Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Украинская общественная мысль; развитие науки и философии


Во второй половине XIX в. возникли новые факторы, которые способствовали ускорению общего культурного развития Украины. Потребность в специалистах для различных отраслей хозяйства, науки и культуры вывела на социальную сцену интеллигенцию, близкую к освободительных стремлений, чувствительную к интересов народных масс. Поступательным, хотя и сложным, противоречивым, был развитие науки в Украине, что, начиная со второй половины XIX в. сосредоточился преимущественно в университетах и специальных высших учебных заведениях. Правительства царской России и Австро-Венгрии недостаточно ассигновали проведения научных исследований, мало заботились о практическое использование достижений науки, подозрительно относились к прогрессивных ученых. Особенно тяжело отражалось официальная идеология на развитии общественных наук. Однако много талантливых ученых плодотворно работали на научной ниве и достигли больших достижений.

Значительную роль координации творческих поисков между учеными сыграли многочисленные научные общества, которые возникли в 70-90-х годах: Харьковское математическое общество, Киевское физико-математическое общество, историческое общество Нестора Летописца, Юго-Западный отдел Русского географического общества, историко-филологические общества при Харьковском, Новороссийском университетах, Нежинском историко-филологическом институте и др. Все они издавали свои периодические органы, которые читали не только ученые, но и широкие круги общественности.

Значительное оживление видим во всех отраслях научного творчества, в частности, в обществоведении. Развитие экономической мысли в Украине в середине XIX в. и в пореформенный период обуславливался прежде всего состоянием экономической и политической жизни в стране в целом, а также влиянием идей западноевропейских школ.

Значительное место в развитии демократической мысли в Украине занимал М.П. Драгоманов (1841-1895), выдающийся украинский мыслитель, историк, публицист, этнограф, литературный критик.

В области разработки экономических проблем он уделял большое внимание пореформенным аграрным отношениям. Реформу 1861 г. рассматривал как положительный акт, в целом полезен для общества, но в то же время подчеркивал ее антинародную направленность. Он отмечал, что реформа была проведена в интересах помещиков, капиталистов и самодержавия, а крестьяне получили так называемую свободу "без земли". Реформа, писал он, не только не дала крестьянам земли, но и отобрала ту, которая у них была".

В отличие от народников, Г. Драгоманов не только не отрицал капиталистического развития страны, но и считал, что Россия уже стала на этот путь. Он отмечает, что развитие капитализма способствует развитию производительных сил, ускоряет технический прогресс. Видел он и отрицательные стороны капитализма - кризис, безработица, что уже начали появляться в России, хотя будущее общества М. Драгоманов связывал с социализмом (громадівством) как более совершенным, чем капитализм, строем. Под социализмом (громадівством) он понимал такой способ производства, в котором фабрики, заводы и продукты труда будут принадлежать рабочим общинам, а земля и результаты сельскохозяйственного производства - сельским общинам. Переход к новому строю он мыслил как эволюционный, однако не возражал и возможности революционных выступлений, восстаний, "без которых иногда не обойтись", о чем писал в 1878 г. на страницах украинской сборки "Община".

Вместе с тем Г. Драгоманов, который был знаком с трудами Маркса и Энгельса, был противником марксистской теории классовой борьбы, теории социалистической революции, диктатуры пролетариата. Социализм он считал делом отдаленного будущего. По его мнению, первоочередная задача социалистов (а себя М. Драгоманов называл социалистом) заключается в удовлетворении политических свобод и уже на их основе - проведение социально-экономических реформ. Теперь можно с уверенностью сказать, что Г. Драгоманов в понимании вопросов общественного развития был большим реалистом, чем некоторые его критики.

Значительные сдвиги произошли в исторической науке благодаря публикации архивных материалов, летописей, мемуаров и других материалов. Расширилась их источниковедческая база, вырос объем научной продукции, окрепли творческие связи историков, усилился интерес к истории Украины. Комиссией для разбора древних актов в Киеве продолжалось издание многотомного "Архива Юго-Западной России" - капитального собрание исторических документов и литературных памятников Правобережной и Западной Украины XIV-XVIII ст. Большую ценность для изучения истории украинского народа составляют опубликованы в Петербурге в 1863-1892 pp. 15-томные "Акты Южной и Западной Руси". Важную роль в оживлении исторических исследований отыграл ежемесячный журнал "Киевская старина", основанный в 1882 г. в Киеве.

Историческая наука характеризовалась различными направлениями и течениями. Свою деятельность продолжали дворянские историки. Однако доминирующей была буржуазная историография, которая отличалась широким спектром идеологических установок и взглядов. Труды историков второй половины XIX в. содержали богатые и разнообразные фактические материалы, детально проработаны и систематизированы, хотя в них нередко делались тенденциозные выводы, оценки.

