Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Образование и книгопечатания в XIV-XVII вв.


Воспитание и обучение в украинских землях в эпоху феодальной раздробленности основывалось на образовательных традициях Киевской Руси. В период перехода от язычества к христианству параллельно существовали языческие и христианские школы. В княжение Владимира Великого и Ярослава Мудрого школьное образование стала частью общегосударственной и церковной политики. Было создано три типа школ: дворцовая школа повышенного типа, что содержалась за счет князя - это прототип государственного учебного заведения; школа "книжного учения", основной целью которой была подготовка священников и монахов; светская школа домашнего обучения, где учились дети ремесленников и купцов. Школы организовывались по греческому образцу. Исходя из государственных нужд, в древнерусских школах изучали основы письма, чтения, арифметику, пение, музыку, поэтику, риторику, иностранные языки, преимущественно греческий и латинский. Преподавание в школах велось на церковнославянском языке. Их основной задачей было не только получение начального образования, но и изучение основ православного вероучения, объединение прихожан вокруг церкви. Указанные типы школ просуществовали вплоть до XVI в. Пастор Павел Одерборн, который побывал в Украине в 70 годах XVI ст., в своих воспоминаниях писал, что "русины всегда имели школы при церквях и монастырях, где дети обучались основам письма и счета, молитвам и апостольским символам".

Во второй половине XVI в. большинство украинских земель вошла в состав польско-литовской феодального государства - Речи Посполитой. Возникла реальная угроза полонизации и окатоличивания украинского народа. Одним из средств в этом деле стали католические образовательные школы. Иезуиты открывали элементарные и средние школы и коллегии с двумя отделениями - низшим и высшим. До нижнего отделения принадлежали гимназии, что имели пять классов. На высшем отделении три года изучалась философия и четыре года - богословие. Образовательные учреждения организовывались вроде западноевропейских высших школ, в которых ученики получали высшее образование в пределах Речи Посполитой. В 1570 г. иезуитами была основана Виленская коллегия, которая считалась крупнейшим учебным заведением Восточной Европы. Польский король Стефан Баторий предоставил коллегии права академии, то есть разрешение преподавать богословские науки. Первым ректором академии папа римский назначил Петра Жалобу - активного деятеля иезуитов. Жалоба был непосредственным участником принятия Брестской унии 1596 г.

В Украине действовали 23 иезуитские коллегии. Крупнейшими были коллегии в Ярославле (1574 г.), где учился Бы. Хмельницкий, Львове (1608), p. Луцке (1614 г.), Киеве (1647 г.), Каменце-Подольском, Виннице, Перемышле и др. Преподавание велось на латинском языке. На украинских землях тогда параллельно с православными существовали католические школы, а порой и протестантские.

В Украине почти до конца XVI в. не было общих средних и высших учебных заведений. Украинская молодежь уже с середины XIV в. прокладывала себе дорогу к обучению в западных университетах. Число украинских студентов в высших учебных заведениях Западной Европы постепенно росло. Так, в старейшем Болонском университете получил высшее образование Юрий Дрогобыч (Котермак, бл. 1450-1494). Юрий Котермак родился в Дрогобыче на Прикарпатье в семье ремесленника Михаила Доната (Котермака). 1468-го года его имя было внесено в списки студентов Краковского университета. В честь родного города он взял псевдоним Дрогобыч, с особой гордостью подчеркивая свое происхождение. Уже в 1470 году он получил степень бакалавра, а в 1473 - магистра. Далее он отправился в Италию, в Болонский университет - один из найуславленіших в Европе. Выкладывали здесь известные ученые, философы, университет имел богатые культурные традиции.

Юрий Дрогобыч преподавал астрономию в Болонском университете в течение 1478/79 учебного года, а также в 1480-1482 годах написал первую научную работу - "Прогностическая оценка состояния небесных светил в течение марта-декабря 1478 года". Это своеобразный астрологический трактат, в котором указаны дни смены фаз луны, прогноз погоды, схема расположения планет в двенадцати "небесных домах". На то время подобные астрономические календари пользовались большой популярностью среди итальянской знати. Юрий Дрогобыч надеялся найти богатого заказчика и получить деньги, что были необходимы для продолжения обучения. Закончив один университет и получив степень доктора в другом, ученый продолжал обучение - посещал медицинские студии.

