубокой древности. Ученые утверждают, что культура на территории Украины возник на ранних стадиях развития общества и с тех пор неразрывно связана с его историей. Стоянки первобытного человека здесь появились несколько сот тысяч лет назад, в эпоху раннего палеолита. В последующие эпохи мезолита (и особенно неолита) человек настойчиво расширяла сферу своей деятельности, овладевала территорию и природные богатства, совершенствовала орудия труда. От примитивных форм сбора, охоты и рыболовства она переходит к земледелию и скотоводству.

Глубокий след в истории украинской культуры оставили племена трипольской культуры (IV-III тыс. до н. э.), для которых свойственным был уже достаточно высокий уровень производственной культуры, техники изготовления керамики, общественной организации. Значительного уровня достигла здесь и духовная культура. По утверждению Г. Суслопарова, именно здесь существовал первый в Европе літеро-звуковой алфавит. Следовательно, создан он раньше, чем у финикийцев (а это IV тыс. до н. э.). Ряд историков, стремясь отнести пуски Украины и ее культуры как можно дальше небоскребы человеческой истории, не удержались от соблазна связать трипольцев с будущими украинцами, стремятся видеть в трипільцях праукраинцев. Однако эти взгляды пока научно не доказана. Есть ученые, которые утверждают, что трипольские племена со временем были ассимилированы другими племенами. Но большинство историков все таки считают, что трипольские племена исчезли бесследно, так, как и появились. И это, по их мнению, одна из самых больших загадок нашей истории. Их место заступили представители других археологических культур, скажем, шнуровой керамики.

Эпоха бронзы и раннего железа представляется нам своеобразным калейдоскопом археологических культур, находим неопровержимые свидетельства стремительного прогресса человечества, накопления им положительного опыта методом проб и ошибок, совершенствования производственных сил, а следовательно и общественных отношений. Происходит первый разделение труда: скотоводство отделяется от земледелия. Именно тогда, а это было во II тыс. до н. э., начинается этногенез славян. В i тыс. до н. э. происходит второй разделение труда: ремесло отделяется от земледелия. Общество делится на классы, возникает государство.

"Отец истории" Геродот подробно описывает территорию Украины в V в. до н. э. в образе Скифии. Иногда он касается традиций, быта и других составляющих ее культуры. Как раз в этот период происходит греческая колонизация северного Причерноморья, возникают полисы - города-государства и образуется Боспорское царство. Великое переселение народов, которое имело место во II-VII вв. н. э., не обошло и украинских земель, после вторжения сюда гуннов, готов и аваров. Разгром Боспорского царства и Малой Скифии создали благоприятные условия для широкого расселения славянских племен, в том числе и на земли современной Украины (отдельно племен зарубинецкой и черняховской культур). Именно с этого периода и начинается настоящая история Украины, история культуре ее народа. М. Грушевский (а его мнению разделяем и мы) выводит украинцев из антов: "Отсе и были наши украинские племена, - пишет он в "Иллюстрированной истории Украины" (К.; Львов, 1913. - С. 32), - что заняли тогда уже побережет Черноморское от Днестра до Азовского моря и вперве здесь выступают в исторических источниках отдельно под названием "ант". Древнейшая весть, которую о сих антов переводят нам византийские писатели, принадлежит к кінцй IV века, сейчас по гунській бури, и это то, что называется началом исторического жизни наших племен".

Первое тысячелетие новой эры для развития украинской культуры было наполнено рядом событий исторической важности: возникновение Киева - "матери городов русских"; объединения восточнославянских племен и образование государства - Киевской Руси; победные походы русских князей и расширение государственных границ; небывалый подъем культуры от непосредственного общения с хазарами, половцами, Византией и другими народами; и, наконец, введение христианства. Все это вместе поставило украинский народ и его культуру в один ряд с другими высокоразвитыми народами и культурами Европы и мира.

