Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Культурные и политические связи Галицко-Волынского княжества с другими землями Древней Руси


Культура Галицко-Волынского княжества имела тесные взаимосвязи с культурой других земель Древней Руси, прежде всего с духовностью Киева. В значительной степени этому способствовало присоединения Волыни и Галичины к Киева во времена Владимира и Ярослава, что стало основой длительных культурных связей. Западные земли были связаны с Киевом, прежде всего, единством экономических отношений, а также политическими интересами княжеских династий. Из Киева в Галич и Волынь потоком шли ремесленные художественные изделия, различные произведения искусства, привозные товары с Востока. Галичина и Волынь были на перекрестке торговых путей, которые проходили в Польше, Венгрии и других стран Европы. Единению западных и восточных земель способствовала киевская митрополия, которая была центром религиозной жизни всей Руси. В тесных взаимоотношениях с Киевом находились епископы Владимирский, Галицкий, Холмский, Перемышльский. Некоторые киевские митрополиты, в частности Иоасаф, Кирилл, Петр, происходили из западных земель. Тесные связи Западной Руси с Киевом засвидетельствовано летописным источникам. Так, Киевская летопись подает точные сведения о событиях, которые происходили в Галичине и Волыни, а Галицко-Волынская летопись рассказывает о политической и культурной жизни Киева.

Достаточно близкие отношения с Галичем и Владимиром имели Пинска и Черниговская земли. Пинская земля ревниво оберегала свою независимость и неоднократно пользовалась помощью волынских князей в борьбе с литовскими захватчиками. Черниговские князья стремились завоевать себе Галицкое княжество и укрепить свои позиции в западных землях. Достичь этого на некоторое время им удавалось, когда сыновья Игоря Святославича, а позже Михаил Всеволодович и его сын Ростислав сели на галицком престоле. В период татаро-монгольского нашествия черниговцы нашли защиту в Галицко-Волынском княжестве. Князья и бояре получали здесь земли, устанавливались династические связи. За черниговского князя Андрея Всеволодовича галицкий князь Василько Романович отдал свою дочь Ольгу.

Князь Роман Мстиславич развивал и укреплял дружеские связи с Новгородом. Он за время своего княжения в Новгороде помог в организации защиты новгородских земель. Новгородцы отплатили приверженностью к Галичу. Новгородский князь Мстислав Мстиславич, добрый воин, но неудачный политик, снискал себе Галицкое княжество и жил в дружбе с Даниилом, выдав за него свою дочь. Летопись сообщает, что в тот период в галицко-волынских землях поселилось много новгородцев.

Связи между галицкими князьями и Суздалем характеризуются историками как дружественные. Основал эти связи Владимирко Галицкий. Чтобы защитить свою землю от посягательств волынских князей, агрессии со стороны Польши и Венгрии, он заключил очень важный союз с Юрием Суздальским. Суздальский князь добивался киевского престола, и Владимирко активно помогал ему в этом, рассчитывая на ослабление Волыни. Союз был закреплен браком Володимиркового сына Ярослава с дочкой Юрия Ольгой. Такую же политику продолжал Владимир Ярославич, который поддерживал очень близкие отношения со Всеволодом Юрьевичем. Когда Владимиру было изгнано из Галича, суздальский князь помог ему вернуть Галичину. Владимир, сев на Галицком престоле, поддался под протекцию суздальского князя. Всеволод послал послов к Польше, Венгрии, требуя не завоевывать Галичины. Летопись сообщает, что Владимир Ярославич десять лет спокойно "просидел" в Галиче и был верным союзником Всеволода в украинской земли.

Во времена объединенного Галицко-Волынского княжества дружеские связи с Суздалем продолжались и укреплялись. Основную роль в этом играла деятельность сыновей Романа - Базилика и Даниила. Летопись сообщает, что Вася в 1229 г. ездил в Суздаль и там вел некие политические переговоры. В этой поездке его сопровождал политический советник, Романовичей Мирослав боярин. В настоящее время, как предполагают некоторые историки, Васенька договорился о своем браке с дочерью суздальского князя Юрия. Позже внук Данила галицкого Юрий Львович вступил в брак с дочерью суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Укрепление дружеских отношений Галицко-Волынского княжества с суздальским и другими землями Северной Руси были обусловлены также потребностью образования союза в борьбе против немецких рыцарских орденов.

Исследователи отмечают, что много общих черт имеют архитектура Галича и Суздаля, а также их изобразительное искусство. Взаимодействия в области искусства можно объяснить широким обменом творческой деятельностью художников обоих княжеств, который существовал в те времена.

Галицко-Волынское княжество мало тесные культурные взаимосвязи со странами Западной Европы, что оказывались в активной торговли, дипломатических отношениях, различных политических переговорах и взаимных визитах. Западные князья неоднократно посещали Владимир, Холм, Галич, а галицкие и волынские князья в свою очередь не раз бывали в столицах западных государств. Летопись рассказывает о визите Даниила к венгерского княжества. Даниил "ехал рядом с королем по обычаю русским: конь под ним был на удивление хорош, седло с паленого золота, стрелы и сабля украшенные золотом и другими украшениями, даже странно было, кожух с оловира греческого, обшитый золотым плоским кружевом, и сапоги из зеленого сафьяна". Воины, которые сопровождали князя тоже были пышно одеты: "От полков его шла большая светлость, от сверкающего оружия". Жена князя произвела большое впечатление на местных людей, а король Бела в захвате говорил: "Менее стоит мне и тысяча серебра, чем то, что ты приехал русскому обычаю своих родителей".

Между государствами происходил обмен художественными ценностями. Для церкви Богородицы в Холме Даниил привез с венгерской земли "чашу из красного мрамора, вырезанную замечательным искусством...". Мстислав Данилович подарил Конраду Мазовецком дорогую одежду и хороших лошадей с искусно изготовленной доспехами.

События культурной и политической жизни в Галицко-Волынском княжестве находили широкий отклик в хрониках западных государств. В то же время в Галицко-Волынской летописи рассказывается о событиях в странах Западной Европы. Взаимовлияния культур формировали атмосферу международного доверия и мирных взаимоотношений в жестокую феодальную эпоху войн и разбоя.

На западе Галицко-Волынская Русь была форпостом восточнославянской духовности. Различные сферы культуры, в частности такие как образование, искусство, философия, литература, развивались под влиянием западной и восточной культур. Через такие культурные центры, как Владимир, Холм, Галич и Львов, культурные влияния древнерусских земель поступали в восточных славян в Венгрию и государства Центральной Европы. В то же время Галицко-Волынские земли претерпевали существенных культурных влияний своих западных соседей; усвоенные духовные и материальные ценности передавались другим землям Древней Руси. Но основа культуры Галицко-Волынского княжества была украинская, совместная с другими княжествами Древней Руси.

Княжеские междоусобицы и нападения различных завоевателей влияли на культуру Галицко-Волынского княжества, но не смогли приостановить развития культурного процесса. Основываясь на принципах единства культуры старокиевской государства, культура западного княжества продолжала развиваться в условиях феодальной раздробленности, воплощая идею единства древнеукраинских земель. По своему идейному содержанию и художественными качествами эта культура была на уровне культур средневековой Европы, а в отдельных случаях превышала их. Этим самым она способствовала закреплению исторических традиций Киевской Руси, умножать богатейшую сокровищницу традиций украинской культуры.



Назад