Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Социально-политическая и культурная ситуация в польско-литовскую сутки


Разобщенность украинских земель, отсутствие единого политического центра, опустошительные турецко-татарские набеги, иностранный гнет повлекли сложные процессы в развитии украинской культуры XIV-XVI вв. С 60-х годов XIV в. значительная часть украинских земель находилась под властью Литвы. Первые годы под властью Литвы практически не внесли кардинальных перемен в общественном устройстве украинских земель, они существовали как отдельные княжества. Но со временем политические обстоятельства складывались не в пользу Украины: начал расти авторитет Московского княжества, особенно после победы над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году; возникла опасность со стороны немецких рыцарей, которая вызвала беспокойство литовского князя Ягайло. Следствием политических опасений Литвы стал договор с Польшей 1385 г. По условиям договора литовский король Ягайло должен был вступить в брак с польской королевой Ядвигой; он обязывался принять католицизм и сделать его государственной религией Литвы; присоединить к Польше литовские и украинские земли. Так называемая Кревская уния открывала путь к полонизации украинских земель и экспансии католицизма.

Уже в 1387 г. Галичина полностью перешла под власть Польши. Польские магнаты занимали высшие должности, захватили большие земельные владения. Мелкая шляхта получала земли при условии постоянного проживания в Галичине. Хотя города получили Магдебургское право, но пользоваться им могли только католики. Процесс полонизации постепенно углублялся. В 1434 г. в Галиции было введено польское управление и суды.

Отменить полностью независимость Литовского княжества Польши не удалось. Сопротивление этому оказывали литовские феодалы и наместники, которые руководили Киевским и Подольским княжествами. Окончательное порабощение украинского народа произошло с подписанием Люблинской унии 1569 г. По условиям унии Литва объединялась с Польшей в единое государство - Речь Посполитую. Уния уничтожила остатки традиций государственного самоуправления. Административное деление украинских земель тогда состоял из семи воеводств: Русское (Галицкое), Белзское, Волынское, Подольское, Брацлавское, Киевское, Черниговское. За пределами Польши осталась закарпатская Украина в составе Венгрии, Северная Буковина - под властью Молдавии.

Полонизации украинских земель способствовала и своя, национальная шляхта, надеясь получить больше прав и привилегий после окончательного объединения Польши и Литвы. Часть украинской шляхты начала перенимать польские обычаи, быт, язык и даже католическое вероисповедание.

Долгое время православная церковь оставалась для украинского населения единственным очагом национальной самобытности, духовности и культуры. Она пользовалась большим уважением и в литовских князей, которые в 1385 году были православными.

В украинских землях постепенно распространялся католицизм. В 1375 г. в Галиции основано латинское архиепископства, который вскоре был преобразован в латинскую митрополию. В ее состав вошли епископства в Перемышле, Холме, Владимире. Однако долгое время католическая церковь существовала здесь лишь номинально, потому что не было прихожан. Кроме того, сами епископы часто жили за пределами своей епархии.

Однако католическая церковь вела активную миссионерскую деятельность через различные ордена. Первым появился доминиканский орден в XIII ст. Потом было построено значительное количество монастырей: в Луцке, Баре, Бродах, Бучаче, Виннице, Киеве, Коломыи, Констянтинові, Овруче, Львове, Снятине, Ярославле. В XIV в. был основан орден францисканцев. В 1345 г. католики уже имели отдельный викариат, к которому принадлежали монашеские обители во Львове, Снятине, Городке, Коломыи, Галиче. С XV в. появился орден бернардинцев, который сначала действовал в Галичине, а позже и на Волыни. Все эти ордена способствовали распространению католицизма среди украинцев и их полонизации.

