Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Барочная архитектура


Самые высокие художественные шедевры казацкой эпохи воплощено в архитектуре.

Перед освободительной войной в Украине было 1000 городов и городков. Из них 400 - на Киевщине и Черниговщине. Много городов - оборонительные пункты или казацкие поселения (по 2-4 тысячи человек), а большие города - Киев, Львов, Каменец-Подольский насчитывали 15-20 тысяч жителей.

В середине XVII ст. Киев уже поднялся из руин. Второй столицей на время освободительной войны был Чигирин. Торговыми центрами стали Луцк, Львов, Каменец-Подольский, Перемышль. Оборонными - Путивль, Новгород-Северский, Чернигов. В 20-50 гг. казаки застраивают Чугуев, Миргород, Полтаву. А после неудачи казацких войск под Берестечком в 1651 г. по повелению Бы. Хмельницкого много людей переходило из Полтавщины "в Великую Россию и там огородами оседали". Так возникли Сумы, Донецк, Харьков, Ахтырка.

В городах этой поры значительно возрастает вес мещанства. Здесь сооружаются ратуши, монументальные каменные дома, а на окраинах - жилища ремесленников. Следует помнить, что в городах жило много иностранцев - немцев, армян, греков, евреев. Поэтому в городах - Львове, в частности, - можно было видеть силуэты ратуш, латинских костелов, украинских и армянских церквей. Польская экспансия сказалась и в том, что ни одна церковь не могла быть выше костел.

В Приднепровье застройка городов связана с традициями древнерусского градостроительства - она является свободной и живописной. Формы и размеры кварталов определялись капризной сетью важнейших улиц - дорог, которые вели к главному собору. На усадьбе жилые дома располагались также свободно, в окружении больших деревьев и фруктовых садов. Приднепровские города не были настолько зажаты оборонительными стенами - для защиты возлагались на казацкую саблю.

Значительное влияние на строительство "домов" здесь имели формы деревянного жилья. Самый распространенный дом - такой, что напоминает крестьянский дом "на две половины". Характерной является "каменица" черниговского полковника Якова Лизогуба (конец XVII в.). Фасады ее были декорированы глубокими нишами, фигурными фронтонами и широкими пилястрами, что создавало богатую светотеневую игру и предоставляло здания празднично-радостного вида.

Народные мастера Украины в XVI в. накопили огромный опыт в деревянной архитектуре. Строитель гений народа обнаружил себя, несмотря на все несовершенство техники строительства. Простым топором сооружались и самые обычные дома, и великолепно украшенные церкви, которые поразили совершенством форм и смелостью конструкций уже упоминавшегося путешественника Павла Алепського.

Общенародное подъема после освободительной войны 1648-1654 годов оказалось в том, что казацкие и мещанские "общины" спешат строить в своих имениях и селах стройные и торжественные храмы.

Наверное, уже во второй половине XVI в. были созданы различные конструктивные и архитектурно-художественные варианты сочетания квадратного и восьмигранного в своей основе сруба с пирамидальными ли восьмигранными куполами (банями), которые имели от одного до нескольких заломов. Для защиты сруба от влаги его обивают гонтом и делают большой защитный навес на столбах или консолях - остатках древесины. Гонт мягко занимал формы сруба, создавая мягкий, плавный переход от одной формы к другой. В этом заключается своеобразие и особое очарование украинских деревянных храмов. Сохранился ряд высокохудожественных деревянных сооружений того времени. Одна из них - церковь Святого Духа в Рогатине, построена в первой половине XVII в. на холме у слияния небольших рек.

Редкой гармонией форм отмечается церковь Воздвижения в Дрогобыче, изысканностью композиции церковь Юра - там же.

Украина строила, держа в одной руке меч, а в другой - орало. Она не имела ни времени, ни средств строить из прочных и надежных материалов. Под руками было дерево, им и пользовались. Давал о себе знать и исторический опыт, когда бедность и нищету не позволяли возводить величественные храмы. Народ привык к простых, но удобных, целесообразных, без излишеств храмовых сооружений. К тому же, живописный и очень разнообразный ландшафт Украины побуждал к каждый раз нового, но гармоничного сочетания архитектуры с природным окружением - то были широкие поля Полесья или глубокие каньоны Подолья, холмы Галичины и Буковины или высокие горы Карпат.

