Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Театральное искусство. Музыка. Танец


В эпоху Киевской Руси театральное искусство полно воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинному театре. Народный театр получил самое широкое выражение в свадебном народной обрядности, о чем уже говорилось. Основой княжеского театра были скоморохи и шпільмани (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Однако ни скоморохи, ни шпільмани, ни свистільники, хоть и оставив по себе широкую известность (все еще имеем даже такие названия сел в Украине), были чужие сценическом духовые Руси. Они театра не создали. Княжий театр опирался на рыцарскую песню, имея за основу два элемента: речитатив и величания. Репертуар княжеского театра состоял из драматических поэм, что, имея речитативный характер, подавались на музыкальном фоне, в сопровождении музыкальных инструментов. Тематически княжий театр пользовался мотивам обороны родины, службы князю, мести за покривджених, рыцарской чести. С упадком древнего государства княжий театр передает народному театру своих персонажей: "князь", "княгиня", "бояре", "дружба" (жена - войско) и т.д.

Музыкальное искусство в сутки государства Киевская Русь распределялось на три группы: музыка народная, княжеских салонов и церковная.

Народная музыка Руси состояла из вокальных и инструментальных мелодий, что испокон веков творились в устной традиции народа. Песни с давних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их труде, быту и обычаям. Веселые и грустные песенные мотивы выполнялись не только голосом, но и с помощью музыкальных инструментов. В первую очередь, это обрядовая народная напевность (колядки и щедривки, календарь и веснушки, купальские и обжинкові, свадебные и крестильные песни, похоронные причитания). Стилистически народная напевность делится на две основные группы: 1) свободный речитативный стиль; 2) стиль с четким ритмом и формой. Произведения первой группы имели несимметричный свободный ритм и по сути составляли монотонное повторение одного и того же мотива в разных вариантах, сокращениях и поширеннях, в зависимости от долготы предложений импровизированного текста. Такую форму рецитації имели похоронные причитания, что выполнялись монодично, без инструментального сопровождения (как правило, профессиональными плакальщицами). Вторая (основная группа) занимала всю оставшуюся песенных жанров, то есть мелодий с четким ритмом и выразительным синтаксическим укладом фраз. Такая упорядоченность музыкальных элементов переносилась и на тексты песен, создавая в них правильные цезуры и постоянную количество складов. Образцы древней музыки этого типа встречаем в архаических обрядовых песнях, особенно между колядками, щедривками и веснушками.

О музыке княжеских салонов можем судить только на основании упоминаний в тогдашней литературе, описаний инструментов и тогдашних фресок, главным образом Софийского собора. Репертуар этой музыки наверняка был очень разнообразен - танковый, лирический, бытовой, шутливый и др. Чаще всего встречаются упоминания о "веселье славы" князьям: военные и вообще геройские подвиги князя или его предков ("Слово о полку Игореве"). Местами сохранились даже имена лиц, которые были одновременно поэтами, композиторами и исполнителями таких произведений: Боян (XI в.), Митусе (XIII ст.).

Из инструментов употреблялись свои изначальные: гусли, деревянные трубы, рога, бубны и различные свирілі, пищали и свирели. В княжеских дворах употреблялись еще и инструменты чужого происхождения: кованые, металлические или "рожані" трубы и рога, орган, "смики" или "гудок", смычковые инструменты: псалтырь (древнегреческий многострунный музыкальный инструмент), лавута, навла, кимбал, бронзовые и медные колокольчики и колокола. Колокольчики и колокола пришли к нам от иудеев. Их охотно позаимствовала себе христианская церковь. Носителями музыкального творчества были: 1) певцы героических песен; 2) скоморохи, что впоследствии стали бродячими музыкантами. Скоморохи были не только музыкантами. Они развлекали слушателей и зрителей различными способами: пением, танцами, остротами, магическими представлениями; 3) калеки прохожие, старцы, создатели позахрамової побожної песни, предшественники более поздних лирников.

Церковная музыка пришла к нам из Византии. Из литературных источников известно, что вместе с греческим духовенством привлекали тогда на Русь и греческих профессиональных музыкантов "домественників", которые организовали у нас церковно-певческая дело, были первыми учителями музыки и дирижерами ("протопсальтами") церковных хоров. Сначала была заимствована византийская церковная музыка. Начиная с XI сти вводится и распространяется украинская церковная музыка, что с первого очага церковного пения - Киево-Печерской лавры - быстро распространилась на церкви и монастыри всея Руси. Это был так называемый "Киевский распев", который стал основой местной певческой традиции на долгие столетия. Знаем даже имена тогдашних профессиональных знатоков, создателей и исполнителей такой музыки: Стефан в Киеве, Лука во Владимире-Волынском, Дмитрий в Перемышле.