Второй период развития украинской культуры приходится на время существования княжеского государства - Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Так его и именуем: украинская культура княжеской эпохи. Государство Киевская Русь - мощная раннефеодальное военно-деспотическая империя, которая ничем не отличалась от империи Каролингов и Меровингов, за исключением того, что она от времени своего возникновения взяла на себя роль покровителя, мецената и благотворителя культуры, стала ведущей материальной основой ее развития. А введение христианства приобщило украинцев к культурно-этических ценностей, которые и поныне составляют основу современной западной цивилизации. Они обогатили сокровищницу духовной жизни украинского народа, вывели его культуру на широкие просторы мировой цивилизации, поставили в один ряд с наиболее развитыми тогдашними культурами.

Отмечая прогрессивный продвижение культуры Украины-Руси княжеской эпохи, необходимо отметить, что он сопровождается то колоссальными успехами в государственном жизни, то драматическими коллизиями вокруг этой государственности, которые в основном здесь и преобладали. Основной причиной такого положения вещей большинство исследователей считают фатальное непонимание народом Украины еще в те времена роли и значение национального единства в общественной жизни, наличие несогласованности личных интересов с интересами государства. Все это отрицательно сказывалось на общей ментальности украинца, в частности, на национальном характере нашего общества. Через объективные, и не в меньшей степени и субъективные причины, нашему обществу, начиная с эпохи Киевской Руси, хронически не хватало высших национальных слоев, господствующей элиты, особенно духовной, интеллектуальной, которая на протяжении всей истории, опять же через эти причины, или омонголювалася, или полонизировалась, или русифікувалася, а за коммунистического тоталитарного режима еще и приобретала "интернационального" характера.

Крайне негативно (вопреки доказательствам некоторых наших современников - например, О. Сулейменова - "Аз и Я") на истории украинской культуры, как и истории Украины в целом, сказалась монголо-татарское нашествие XIII-XIV вв., а позже - создание на принципах азиатской деспотии Русского централизованного государства. Отсюда и начались самые острые трагедии нашего народа. Тяжелого, порой непоправимый удар украинской культуре наносили полное опустошение целых регионов, разрушение культурных центров, уничтожение духовной элиты и потеря национальной государственности, которые имели место в ходе монголо-татарского нашествия и кровавых войн с турками, татарами, поляками и другими захватчиками на протяжении следующих веков. Культуротворчий процесс в целом тормозился и деформировался. Возрождение национальной государственности (например, сутки Галицко-Волынского княжества) или хотя бы ее элементов или автономной политической организации (Киевское удельное княжество в политической системе Гедиминовичей), как правило, активизировало творческие силы народа, культура, как птица-феникс, возрождалась из пепла, становилась более всеохопною и оригинальной. Так, через подъемы и спады и происходил процесс развития нашей культуры княжеской эпохи.

Третий период развития украинской культуры приходится на литовсько-польский сутки в истории нашего народа. После потери собственной государственности условия для развития украинской культуры были неодинаковыми в разных регионах Украины. Начиная буквально от конца монголо-татарского нашествия и вплоть до 1569 года (год Люблинской унии), украинские земли постепенно, от немногих в большинстве, переходили под власть Великого княжества Литовского, которое переняло у нас много рис административного устройства, основы юридического права и традицию летописания, которые брали свое начало еще со времен Киевской государства. Даже русская речь стала здесь официальной и использовалась как средство внутреннего и внешнего общения. И, несмотря на это, условия для развития украинской культуры ухудшались вследствие ассимиляции украинской элиты, а заодно и потери ею политических влияний. В Галичине господствующие позиции сразу после ее захвата Польшей перешли к польских феодалов, а во всех крупных городах - до католических колонистов-мещан. Таким образом происходила ликвидация тех политических центров, вокруг которых кристалізувалося и кипела культурная жизнь.

Значение православной церкви начало заметно расти, она стала выполнять роль не только опекуна украинской культуры, но и фактора национальной консолидации украинского народа. Насаждаемый насильственными методами католицизм и латинский язык (культура) становились все более устойчивы орудия и символы ассимиляции, вели в большинстве случаев к разрыву с отечественной культурой, народными традициями и т.д. Латиномовна образование и даже творчество стали восприниматься большинством украинцев как чужеродные. Складывались условия для дальнейшего утверждения и распространения "греческой" обрядности как атрибутики "русской" (украинской) народности и культуры. При таких условиях возник и начал крепнуть так называемый параллелизм в развитии культуры с последующим (правда, временно) преобладанием католицизма над православием.