Самая характерная особенность, отличающая украинские деревянные храмы, - и, что церковное помещение перекрыто не плоским потолком, а высоким, вежеподібним срубом. Поэтому в украинских культовых сооружениях всегда есть полное соответствие внутреннего пространства и внешней архитектуры. Храмы извне имеют вид нескольких башен ("бань"), сгруппированных по определенной системе (три, пять, семь и девять "бань").

Еще в XV в. украинские народные зодчие изобрели особый конструктивный прием - залом, известный только в украинские архитектуре. Квадратное в основном клеть -- сруб - накрывают пирамидальным верхом; на эту усеченную пирамиду ставят вертикальный сруб, накрытый пирамидальным рубленным сводом. Эта комбинация наклонных и вертикальных частей верху украинской деревянной церкви и является заломом. Известные храмы с одним и двумя заломами. Далее начали завершать квадратную клетку восьмигранным верхом - это дало большой архитектурно-художественный эффект и стало одним из характерных барочных приемов украинских культовых сооружений.

Вторая особенность: храмы не имеют ни главных, ни второстепенных фасадов. Они - как скульптура - должны рассматриваться со всех сторон. Поэтому красоту украинских барочных храмов трудно понять в проекции или рисунке, их надо видеть в натуре, обойти вокруг. Они поражают удивительной гармонией, завораживают интимностью и задушевностью.

Третьей особенностью деревянных храмов есть большое количество сочетаний и вариаций нижних, средних и верхних частей сооружения. При этом удачные сочетания никогда не загусают, каждый раз создаются новые комбинации, что порождает многообразие и неповторимость деревянных храмов в разных областях Украины.

Очень оригинальными являются интерьеры деревянных храмов, часто необычной и изысканной формы. Интерьерам уделялось такое внимание, потому что храм - это место общения людей с Богом и между собой. Совершенные художественные формы будто излучали духовную энергию. Все пространство храма наполнялся магией влияния, который примножувався резными иконами и цветочным орнаментом. К тому же, они украшены вышитыми рушниками. Соответствующем настроению способствовали и ковры на полу и лавках. Капризная игра света на позолоченном резных иконостасов, пение и речитатив, запах ладана - все это создавало торжественное, живописное и приятное человеку среду.

Поражает своеобразие куполов, смелых и торжественных в их стремительном взлете. Ощущение грандиозности пространства усугубляется тем, что стены поставлены с небольшим наклоном внутрь, а линии граней срубов то приближаются в извилинах, то поднимаются вверх, создавая богатство ракурсов, иллюзию движения и огромной высоты. Фигуры, сказочные за выдумкой, придают интерьерам неповторимой свободы, легкости и живописности.

Характерно, что после середины XVII ст. свет в новых деревянных церквях уже не мерцало слабыми бликами на позолоте иконостаса (потому что проходило через маленькие окошки), а целыми потоками вливалося, сияя в иконостасных, усиливая торжественный и радостный настрой.

Деревянная храмовая архитектура Украины представлена различными школами: волынской, галицкой, гуцульской, буковинской, закарпатской, а также лемковской, бойковской, приднепровской.

Прекрасными образцами созданных народными мастерами XVII-XVIII вв. деревянных сооружений служат храм Покрова в Ромнах Полтавской области высотой более 30 метров, церковь Николая из села Кривки (ныне во Львове), церковь Параскевы в селе Крехов Львовской области, Михайловская церковь в Мукачево Закарпатской области, Троицкий собор в Новосельцях Днепропетровской области и немало других.

Блестящими достопримечательностями казацкого барокко в архитектуре стали каменные церкви. Пафос борьбы и победы вызвал к жизни настоящие архитектурные шедевры. Гармоничность и великолепие, иногда кичливости форм, разнообразие живописных композиций лучше всего соответствовали эстетическим вкусам украинцев. Привлекала в барочном стиле динамичность, экспрессивность, внутреннее напряжение, что были призваны поразить, пробудить воображение. Украинских архитекторов влекли декоративные возможности барокко, единство сооружения с окружающей средой.

