Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Украинское барокко как новое мироощущение и новое искусство


Барокко - важный этап всей общечеловеческой культуры XVI-XVII вв. Это переход от эпохи Возрождения до нового качества мировосприятия, мышления, творчества.

В истории западноевропейской культуры барокко пришло на смену Возрождению, отрицая в определенной степени его духовные открытия. Мироощущение и миропонимание, что питало барокковое культуру, стало своеобразной реакцией на ренессансное мировоззрение, которое основывалось на безграничной вере в разумность и логичность мира, его гармоничность, в том, что человек является мерой всех вещей.

Миропонимания XVII в. проникнутое, наоборот, ощущением трагической противоречивости человека и мира, в котором она занимает далеко не ведущее место, а есть растворенной в его многообразии, подчиненной среде, обществу, государству.

Действительность вызывает у мастеров барокко как восхищение, так и большую печаль. Отсюда характерные черты барочного мироощущение: беспокойство, порыв, чувство власти и будто несовершенства, попытка соединить противоположности, даже противоречия. Поэтому и в украинском барочном искусстве сосуществуют стремление невозможного и пессимизм; пафос борьбы и победы и примирения с мыслью, что зло сильнее добра, а смерть сильнее жизни; возвеличивания славы и грусть, обида за людей, охваченных тщеславием, суета сует.

В Западной Европе это - дворянский стиль и преимущественно светское искусство. В живописи отдается предпочтение живописности, світлотіньовим контрастам, с помощью которых и лепится форма. Барокко нарушает принципы распределения пространства на планы, принцип прямой линейной перспективы - для усиления глибинності, иллюзии беспредельности. В религиозных сюжетах проявляется интерес к чудесам, мученичества, где ярко могли проявить себя любимые в этом стиле гіперболічність и патетика. В архитектуре - тяготение к ансамбля, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции построены на синтезе архитектуры и скульптуры, подчинены общему декоративному оформлению.

Место и время развития барокко в Европе - прежде всего те страны, где победили феодальные силы и католическая церковь. Среди стран православно-славянского региона искусство барокко приобрело наивысшего расцвета именно в Украине. В отличие от западноевропейского и российского, украинское барокко - не аристократический стиль. Если и есть в нем определенные элитарные мотивы, то только в литературе, все другие виды барочного искусства имеют непосредственную связь с народным творчеством и народным сознанием.

Как художественный стиль барокко дало возможность наиболее полного самовыражения украинской человека той драматической и реформаторской суток, прежде всего, благодаря своему философскому підґрунтю, которое в украинском варианте обнаружило себя наиболее полно. Реалистичное мировоззрения для барочной сознания нехарактерно. Мир в большинстве произведений возникает преисполненным мистики, гипербол, темных метафор, трудно розгадуваних аллюзий, чрезмерно эмоциональных состояний, а порой и просто фантасмагоричним. И сознание того времени тяготеет к тайн и чудес. Исследователи отмечают как в Европе вообще, так и в Украине, удивительную суеверность самых широких слоев населения - от элиты к простолюдинам. Некоторые рукописи или письма того времени содержат много рассказов о мистические явления. Это типично барочное мироощущение. В одной из украинских хроник, написанных неизвестным автором из Острога между 1637 и 1647 годами, описано шесть "см": здесь и таинственные письмена на зданиях иноверцев, и ангелы с обнаженными мечами, и свечи, что сами собой вспыхивают на церковных куполах, и ведьмы, которые вызывают мор, и дьявольские наваждения через сушеные лягушачьи лапки, и очарован Острожский замок. Ворожба, поверье, колдовство тех времен под названием "Русские чары" серьезно описаны польскими поэтами - в частности Севастияном Кльоновичем, что посвятил этому сюжету отдельную "песню" своей поэмы "Роксолания" ("Видел колдуний я сам, что по ночам в небе парили..." и т. д.). Хронику "текущих" чудес составляет в Киеве Петр Могила, не менее сочно описал их и образованный львовянин, воспитанник Замойської академии Гунашевський в Львовском летописи, где повествует, в частности, о невероятной величины град и "кровавый дождь" в Риме.

Что же касается менталитета нашего народа, то крайне нестабильной исторической судьбой, вечными испытаниями, широкими связями с различными странами и разнообразными природными условиями веками в него заложено представление о безграничный мир, многообразный, необъятный и противоречивый. Меланхоличность, свойственная определенной степени украинской души, тоже основывается на представлении о мире непростой, таинственным, такой, в котором действуют разные силы.