Сложность церковной жизни в Украине литовсько-польской суток связана и с тем, что православная церковь не имела государственной поддержки, переживала глубокий кризис, значительно уступала католической образованностью. Однако не только православная, но и католическая церковь в Украине не получила авторитета и начала приходить в упадок. Роскошная жизнь католических кардиналов и епископов, продажа церковных кафедр и индульгенций, недостойное поведение отдельных римских пап - все это подрывало величие и могущество католической церкви. Реакцией на эти явления стал реформационное движение в странах Западной Европы, в том числе и в польско-литовской феодальной государстве.

Первыми на территорию Украины проникают идеи гуситства, чему способствовали интенсивные связи с Чехией: украинцы учились в Пражском университете, были учениками Яна Гуса. Для Украины в гуситському руси важны не только религиозные, но и национальные мотивы. В начале XV в. начинается национальное пробуждение, возникает протест украинцев против полонизации, а гуситы выдвигали идеи национальной независимости. Следствием стало пробуждение интереса к родному языку, появление переводов Священного Писания на русском.

Влияние Реформации становятся наиболее ощутимыми в 50-х годах XVI ст. В Галичине, на Волыни, Винницкой, Брацлавщине, Киевской, Житомирской образуются общины кальвинистов, антитринитариев, социан и др. И хотя реформационное движение в Украине не приобрел масштабы Западной Европы, его влияние на пробуждение национального сознания и культуры украинского народа был весомый.

Как известно, на смену Реформации в Западной Европе пришла контрреформация - реакция католической церкви. Не обошел этот процесс и Украину. В 1568 г. в украинских землях начал деятельность орден иезуитов. Орден был основан в Париже в 1534 г. и утвержден папой Павлом под названием "Общество Иисуса". Орден иезуитов через миссионерскую и педагогическую деятельность настойчиво продолжал дело полонизации и окатоличивания украинского населения. Им был основан ряд школ: в Перемышле, Фастове, Остроге, Львове, Виннице. В Украине тогда действовали 23 иезуитские коллегии. В школах, помимо просветительской дела, внимание акцентировалось на пропаганде католического вероучения.

Социально-экономические условия, исторические обстоятельства привели к подписанию Брестской церковной унии в октябре 1596 г. Ее подписанию предшествовало много событий как объективного, так и субъективного характера. Не последнюю роль в его подписании отыграла часть православных иерархов, которая еще в 1590 г. вступил в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III и выразила желание присоединиться к католической церкви. А в 1595 г. сторонники унии (при поддержке королевского правительства) направили своих посланцев - епископа Луцкого Кирилла Терлецкого и епископа Владимирского Ипатия Потия в Рим, где они в присутствии папы Климента VIII приняли его превосходство от имени всего православного народа. С этого времени католицизм стал активно распространяться на территории Украины.

Меткую оценку Берестейской унии дал Иван Франко: "Заключено по мотивам далеко более политическими и административно-дисциплинарными, чем догматически-религиозными, Брестская уния сразу внесла огромный фермент в лоно русского народа, вызвало временный пыл, оживление, интеллектуальное движение, оживленные диспуты,... и в конечном итоге ослабила Русь, деморализовала ее ненавистью братьев к братьям, взаимным недоверием и нетерпимостью и была одной из причин казацких войн, которые принесли Украине "руину", а Польше зародыш политического упадка".

Сложная социально-политическая ситуация, сложившаяся в польско-литовскую сутки в Украине, существенно сказалась на развитии украинской культуры. В целом эти обстоятельства не прекратили культурного процесса в украинских землях, лишь предоставили ему специфических особенностей. Во-первых, украинские земли восстановили экономические и культурные связи с западными государствами, которые были разрушены в период татаро-монгольского нашествия. Во-вторых, украинская культура претерпела существенного влияния идей европейского Возрождения, в частности распространение гуманизма. В-третьих, культурный процесс в украинских землях продолжался в условиях острой религиозно-политической борьбы между востоком и западом за сферы влияния. Указанные особенности присущи всем сферам украинской культуры периода феодальной раздробленности, но найрельєфніше они оказываются в сфере образования и книгопечатания.



Назад