Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Изобразительное искусство, музыка, театр


Характерным для украинского изобразительного искусства второй половины XIX в. было становление его на позициях реализма, народности, жизненной правды. На развитии художественной жизни в Украине, на утверждении демократических тенденций в живописи отразился деятельность товарищества передвижных художественных выставок ("передвижники"), возникшее 1870 г. в России. Членами его были много украинских художников. Высокого профессионального мастерства украинские художники приобретали в Петербургской Академии художеств. В Одессе, Харькове, Киеве открылись рисовальные школы (впоследствии училища). Консолидации творческих сил Украины способствовали товарищество южнорусских художников в Одессе, Киевское общество художественных выставок, Общество для развития русской штуки во Львове, Общество харьковских художников и другие объединения.

В украинском живописи четко было выделено и приобрели специфических признаков все жанры. Под влиянием демократических тенденций в развитии культуры на первое место выдвигается бытовой жанр, который непосредственно отражает жизнь народа. Тематические рамки этого жанра расширяются, он обогащается на новые сюжеты и крепче связывается с социальной проблематикой. Художники стремятся осмыслить нового героя времени, новые отношения, складывающиеся в обществе, найти и утвердить новые художественные ценности. Рост интереса к прошлому Украины, к национально-освободительной тематики обусловило подъема исторического жанра. Любовь к родному краю, ощущение природы как существенного фактора в понятии "родина" было основой формирования пейзажного жанра, который приобретает самостоятельное идейно-эстетического значения. Вообще подавляющее большинство украинских художников не были мастерами некоего одного жанра, а владели многими из них.

Живописцами, которые преподнесли украинский бытовой жанр на высокий уровень, были продолжатели демократических традиций Т.Г. Шевченко - Л.М. Жемчужников, И.И. Соколов, К.О. Трутовский. Творческая деятельность Л.М. Жемчужникова (1828-1912) отличается искренней любовью к украинскому народу, его истории и культуры. Он создал проникновенные картины "Кобзарь на пути", "Казак едет на Сич", "Чумаки в степи" и другие, был издателем альбома, посвященного Украине и, в память шевченковского, именуемого также "Живописной Украиной". Наивысшее подъем творческих способностей И.И. Соколова (1823-1918), о котором Шевченко отозвался как о человеке, который "любит наш народ и нашу страну", оказалось в картинах "Возвращение с ярмарки", "Проводы рекрутов", "Погорельцы", "Ночь накануне Ивана Купала", "Утро после свадьбы в Малороссии", "Украинские девушки гадают на венках". В золотой фонд украинской живописи по праву принадлежит творческое наследие К.О. Трутовского (1826-1893). Художник с глубоким знанием воспроизводил быт и обычаи украинского и российского народов ("Хоровод в Курской губернии", "Свадебный выкуп", "Колядки на Украине", "Сорочинская ярмарка" и др.), остро осуждал общественные порядки ("Сбор недоеденный на селе", "Рекрутський набор", "судьи" и др.). Художник оставил много иллюстраций к произведениям Т.Г. Шевченко, М.В. Гоголя и других писателей.

Исторический жанр в украинском искусстве еще не отличался широтой тематики. Художники в основном прибегали к героической истории казачества ("Сторожа запорожских вольностей", "Казачий пикет" С.И. Васильковского, "Проводы на Сич" О.Г. Сластиона, "Запорожцы вызывают врага на бой" А.И. Кандаурова, "Тревога" Г.С. Крушевського, "Похороны кошевого" А.А. Мурашко и др.).

Пейзажный жанр представлен прежде всего в творчестве выдающегося украинского художника-реалиста С.И. Васильковского (1854-1917). Самое интересное в его репертуаре - произведения, посвященные родной природе, - "Казачья левада", "Остатки векового леса", "Степь на Украине", "Утро" и др. Очарование родной земли стремился раскрыть в своих пейзажах К.Я. Крыжицкий (1858-1911) - Хутор "на Украине", "Перед грозой", "Лесные дали", "Косари на Украине", "Жатва".