С княжеской эпохи сохранилось немало нотных книг, написанных безлінійною нотацией (невмовою), что имела две особенности. Кондакарна нотация употреблялась в кондакарях, где были в основном помещенные кондаки на целый год (кондак - краткая церковная песня, славящее Бога, Богородицу и святых). Знаменательным нотацией (знамя - нота) нотовані все другие богослужебные книги, как минеи, ірмолої, триоди, стихірарі и т.д. Нотописи еще не исследованы как следует, следовательно и пения этих сегодня подробно еще не восстановлено.

Особого развития на Руси приобрела музыка колоколов, которая выполнялась обязательно по нотам со знанием дела. Колокола сопровождали любой христианский праздник, собирали людей на вече и другие собрания по случаю решения важных государственных дел. Перезвон церковных колоколов - это небольшой музыкальный концерт. Во время христианских праздников (особенно крупных - Рождество Христово, Пасха и т.д.) выполнялось по несколько десятков таких произведений колокольной музыки. Теперь, в связи с борьбой против городских шумов, количество произведений колокольной музыки, что их выполняют во время праздничных христианских торжеств, возведена всего в нескольких. А жаль!.. Даже сейчас, когда весь мир отмечал годовщину найсумнішої дать настоящее - Чернобыльской трагедии 26 апреля, в 12-и часов дня христианские храмы всех стран мира одновременно ударили в колокола, а подавляющая часть наших храмов молчала, потому что в них нет колоколов. Получилось так, что вся планета через повноголосий перезвон колоколов грустила, а наш сумм оказался невысказанным..., хоть беда - наша.

Народный танец на Руси - "пляс". Название означала групповые игры с песнями. Название "танец" мы переняли от народов Западной Европы. Танец - композиция ритмических шагов и движений, чаще к музыке, чем к пению. Танцы эпохи Киевской Руси выполнялись в сопровождении пения, музыки (гусли, свирели, трубы, бубны) и хлопанье в ладоши. Летописец повествует, что народ сходился на площади или на улице для общей развлечения. Общенародные танцы происходили во время банкетов, свадеб, вечеринок, на праздники русалий, то есть ночью под Ивана Купала. К профессиональных танцоров на Руси относим скоморохов. Они в основном жили при княжеских дворах и своими мимическими танцами развлекали гостей на пирах, семейных праздниках и при ритуальных церемониях.

Народные танцы на Руси делились на три группы. Первая и наиболее распространенная группа - хороводы. Это народные игры с преобладанием в них танцевальных ритмов. Хороводы иллюстрировали содержание песни движениями. Хоть это были и массовые танцы, и в них выделялись ведущие лица и ведущие солисты. Хороводы преимущественно состояли из ритмических шагов, бега, изменения мест, перехода под соединенными руками партнеров. Характер хороводов имели веснушки, горелки, игры и танцы в купальскую ночь, танец "Журавль".

Вторая группа - народный танец (группа исполнителей делилась на пары). Их содержание - ухаживания и пантомимическое признание любви. Женские шаги по большей части были другими, чем мужские, их объединял лишь общий ритм.

Третья группа - сольные танцы. По характеру это танцы-соревнования в разнородности шагов и жестов. В группе танцевала одна или две личности: женщины, мужчины или же смешанная пара.

Рассмотрев процессы культурного становления и развития Киевской Руси, следует отметить, что они происходили под благотворным влиянием как внутренних, так и внешних факторов и завершились созданием высокоразвитой, многоотраслевой культуры нашего народа. Мощной основой формирования и развития самобытной древнеукраинской культуры был богатый культурный наследство украинцев. Уже в V-VII вв. в них накопились практические знания о природе, богатая и сильная языческая религия. А с ней была связана и разнообразная устная народная поэзия, которая оставалась не только одним из важных компонентов культуры следующих поколений, но и оказала огромное влияние на процессы создания оригинальной литературы.

Русь как государство формировалась и развивалась на полиэтнической основе, в ее состав входили и неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, оказавшись в этнических и этнографических особенностях древнего населения ряда территорий Украины.

Однако культура Киевской Руси не стала простым продолжением культуры предыдущего времени. Глубокие изменения в общественной жизни украинцев (возникновения государства, формирование древнеукраинской народности и т. д.) привели к качественным сдвигам в развитии их культуры, в результате чего она по-сравнительно короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре. Тесное взаимодействие народной культуры и культуры княжеских салонов, объединяющая их идея единства и могущества Руси, общее чувство патриотизма придавали всей культуре общенародного характера и высокой жизнеспособности.



Назад