До наших времен труд Юрия Дрогобыча пришла в рукописи известного немецкого гуманиста Гертмана Шеделя, который высоко оценил их значение и научную ценность. Как ректор Болонского университета Юрий Дрогобыч сдал экзамен на звание доктора медицины. Еще несколько лет Юрий Дрогобыч оставался в Италии: преподавал, занимался медицинской практикой, научной деятельностью. В научном наследии сохранилось только четыре научные работы Дрогобыча. Все они по астрономии: астрономические прогностики, а также трактаты по медицине и т.д.

Из многих его работ наиболее известной является печатная работа "Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча из Руси, доктора искусств и медицины Болонского университета". В научной работе с точностью до часа предусмотрено затмение луны 22 апреля и в ночь с 15 на 16 октября 1483 года; дается перечень дней, часов и минут основных фаз луны в течение года; определены географическую долготу многих городов, в том числе, впервые, родного Дрогобыча, а также Москвы и Свободно. Сделано астрологические прогнозы относительно состояния дел Священной Римской империи: здесь речь идет и о политических событиях, о положении верований и сект. Составлен также метеорологический прогноз и прогноз эпидемий. Книга написана на высоком научном уровне и свидетельствует о глубокие и разнообразные знания автора.

Юрий Дрогобыч - первый отечественный автор печатной книги. Его научная деятельность была известной во многих странах Европы, его работы хранятся в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии, Польши.

Другой выдающийся украинский поэт-гуманист, педагог - Павел Процелер (Русин) происходит из города Кросно (ныне воеводство Польши). Эта территория в те времена была заселена лемками. Он учился и преподавал в Краковском университете, имел ученую степень магистра, который давал ему право возглавлять кафедру римской литературы. Магистр Павел с Кросна читал студентам Краковского университета лекции о Овидия, Вергилия, Лукиана и других поэтов. Кроме того, он переводил произведения упомянутых авторов и писал свои стихи.

Павел Процелер с особой гордостью подчеркивал свое славянское происхождение, не порывал с Родиной ни мысленно, ни всей своей образовательной деятельностью, даже взял себе псевдоним - Русин.

Занимался он также и издательским делом; осуществил издание произведений хорватсько-венгерского писателя Яна Паннония, принимал участие в работе типографии Швайпольта Фиоля из издательства кириллическим шрифтом первых книг на славянском языке. Среди них был часословець для обучения детей грамоте в Украине, Белоруссии и России. Это его непосредственный вклад в развитие образования в Украине. После уничтожения католическим духовенством древнерусских книгохранилищ в Западной Украине Русин считал издательство этих книг величайшей победой в возрождении образования в Украине.

Как уже отмечалось, его считают первым поэтом-гуманистом Украины, хотя писал он на латыни. Парадокс древнего украинского литературного жизни заключался в том, что православное духовенство (немало поэтов тех времен были священниками), которое сопротивлялось католицизма, именно было научено и учило своих воспитанников в латинском духе. На латинском языке написано ли не лучшие произведения древнеукраинской поэзии под влиянием идей Возрождения, которые приходили в украинскую культуру вместе с латынью.

В 1509 году были изданы "Песни Павла Русина с Кросно". Это самая интересная литературный памятник. В ней сконцентрировано всю поэтическое наследие Павла Русина. Стихи этого сборника разнообразные по тематике, но преобладают в них ренессансные и гуманистические мотивы.

К выдающихся украинских гуманистов принадлежит и Станислав Ореховский-Роксолан. Начальное образование он получил в Перемышле, а далее учился в Краковском, Венском, Віттенберзькому, Падуанском, Болонском университетах. После семнадцатилетнего пребывания за границей вернулся на Родину. Самыми выдающимися трудами Станислава Ореховской "О турецкую угрозу слово I и II-ге", выданное в Кракове в 1543 г., "О целибате", "Наставление польскому королю Сигизмунду Августу", "Речь на похоронах Сигизмунда И". Он был талантливым оратором, публицистом, историком, философом. Подавляющее большинство ученых считает именно Станислава Ореховской основателем полемической литературы. В полемике с католическим теологом Яном Сакраном из Освенцима он стал на защиту православной веры.

