Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Литература


В 50-60-е годы XIX века украинская литература шла, в основном, путем реализма. Последователи Тараса Шевченко Марко Вовчок, Л. Глебов, С. Руданский, А. Свидницкий, Ю. Федькович обогатили красне письменство новыми темами, образами, жанрам. В это же время в художественной прозе параллельно сосуществует этнографически-бытовая традиция, представлена произведениями П. Кулиша, Ганны Барвинок, О. Стороженко. Она продолжает лучшие тенденции литературы 30-40-х годов.

Украинская проза этого периода обозначена разнообразными жанрово-стилевым поисками. Дебютирует в жанре рассказа Марко Вовчок, позже появляется социальная ее повесть "Институтка". Значительное место занимают ее антикрепостнические рассказ социальной и семейно-бытовой тематики ("Казачка", "Агриппина", "Сестра", "Свекровь"). Мастерски используя принцип контрастного изображения, писательница противопоставляет свете порыв людей и жестокую действительность. Галерея женских образов - Олеся, Аграфена, Одарка доносит до читателя весь ужас бесправного положения женщины-крепостной.

Социальные проблемы определяют острые конфликты и в рассказах Ю. Федьковича ("Кто виноват?", "Сафат Зинич", "Максим Чудатий"). Писатель обращается к психологического аспекта в изображении конфликта. В его прозе преобладают темы с жовнірського и крестьянской жизни, и все они совершены в повествовательной манере. Но лицо рассказчика в них не является постоянной. Часто она переходит в фигура самого писателя ("Люба-пагуба", "Кобзарь и жолнеры"). В зависимости от личности рассказчика стиль рассказов Ю. Федьковича приобретает определенный окрас: если это крестьяне ("Кто виноват?"), то в произведении преобладают глубокий лиризм и особенности устной речи.

Наряду с интенсивным развитием реализма в литературе 50-60-х годов продолжали жить определенные традиции романтизма. Марко Вовчок и Ю. Федькович разворачивали некоторые конфликты в русле именно этих традиций. Наделенные чрезвычайными страстями, герои рассказов "Максим Держатель", "Собрат", "Люба-пагуба" - это романтические характеры, что ведут острую, непримиримую борьбу.

В романтическом аспекте подают писатели и эпизоды прошлого ("Кармелюк", "Невольница" Марка Вовчка, "Черная рада". Кулиша).

Роман П. Кулиша возвращает нас к сложной исторической эпохи 1663 года, когда наступил спад в геройском подъеме, когда большинство казацкой старшины проявляла свою предательскую сущность. Жанр исторического романа с его особенностями дает всеобъемлющую характеристику времени.

Выдвинут Кулишом принцип "этнографической правды", становится руководством к действию для ганны Барвинок (рассказ "Сиротский сожалению", "Несчастливая судьба"), Алексея Стороженко ("Влюбленный дьявол", "Не упускай рака с рота"). Чаще всего это обработка легенд, рассказов, анекдотов. Герои произведений изображены как образцы морального совершенства, общественные проблемы здесь не поднимаются, проповедуется мир между крестьянами и панамы.

Существенным шагом в развитии великой эпической формы в украинской литературе является создание социально-бытового реалистического романа.

Довольно часто в литературе этого периода встречается такой жанровая разновидность, как рассказ-сказка. Произведения Марка Вовчка "Невольница", "Кармелюк", "Девять братьев и десятая сестра Галя" поетизують свободолюбивые народные характеры. В них частично использовано условный элемент, прием сказочного повествования, основное внимание здесь несет жизненный материал.

Распространяется также в литературе художественный очерк с элементами публицистики, этнографии. В некоторых очерках отражались экономика и отношения пореформеного села ("Разговор в клуни". Войтока, "Заметки о нашей сельской жизни". Конисского), другие имели сугубо этнографический характер ("Пасха в подолян" А. Свидницкого, "Рождественские святки" М. Номиса).

