Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Зарождение и развитие школьного образования. Научные знания


Школьное образование. Возникновение и распространение письменности способствовали быстрому развитию образования, науки и культуры вообще на Руси. Особенно положительно это влияние отразилось на процессах дальнейшего развития школьного дела. Свидетельств о распространении образования на Руси в дохристианские времена мы не имеем. А вот сведений о том, что у нас были в те времена письменные люди, имеем немало. Это подтверждают заключены договоры украинских князей, различные надписи на предметах материальной культуры, упоминания авторов византийских, римских и других хроник. Письмо и книга в те времена не были то невиданным. Князья и высшие состояния Руси давали образование своим детям за рубежом, в основном первичные навыки образования получали самостоятельно (особенно относительно чтения).

Введение христианства активизировало процессы распространения образования, повлекло организацию и развитие школьного дела. Однако сначала "книжное письмо" не приобрело более-менее значительного распространения, ограничивался небольшим числом "луччих людей" или "нарочитих чадей". Есть сведения, что Владимир после крещения Руси в 988 году создал в Киеве при Десятинной церкви первую школу для детей местной аристократии. Из летописи известно, что сын Владимира Ярослав Мудрый в Новгороде 1054 г. создал школу для 300 детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, а учили в этой школе чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.

Обстоятельства того времени и потребности жизни требовали определенного знания, потому что образованные люди были нужны и для церкви, и для государства, для замещения церковных правительств и различных должностей административного характера, для поддержания широких торговых связей, ведение крупных хозяйств в боярских усадьбах и др.

Бурный дворцово -, храмобудівництво, развернувшееся после введения христианства, требовало высококвалифицированных мастеров-художников для их отделки, певцов для церковных служб. Поэтому кроме общеобразовательных школ на Руси начали создавать отдельные школы пения, живописи, резьбы, гутного, художественной ковки.

Дипломатические и торговые связи Руси с Византией и другими странами требовали от украинцев высокого образования с обязательным знанием греческого и латинского языка. Ее изучения было необходимым для практической деятельности тогдашнего дипломатического корпуса и различных торговых, культурных и других связей Руси с заграницей. С этой целью в новопостроенной Софии Киевской Ярослав года 1037 создает школу, которая продолжая лучшие традиции Володимирової и византийских школ, была по сути уже школой нового типа. Это первый отечественный высшее учебное заведение, который появился, кстати, на столетия раньше, чем первые вузы Западной Европы. Уровень знаний, что их получали здесь дети, был не ниже византийские высшие школы. Учились в этой школе дети высшей знати Руси: будущий митрополит Иларион, посадники Остромир и Ратибор, кодификаторы (те, что строили в единое целое кодексы "Русской правды") Коснячко и Никифор Киевлянин, дети самого Ярослава, с десяток знатных иностранцев - претендентов на короны королей. По некоторым сведениям, в разные времена в школе Ярослава учились дети английского короля Эдмунда Залізнобокого, венгерский король Андрей, преемник датского престола Герман, норвежский конунг Харальд, сын норвежского короля Олаф и другие иностранцы.

Какие же науки изучали в этой высокой школе? Летопись называет наряду с богословием философию, риторику, грамматику, историю, греческий язык, высказывания античных авторов, географию и естественные науки. Из ее стен вышло много деятелей украинской культуры.

После смерти Ярослава Мудрого школы создавали при епископских ячейках для подготовки духовенства. В них учили навыкам чтения, письма, церковного пения, основ веры и морали, нужных для священников. По приходам, при церквях, существовали школы начального образования для детей простых людей.

Процессы распространения образования на Руси имели свои особенности. Самой главной из них была та, что до образования приобщались, овладевали ее дети не только мужского пола. Школьное образование распространялась, хотя и не в таких масштабах, среди детей женского пола. Относительно этого есть интересное свидетельство известного историка XVIII ст. В. Татіщева, который приводит такой пример из летописи, датированного 1085 годом: внука Ярослава Мудрого Янка (Анна) Всеволодовна в этом же году открыла (фундувала) в Киеве специальную школу для 300 девушек, в которой кроме грамоты учили еще и разном рукоделию. Чрезвычайно высокообразованными были черниговская княгиня Параскева, Параскева Полоцка и другие женщины в княжеских семьях. Причем они изучали и хорошо знали не только "афинейські мудрости", но и "философию, риторию и всю грамматикию". Учили их здесь пения, благородного поведения, шитье, вышивке, кравецтва. Та же Параскева Полоцка "была умная книжном писанию" и сама писала прекрасные книги.

Много полезного в дело развития образования внес Киево-Печерский монастырь. Уже в XI в. здесь возникает центр подготовки высшего духовенства, художников, врачей, каліграфістів, переводчиков. Только до татаро-монгольского нашествия со стен монастыря вышло более 80 епископов. Тут появился и получил своего развития феномен летописания. В этом монастыре работали известные летописцы Нестор, Никон, Сильвестр; в XII в. был составлен "Киево-Печерский патерик" - выдающееся произведение, исторический первенец Киевской Руси.

