Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Основные очаги социальной и культурной жизни


Центрами социальной и культурной жизни в Галицко-Волынском княжестве были города, княжеские дворы и церковь. В летописи говорится, что Даниил Галицкий основал более 70 городов, в которых развивались различные промыслы, процветали ремесла, торговля, сооружались храмы, княжеские дворы и т.д. Ведущая роль в общественно-политической и культурной жизни принадлежала стольным городам, среди которых выделяются Владимир, Галич и Холм.

Видное место занимал Владимир. Центром культурной жизни здесь был княжеский двор. Князь Владимир Васильевич был большим любителем литературы и талантливым зодчим, особое внимание уделял развитию образования и культуры. На княжеском дворе был написан "Владимирский летописец", вошедший как составная часть в Галицко-Волынской летописи. Владимир был центром рыцарской поэзии. В летописи упоминается песни, посвященные князьям Роману и Даниле и другим вельможам. Князья способствовали укреплению и развитию архитектуры города. Так, Мстислав Изяславич построил величественный собор, во времена Даниила были построены укрепления города, Владимир Васильевич основал монастырь Святых Апостолов и дал ему в пользование село Березовичи.

Вторым выдающимся центром Галицко-Волынского государства был Галич. Здесь, как свидетельствует летопись, жил и творил в начале XIII века "премудрый книжник" Тимофей, что прибыл из Киева. Он отстаивал идею единства всех земель Древней Руси и был непримиримым врагом венгерских захватчиков. Образцами литературных памятников является Галицко-Волынская летопись и Галицкое Евангелие. Летопись создавали образованные люди, которые хорошо знали греческие и западноевропейские литературные источники. В структуру летописи входят различные исторические повести, написанные в конце XIII в. Летопись заканчивается рассказом о начале литовского владычества в Галицко-Волынских земель. Всестороннего развития в Галиче приобрела архитектура. Было возведено в 1157 г. каменный княжеский дворец, Успенский собор, в 1200 г. была построена церковь св. Пантелеймона, которая является образцом архитектурного искусства галицкой суток. Церковь окружена земляным внутренним четырехугольной валом и внешними укреплениями. Церковь построена в романском стиле неизвестным (возможно и иностранным) архитектором. Даниил часто приглашал иностранцев для застройки и украшения галицких городов. Однако этот храм имеет и черты древних черниговских и киевских церковных сооружений. Основу церкви составляет прямоугольник, который в алтарной части завершается тремя апсидами - средней большей и двумя боковыми меньшими. Внутри церковь трехнефная, ее перекрытия держится на четырех монументальных крестообразных столбах, которые отделяют центральный неф от двух боковых - правого и левого. Портал центрального входа украшают колонны, которые вверху заканчиваются звитим листовидним лепкой и резьбой, что характерно для романского стиля.

Татарское господство не прекратило градостроительства, наоборот - постоянные руйнацькі нападения татар активизировали его. Так появился Холм. Первой из его известных сооружений стала большая роскошная церковь Иоанна Златоуста, построенная неизвестным архитектором, и прочные оборонительные сооружения. Холм с начала его основания был крупным центром архитектуры и изобразительного искусства.

В Перемышле в XII в. талантливыми книжниками также был написан местный летопись. Его использовал в своей хронике польский историк Длугош. При княжеском дворе выступали с песнями скоморохи. Здесь жил и творил "словутний" певец-дружинник Митусе.

Как стольные города были крупными центрами культурной, социально-политической и экономической жизни и существенно влияли на окружающие "городки" и села.

На западных землях важную роль в культурной жизни играла церковь и монастыри. По подсчетам историков в середине XIII в. Русь имела свыше 10000 церквей, в Киеве насчитывалось 17 монастырей, в Галиче - 5, Владимире - 1. В Галиче существовало епископство, которое в 1302-1303 гг. было реорганизовано на митрополию. Духовенство тех времен образовывало отдельную социальную общность и делилось на черное духовенство (монахи) и белое (обычные священники). Иерархи православной церкви, которые выходили из черного духовенства, принимали активное участие в политической и культурной жизни, выступали в роли посредников в примирении враждующих князей. По мнению известного историка Е. Голубинского, обязанность церковной власти - опережать и гасить конфликты, налаживать мир между князьями, обеспечивать спокойствие государства. Нередко патриархи и митрополиты напоминали князьям, что они целовали крест, клянясь обеспечить мир и процветание государства.

Для того, чтобы удержать князей от поспешных и ошибочных решений митрополиты напоминают им о верности цілуванню креста. Так, когда в 1157 г. Юрий Долгорукий решил по требованию Ярослава Осмомысла, выдать мятежного галицкого князя Ивана Ростиславича, митрополит Константин и высшее духовенство Киева заявили Юрию решительный протест. При этом было подчеркнуто, что "грех так поступать, поскольку ты раньше целовал крест на верность ему, а теперь хочешь выдать его на убийство". Юрий не смел игнорировать мнение митрополита.

Когда в 1189 г. венгерские феодалы оккупировали Галичину и посадили на галицком престоле короля Андрея, митрополит Никифор обратился к киевских князей с призывом защитить эту отдаленную русскую землю. Для церкви любой княжество было составной частью всей Руси. А она, по мнению митрополитов, в государственном отношении должно быть таким же сплоченным организмом, как и церковь. Интересы церкви и государства в XII-XIII вв. на Руси настолько тесно переплетались, что иногда невозможно было разграничить компетенцию юрисдикции государственной и церковной.

Однако не все иерархи церкви придерживались взятого на себя долга. Руководствуясь экономическими потребностями обеспечить процветание митрополии или епархии, они готовы были пожертвовать принципами христианской морали. Обладая большим влиянием на правящую верхушку, некоторые епископы и митрополиты могли существенно влиять на политику. Так, галицкий епископ Артемий поддерживал венгерскую партию, враждебную князю Данилу, и выступал против него. Как культурный центр особой славы вступил Полонинский монастырь, которым руководил игумен Григорий - "человек святой, которого не было перед ним и после него не будет". Он отстаивал принцип единства земель древнерусского государства. В этом монастыре, как говорит летопись, находился литовский князь Войшелк.

В период феодальной раздробленности церковь была реальной роли прочного соединительного силой, способной обеспечить тесные связи между различными древнерусскими землями, поскольку она сама была единственной, ее призывы к единству разорванной на части древнерусского государства играли существенную роль в борьбе за воссоединение древнерусских земель.

Межцерковные отношения в сутки Галицко-Волынского княжества отмечались религиозной терпимостью. В Киеве в XII веке имели свое жилище монахи - бенедиктинцы и доминиканцы, существовали латинские храмы. Такая же картина наблюдалась и в других городах Древней Руси. Так, в галицкой земле в начале XIV века поселились монахи францисканского ордена, которые впоследствии основали католические єпископати в Галиче, Перемышле, Львове. Дружеские отношения между церквями разных религий способствовали согласии в государстве и расширению взаимосвязей между западной и восточной культурами.



Назад