В 70-90-е годы XIX века в украинскую литературу вступают немало новых прозаиков - Панас Мирный, И. Нечуй-Левицкий, И. Франко. В их произведениях возбуждено глубинные проблемы эпохи, художественно зафиксировано сдвиги и изменения во всех сферах народного жизни. Значительных художественных результатов достигли в своих произведениях также Бы. Гринченко, Н. Кобринская, Г. Павлик, Т. Бордуляк, О. Маковей. Заметно меняется форма повествования - от устного к объективно-бытовой, социально-психологической, социально-философской.

Социально-бытовые романы, повести и рассказы поднимали острые вопросы общественной жизни - безземелья, солдатчину, бурлакування. В частности, в произведениях И. Нечуя-Левицкого, посвященных показа крестьянской жизни, охвачен широкий исторический промежуток, начиная от господских времен и заканчивая развитием капиталистических отношений в начале нового века.

"Николай Джеря" (1876) несет острый социально-разоблачительный содержание, изображает ужас времена крепостного права, условия и характер труда беглецов-крепостных, выдвигает, по словам И. Франко, "рыцарский тип, что воплощает бессмертии вільнолюбства украинского народа".

Повесть "Бурлачка" отражает период первого пореформеного десятилетия. Центральный женский образ помогает автору провести читателя путем обездоленной женщины-покритки: бурлакування, беспризорность, эксплуатация на заводе. Средствами внутренней речи, точными пейзажными зарисовками, ассоциативными параллелями полно и многогранно раскрывается в произведении характер главной героини Василисы.

Одна из самых талантливых реалистичных социально-бытовых повестей И. Нечуя-Левицкого "Кайдашева семья" насыщена эпизодами семейной жизни, которые в сатирической и юмористической стихии раскрывают эгоизм, бездуховность и черствость родных между собой людей. Широко использованы в произведении арсенал фольклорных средств, который помогает более глубокому раскрытию художественных образов.

Первый в украинской литературе социально-психологический роман "Разве ревут волы, как ясли полны?" (1880) Панаса Мирного прослеживает развитие характеров в течение целых исторических эпох, в условиях социально-экономических изменений и обновлений. "Домом с многочисленными пристройками и надстройками" - так назвал композицию этого романа А.И. Белецкий. Через сложную архитектонику глубоко и всесторонне раскрываются внутренние закономерности народной жизни, монтируют его глубинные пласты. Главный сюжетный стержень произведения связан с образом крестьянина-бунтаря Чепцы Вареника. С психологической достоверностью Мирный разворачивает ретроспекцию биографии героя, подводит нас к причинам, которые сделали из него "пропащее силу".

Еще одна женская судьба предстает в романе Панаса Мирного "Шлюха" (1883). Кристина, пройдя все круги скитаний возвращается в родной дом, чтобы там умереть на пороге... В произведении органично соединены сокрушительная социальная критика пореформеної действительности и тонкий психологический анализ. Особенно отчетливо звучит в песне лирический струю, что пробирает авторскую язык при изображении поведения персонажей, описания их внешности, в частности Христе, где часто авторская речь незаметно сливается с ее мыслями, мечтами, переживаниями.

Социально-философскую тенденцию в прозе представляют повести Панаса Мирного "Лихие люди", "На дне", а также "Борислав смеется" И. Франко, "Пропащий человек" М. Павлика. Эти произведения, разоблачая существующий строй, в романтично приподнятом плане рисовали отдельные черты общественного будущего.

"Борислав смеется" И. Франко посвящен попытке первого организованного забастовки в Галичине. Здесь широко представлен рабочий жизнь, быт, условия тяжелого труда. Через художественные образы и сюжетные перипетии И. Франко на местном материале доносит до нас мысли из своей статье "Мысли о эволюции в истории человечества".

Не только жанровое и тематическое разнообразие определяет богатство реалистической прозы 70-90-х годов. Наряду с традиционными темами, которые не потеряли своей актуальности (кріпаччина, жизнь духовенства, солдатчина), разворачиваются новые. Упомянутая повесть И. Франко "Борислав смеется" выдвинула новую для украинской литературы тему рабочего движения.