Учителями Станислава Ореховской были известный австрийский гуманист, профессор Венского университета Александр Брасікан, профессор риторики в Падуанском и Римском университетах Амадей, известный реформатор, основатель протестантизма Мартин Лютер (кстати, именно в его доме некоторое время проживал украинский мыслитель). С. Ореховский поддерживал тесные связи с выдающимися гуманистами и научно-культурными деятелями Западной Европы, среди которых были Ульрих фон Гуттен, Антони Пассера, художник Альбрехт Дюрер и много других.

Центральным принципом гуманизма С. Ореховской была идея общего блага, основу которой составляют патриотизм, служение государству, общественная активность. Наибольшую роль он предоставил патриотизма, который возводился в ранг высшей добродетели.

Рядом со Станиславом Оріховським работала целая плеяда блестяще образованных украинских гуманистов. Это Иван Туробінський-Рутенець, Григорий Чуй-Русин, Аноним ("О выбивание татар перекопских под Вишневца года 1512-го") и много других. Туробінський-Рутенець Иван сделал значительный вклад в развитие науки правоведения. Получив образование в Краковском университете, впоследствии стал профессором и ректором этого университета. Григорий Чуй-Русин образование получил в краковском университете. В течение жизни работал ректором коллегии в Перемышле, преподавал поэтику и риторику в Клодавській школе, был профессором Краковского университета. Стихи Григория Чуя приобрели европейской славы.

Основатели украинской гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин с Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй и другие сделали весомый вклад в развитие правоведческой науки, в числе первых в европейской философской мысли они отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи просвещенной монархии, ограничения ее власти законом, выступали против подчинения светской власти духовной. Деятельность украинских гуманистов обозначенного периода оставила заметный след в истории украинской культуры, способствовала развитию и распространению патриотических чувств, пробуждению национального сознания, распространению просвещения и научных знаний в Украине.

На рубеже XVI-XVII в. под влиянием западноевропейских гуманистических и реформационных идей в украинском образовании произошли существенные изменения. Были созданы новые учебные заведения, которые основывались на национальных образовательных традициях, сочетании отечественного и лучшего европейского опыта. К ним относятся Острожский культурно-образовательный центр, Львовская и Киевская братские школы, Киевская коллегия, Киево-Могилянская академия.

Богатый и влиятельный магнат, князь Константин Острожский основал 1576 г. в г. Острог культурно-образовательный центр нового типа. В него входили коллегия, литературно-научный кружок, библиотека и типография, которую в течение 1577-1582 гг. возглавлял известный первопечатник Иван Федоров. По сути, это была первая высшая школа европейского образца в украинских землях, впоследствии получила название академии. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, писатель-полемист и культурно-образовательной деятель XVI ст. В Острожском культурно-образовательном центре преподавания совмещалось с научной, переводческой и издательской деятельностью. Обучение осуществлялось по распространенной в Европе системой "Семи свободных искусств". Здесь изучались богословие и философия, математика и астрономия, диалектика и логика, старославянский, польский, греческий и латинский языки. В академии работали высококвалифицированные профессора не только православного вероисповедания, но и иноверцы, что их уволили из латинских школ по протестантские взгляды. Один из профессоров, Захария Копыстенский, писал, что в Острожской академии "находились и славные доктора, хорошо изучены в языках греческой и латинской, находились и математики и астрономы перевыборные, а между ними и славный математик, философ и астролог Ян Лятос (с Краковского университета), что новый календарь опозорил и письменно печатью доказал, что он не свободен от ошибок". Среди профессоров были украинцы Василий Суражский, что написал "Труд о единственно истинную православную веру", где обосновал религиозную доктрину острожских книжников; Демьян Наливайко, который сделал существенный вклад в развитие афористического аспекта философского знания в Украине; белорус Андрей Римща, который написал и издал в Остроге "Хронологию"; россиянин Андрей Курбанський, который подготовил для нужд школьного образования пособие по логике; грек Кирилл Лукарис (получил образование в Венеции и Падуе), который осуществлял переводы научных трудов с греческого на славянский и книжную украинский языки. Утверждению авторитета старославянского языка, которая принижувалась католическими богословами, способствовало переиздание Иваном Федоровым старославянского букваря.