Ситуация начала меняться, когда православные осознали, что не сохранят своих позиций без реформы церковной жизни и обновление форм культуры. Все это можно было осуществить путем развития экономики, социальной и политической активизации украинского народа, особенно мещанства, части украинской шляхты, а впоследствии и казачества. Так оно и произошло. И уже к середине XVI в. наметился подъем украинской культуры, которое набрало обороты примерно с третьей четверти этого же века. Начало национально-освободительной борьбы в конце XVI - начале XVII в. сопровождался последующим оживлением культурного развития. Распространились гуманистические идеи, активизировались контакты с ячейками ренессансной культуры. Развивается школьное образование и книгопечатание. Особенно существенным фактором перелома в культурной жизни стала деятельность церковных православных братств. Они развились в принципиально новый тип общественной организации, которая совмещала функции "православной реформации" с борьбой за национально-религиозные и сословные права и национальную культуру. Через братские школы начали распространяться в Украине принципы гуманистической педагогики. Полемика между православными и проунійськими публицистами стимулировала процессы совершенствования науки, образования, искусства.

Брестская церковная уния (1596 г.) придала новый импульс культурной жизни Украины. Инициаторы унии не смогли убедить общество в том, что католическая церковь греческого обряда не приведет к латинизации (читай - полонизации) культуры и потери украинцами их национально-культурной идентичности. Оживление общественно-политической жизни на Приднепровье (национально-освободительные движения, политическая активизация запорожского и реестрового казачества) способствовало закреплению за Киевом роли ведущего культурного центра Украины. 1615 г. в Киеве начала действовать братская школа, 1616 г. - типография Киево-Печерской лавры, 1632 г. - Киево-Могилянская коллегия (позже академия).

Развитие украинской культуры в польско-литовскую сутки обозначен тесной взаимозависимостью и взаємопереплетінням национально-освободительной борьбы и движения за возрождение украинской культуры. В ходе этого движения не только формировались идеологические предпосылки всенародной освободительной войны, которая началась в Украине 1648 года, но и создавались культурные ценности, которые стали основой развития украинской культуры в течение последующих веков.

Четвертый период развития украинской культуры приходится на казацко-гетманскую сутки, которая характеризуется новым историческим контекстом, обусловленным окончанием Освободительной войны в середине XVII в., с одной стороны, и постепенным ограничением, а впоследствии и потерей автономии Украиной в конце XVIII ст., с другой. Определяющим здесь выступает фактор национальной государственности, которая, просуществовав более 130 лет, все же смогла существенно сформировать направленность, характер и интенсивность культурных процессов в Украине.

Этот период в развитии украинской культуры вместе с тем оказался не менее сложным и драматичным за предыдущий относительно условий развития культуры. Во-первых, после присоединения Украины к России царизм стал на путь ликвидации традиционных государственно-политических институтов - полкового административного устройства, судебных органов, гетманата, постепенно заменяя их загальноімперськими нормам и порядкам.

Крайне негативно на развитие культуры влияла политическая расчлененность украинских земель. С 1660 года (начало разделения Войска Запорожского на левобережное, что ориентировалось на Москву, и правобережное - с ориентацией на речь Посполитую - Руина) Правобережная Украина снова перешла под власть Речи Посполитой. В составе иностранных государств находились Галичина (Польша), Северная Буковина (Молдавское княжество), Закарпатье (Венгрия), Слобожанщина и Юг Украины (Россия). Это нивелировало этнические особенности культуры, препятствовало оформлению ее элементов, характерных для всего украинского этноса. Не меньшее влияние на интеллектуальную среду производили постоянные войны, которые вели за украинские земли другие государства. Продолжались разрушительные нападения татар, которые продолжались до 1796 года и приносили небывалое бедствие украинскому народу.

