Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Ткачество, ковроделие и вышивка


На Руси был очень развит ткацкий промысел, прежде всего - производство льна и конопли. Было много и привозноо материи, главным образом из Византии - полотняные, шерстяные и шелковые ("наволока", "оловир"), а также узорчатые с протканими золотыми и серебряными нитями ("дібаджа"). Как свидетельствуют находки незначительных остатков материй в могилах на Черниговщине, Киевской и Полтавской области, материи старокняжої суток имели, кроме мелких растительных и геометрических орнаментов, преимущественно большие круги, в которых изображались различные знаки и животные мотивы (звезды, кресты, грифы, львы, птицы). Тогда же приходили к нам и материи западноевропейских государств, в основном из Франции. Местное ткацкое производство на Руси было известно еще с домонгольських времен. Были созданы не только ткацкие станки, но и цеха, которые уже знали специализацию, то есть ткали ковры, сукна, полотенца, гафти (шитье), араси.

Старейшая летописное упоминание о ковры на Руси происходит с 997 г. Это описание смерти и похорон деревлянського князя Олега в Овруче, где говорится: "положиша его на ковре". Также и далее упоминается о обычай класть раненого или мертвого князя "на ковре"; в 1015 г. У него завернули тело св. Владимира, в 1097 г. - князя Василька в Звенигороде возле Киева. На съезде князей в Вітичеві 1100 г. Владимир Мономах сказал князя Давида Игоревича: "да се ты пришел и сідиш с своей братьєю на едином ковре". В этих летописных текстах нет ни описания "ковров", ни упоминания об их происхождении (или это был местный изделие, или импортируемые товары), зато эти данные утверждают, что "ковры" принадлежали к предметов обихода княжеского двора, были атрибутом похоронного ритуала, их использовали для отдыха. Не исключено, что это слово тогда могло и не означать "ковер", а возможно - "подстилку" или даже "постель".

Можно связывать пуски ковроткачества на Руси с длительным пребыванием здесь кочевых народов (печенеги, половцы, тюрки, берендії, черные клобуки), что как пастушьи племена вівчарювали и, вероятно, производили из шерсти ткани, но эти воздействия не доказаны. А исторические источники утверждают довез до Киева тканей (наволок) и шелковых материй из Византии, с Востока, но уже тогда на Руси мог витворитися и собственный килимарський опыт.

Набивки - отдельная отрасль производства тканей (нейстра, малеванки, дымки) - отражение, или точнее, оттеснению на белом полотне орнамента с помощью деревянных клише плоской или вальцевої формы. Очень распространен был на Руси этот промысел. На вальцах, подобных кухонного валка, вырезали (ваяли) орнамент, далее весь вал мазали соответственно масляной краской и качали по холсту, где отбивался рисунок. В народном быту набивки употреблялись преимущественно для декорирования дома: на наволок подушек и перин, накривки, занавески, фартучки и мужские штаны. Набивки были распространены по всей Руси. Были они геометризовані, на образец византийского орнамента, и растительные, в форме мелких цветочков, листа в соединении с мелкими геометрическими элементами, как звездочки, цепи, точки, треугольники.

Из других видов народного ткачества распространенными на Руси были полотняные скатерти, обрусы, покрывала, одеяла, части женской одежды: запаски, кромки, перемитки, плахты, а также полотенца, ремни, наліжники, наволочки, дорожки, пледы (грубое шерстяное однотонное покрывало с насечками, или же ворсовый пристрижений односторонний ковер).

Известные на Руси с давних давен и вышивки. На миниатюре в "Изборнику Святослава" (XI в.), где изображены знаки зодиака, одна женская фигура имеет выразительную вышивку на рукаве рубашки. На фресках Софии Киевской видим и фигуры мужчин и женщин в одежде с вышивкой по краям рукавов и на наплечниках. В летописи под 1216 г. есть упоминание о вышитые наплечники военных людей. Княгиня Ганка во времена Владимира Мономаха руководила мастерской шитья. Князь Ярослав Всеволодович приказал своим дружинникам перед Липовецькою битвой убивать пленных, хотя бы они имели даже золотом вышиты наплечники. Вышивалось и разнообразное церковная утварь: ризы, хоругви, покрывала, плащаницы; вышивался пышный княжий одежду. Вышивание выполнялось шелком, золотом и серебром. Обращает на себя внимание отсутствие геометрических форм при использовании богатого растительного орнамента. Через металлическую нить нельзя было нюансувати узор, и подобный мотив в шелка или даже в заполочі был богаче. Ячейками церковного вишивкарства были монастыри Киева, Чернигова, Львова и других городов.

Театральное искусство. Театр как синкретическое искусство в своих истоках достигает фольклора, и поэтому начал театра на Руси надо искать в первоначальном, танковой-музыкальном, поэтическом искусстве. Самыми старыми элементами театра есть мимика и танец, к которому приобщается третья примета - рисование тела, то есть переодевания, что впоследствии превратилось в костюмологію и характеризацию.



Назад