Острожская академия оставила по себе значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. Самым значимым культурным памятником Острожской академии было издание полной художественно иллюстрированной Библии славянском языке в 1581 году, текст которой употреблялся при богослужении в православных церквях. Острожская академия, давая образование местной молодежи, стала образцом для других школ. По образцу Острожской академии высшие школы были созданы в Турове - 1572 г. Владимире-Волынском - 1577 p., Слуцке - 1580 г., Львове - 1586 г. Обучение в этих школах было доступно для детей "всякого состояния", бедных и богатых. Их основной задачей было религиозное и нравственное воспитание молодежи. Во Львовской братской школе, например, учили детей читать, писать и считать, а затем изучали грамматику и риторику, диалектику и музыку. Особое внимание уделялось изучению Евангелия и Апостольских Книг, в послеобеденные часы ученики изучали пасхалию и церковное пение. Программа предусматривала изучение старославянской и греческого языка. Ученики должны были разговаривать и писать на этих языках. Учитывая конкретно-историческую ситуацию изучались также латинский и польский языки. Все это свидетельствует о том, что образование на украинских землях в те времена была поднята на европейский уровень.

Иностранные путешественники, посещавшие украинские земли в XVII веке, отмечали высокий уровень грамотности населения. Так, Павел Алепский, что посетил Украину в 1654 г., показал, что в селах все дети, даже сироты, учатся в школах, а грамотных людей много не только среди мужчин, но и среди женщин. Жители сел хорошо знакомы с порядком православного богослужения, умеют петь псалмы и религиозные песни.

Острожская школа подготовила целую плеяду известных культурных и церковных деятелей, писателей-полемистов и переводчиков. Именно в стенах школы были опубликованы полемические произведения Василия Суражского "О единственно истинную православную веру", антикатолицький сборник "Книжица", в состав которого вошли послание И. Вишенского до К. Острожского, "Апокрисис" Христофора Філалета и другие. Здесь были написаны и изданы первые полемические произведения ректора высшей школы Г. Смотрицкого - "Ключи царства небесного" и "Календарь римский новый", которые положили начало украинскую полемическую литературу.

Самая активная деятельность Острожского культурно-образовательного центра приходится на период подготовки Брестской церковной унии. Ее следствием было появление талантливых полемических произведений, в которых на основе развития реформационных идей выкристаллизовывается обновленная религиозная доктрина острожских книжников.

Острожский культурно-образовательный центр был одним из известных центров развития ренесансно-гуманистического мировоззрения в Украине. В рамках этого мировоззрения происходила постепенная переориентация от теоцентризму к антропоцентризма, становление идей единства земного и небесного миров, духовного и телесного начал. В центре гуманистического мировоззрения стояла идея человека, ее самоценности. Повышение роли индивидуальных черт человека значительно отразилось на творчестве участников Острожского научно-литературного кружка, что оказалось в отношении отдельных лиц и их поступков. Особенно много стихов было написано "на герб" основателя академии - князя Константина Острожского. Деятельность Острожского культурного центра обогатила культуру не только украинского народа, но и культуру восточнославянских народов.

В конце XVI и в первой половине XVII в. существовало немало протестантских и католицько-иезуитских школ. Их программа была почти одинакова; в них изучали латинский и греческий грамматику, риторику и пиитику, диалектику и математику. Основное внимание уделялось изучению основ вероучения и теологии. Цель этих школ была разной. Польский исследователь И. Лукашевич, анализируя образовательную деятельность протестантов, отмечал, что именно через нее проходила популяризация новой веры, поскольку их школы создавались при религиозных общинах и выполняли пропагандистскую функцию. Такую же пропагандистсько-воспитательную цель в своей просветительской практике выполняли католики и православные. Школа стала основным идейным оружием в руках православных в борьбе с экспансией католицизма в Украине, иезуитов - в контрнаступлении против протестантизма. Образовательная дело развивалось в контексте религиозной полемики, охватившего Украину в те времена.

Характерной приметой протестантских школ в XVI ст., что качественно отличает их от других, была особая присутствие светского начала: протестантские школы создавались не как узко богословские заведения, а направлялись, прежде всего, на воспитание широкоосвіченої, эрудированной человека, готового для участия в политической и культурной жизни, и вместе с тем, способной отстаивать принципы протестантского вероучения. Таким же задачей было подчинено обучения и в католицько-иезуитских школах. В. Биднов, характеризуя уровень образования тех времен, отмечал: "Знания, которые давали католические и протестантские школы, были значительно выше тех, что выносила наша молодежь из своих православных школ, и более соответствовали практическим потребностям Польско-Литовского государства, а поэтому наши молодые люди, особенно из высших слоев гражданства, охотно шли до тех школ, чтобы подготовиться к замещение административных, судебных и других должностей". Протестантские и католицько-иезуитские школы пользовались популярностью у шляхтичей и мещан, поскольку обучение в них основывалось на передовых достижениях западноевропейской науки, они старались идти в ногу со временем. Впоследствии такие методологические принципы образования взяли на вооружение передовые деятели православной церкви, которые начали реформу школьного образования в Украине.