В творчестве западноукраинских художников, которые получили образование в Вене, Кракове и Мюнхене, достаточно отчетливо проявлялся влияние академических традиций. Постепенно их живопись приобретает все более демократичного характера. Зачинателями западноукраинской реалистической школы были К.М. Устиянович (1839-1903) - "Бойковская пара", "Гуцулка у источника", "Шевченко в ссылке" и др.; Т.Д. Копистинський (1844-1916) - "Гуцул с Липовиці", "В крестьянской избе", "Погорельцы".

Реализм в русской скульптуре утверджувався медленнее. В наиболее распространенных в тематически-жанровой скульптуре малых формах и жанре портрета заметных успехов достигли Л.В. Позен ("Кобзарь", "Переселенцы", "Нищий", "Пахота в Малороссии", "Запорожец в разведке"), П.П. Забила (бюст М.В. Гоголя, мраморный портрет Т.Г. Шевченко), Б.В. Едуарс ("Катерина", "Жизнь невеселая", скульптурный портрет Луи Пастера) и др. 1888 г. в Киеве был открыт памятник Бы. Хмельницком (скульптор М.И. Микешин). На западноукраинских землях работали скульпторы Т. Баронч, К. Островский, О. Северин, С. Яжимовський, С. Левандовский, Т. Ригер и др.

Развитие капитализма наложил значительный отпечаток на размах городского строительства, способствовал совершенствованию строительной техники, появление новых материалов и конструкций. В архитектуре преобладал эклектизм - смесь элементов различных стилей. Во второй половине XIX в. в Киеве были построены здания Городской думы (арх. О.Я. Шилле), гостиницы "Континенталь", политехнического института, первой гимназии (арх. А.В. Беретти), театра Соловцова и др.

На западноукраинских землях появилось немало примечательных сооружений: во Львове - здания политехнического института (арх. Ю.А. Захаревич), Галицкого краевого сейма (арх. Ю. Гохбергер), в Черновцах - дом резиденции митрополита Буковины (арх. И. Главка), на Закарпатье - охотничий дворец графов Шенборнов, дом ужгородской синагоги, комитетский дом в Береговом. Итак, в архитектуре Украины второй половины XIX века вместе с углублением противоречий в поисках стиля имели место заметные достижения лучших архитекторов.

Благодаря усилиям передовых деятелей культуры большие сдвиги произошли и в области развития музыкальной культуры. Один из таких толчков дали украинские профессиональные драматические труппы, широко пропагандировали украинские народные мелодии, достижения профессиональной музыки, самостоятельно ставили оперные спектакли. Выдающийся театральный деятель М.Л. Кропивницкий приобрел широкую известность как певец и композитор (в частности, большую известность получили его песня "Соловей" и дуэт "Где ты бродишь, моя судьба"). Украинская музыкальная культура распространялась благодаря концертно-исполнительской деятельности М.В. Лысенко и созданных им хоровых коллективов, гастролировавших в Украине.

Большим достоянием украинского искусства стало формирование самобытной композиторской школы. Уже в первый пореформенный год прославленный певец С.С. Гулак-Артемовский (1813-1873) завершил создание первой украинской оперы "Запорожец за Дунаем", которая стала прочным фундаментом национального оперного искусства. Долгую сценическую жизнь этому произведению обеспечили демократический характер сюжета, мелодичность музыки, вобравшая краски украинского песенного мелоса, колоритность образов, сочный народный юмор. Композитору принадлежат также известные песни "Стоит явор над водой" и "Спать мне не хочется".

Жемчужиной украинской классики стала выразительная музыкальная картина из народной жизни "Вечерницы" П.И. Нищинского (1832-1896). Центральная часть ее - знаменитый мужской хор "Закувала та сива зозуля", в котором отражены страдания казаков в турецкой неволе, их непреодолимое стремление к освобождению. В музыкальном наследии композитора является обработки народных песен: "О казака Софрона", "О Байду", романсы "Совет", "В дубраве черная галка". Пылкий отклик широкого слушателя завоевала опера М.М. Аркаса (1853-1909) "Екатерина" на текст одноименной поэмы Т.Г. Шевченко. Она отмечалась волнующим сюжетом, мелодическим богатством и певучестью.