Украинский казацкий собор органично вписывается в картину духовных поисков европейского барокко. Вспомним впечатление от барочного произведения в Европе: "Отречение понятного... Потребность в том, что вызывает восхищение... Объект будто исчезает из поля зрения зрителя..." Разве это не о хрещаті п'ятибанні храмы Киева, Чернигова, Нежина, Изюма, Новгорода-Северского? Чтобы лучше понять их особенности, сравним два типа собора: барочный - п'ятиверхий - и древнерусский - тридельный и прямоугольный в плане, потому что они являются самыми популярными типами сакральных сооружений в Украине.

Это не просто два типа сооружений, это два типа художественного мышления:

древнерусский храм - строение вполне рациональна: имеет лицо (фасад), спину (апсиды), его пространство имеет начало и конец, состоит из функционально дифференцированных частей (место для крещения, для верующих, для духовенства и т.п.);

казацкий же собор - одинаковый со всех четырех сторон. Каждый, кто попытается обойти Николаевский собор в Нежине ли Георгиевский в Выдубицком монастыре, чувствовать, что все время вращается вокруг оси. Это, по мнению искусствоведов, является переживанием неделимой единства конечного и бесконечного, бескрайней сложности всего сущего.

Своеобразие обнаруживает себя и при сравнении его с ренессансной архитектурой. Ренессансная графичность меняется живописностью, пластика, что становится основным средством художественной выразительности, создает беспокойную игру света и тени, царят криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций меняется бурной динамикой форм: "разрываются" фронтоны и карнизы, группируются колонны и пилястры. Фасады и интерьеры насыщаются скульптурами. В интерьерах широко употребляется позолота, лепнина, резьба, живописные плафоны.

Возвышенность, взволнованность, фольклорная жизнерадостность, но и загадочность, неясность характерны также для таких шедевров архитектуры барокко, как Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах, Екатерининская церковь в Чернигове, Всехсвятская церковь на Экономических воротам в Киево-Печерской лавре, Покровский собор в Харькове.

Национальные черты украинского барокко оказались не только в типах сооружений, но и в виртуозном освоении приемов кирпичной кладки, сочном декоре.

Другими были заказчики, вкусы и требования, другими были и архитекторы - преимущественно иностранцы - на западных землях Украины.

С усилением политики католической экспансии связано сооружение большого количества католических монастырей в Галичине, на Волыни, Подолии, Правобережье (иезуитский костел Петра и Павла во Львове, костел Кармелитов и др.). Черты барокко присущи и другим типам зданий - дворцовым, замковым и т.д . (помещения королевского арсенала во Львове).

Стиль, характерный для пізньобарокової архитектуры Италии, а также Польши и Австрии, продолжал развиваться и в начале XVIII ст., когда украинское духовенство принимает унию и католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 католических костелов и монастырей. Прошли времена, когда в сооружениях Львовского братства выражались национальные черты, хотя исследователи отмечают близость к традициям украинской архитектуры в композиции кафедрального собора святого Юра.

Барокко - это стиль архитектурных ансамблей. Достоинства его в Приднепровье и восточных областях Украины мощно проявили себя именно в уникальных архитектурно-ландшафтных ансамблях. Ведущая идея принадлежит собора, но все другие постройки соединены масштабу, ритмом пластических дежурств.

Восстановлены в XVII в. на средства казацкой старшины древнерусские святыни - киевский Софийский собор, Михайловский Златоверхий собор, Андреевская церковь в Киеве, Спасский собор и собор Єлецького монастыря в Чернигове и, особенно, Успенский собор Печерского монастыря, который издавна был самой популярной строением на Руси, - все "оделись" в барочный "одежда". Было достроено верхом, появились архитектурные приложения, фасады прикрасились декором, другими стали купола. Постепенно уходят в прошлое приемы кирпичной пластики, фасады помещений штукатурят, белят и опоряджують лепниной. Так возникли цельные в своем художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяславля, а также Межигорский, Красносельский, Густынский и другие монастыри.

Определенные стилевые изменения связаны с именем российского архитектора И.Г. Шеделя, автора дворцов Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, а также других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Он приехал по приглашению Киево-Печерской лавры для строительства большой колокольни. Лаврская колокольня - своеобразный программный архитектурный произведение своего времени. Это было самое высокое сооружение в пределах империи - 96,5 м. Колокольня - впервые в украинской архитектуре - построена по принципам ордерной архитектуры.