Весомый вклад в развитие украинской культуры внесли церковные братства. Возникновение церковных братств приходится на конец XVI ст., когда православная церковь понесла глубокого кризиса, потеряла свою монополию в общественной жизни, а католическая, униатская и протестантская церкви активно боролись за распространение своего вероучения в украинских землях. Под влиянием прогрессивной общественности польский король Стефан Баторий в 1574 г. издал декрет о разрешении виленским гражданам открыть и содержать братские школы. Начиная с 1575 г. это право было распространено на все православные братства Большого Польско-Литовского княжества и Галичины. Первую братскую школу было основано в 1568 г. во Львове при Успенском братстве, ее учредителями были мещане, члены братства Юрий Рогатинець и Дмитрий Красовский, культурно-образовательные деятели Стефан и Лаврентий Зизанії. В программу школы входило изучение курса "семи свободных наук", которые состояли из предметов "тривіума" - грамматики, риторики, диалектики и "квадривіума" - арифметики, геометрии, астрономии, музыке. Рядом с церковнославянском и греческой изучали русский и славянский языки.

При Львовской школе была своя богатая библиотека. В ней хранились греческие и латинские издание сочинений Аристотеля, Платона, другие философские трактаты. Рядом с ними библиотека имела произведения римских поэтов Вергилия, Овидия, Ціцерона, историков Лукиана, Валерия Максима и т.д. Большое внимание уделялось изучению музыки. Вообще считается, что именно братские школы начали музыкальное образование в Украине.

Львовская Успенская братская школа пользовалась высоким авторитетом. Первый ректор школы, греческий и украинский культурно-образовательный деятель Арсений Еласонський в 1586-1588 гг. заключил "Порядок школьный", который стал одним из самых старых школьных уставов Европы. Главной идеей устава была идея сословной равенства. В нем отмечалось, что "богатые над убогими в школе ничем не могут быть выше, кроме только наукой". Обучение в братской школе мало демократический характер. "Порядок школьный" был образцом для всех других братских школ. Под руководством А. Еласонського 1591 г. был издан "Адельфотес" - первый учебник греческого языка со словеноукраїнським переводом. Написанные преподавателями Львовской Успенской братской школы учебники распространялись в Украине, Белоруссии, а также в России и Молдове. Педагогическая, литературно-философская и издательская деятельность Львовской братской школы способствовала подъему украинской культуры.

В Центральной Украине в начале XVII в. активизировалось движение по созданию братских школ. Было создано Киевскую братскую школу, которая стала идейно-культурным центром национально-освободительной борьбы украинского народа. Ее первым ректором стал Иов Борецкий, который ранее возглавлял Львовскую школу, а также преподавал там латинский и греческий языки. При организации Киевской школы И. Борецкий опирался на предыдущий опыт. С братской школой в Киеве связаны имена таких выдающихся деятелей культуры, как Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакович, Захария Копыстенский и др.

В Киевской братской школе изучали греческий, латинский, славянске, польский языки, а также поэтику, риторику, философию.

Деятельность Киевского братства поддерживало Войско Запорожское. В 1615 г. гетман П. Конашевич-Сагайдачный с "всем войском" поступил в Киевский братства и взял под защиту братскую школу. Каждый казак вносил 6 грошей вступительных и 1,5 деньги ежемесячно, которые шли на нужды братства и развитие образования. Почти все свои средства гетман завещал Киевской, Львовской и Луцкой братской школам. С этим вынуждены были считаться различные политические и государственные деятели.

В целом в конце XVI - начале XVII в. в Украине действовало около тридцати братских школ: в Перемышле, Луцке, Кременце, Каменце-Подольском, Городке и других городах. Согласно уставам братских школ, учитель должен быть носителем высоких моральных качеств, на него возлагалась немалая часть ответственности за воспитание учащихся. Отношения между учителями и учениками определялись успехами последнего, а критерием оценки выступали знания, и отнюдь не материальный достаток или принадлежность к имущественного состояния.