Во-вторых, общественно-политическая ситуация, сложившаяся в то время во всем мире, особенно в Европе, выдвигала перед украинским обществом чрезвычайно сложные объективные потребности. Процессы, связанные с дальнейшим эволюционным прогрессом феодализма и ростом капиталистического уклада, развитие ремесел, промыслов, и появление мануфактур, освоения новых земель, формирование рыночных отношений общеукраинского значения - все это вместе соответственно сказалось на духовной жизни общества, требовало подготовки образованных людей, усиление контактов между отдельными регионами, землями, людьми. Постепенно ломались экономические и политические перегородки, замкнутость и изолированность, свойственные эпохе средневековья.

И все же, развитие украинской культуры в этот период выступает как последовательный процесс, объективно обусловленный процесс усвоения и наследования традиций культуры Киевской Руси, процесс зарождения в духовной жизни украинского народа новых явлений, органически связанных с влиянием идей гуманизма, Возрождения, Реформации, а несколько позже и барокко и Просвещения. Речь идет о процессах созидания культуры нового времени, где эти идеи и влияния на местном, украинском грунте дали оригинальные образцы интеллектуальных достижений в сфере образования и педагогики, научных знаний и техники, литературы и искусства.

Доминантой развития украинской культуры этого периода, начиная со второй половины XVII в., влияние казачества на нее, что не только не уменьшился, но и превратился в один из судьбоносных и определяющих факторов ее развития. На то время казачество превратилось в ведущую слой новообразованного государства, завоевало лидирующие позиции во всех сферах жизни украинского общества.

Пятый период развития украинской культуры охватывает временной отрезок в 150 лет, лет великой неволе нашего народа - от времен разрушения Гетманщины и до начала XX века. Его целесообразно разделить условно на три підперіоди: первый - конец XVIII - конец 50-х годов XIX в., что есть время ее становления как новейшей культуры с народным демократизмом и народным языком; второй - 60-90-е годы XIX в. - время ее вхождения в общеславянский и мировой культурный процесс; и третий - начало XX вв. - время утверждения ее как великой национальной культуры мирового значения и резонанса. Этот период в развитии украинской культуры назовем периодом национально-культурного возрождения. Наиболее ярко в процессах создания новой национальной модели культуры украинский народ проявил себя в литературе, историософии, фольклору, этнографии, театре, изобразительном искусстве, драматургии. Доминирующая, формотворча роль в этом процессе принадлежала литературе. Все виды новейшей культуры, начатые "Энеидой" И. Котляревского, дальше развивалась параллельно с литературой, под ее непосредственным благотворным влиянием. Именно она, новейшая украинская литература, первой среди других составляющих культуры, показывала, как надо решать самые сложные проблемы тогдашнего духовной жизни украинского общества, утверждал в его сознании оптимистическую веру в грядущее. Она, во-первых, напоминала о самобытном и яркое героическое, прошлое своего народа, достойно удивления, восхваления и подражания; во-вторых, раскрывала и проявляла мощные потенциальные возможности его самого дорогого клада - разговорной речи, с которой украинский народ получал право, образно говоря, на жизнь и на бессмертие; и, в-третьих, показывала, как положено на основе народно-первозданных элементов (фольклора, быта, обычаев, поверий, легенд, обрядности) творить высокое профессиональное искусство.

Этот период еще называют периодом длительной неволе и преследований" украинской культуры, периодом ее ожесточенной борьбы с асиміляторськими мерами российского царизма, польской шляхты, румынских бояр, венгерских феодалов и всевластного австрийского цісарства. Украинцы оттеснялись этими враждебными силами на периферию культурного прогресса. Продолжалось начатое еще в прежние времена высасывания украинских творческих сил другими культурами, в частности российской, почему была подчинена вся система науки, образования, культурной политики вообще времен колониального режима.