Своей плодотворной деятельностью выделялся М.И. Костомаров. Из-под его пера появляются все новые и новые работы - "Богдан Хмельницкий", "Гетманство Выговского", "Гетманство Юрия Хмельницкого", "Руина", "Мазепа", "Павел Полуботок" и др. В многочисленных исследованиях он пытался решить им же поставлена задача - освещение истории широких народных масс как основного предмета исторической науки. Весомым был творческий задел А.Н. Лазаревского (1834-1902), посвященный истории Левобережной Украины второй половины XVII-XVIII вв. в трудах "Малороссийские посполитые крестьяне" (1648-1783), "Описание старой Малороссии", "Люди старой Малороссии" и других. Он разработал в значительной мере новые вопросы: формирование на Левобережье феодального землевладения, преобразования казацкой старшины на помещиков и закрепощения ней крестьян и казаков. Заметную роль играл B.C. Иконников (1841-1923), автор фундаментального "Опыта русской историографии". Многочисленные труды по истории, археологии и этнографии Украины написал В.Б. Антонович (1834-1908). Среди них - "Исследование о города в Юго-Западной Руси по актам 1432-1500-1798", "Исследования о казачестве по актам 1500-1648", "Археологические находки и раскопки в Киеве и Киевской губернии".

С 80-х годов исследования истории Украины начала историк и этнограф народнического, а впоследствии буржуазно-либерального направления О.Я. Єфименко (1848-1918). Ей принадлежат, в частности, труда "История украинского народа", "Конные суды в Левобережной Украине", "Турбаевской катастрофа", "Дворянское землевладение в Южной Руси", "Очерки истории Правобережной Украины" и др.

С революционно-демократических позиций историю Украины освещали И.Я. Франко, С.А. Подолинский, П.А. Грабовский и др. Их произведениям присущи сочувствующее описание бедственного положения народных масс, поддержка освободительной борьбы трудящихся.

Политика жестокого национального угнетения, что ее проводил царское правительство (имеется в виду Валуевский циркуляр 1863 г. и Эмский указ 1876 г., согласно которым запрещалось печатать литературу на русском языке), значительно усложнила развитие филологических наук. Однако и в это сложное время ученые заботились о прогресс украинского языкознания. Значительная работа проводилась в области лексикографии. Многочисленные труды по истории русского языка, литературы и фольклора написал П.Г. Житецкий (1837-1911) - "Очерк звуковой истории малорусского наречия", "Очерк литературной истории малорусского наречия в XVII в." и др.

Глубоко разрабатывал проблемы отечественного языкознания А.А. Потебня (1835-1891). Они нашли отражение в его фундаментальных трудах: "Из записок по русской грамматике", "Мысль и речь", "Заметки о малорусском наречии" и др. Речь, по Потебней, является процессом постоянного длительного творческого усилия духа (и в этом плане она никогда не завершается, не "застывает" как готовый результат).

О. Потебня решительно осуждал пресловутый Эмский указ о запрете украинского языка и ввоз украинских изданий в Украину из-за границы, резко критиковал "интеллигентных" представителей господствующей нации, которые считали, что переход порабощенных наций на язык угнетателей будто "привлекает" первые к культуре и цивилизации. "Вообще денационализация, - писал Потебня, - сводится к плохого воспитания, к моральной болезни; к неполному пользования имеющимися средствами восприятия, усвоения, влияния, к ослаблению энергии мысли; к мерзости запустения на месте вытесненных, но ничем не замененных форм сознания; к ослаблению связи подрастающих поколений с взрослыми, которые заменяются лишь слабым связью с чужими; к дезорганизации общества, безнравственности, подлости... Иноязычная школа, то ли будет школа в тесном смысле, или солдатчина, или вообще школа жизни, должна приготовить из сознания учеников нечто подобное палімпсесту". При этом Потебня отмечал моральной оправданности недоверия порабощенной нации к нации угнетателей, приводя украинскую пословицу: "Может ты, москалю, и добрый человек, и шинель твоя вор".

Потебня отстаивает "право национальных культур, то есть право народов на самостоятельное существование и развитие".

В области фольклористики и этнографии плодотворно работали М.Ф. Сумцов, П.П. Чубинский, М.П. Драгоманов и др.

Развитие юридических наук в Украине связан с именами таких ученых, как М.Ф. Владимирский-Буданов (история русского, украинского, литовского и польского права), А.Ф. Кистяковский (уголовное право, история права и судопроизводства в Украине), В.А. Незабитковський (международное право).

Философская мысль 60-70-х гг. в Украине наиболее ярко представлена своеобразной гуманистической концепции, которая получила название "философии сердца". Ее автор - Памфил Юркевич (1827-1874).

Ум, считал он, обнаруживает общее в деятельности людей, сердце же - основа неповторимости и уникальности человеческой личности. Тем-то в сердце творятся те явления и события истории, которые принципиально невозможно вывести из общих законов. "В сердце человека, - отмечает мыслитель, - лежит источник тех явлений, которые запечатленные особенностями, не вытекающие из никакого понятия или законом". Конечно, разум, "председатель" руководит, планирует, дирижирует, но сердце - порождает.

Классическая эпоха украинской философии, представлена творчеством Г. Сковороды, Г. Гоголя, Г. Костомарова, П. Кулиша, П. Юркевича, ярко демонстрирует нам основные черты украинского мировоззренческого менталитета в их существенно зрелой форме.



Назад