Основой создания братских школ были добровольные пожертвования членов братства. Именно этот фактор и определил их сословный характер. Дети из бедных семей и сироты учились бесплатно.

В целом содержание обучения и воспитания в братских школах в значительной мере был проникнут идеями гуманизма, о чем свидетельствует интерес к античной литературы и философии, обращение к европейской философской мысли. Но самое яркое дух гуманизма оказывается в педагогических принципах братских школ. Основным содержанием педагогической деятельности было осознание ценности человеческой личности, общественной значимости образования и воспитания. Весомые достижения отечественного образования связаны с именем Петра Могилы, который, будучи митрополитом Киевским, в 1631 году основал Лаврскую школу как высшее заведение европейского типа. Через год он объединил ее с Киевской братской школой и создал Киевскую коллегию, которая позже стала называться Киево-Могилянской академией. Он обеспечил ее профессорами высокой квалификации, которых посылал для подготовки в разные западноевропейские университеты, беспокоился о жилье для профессоров и общежитие для учеников, об их материальное содержание. Обучение было поставлено хорошо, количество учеников росло. Преподавание велось на латинском языке.

Киево-Могилянская академия по содержанию учебных программ и уровнем преподавания отвечала требованиям европейского высшего образования. Здесь преподавались упомянутые "семь свободных искусств", студенты получали базовую подготовку по классической литературы, истории, географии, математики, медицины и философии. Значительное внимание уделялось изучению языков, в частности старославянской, греческого, латинского, польского, а впоследствии французской и еврейского. После общеобразовательной подготовки начиналось изучение богословия и юридических наук. Правда, богословские науки в академии преподавались с большими перерывами, поскольку польские господствующие круги их запрещали, опасаясь, чтобы учебное заведение не стал идеологической опорой православия.

Киево-Могилянская академия была высшей школой общеобразовательного характера. К ней вступала молодежь всех состояний украинского общества, начиная от шляхты и казацкой старшины и заканчивая мещанами и крестьянами. Кроме украинцев и белорусов в академии вступали русские, румыны, болгары, сербы, а затем греки, арабы. Она была единственным высшим учебным заведением Восточной Европы, где готовились кадры для всего православного мира. Академия сыграла значительную роль в развитии образования, науки и культуры в Украине XVII-XVIII ст.

Весомая роль в развитии образования принадлежит книгопечатанию. Появление книгопечатания - значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формировании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функционального назначения, открыла новый этап в истории культуры - искусство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость.

В Украине до появления первых изданий царила рукописная книга, которая была произведением живописи. Характерной такой достопримечательностью является рукописный Пересопницкое Евангелие, составленное в 1556-1561 гг. в Заславе при монастыре св. Троицы, что долгое время принадлежало Пересопницком монастырю на Волыни. В Пересопницком Евангелии широко используется та терминология, особенно волынский диалект. Пересопницкое Евангелие снискало славу не только модели тогдашней украинской языка, но и памятники украинского искусства. Главный смысл орнаментики Пересопницкого Евангелия - изображение украинской флоры.

Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491 г. в краковской типографии Швайпольта Фиоля. Это были "Осьмигласник", "Триодь цветная", "Часословець". Украинским першодруком считается "Апостол", напечатанный в 1574 г. Иваном Федоровым в Львове. "Апостол" исторически начал развитие книгопечатания в Украине.

Одновременно с "Апостолом" И. Федоров издает учебные книги - граматки. Образцом такой книги является "Букварь", напечатанный в 1574 г. "Букварь" состоял из двух частей: азбуки и материалов для чтения. Кроме того, что эта книга является одним из украинских первоисточников, она еще и ценный памятник школьного образования.

Впоследствии Иван Федоров переезжает в Острог. Князь Константин Острожский, захваченный идеей борьбы за национальную культуру, за отстаивание позиций православия, решил выдать полный текст Библии. На то время полного текста Библии не существовало ни одного православного народа. Православные пользовались рукописными тетрадями отдельных частей Библии. В 1581 г. Библия была издана И. Федоровым в острожской типографии. В основу Острожской Библии положен текст 70 толковников "" - греческий перевод. Это выдающееся событие в истории украинской культуры.

Деятельность Острожской типографии была плодотворной. Кроме Библии Иваном Федоровым были напечатаны: "занимательное чтение", "Букварь", "Новый Завет с Псалтирью", "Хронология" Андрея Римші. Характерной особенностью острожских изданий является сочетание отечественных традиций с традициями восточнославянских народов. В их отделке преобладают декоративно-орнаментальные украшения.