Кроме сооружений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по всему, ему принадлежит проект знаменитой Ворот Заборовского (западных ворот Софийского монастыря), что является одной из лучших и самых характерных памятников украинского барокко XVIII ст. Шедель достроил также второй этаж Киевской академии на Подоле, соорудил колокольня, которая стала, подобно Лаврской, одной из ведущих доминант городской застройки. В формах украинского барокко второй половины XVII - начала XVIII в. возведен также митрополичий дом и трапезную Софийского монастыря.

В 1747 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви - архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для сооружения не случаен. На холме, что доминирует над Подолом, еще в начале XVIII века была построена церковь, которая завершала перспективу главной улице Киева. Центральная объемная композиция нового храма определялась уже тем, что это сооружение было видно со всех сторон. Проект церкви выполнен выдающимся архитектором Растрелли. Андреевская церковь - один из ранних произведений великого художника, в котором он впервые обратился к местным национальным композиционных особенностей. Стройный силуэт крестовой в плане церкви со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, что завершается барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, со всех сторон "прочитывается" на фоне неба. Храм сказочно красивый в панораме киевских приднепровских холмов. Нарядность его подчеркнутая богатством пластики, светлой гамме бирюзовых белых стен, колонн и золотых капителей и деталей декора.

Также по проекту Растрелли в то же время в Киеве возводится Императорский (Мариинский, как он стал называться позже) дворец. В первоначальном виде он не сохранился, сгорел и был отстроен в стиле растреллівської архитектуры.

Настоящим шедевром архитектуры барокко Украины является колокольня Дальних пещер Киево-Печерской лавры, построенная талантливым украинским народным зодчим С. Ковниром, который в течение почти 60 лет вел строительные работы в Лавре и ее владениях. Вся архитектура колокольни - композиционный эффект ее двух ярусов выстроены на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов - отличается высоким профессионализмом. Проект колокольни, как считают, принадлежал выдающемуся архитектору И.Г. Григорьевичу-Барском, многолетнему главному архитектору киевского магистрата, в творчестве которого особенно ярко проявились национальные черты.

Из многих его сооружений самая интересная - как продолжение традиций украинской национальной архитектуры - Покровская церковь на Подоле: три главки, подчеркивающие ее основную композицию, "крыльца", прилегающих к главных боковых фасадов, изящно прорисован декор, что не нарушает иллюзию плоскостности стен - традиционный для украинской архитектуры прием.

Необычную композицию зодчий создал в колокольни Кирилловской церкви Киева, поставив ее на двухъярусный объем с въездными воротами в первом и церковью во втором ярусе. Здесь, как и во всех сооружениях художника, поражает изысканность барочного отделка мягкого трактовки, свойственного украинскому искусству.

Следующие работы Григоровича-Барского (ул . набережно-Никольская церковь на Подоле, ротонда фонтана "Самсон") рядом с барочными чертами имеют уже и класицистичні.

В дальнейшем развитии архитектуры (как и всей украинской культуры) мы видим отход от прежней перенасыщенности украшениями к простоте и рациональности. Чувство уступает место умственные, здравомыслия, что уже является приметой нового стиля - классицизма.

***


Украинская культура XVII-XVIII ст. - это духовный образ одной из важнейших эпох нашей истории. Это время, вместивший в себя несколько исторических суток - освободительную борьбу, государственность, руину, потерю завоеваний и закрепощение - в культурном отношении был чрезвычайно плодотворным. На украинских землях выросли десятки новых городов, сложилась европейское образование, новых высот достигло книгопечатания, появилась архитектура, которая не уступала своим изяществом и великолепием мировым образцам, оригинальная живопись, самобытная музыка. Литература произвела те формы и стилевые средства, на которые могла опереться украинская литература новых времен.

Во всех отраслях деятельности и во всех сферах жизни произошли глубокие сдвиги и изменения. Уважая традицию, украинские деятели - от воинов и политиков и художников - смотрели на мир новыми глазами - и поэтому в эти времена так много свежих, оригинальных произведений. За памятниками культуры этих времен ощущается творец - талантливый и свободолюбивый народ, настойчивый и неослабевающий в своем стремлении творить собственный украинский мир.



Назад