Рассматривая этот период в развитии нашей культуры, следует обратить внимание на то, что украинское Возрождение - это не копия европейского Возрождения, если вообще так можно его назвать. Ведь Возрождения широкой волной прокатилось по всех европейских странах, в каждой из них имело свою специфику, свои особенности. Украина в данном случае не составляет исключения. Она не повторяет даже тех моделей, которые имели место в близких славянских культурах. А здесь, как известно, существовало несколько моделей национального Возрождения: чешский (основы ее были заложены деятельностью ученых-будителей, например, Даниил Адам с Велеславіна); сербский (народным творчеством и фольклористично-научной деятельностью В. Караджича); польский (романтической поэзией А. Мицкевича). Украинское Возрождение объединяет формообразующих силы всех названных моделей: развитие народоведения (от Г. Цертелєва и М. Максимовича к П. Кулиша), історіософію ("История русов", Г. Маркевич, И. Срезневский, Г. Костомаров) и, главным образом, литературу с гениальным поэтом Т. Шевченко.

На протяжении XIX и начала XX века украинская культура сделала колоссальный шаг вперед в своем развитии, обнаружила свою способность: во-первых, синтезировать многовековой мировой художественный процесс; во-вторых, всем своим мистецьким арсеналом предложить самобытное решению многих общественных, этико-философских и художественных проблем, которые волновали человечество; в-третьих, создать такие художественно-эстетические ценности, которые поставили украинскую культуру на мировой уровень. Итак, проникнутая гуманистическими идеями, украинская культура XIX - нач. XX в. вывела украинскую нацию на широкий путь мирового исторического развития, поставила из неизвестности и забвения в один ряд с наиболее развитыми нациями мира.

Шестой период развития украинской культуры является временем нового межвоенного и послевоенного порабощения Украины ее восточными и западными соседями и охватывает временной отрезок от начала XX в. до конца 80-х годов.

Высокая степень развития и исторической зрелости украинской культуры, с которым она вступила в XX столетия, обусловили ее активное и плодотворное участие в общеевропейском культурном процессе. Это и сформированность разветвленной жанровой системы в литературе, демократизация и модернизация языка большинства искусств (изобразительного, графики, скульптуры, музыки), целостность общенационального (Восточная и Западная Украина) культурного развития, выдающиеся достижения нашей культуры, что обогатили не только свою, но и европейскую художественную культуру (украинская народная песня, социальный роман, импрессионистическая и експресіоністична новелла XX ст., театр корифеев, гуцульское народное искусство и многое другое).

Анализируемый здесь период развития украинской культуры, как и предыдущий, целесообразно разделить на несколько підперіодів, которые, в свою очередь, отличаются друг от друга социально-экономическим и политико-психологическими факторами, которые существенно влияли на процессы развития нашей национальной культуры.

1. Несмотря на невероятно тяжелые формы национального гнета, преследования и запреты, лишение своей фундаментальной основы национальной школы с родным языком обучения, культурная жизнь в Украине в начале XX века значительно активизируется. Возникают художественные музеи, архивы, новые библиотеки, действуют основанные на новых началах художественные учебные заведения, усиливаются связи с зарубежными художественными центрами (Париж, Рим, Мюнхен, Краков). Национально-демократическая революция и обретения Украиной национальной государственности (УНР, ЗУНР), несмотря на их поражение от большевиков в 1919-20 гг., дали мощный исторический импульс для национально-культурного строительства даже в условиях ограниченного и зажатой советской государственности 20-х годов (украинский ренессанс, трагически оборванный 1929 г.).

2. Период 30-х - начале 50-х годов - времена особенно жестокого тоталитаризма. Он обозначен в общественной жизни Украины острыми противоречиями, трагическими событиями, порожденными антинародной сталинской диктатурой. Наша культура понесла огромные потери: погибли сотни талантливых ее мастеров, были ликвидированы многочисленные научные и творческие институты и учреждения. Даже при таких ужасно невыносимых условий процесс развития украинской культуры продолжался, правда, несколько замедленными темпами. Он не мог остановиться совсем хотя бы потому, что массовая ликвидация неграмотности, создание широкой сети школ и других культурно-образовательных учреждений и творческих коллективов сформировали действительно заинтересованного потребителя культуры. Но и этот, чрезвычайно слаб по своему характеру процесс, деформировался и исказился террористическим режимом, который властно наложил тяжелый пресс на научную мысль, примітивізував, засорял вульгарными мировоззренческими мифами дело народного образования, в области литературы и искусства вел к общему снижению эстетического уровня, фальсификации и искажения жизненной правды, рабского прославления культа "вождя всех времен и народов".