Главное в творческом багаже П.П. Сокальского (в 1832-1887) - оперы "Мазепа" (по поэме А.С Пушкина "Полтава"), "Майская ночь", "Осада Дубна" (обе по М.В. Гоголю), фантазии "Украинские вечера", "На берегах Дуная" и другие фортепианные произведения, а также романсы и хоры. Его перу принадлежит капитальная теоретическая труд "Русская народная песня, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом...", в которой проводилась мысль о связи национальных особенностей мелодики народной песни с языком данной национальности. М.М. Калачевський (1851-1910) написал известную "Украинскую симфонию", в основу которой лег народнопісенний материал ("Веют ветры", "Девушка в сенях стояла", "Побратався сокол с сизокрилим орлом", "Ой джигун, джигун" и др.). Преобладающий настроение симфонии - светлая лирика, мягкий юмор.

Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество М.В. Лысенко (1841-1912) - великого украинского композитора, блестящего пианиста-виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления. Ему суждено было стать основоположником украинской классической музыки.

Начиная с 70-х годов М. Лысенко обработал и опубликовал более 600 образцов украинского музыкального фольклора, создал большой цикл "Музыка к "Кобзарю" Т.Г. Шевченко", который включает более 80 произведений разных жанров и форм. Разнообразные по темам и настроениям, дуэты и хоры написаны на тексты И.Я. Франко ("Безмежноє поле"), Є.П. Гребенки ("Лодка", "Нет, мама, не можно..."), С.В. Руданского ("Ты не моя"), Г. Гейне ("Когда разлучаются двое") и др. Образцом национальной героїко-патриотической оперы стала монументальная народная музыкальная драма Лысенко "Тарас Бульба". На сюжеты повестей М.В. Гоголя написаны также оперы "Рождественская ночь", "Утопленница". Композитор создал музыку к пьесе И.П. Котляревского "Наталка Полтавка", оперетту "Черноморце", детские оперы "Коза-дереза", "Пан Коцький"» "Зима и Весна".

Развитие музыки на западноукраинских землях также в значительной степени стимулировался драматическим театром. Во многих пьесах музыкальные номера были органичной частью спектаклей, которые назывались "комедіо-опера", "мелодрама", "оперетта". Значительное распространение получил хоровое движение, благодаря которому возникло немало музыкальных школ и музыкально-издательских организаций. Действовали хоровые общества "Торбан", "Львовский Боян". Массовыми стали сбора и изучения музыкального фольклора.

С народнопісенними источниками связано творчество одного из первых украинских композиторов-профессионалов Галичины М.М. Вербицкого (1815-1870). Ему принадлежат хоровые произведения "Завещание" на стихи Т.Г. Шевченко, "Поклон" на стихи Ю. Федьковича, музыка к театральным спектаклям, около десяти симфоний-увертюр. Образцы профессиональной национальной музыки создал И.А. Лавровский (1822-1873) - автор многих хоров ("Казак к торбана", "Осень", "Русская река", "Спой, мой соловей" и др.), песен, музыки к драматическим спектаклям.

Широкой популярностью на западноукраинских землях, в частности на Северной Буковине, пользовалась музыка И.И. Воробкевича (1863-1903). Среди его хоровых произведений - композиции на слова Т. Шевченко, И. Франко, Ю. Федьковича. Известными были его песни "Над Прутом в лугу", "Сыграй мы, цыгане старый", "Солнце, скрыло", "Голубые глаза", вальсы, польки, мазурки, музыка к спектаклям.

Важной сферой деятельности западноукраинских композиторов следует считать их активное участие в общественно-культурной жизни, издательстве учебников по музыке и т.д.

Таким образом, во второй половине XIX в. украинские композиторы создали немало бесценных музыкальных сокровищ, вывели национальную музыку на новую ступень развития.

Несмотря на административно-цензурные притеснения царского правительства, украинская драматургия и театральное искусство также достигли высокого уровня развития. Это произошло благодаря подвижнической творческой деятельности выдающихся писателей и мастеров сцены.

Украинская драматургия развивалась, опираясь на лучшие достижения всей литературы, на драматургические традиции И.П. Котляревского, Т.Г. Шевченко, на опыт передовой русской драматургии. Это развитие неразрывно связан с театром, поскольку ведущие драматурги были одновременно организаторами и руководителями театральных трупп. Окончательно утвердившись на позициях реализма, украинская драматургия обогатилась десятками новых пьес (нередко первостепенной общественно-культурной и художественной ценности), в которых затрагивались важные проблемы жизни народа, освещались самые главные конфликты того времени.