Такое миропонимание отразилось и на художественной картине мира, создаваемой украинскими и народными, и профессиональными художниками в XVI-XVII веках. В ней находилось место для всевозможных моментов: фантастических мотиваций, мифических, религиозных и мистических представлений, озарений, прозрений и т.д. Все это было поиском необыденного правды жизни, глубинного духовного смысла исторического процесса. Искусство барокко словно зазирнуло в глубины человеческой души, отразило ее свет и тьму - именно светотень стала в европейском и украинском барокко одним из главных художественных приемов. Культура барокко, А. Макаровым, широко распахнула дверь перед фантазией, всеми ее причудами и самыми невообразимыми сновидними сюжетами - здесь и поэтика "магического реализма" с контрастами света и тьмы, и матеріалізування воображаемого и много других проявлений иррационализма. Неслучайно современные исследователи находят в барокко сходство с сюрреализмом, и там и здесь иногда сочетаются абсолютно несовместимые вещи: мировоззренческая абстрактность и натуралистическая конкретность в деталях или, наоборот, фотографическое, життєподібне изображения и вопиющая неправдоподобность художественного замысла. Часто художники стремились воссоздать образно абстрактные понятия - смирение, совесть, благотворительность, честь, геройство, жертвенность. И не считали, что это лежит за пределами художественных возможностей. Художник этой суток верил во всемогущество образного мышления и поэтому смело совмещал условное с реальным, стягивал різнопросторові и разновременные сюжеты в одно время и пространство, смело изображал Деву Марию с острыми мечами в сердце (эмблема сердечных ран) или Христа в виде мифического птицы Пеликана (символ самопожертвования).

Отсюда берет свое начало стремление емблематичного постижения мира - всего видимого и невидимого в нем. Емблематичною становилась речь архитектуры (Брама Заборовского, например), живописи (упоминавшаяся композиция "Христос-Пеликан"), стихотворные подписи под гербами и эпитафии на обратной стороне домовинних портретов, язык философии (в "Сне" Гр. Сковороды философские обобщения вылились в сплетение по-босхівськи ужасающих визуальных образов), драматургия ("Комедия на день Рождества Христова"), литература (произведения полемистов), где политика сплавлялась с апокалипсическими видениями, а также ученый поэзия.

В барочном искусстве реальность органично переплетается с аллегориями, метафорами, гиперболами и другими средствами ассоциативной построения образа. Представители западных школ выработали целый арсенал тропов - метафор, символов, гипербол, літот и т.д . - для произведений персоналістського характера, которые через аллегории подчеркивали определенные важные черты явлений или лиц. Украинская сознание - в условиях создания новых национальных ценностей, героев, национальной элиты - тоже шла тем же путем, аллегорически унаочнюючи черты уважаемых гетманов и полковников, деятелей церкви, работников на духовной и культурной нивах. Украинское барокко утверджувало также образы, которые характеризовали коллективные, общественные, национальные черты народа в целом. Образ Украины (тогда Малой Руси) в виде зодягненої в порфиру и коронованной Девы, которая просит покровительства у митрополита киевского Івасафа Кроковського, видим на гравюре Ивана Щирском "Всенародное торжество" (1708). В гравера Леонтия Тарасевича аллегорией Днепра выступают музыкальные русалки, города Киева - витая лавровыми гирляндами беседка, а город Харьков в Щирском предстает в виде прекрасного сада, насаженного и взлелеянного Григорием и Федором Захаревськими.

Оригинальные ассоциативные образы находим в украинском фольклоре. Например, в иллюстрациях к календаря на 1727 год весна, лето, осень и зима представлены в образах девушек и молодых женщин в украинском святочному наряде. Античная, византийская, романский, готический и ренессансная символика тоже своеобразно пристосовувалась к задачам стиля, который отличался сильной экспрессией, вычурностью, буйной декоративностью, парадоксами сюжета. Естественно, что в сложившихся символов добавлялись те, которые присущи ассоциативном мышлению украинцев.