3. Годы Великой Отечественной войны для значительной части деятелей украинской культуры стали периодом творческого подъема. Антинародная культурная политика в настоящее время, правда, уступила частично строгой логике борьбы с врагом. Именно духовное напряжение грозных, решающих времен, а также, подчеркнем это особо, высшая степень творческой свободы и обусловили это подъем украинской культуры. В военные годы она обогатилась целым рядом произведений, вошедших в ее классического фонда, хотя и здесь, чего греха таить, было вместе с тем немало агитационной поденки и голой пропаганды.

4. С окончанием Великой Отечественной войны, казалось, имели бы сложиться благоприятные условия для дальнейшего разнообразного, многоцветного и интенсивного художественного процесса. Способствовать этому могли бы и приобретенный в военное лихолетье опыт, и объединение украинских земель в единой, пусть хоть формальной, государству; однако известные партийные акции по идеологическим вопросам деформировали духовная жизнь общества. Несмотря на то, что украинская культура послевоенного периода имела немало достижений, ее идейно-смысловое, сюжетное, стилевое и эмоциональное русло оказалось достаточно суженным и обедненным. На многих произведениях лежал отпечаток определенной соцреалистической заданности, а не свободного самовыражения таланта. Партийно-государственные "концепции" возводили до окончательного огосударствления культуры, подвергали ее строгому контролю и некомпетентном руководству. После известных постановлений 1946-1948 гг. по активного творческого процесса изымалось много талантливых представителей творческой интеллигенции, произошла окончательная деградация принципов соцреализма.

5. Во времена так называемого "развитого социализма" под нарастающим имперским давлением, фальшивыми лозунгами "новой исторической сообщества" и "единой загальнорадянської интернациональной культуры", усиливаются процессы целенаправленной денационализации нерусских народов, попадают на грань гибели национальные языки. Все это не могло поставить передовую украинскую интеллигенцию на позиции созерцательного, примиренського характера. Лучшая ее часть начинает движение, которое успешно перерос в борьбу за демократические права и свободы (в том числе и свободу творчества), за благоприятные условия развития национальной культуры. Это известные нам движения "шестидесятников", "сімдесятників" и "вісімдесятників". Именно в этот период активизируется так называемая подпольная или захалявно-шухлядна культура, творческая мысль, идейные поиски, накапливается интеллектуальный потенциал украинской нации.

6. Тоталитарный режим, на котором довольно стойко держалась одна из сильнейших империй мира, на конец XX в. неожиданно для многих, потерпел крах, исчерпав все свои потенциальные возможности, оказавшись неспособным дать полные ответы на жгучие вопросы современной мировой истории. Конец XX в. властно позвал к жизни новые императивы. Эра постиндустриального, чрезвычайного интенсивного развития, в который слишком стремительно втягивается все человечество, не воспринимает надцентралізованого, государственно-бюрократического управления всеми сферами общественной жизни, выводит его современную схему за пределы исторического развития человечества. Новыми императивами современности стали молодые суверенные государства, возникшие на территории бывшего СССР, в том числе и Украина.

Шестой підперіод характеризуется унаследованными от предыдущих підперіодів взлетами и руинами в развитии украинской культуры, наличием как объективных, так и субъективных факторов, по которым украинская культура была поставлена (и до сих пор еще находится) в условия борьбы за самосохранения и постоянного стремления к возрождению. Трагизм ее феномена заключается в том, что она, как и в давние времена, уже в третий раз была потеряла свою национальную духовную элиту. Некогда это была колонизация украинской шляхты или ее русификация. Теперь - постоянное уничтожение духовной элиты на протяжении всего периода, от репрессий 20-30-х годов, от суток Расстрелянного возрождения и до репрессий, осуществляемых в значительно более мягких формах, вплоть до конца 80-х годов. Каждый раз потери национальной духовной элиты (особенно за три года третьей потери) хоть и не приводили к полному разрушению традиционной украинской культуры (слишком сильны в ней народные истоки, питающиеся тяготением к подлинной народности в самом широком понимании этого слова), но все же отодвинули ее на задний план мирового культурного прогресса, унижали, вызывали появление рис вторичности и провинциальности.