Драматургическое наследие М.Л. Кропивницкого (1840-1910) - это более 40 пьес. Среди них: "Дай сердцу волю, заведет в неволю", "Пока солнце взойдет, роса глаза выест", "Мироед, или же паук", "Две семьи", водевиль "По ревизии" шутка "Пошились в дураках" и др. В постоянных творческих поисках драматург шел путем углубления психологических характеристик своих героев, использование сокровищ устного народного творчества, расширение жанров украинской драматургии. Характерной особенностью Кропивницкого необычное умение подбирать и мастерски представлять типичные социальные явления, создавать характерные бытовые сцены, рисовать драматические картины народной жизни.

Многогранным был и талант писателя, драматурга М.П. Старицкого (1840-1904), автора многочисленных исторических романов (трилогия - "Перед бурей", "Буря", "У пристани", "Руина", "Молодость Мазепы", "Разбойник Кармелюк"). Заботясь о расширении репертуара украинского театра, Старицкий ловко обработал ряд малосценічних пьес разных авторов и інсценізував много прозаических произведений украинских, российских, зарубежных писателей - "За двумя зайцами", "Рождественская ночь", "Тарас Бульба", "Сорочинская ярмарка", "Утопленница", "Юра Довбыш", "Цыганка Аза" и др. Переосмыслены и значительно художественно затруднены, эти обработки стали по сути новыми самостоятельными произведениями. Среди собственных пьес Старицкого самые известные социально-бытовые драмы "Не судьба", "Ой, не ходи, Грицю, та и на вечерницы", "Талан", исторические драмы "Богдан Хмельницкий", "Маруся Богуславка", "Последняя ночь", ряд остроумных водевилей. В основе своей творчество Старицкого реалистичная, демократическая содержанию и направленности, проникнутая горячим чувством любви к родному народу и его героического прошлого.

Выдающейся фигурой в украинской драматургии второй половины XIX в. является И.К. Карпенко-Карый (Тобилевич, 1845-1907). Его драмы и комедии рядом с пьесами Кропивницкого и Старицкого составляли прочную основу репертуара украинского реалистического театра. В драме "Бродяга" изображено глубоко правдивые картины унижения и эксплуатации крестьянства богачами, подано образ искателя истины, что утверждал идею непримиримости к любой социальной несправедливости. Комедия "Умный и дурак" показывает перерождения прослойки "хозяйственных мужиков", которые превратились в новую експлуататорську силу. В плане психологической социально-бытовой драмы написаны известные пьесы "Наймичка", "Несчастная". Бессмертную славу драматургу принесли его сатирические комедии "Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Хозяин", в которых висміяно погоню богачей разного калибра за наживой, их глитайську психологию. Несколько пьес Карпенко-Карый посвятил историческом прошлом Украины ("Бондарівна", "Савва Чалый" и др.). Произведениям драматурга присущи необычная эмоциональность, лиричность, напряженность ситуации, яркость языка персонажей, показ органических связей человека с его окружением. "Я взял жизни", - говорил драматург и этим определил основной принцип своего творчества.

Драматические произведения писали также прозаики И.С. Нечуй-Левицкий ("Маруся Богуславка", "На Кожемяки"), Панас Мирный ("Лимеривна", "Перемудрив"), Б.Д. Гринченко ("Степной гость", "Ясные зори") и др.

Идейная глубина, демократический пафос социального разоблачения, сила реалистичного проникновения в общественные отношения, в морально-этические принципы пореформеної суток - все это свидетельствовало о новаторский характер украинской драматургии второй половины XIX в.