Такой же новой темой стало описание жизни интеллигенции. Первыми, еще в 60-е годы к проблеме "новых людей" обратились В. Кобинський, И. Нечуй-Левицкий, О. Пчилка, И. Франко М. Коцюбинский. Тип деятеля-культурника, который выступает за национальную образование, представляют произведения В. Конисского ("Семен Жук и его родственники", "Непримиримая"), Б. Гринченко ("Солнечный луч", "На распутье"), И. Нечуя-Левицкого ("Облака"). Реалистичные образы украинских интеллигентов в этих произведениях разворачивают свою деятельность, несмотря на правительственные запреты, развивают культуру, несут в народ идеи национального самосознания.

В повести "Лихие люди" и рассказе "Народолюбивець" Панас Мирный выводит еще один тип "новых людей" - борцов за социальное и национальное освобождение. Эти люди - деятели времен народничества. Они сторонники не только образования среди народных масс, но и пропагандисты методов революционной борьбы, идеалов нового общественного строя.

Романтическая традиция также продолжается многими авторами в 70-90-е годы. События далекого прошлого становятся для писателей основным материалом, что позволяет говорить о насущные национальные проблемы современности. Герои повестей Есть. Грушкевича ("Мария, русская княжна"), И. Грабовича ("Марта Борецкая") выступают носителями чрезвычайных страстей, их приключения описаны в романтическом духе. Художественно совершенным произведением этого ряда является повесть И. Франко "Захар Беркут". Скрупулезно и подробно писатель передает дух, настроение древних времен. Захар Беркут и Максим выступают как настоящие народные герои, они не противопоставлены народа, а является его живой, органической частью.

В романтическом русле писали свои произведения также И. Нечуй-Левицкий ("Запорожцы"), Б. Гринченко ("Галима", "Олеся").

Стилевое разнообразие украинской прозы второй половины XIX века отмечается развитием, рядом с лиро-эпическим и эпическим, юмористического и сатирического стилей. Продолжателем традиций Г. Цветки-Основьяненко был И. Нечуй-Левицкий. Юмор в его повестях и рассказах "Кайдашева семья", "нельзя бабе Параске удержаться на селе" не столько развлекает читателя, сколько заставляет его задуматься над жизненными проблемами и конфликтами, вызывающие этот "смех сквозь слезы". В сатирическом свете рисует И. Нечуй-Левицкий многочисленных представителей духовенства, разоблачая их нищета и бездуховность ("Афонский проходимец", "Старосветские батюшки и матушки", "Между врагами").

Немало образцов острой социальной сатиры в прозе И. Франка. Его гневный взгляд было обращено к высших слоев общества - польской шляхты, духовенства, буржуазии. Беспощадно разоблачал он также политику правительства Австро-Венгрии ("Свинська конституция", "Оппозиция", "Звериный бюджет", "Свинья").

Творческие достижения украинских прозаиков второй половины XIX века стали качественно новым этапом в литературе, обогатив ее новыми темами, стилевым направлениям. Лучшие образцы произведений П. Мирного, И. Франко, И. Нечуя-Левицкого достигают мирового уровня.

Развитие украинской поэзии во второй половине XIX века тоже нос мощный импульс традиций Т. Шевченко. По этому поводу И. Франко писал: "Со смертью Кобзаря закончился целый один период нашей литературы, иссякла целая отдельная манера поэтического творчества. 50-60-е годы выдвинули ряд многих последователей и продолжателей Шевченко. Гуманистические мотивы звучат в байках Л. Глебова и співомовках С. Руданского, обличительный пафос пронимает лирике Ю. Федьковича, Г. Шашкевича. Патриотические идеи высказывал в своих стихах П. Кулиш.

В творчестве Л. Глебова умело трансформировано давний байкарський жанр, его насыщенно глубокой лиричностью, представлены образцы состава строфічної байки. Всего им создано более сотни произведений этого жанра, которым присущ ярко выраженный украинский колорит. Критическое звучания басен Глебова наблюдается уже в их названиях периода реформы ("Волк и кукушка", "Цветы", "Облако", "Медведь-пасечник"); вскрываются власть денег ("Пастух", "Он"); расточительность и неумение вести хозяйство ("Мельник"). Возбуждено также важные морально-этические проблемы ("Щенок", "Лев и Мышь", "Конек-попрыгунчик").

Стихи-медитации, стихи-призывы общественного направления составили творческое наследие С. Руданского. Новым в украинской литературе был и жанр его співомовок. Талантливо прорабатывая фольклорные источники, используя бурлеск, создавая острые комедийные ситуации, автор раскрывал народное отношение к помещикам, попівства, чиновников.