Кроме грамоты в узком смысле этого слова - умение читать и писать - на Руси хорошо знали и арифметику. Знания ее добывали в этих же школах. Летопись донес до нас такой интересный пример: новгородский диакон Кирик года 1136 вычислил, сколько дней прошло от сотворения мира - 29 120 652. В "Русской правде" подавались расчеты приплода скота на сотни тысяч. Кроме знания четырех правил арифметики, на Руси знали тогда и дроби и пользовались ими при различных расчетах.

Такой способ школьного образования на Руси, образовавшийся под влиянием византийских школ XI-XII вв., согласно обстоятельств культурной жизни становился традиционным. От центральных районов он позже распространился на северо-новгородские и московские земли, веками находил себе там горячих сторонников и защитников и сохранился среди народных масс как доступный им способ получения образования.

Появление и распространение письменности и развитие образования на Руси положительно повлияли на процессы развития здесь и научных знаний. Научными центрами на Руси в период расцвета Киевской государства были прежде всего Киев, Новгород, а рядом с ними большое значение имели Полоцк, Чернигов, Галич, Владимир-Волынский. Там существовали школы, в первую очередь основаны духовенством. Среди них было много учителей, писателей, ораторов, художников, летописцев, создателей тогдашней украинской науки, которая, как и вся древняя культура, находилась сначала в полной зависимости от Византии, что на то время, наряду с Римом, имела славу второго всемирного центра науки и литературы.

Сердцевиной тогдашней науки была, конечно, теология, часто окрашена философским содержанием. Ее произведения не связывались только с мыслями святых отцов Церкви и античной философии (характерной в этом отношении является полемика Клима Смолятича с Хомой около 1147 года об использовании теологии Гомера, Платона и Аристотеля), но и с собственной народной мудростью и ее оригинальным мировоззрением. Опираясь на теологию и мифологию, тогдашняя наука разрабатывает также другие отрасли знания - историю, право, естествознание, математику, астрономию - в таких более-менее объемах, как это было в Византии и западноевропейских странах. В исторических знаниях выделяются переводы византийских хроник И. Малалы, Г. Амартоли и Г. Сінкела, "Истории Палестины" Иосифа Флавия; естествознанию посвященный "Шестоднев" Василия Великого и переделан болгарским экзархом Иоанном, в котором характеризуются отдельные царства природы согласно дней их творения по Библии; о различных животных, отчасти об растения и камни повествует "Физиолог", а "Космография" Козьмы Індикоплова представляет общую характеристику мироздания. Церковное право разрабатывалось в многих "кормчих" книгах. Распространенными были и сборники статей энциклопедического характера ("Изборники" князя Святослава 1073 и 1076 pp.) и сборники афоризмов ("Пчела", "Ізмарагд", "Златая цепь" и др.).

Отечественные оригинальные научные опыты в ту пору начинались, как правило, в таких областях науки, которыми Византия не интересовалась и ничего нам дать не могла, поскольку славянские земли там знали только поверхностно. Поэтому наши предки начали сами сказать о себе. Попытку этого видим уже на первых страницах найденного летописи. Летописец широко занимается историей человечества от сотворения мира и до сведений, которые он почерпнул из Библии и греческих источников, добавляет свое изложение о происхождении славян, их язык, этнографическую принадлежность, их путешествие и описывает обычаи племен, принадлежавших к Киевского государства.

Успешно развивалась историческая наука. Вроде исторических хроник Византии разрабатывалась и тогдашняя историография, что занималась историей нашего государства, наше летописания. Старейшими из дошедших до нас, является, безусловно, "Велесова книга" и др., что сохранились в более поздних списках, особняком летопись 1039 года, составленный, видимо, при дворе киевского монастыря такими монахами, как Никон Великий и славный Нестор-летописец, автор "Повести временных лет". Летописное работу вели и монахи Выдубицкого монастыря - в частности игумен Сильвестр; этим делом занимались и другие монастыри. Рядом с монастырскими существовали и частные историки-летописцы, при княжеских дворах.

Старейший славянский правовой кодекс XI-XII ст. - "Русская правда" - свидетельствует о долголетнюю его подготовку и сравнительные исследования византийского, западноевропейского и собственного, древнеукраинского, обычного права. Этот сборник законов князя Ярослава и его преемников легла в основу Литовского устава и законодательства гетманской суток. Она интересна еще и своей почти чистой східнослов'янською языке, без церковнославянских элементов, прозрачной построением предложений и словарем сегодня уже не употребляемых слов-терминов.

Отдельно от других наук стоит вспомнить медицину. Первыми врачами на Руси были гадальщики и знахари, всевозможные "прорицатели" и "кудесники" - мужчины и женщины. Лечили заговорами и заклинаниями. Существовала следовательно своеобразная медицина, которая, кроме различных зелий, мастей, порошков и т.д., предусматривала также водолечение, термотерапію (нагревание, прогревание тела, его охлаждения) и т.д. Единичные упоминания о хирургическое вмешательство в организм больного.



Назад