Украинский драматический театр по сути был под запретом. В соответствии с пресловутым Эмским указом 1876 г. совсем не допускались "разные сценические представления на малороссийском наречии". 1881 г. царизм разрешил ставить пьесы на русском языке, если они пропущены цензурой и одобрены генерал-губернатором. Однако и в это время категорически запрещалось создавать "специально малороссийский театр". Цензура ограничивала тематику украинских мотивам пьес быта или же любовь. Не разрешалось показывать бывшие "вольности" украинского народа, его борьбу за независимость. 1883 г. киевский генерал-губернатор запретил деятельность украинских театральных трупп на территории пяти подвластных ему губерний. Этот запрет действовал десять лет. Таким образом, театральным деятелям Украины "разрешалось" действовать в чрезвычайно тяжелых условиях.

1882 г. M. Кропивницкий создал первую украинскую профессиональную труппу. До нее были приглашены актеры-профессионалы и любители К. Стоян-Максимович, И. Бродяга, Г. Садовский, Н. Жаркова, О. Маркова, Г. Заньковецкая, Л. Манько, О. Вірина, Л. Максимович. В ее репертуар вошли "Наталка Полтавка" И. Котляревского, "Назар Стодоля" Т. Шевченко, "Черноморце" М. Старицкого, "Сватання на Гончарівні" и "Шельменко-денщик" Г. Цветки-Основьяненко и др. М. Кропивницкий пополнил его своими пьесами "Мироед, или же Паук", "Пока солнце взойдет, роса глаза выест", этюдом "По ревизии". Спектакли труппы резко выделялись на фоне тогдашнего театра как содержанием, так и выполнением. Кропивницкий-режиссер стремился к идейно-художественной целостности спектаклей, к гармоничного сочетания таких компонентов, как актерская игра, художественное оформление, музыка, пение, танцы. Каждая труппа содержалась лишь с кассовой выручки. Коллектив не имел стационарного помещения и был обречен на прогулочный жизни.

В 1883 г. директором труппы стал М. Старицкий, а М. Кропивницкий остался режиссером и актером. Объединение выдающихся деятелей украинского театра благотворно отразилось на творческом росте трупы. Ее состав пополнился новыми талантливыми актерами (Г. Садовская-Барилотти, Г. Затиркевич-Карпинська, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый, В. Грицай, Ю. Косиненко, Г. Маньковский и др.), а репертуар - новыми постановлениями ("За двумя зайцами" М. Старицкого, "Запорожец за Дунаем". Гулака-Артемовского и др.). Непосредственную подготовку музыкальных и вокальных сил трупы осуществлял М. Лысенко. Она могла ставить и оперные спектакли. 1885 г. труппа, которая насчитывала около ста человек, разделилась на две - под руководством Г. Кропивницкого и под руководством Г. Старицкого.

в 1864 г. во Львове был основан украинский профессиональный театр "Русская беседа", который возглавил О. Бачинский. Его репертуар состоял из произведений надднепрянских и западноукраинских писателей, лучших образцов европейской драматургии. Коллектив гастролировал в городах Восточной Галиции и Северной Буковины. Однако вскоре через острое соперничество между москвофилами и народниками за влияние на него театр начал приходить в упадок. Его подъему во многом способствовал М. Кропивницкий, который в середине 70-х годов работал здесь по приглашению. Именно тогда западноукраинские зрители познакомились с новыми пьесами украинской и русской классики. В театре выросли талантливые актеры - И. Гриневицький, Г. Романович и др.

В целом украинский театр второй половины XIX в. достиг глубокой народности, национального своеобразия, содержательности, большой критически-обличительной силы и высокого художественного совершенства.

Развитие общественно-политической и культурной жизни Украины второй половины XIX в. свидетельствовал о росте национального самосознания, которое, с одной стороны, было самым существенным проявлением интенсификации процесса становления украинской нации, а с другой, и именно влияло на этот процесс в такой важной сфере признаки любой нации, как общность ее психического склада, национального характера.

С этой исторической эпохой связана стадия украинского возрождения, когда национальное движение переводит украинскую дело с утопической всеслов'янської федерации на почву реальных отношений по всей территории проживания украинского народа (под властью обеих империй - Российской и Австро-Венгерской).

Духовная культура украинского народа в XIX в. достигла значительных успехов. Именно в это время был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития украинской культуры как нерядового образования, а лучшие художественные образцы этого периода позволяют говорить о нем определенным образом как о классическую эпоху, когда черты национального характера нашли свое полное воплощение в творчестве выдающихся представителей народа.



Назад