В украинской поэзии, например, так называемые курьезные стихи объединили различные словесные эмблемы - от гербовых клейнодов и акровіршів к графических комбинаций слов и отдельных букв. Иногда символам предоставляли суеверного значение, доказывали, что это "знак судьбы", перст указующий. Например, уже упоминавшийся архиепископ Баранович иногда изображал кресты различными сочетаниями слов. И. Галятовский в книге "Души умерших людей" (1667) приходит к выводу, что каждая из латинских букв, составляющих имя Иисус Христос, символизирует голгофскую жертву Иисуса: буква И - крест, X - 30 сребреников, И - клещи и др.

Этот символический код имели все виды искусства. В рождественских, пасхальных исторических драмах (например, в Г. Конисского, Г. Довгалевського, Ф. Прокоповича) большую роль играет символика чисел - три, четыре, пять, семь, девять, двенадцать. Они определяли количество действий в драме, количество персонажей, выходов героя на сцену, повторов. Символика чисел в барокко основывается, конечно, на Библии: число три связывается с триединством Бога, четыре - с четырьмя евангелистами (четырьмя сторонами света), семь - с символом святости и т.д.

Символика чисел, а также геометрических фигур отразился и на принципах композиции некоторых произведений украинской живописи, графики, резьбы, архитектуры. Типичной схемой их построения был равнобедренный треугольник. Тщательно подбирался также количество персонажей, определялся порядок их расположения в треугольной композиции.

Первое культурное возрождение Украины, как называют историки то национально-патриотический подъем, что переживалося в XVII ст., обусловило и любопытство определенных кругов шляхты (особенно в середине века) до своего происхождения, к созиданию генеалогических легенд, к гербам. Украинское барокко привнесло новые измерения и новые значения в украинскую геральдику. Символика старых средневековых гербов претерпит существенных изменений. Ранее правом герба пользовались только украинцы, поляки, литовцы благородного происхождения. Выход на историческую арену украинского казачества, возникновение института гетманства, внедрение полкового административного деления территории Украины вызвали появление новых претендентов на ношение гербов. Это время усиленного герботворчості.

В символике украинских гербов нечего искать причудливых изображений восточного происхождения (чем увлекалась европейская знать) - драконов, летающих чудовищ. Емблемотворчість и герботворчість украинского барокко основывались на поисковые предметов-ассоциаций в народном быту, в природе, окружающей среде или образовании так называемых сложных гербов в результате браков или корпоративных объединений. Часто-густо при создании гербов для полковых городов и влиятельных казачьих семей символическое значение приобретали вещи, которые до тех пор не считались символами (например, сумки для герба города Сумм).

Родословное дерево старых, заслуженных, именитых лиц изображалось в виде вина и розового кустов, дуба и лавра. К примеру, генеалогические древа Святополк-Четвертинских, Полубинських, Разумовских. Из царства Флоры избирались виды, знакомы людям, которые имеют благородные свойства. Геральдика тоже была наполнена знакомой "натурой" - орлами, лошадьми, львами, а также цветами, колосьями. Конечно, принимаются во внимание не кровожадность львов или орлов, а сила, смелость, дальновидность. В казацкой емблематиці широко использовались бунчуки, булавы, печати, перстянки, оружие, пороховницы, стрелы. Символами для духовных лиц (эти символы изображались на гравійованих титулах церковных книг, гербах) служили рукоятки посохів, митры, оклады Евангелий, чаши для причастия и другие вещи культа, в которых оказывались местные или индивидуальные предпочтения иерархов обеих украинских церквей.

Формирование этой символики завершается в 90-е годы XVII в. - первом десятилетии XVIII ст., в период так называемого мазепинского барокко. Она прижилась так сильно, что ее не смогли искоренить, несмотря на гонения на все специфически украинское, которое началось в последний период Петровской эпохи и было продолжено Екатериной II и всеми следующими российскими царями. В этом отношении эмблематика украинского барокко не только имела художественное значение (как одно из интересных явлений мировой барочной культуры), но и играла свою роль в сохранении национального самосознания украинского народа.

Если говорить о эстетические черты украинского барокко, то это многообразие, контрастность, живописность, усиленная декоративность, динамизм, огромное количество всяких иносказаний и главное - невиданная выдумку формы. Характеристики этого периода полностью касаются слова М. Грушевского о таких особенностях украинской художественной системы, как художественный и идейный синкретизм, органическое сочетание слова и обряда, ритмики и слова, веры и знания, стремление творить действительность в светлые мечты, но и высокого идеала.



Назад