Седьмой период развития украинской культуры-но только начался и продолжается в новых исторических условиях. Это - современный период, который охватывает временной отрезок от конца 80-х и по сегодняшний день. Исторический акт о государственной независимости Украины (24 августа 1991 г.) открыл новые горизонты перед украинской культурой, которая впервые получает возможность создаваться и развиваться как единая национальная культура материка и зарубежья. При этих условиях появились новые черты, новые характеристики, которые позволяют нам с оптимизмом говорить о будущем нашей культуры: значительное расширение границ творческой свободы художника, наличие богатейшего творческого опыта и творческих сил, тенденция к консолидации национальных художественных школ, широкие и многообразные связи с искусством других народов. Вместе с тем, в новую эпоху усиливаются устоявшиеся формы культуры связи с народом, все четче вырисовывается в процессах развития украинской культуры широкий спектр исканий большей эстетической действенности культуры - содержательной, гуманной, эмоциональной. Несмотря на все сложности, как объективного, так и субъективного плана, постепенно заполняются "белые" и "черные" пятна в истории украинской культуры, выходят на всенародный виднокіл ранее запрещенные и замалчиваемые ее страницы.

Завершая рассмотрение периодов развития украинской культуры, следует отметить, что во времена становления Украинского независимого государства мы стараемся подходить и анализировать их как граждане независимой суверенной страны, следуя нового государственного взгляда на отечественную историю. Этот взгляд значительно отличающийся от концепций как советской, так и украинской народнической периодизации. Основой нашего подхода к этому важному и архіскладного вопросы современности является объективно-логический, историко-философский анализ событий и явлений, которые имели место на протяжении всей истории украинской культуры от ее истоков и до сегодняшнего дня. С учетом такого подхода к периодизации курса и построена его программа. Опыт, который мы уже имеем в вопросах преподавания и изучения украинской культуры, оправдывает такой подход, определяет его плодовитость и целесообразность.

Рассмотрев периоды развития украинской культуры, которые в полной мере воспроизводят ее чрезвычайно сложный, часто трагический путь к вершинам мирового духовного гения, стоит сказать хотя бы несколько слов о том, что сегодня украинская культура, существующие во времени, представляет собой непрерывное движение национальных культурных ценностей, что происходит между различными соціумами, общественными слоями и поколениями. В этом движении отбираются и усваиваются самые значительные культурные ценности, одни из них приобретают новое значение, другие временно или навсегда исчезают. Иногда это движение сопровождается духовным подъемом или же духовным взломом, которые существенно влияют на характер, темпы и содержание процессов, имеющих место в духовном развитии нации.

Первым духовным взломом в истории украинского этноса, что приобрел масштабы общенациональной трагедии, стала на рубеже X-XI вв. насильственная христианизация, отказ (опять же принудительная) от языческого прошлого, которое противоречило требованиям новой для русичей религии. Эта "отказ" происходила очень болезненно для общественной жизни тогдашнего населения Киевской Руси, от ее последствий народ поправлялся не совсем быстро. Эта же "отказ" резко изменила и естественное течение процессов развития культуры.

Второй духовный перелом культурного прогресса Украины произошел вследствие порабощения ее Российской империей, которая на протяжении трех веков принудительно отрывала украинский народ от традиций своей культуры.

И, наконец, третий духовный перелом украинского народа - социалистическая "культурная революция". В ходе ее развертывание было уничтожено много известных деятелей украинской культуры, осквернено множество культурных достопримечательностей (разрушено или и вовсе уничтожены их - церкви, памятники; или же спродано "с молотка" и вывезено за границу - картины, церковная утварь), потерпела неслыханного в мире ущемления религия, запущено основное культурное достояние - памятники культуры, истории и природы, взорван традиции природопользования и хозяйствования, язык, национальные духовно-нравственные ценности. За годы этой "революции" состоялась не менее "культурная" экспансия русского языка, что привело к потере тремя поколениями украинцев своей родной национального языка. Сама украинская культура в нашем обществе оказалась далеко позади, по сравнению со своими западными соседями. Состоялось уничтожения культуры, которая была отнесена к старой надстройки, "обреченного мира". Наступление на украинскую культуру велся широким фронтом. С этой целью искусственно осложнялись связи украинского народа с европейскими нациями.