Пантелеймон Кулиш активно выступил как поэт уже по смерти Т. Шевченко. В его первом сборнике "Посиделки" (1862) доминирующими были романтические темы и настроения. Туда вошли исторические стихи и поэмы - "Кумейки", "Дунайская дума". Второй сборник, "Хуторная поэзия" (1882), стала итогом двадцатилетних поисков, разочарований, размышлений. В ней прежде всего пропагандируется идея национального просвещенчеству, возражения революционного пути освобождения народа. Перу П. Кулиша принадлежат также поэмы "Маруся Богуславка", "Сковорода", "Кулиш в аду".

Талант Ю. Федьковича, который расцвел в это время, И. Франко определил как "преимущественно лирический". Начав писать на немецком языке, поэт настоящий талант раскрыл лишь в произведениях, написанных на русском языке. Быт гуцулов в его стихах меняется картинами природы, переходит в мотивы любви ("При уходе", "Мысли", "К ней"). Особое место занимает в поэтическом наследии Ю. Федьковича антимілітарна тема. В таких произведениях, как "В аресте", "Трупарня", "Дезертир" изображен невыносимые муки жолнера, оторванного от семьи, муштру, увечье и смерть человека.

Богатством тем и мотивов отмечается украинская поэзия 70-90-х годов. Наряду с гражданской шире развилась в это время философская лирика, психологически-рефлексная, пейзажная и интимная. Передовые поэты направляли свой взгляд на изображение жизни крестьянина, рабочего, интеллигента.

Глубокий лиризм и гражданская страстность отмечают поэтические произведения П. Грабовского, Б. Гринченко, И. Манжуры, в них нашли отражение человеческие страдания и самые тонкие лирические чувства.

М. Старицкий в произведениях "Темнота", "Швея", "Шевченко" средством контраста противопоставляет скитания бедных различных удовольствий богатых. Тема поэта и его места в обществе разрабатывается в стихах "Поэту", "В груди огонь, холодное волнение", "В память Котляревского". М. Старицкий разнообразит лексические средства поэзии, обогащает поэтический словарь.

Но самое видное место на этом этапе принадлежит, бесспорно, И. Франку. Сборник его стихов "С вершин и низин" (1887) ознаменовалась новым взглядом на общественные проблемы. В разделах "Из глубин", "Осенние думы", "Скорбящие песни" возникает образ поэта-гражданина, который возвышается над обыденным, прославляет все прогрессивное и осуждает уродливое. Настоящими шедеврами считаются его "Вольные сонеты" и "Тюремные сонеты". Несоответствие смыслового наполнения традиционной форме обострила и с большей силой подняла важные проблемы современности.

Лирической драме назвал Франко поэтический сборник "Увядшие листья" (1896). В ней раскрыты глубокую интимную драму человека, широкую гамму чувств, переживаний, размышлений и мечтаний. От пробуждения чувства герой проходит по жизни путем отчаяния, надежды, разочарования. Чрезвычайная музыкальность Франковых стихов превращает их в известные песни ("Ой ты, девушка, из ореха зернышко", "Чего являешься мне").

Следующая сборник - "Мой ізмарагд" - продолжила выступление поэта-демократа по вопросам гражданского долга человека, патриотизма ("Украина вещает", "Редоленсія", "Сідоглавому"). Різножанрове направления имеют поэмы И. Франко: сатирические ("Дума про Наума Безумовича", "Лис Микита"), социально-бытовые ("Наемник", "Барские шутки"), философские ("Смерть Каина", "Иван Вишенский", "Моисей"). Последние из названных произведений на высоком художественном уровне поднимают важную для поэта проблему вождя и народа, героя и массы.

Поэзия И. Франко, П. Грабовского, Г. Старицкого, Я. Щеголева обогатила украинскую литературу разнообразием тем, мотивов и ритмов, глубиной философской мысли, жанровым многоплановостью.

Широтой охвата жизни, уровнем художественного мастерства, новаторством украинская литература второй половины XIX в. занял заметное место в мировой литературе.



Назад