Следующим этапом в развитии книгопечатания является деятельность Львовской братской типографии. Львовская типография продолжает традиции отечественного печати, но ее деятельность не является формальным подражанием печатной практики. В первых своих изданиях типография Львовского братства попыталась реформировать церковнослов'янський кириллический шрифт. И хотя изменения касались только прописных букв, значение их весомое.

Первые издания Львовского братства были украшены довольно скромно ("Грамматика", 1591 г.). Но уже в следующих изданиях ("Часослов", 1609, "Беседы Иоанна Златоуста о воспитании чад", 1609 г.) появляется новый элемент отделки - сюжетно-фигурная гравюра.

Совершенствовалась организация печатного дела в типографии Львовского братства. Духовные лица занимали такие должности: руководителя типографии, общего надзирателя за печатными материалами. На собственно печатные приглашали светских лиц. Такими должностями были: "типограф" - составитель и метранпаж, "наборщик" - помощник типографа, "столпоправитель" - главный корректор, "батирщик" - накатник краски на сборочную форму, "ізобразителі" - люди, которые готовили рисунки для гравюр. В типографиях также работали вспомогательные рабочие и ученики выполняли второстепенные работы.

Искусство книгопечатания вполне зависело от мастерства рабочих словолитних и переплетных мастерских. Собственно словолитной мастерской как отдельная единица появляются значительно позже. Во второй половине XVI в. они существовали как часть типографий.

В отличие от европейских и южнославянских першодрукарів, украинские мастера в издательском деле не использовали пергамент, книги печатались на бумаге. Бумага была частично привозним, но подавляющее большинство его изготовлялась на отечественных фабриках (папірнях). Бумага был особенным, с филигранями - водяными знаками. Для филиграней использовали гербы учредителей папірень, изображения монастырей или братских церквей, которым принадлежали типографии, гербы городов и т.д.

Следовательно, наряду с освоением и развитием традиций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI - начале XVII в. украинские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в оформлении книг. Попытка реформировать церковнослов'янський кириллический шрифт, обогащения книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворное развитие книгопечатания в обозначенный период.

Особенностью развития украинской литературы конца XVI - начала XVII в. было то, что на этом процессе своеобразно отразились идеи Возрождения и Реформации. Это касается прежде всего творчества полемистов, в частности Христофора Філалета, Стефана Зизанія, Ивана Вишенского и др. Экуменический процесс, который был вызван Берестейской унии стимулировал развитие полемической литературы. Писателей и ученых волновала судьба украинской культуры. Среди литературных памятников той эпохи отличаются труда И. Борецкого "Протестація", С. Копыстенского "Палинодия", Г. Смотрицкого "Ключи царства небесного", Г. Смотрицкого "Плач", сочинение анонимного автора "Предостережение".

Образцом сочетания нового ренессансного миропонимания и реформационных идей с художественными традициями является произведение Касияна Саковича "Стихи на жалосний погреб Петра Конашевича-Сагайдачного". Гуманистическое направление имеют произведения К. -Т. Ставровецького. В его трудах "Зерцало богословия" (1618), "Евангелие Учительское" (1619), "Перло многоцінне" (1646) утверждается идея земного бытия человека.

Учредители и деятели братского движения, в частности Л. Зизаний, Ю. Рогатинець, К. -Т. Ставровецкий, способствовали формированию в Украине ренессансного индивидуализма. Характерным проявлением его было осознание важности собственного творчества, значение личного авторства. В конце XVI - начале XVII в. впервые большинство предисловий к украинских печатных книг и значительная часть произведений писателей была подписана авторами. Именно в этом проявляется существенное отличие ренессансной творчества от поздней средневековой литературы, преимущественно оставалась безымянной.

Характерной чертой украинской литературы, издававшейся в условиях Большого Польско-Литовского княжества, стало утверждение идей гражданского гуманизма, т.е. идей общего блага общества, подъем авторитета родного языка, воспитание молодежи на принципах патриотизма. Ярко эти мотивы оказывались в педагогической и ораторсько-учительній прозе второй половины XVII в. Образование, литература и издательское дело в польско-литовскую сутки в Украине развивались на уровне европейского культурного процесса.



Назад