И все же украинская культура, сущностью которой все время была борьба за свое существование, жила и развивалась, мужала и обогащалась, усваивала достижения культур других народов, в полной мере выражая собственный духовный мир. В чем же сегодня выражается сущность этого единственного и неповторимого духовного мира? Для этого следует очертить хотя бы в общих чертах вопрос: что же представляет собой сегодня украинская культура.

Несмотря на невероятные трудности, которые на протяжении веков преодолевал на своем историческом пути украинский народ и о которых мы только что говорили, он состряпал свою високорозвинуту (по современным мировым меркам) национальную культуру. Сегодня в ней представлены все отрасли, виды и жанры духовного производства, присущие самым развитым культурам мира. Довольно высокого уровня развития в Украине получили наука, народное образование, литература и искусство. Украинская литература, например, имеет высокоразвитые поэзию, прозу и драматургию, произведения для детей и юношества, такие жанрово-тематические разновидности, как научная фантастика, приключенческая и документальная литература, исторический роман, киноповесть, очерк и т.д. Органическими составляющими украинской культуры стали: сценическое искусство - драма, опера, оперетта, балет; музыкальное искусство - оперная, симфоническая и хоровая музыка и песенное творчество, в частности, авторская песня; изобразительное искусство - живопись, скульптура, графика; декоративно-прикладное искусство; кино; самодеятельное искусство; народная художественная и поэтическое творчество и т.д.

Отдельно стоит сказать несколько слов об одной из важнейших составляющих украинской культуры - язык нашего народа. Преодолевая чрезвычайно тяжелые условия своего развития и существования как в дооктябрьский (1917 г.) период, так и поныне, украинский язык достигла достаточно высокого уровня своего развития, постепенно и неуклонно входила во все области общественной жизни своего носителя. Процессы распространения общественных функций нашего родного языка особенно активизировались с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины (1990), p. Закона о языках в Украине (1989 г.), а также с провозглашением государственной независимости Украины (1991 г.).

Будучи одной из самых развитых языков мира (Словарь русского языка в 11-ти томах издания 1970-1980 гг. подает более 140 тысяч слов и словарных статей, а в картотеке Института языкознания АН Украины собрано более 5 млн. карт, в которых занесены украинские слова с діалектними вариантами), украинский язык является законодательно оформленной и провозглашенной парламентом Украины на государственном языке, а следовательно и выполняет сегодня чрезвычайно широкий круг государственных общественных функций. Она является одним из элементов многогранной деятельности нашего народа в государственной, экономической и духовной жизни, средством создания многочисленных духовных ценностей, особенно тех, которые обнаруживаются преимущественно в языковой форме - литературе, науке, философии. Украинский язык выполняет роль чрезвычайно важного средства сохранения выраженных в слове национально-культурных ценностей, обмена продуктами духовного производства нашего народа с другими народами мира.

Среди современных общественных функций русского языка стоит выделить чрезвычайно важную для нас и такую, как средство вузовского преподавания и обучения. При этом отметим, что и подготовка всей научно-методической литературы, вся учебно-вспомогательная работа осуществляются у нас в университете на государственном языке. Речь в данном случае выступает не просто как основное средство коммуникации, но и как мощный арсенал, неисчерпаемая сокровищница национальной духовности. В ней - отголосок победоносной славы наших предков, героики борінь за свободу и независимость, патриотических порывов, надежд на лучшее будущее, завещаний потомкам. Украинский язык в учебном процессе - благодатная почва для формирования внутренне сильной и многогранной личности.

Говоря об современный уровень развития украинской культуры, о международное признание достижений украинского народа в самых разнообразных отраслях духовного и материального производства, мы с горькой болью можем поставить не вполне риторический вопрос: какова была бы эта культура наша, когда бы мы направлялись к ней битыми путями, когда бы мы творили ее все время свободными руками?! (И. Огиенко).



Назад