Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Культура как условие возрождения нации в украинской эстетической традиции конца XIX - начала XX вв.


Украинская культура конца XIX - начала XX в. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этот период насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российском обществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянули украинское гражданство в водоворот общероссийского освободительного движения. Вопрос перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план. Разорены были и надежды на манифест 17 октября 1905 г., на свободное развитие украинского политической и культурной жизни в условиях конституционного строя в России.

В Галичине, Буковине, Закарпатье начало XX в. был отмечен ростом освободительных тенденций, усилением общественного движения. Национальная и политическая сознательность вышла из узких кругов интеллигенции и распространилась на другие слои населения, приобщая их к борьбе за свои экономические и культурные интересы в сложных условиях межэтнической вражды, искусственно розпалюваної среди разных народов лоскутной Австро-Венгерской монархии.

Запрета украинского слова 1863, 1876 и 1881 лет оказались не единственными болезненными ранами на теле украинской культуры: царское правительство не оставлял попыток уничтожить ее и на рубеже XIX-XX вв. Указ 1892 г. усиливал цензурные препятствия на пути издания на русском языке. В 1894 г. запрещают ввоз украинских книг из-за границы. Через год положен конец печати даже украинских детских хрестоматий. За десять лет, с 1895 по 1904 г., в Киеве к цензуры было отдано 230 рукописей, однако с цензуры получилось только 80. В 1899 г. на Киевском археологическом съезде правительством было разрешено читать рефераты на всех славянских языках, кроме русского, что заставило галицких ученых вернуться домой. То же самое было и 1903, p. когда на празднике открытия памятника И.П. Котляревского в Полтаве не позволили выступлений на родном языке писателя. Украинские спектакли в театрах шли только при условии одновременной постановки русской пьесы.

Освободительное движение начала XX в. способствовал очередном рассмотрения вопроса о украинский язык в российских правительственных кругах. Однако результатом была постановление в сентябре 1905 г.: отмена запрета украинского слова признать "несвоевременным".

И все же культура оставалась той сферой, в рамках которой происходило развитие национального самосознания. Эта идея выстраданная всем национальным опытом, что имела возможности проявить себя в политической жизни, стала сердцевиной теории украинства Никиты Шаповалова (Г. Среблянский). Он сформулировал требование квалифицированной культуры как условия жизнеспособности нации. Украинство может существовать как нация, объединенная культурой. Взгляды Г. Шаповалова были обобщением опыта целого поколения украинских мыслителей на рубеже XIX-XX вв., которое реализовало свои национальные притязания на ниве культуротворчества.

Прогрессивные педагогические деятели (X. Алчевска, Б. Гринченко, С. Васильченко и др.) вопреки политике властей отстаивают право на обучение детей в школах на родном языке, создают украиноязычные. Б. Гринченко подготовил для начальной школы "Украинскую грамматику" и "Родное слово", Есть. Тимченко - "Украинскую грамматику". Известный график Г. Нарбут начал воплощение великого замысла - национальной по духу "Украинской азбуки", в композициях которой чувствуется стихия фольклора и исторического прошлого.

В нескольких университетах, в частности Львовском и Черновицком, было открыто украинские кафедры, которые занимались изучением языка, литературы и истории Украины.

Культурно-просветительскую работу среди населения проводили Харьковское и Киевское общества грамотности, Одесское славянское общество, львовская "Просвита", черновицкая "Русская беседа". В 1881 г. во Львове "Русское педагогическое общество" организовало украинское частное учительство, что давало возможность молодежи воспитываться в национальном духе.

Начиная с 1905 г. создается сеть "Просвет" Приднепровье, которые распространяли национальную культуру, печатая книги на русском языке. "Украинские клубы" устраивали концерты, театральные представления, чтение книг. Активно работали студенческие общины.

Другой формой распространения национального духа были многолюдные манифестации (как юбилей М. Лысенко в Киеве, похороны Бы. Гринченко, Л. Украинки, протест против запрета празднования 100-летия рождения Т. Шевченко и др.).

Единственный орган украинской мысли на восточной Украине - журнал "Киевская старина" (до 1907 г. выходил на русском языке) поместил на своих страницах многочисленные труда с разных участков истории, археологии, этнографии, литературы.

Во Львове в 1892 г. возникло Научное общество им. Т. Шевченко (НОШ), задачей которого была организация систематических исследований в области украиноведения (действует и сегодня за рубежом). Вокруг него сплотились самые выдающиеся украинские ученые (И. Франко, этнограф. Гнатюк, географ С. Рудницкий и др.). Членами НТШ были избраны Г. Планк и А. Эйнштейн. С председательством Г. Грушевского (1897-1913) связана энергичная работа над объединением научных сил, собранием фондов, созданием библиотеки.

В 1890-е - 1910-е гг. вышли в свет такие труды, как "История запорожских казаков". Яворницкого, "История украинского народа". Єфименко, "История Украины-Руси" М. Грушевского.

Тенденция к национального самоопределения отразился на исследованиях по фольклористики и этнографии. Организация фольклорных экспедиций и широкая публикация их материалов дышала пафосом национального творения во всех его разнообразных проявлениях. При непосредственном участии И. Франко и В. Гнатюка выдано 46 томов "Этнографического сборника" и 22 тома "Материалов к украинско-русской этнологии". Новый подход к народной песни как самобытного явления отразился в сборниках Ф. Колессы "Галицко-русские народные песни с мелодиями" (1902), Леси Украинки и К. Цветки "Мелодии украинских народных дум" (1910, 1913).

Фольклорная волна, которая воспринималась поколением сломе веков залогом национального возрождения, вобрала в себя все направления художественного творчества. Популярными стали обработки народных песен, в которых композиторы сохраняли лишь фольклорный словесный текст, музыку же составляли соответственно современном им настроения (знаменитые "Щедрик" и "Дударик". Леонтовича, "Колыбельная". Барвинского и О. Кошица, "Гагілка" С. Людкевича).

В литературе связь с фольклором прослеживается на всех уровнях - от воспроизведения особенностей народного мировоззрения, построения произведений по канонам народного мелоса к фольклорной символики. М. Коцюбинский (1864-1913) в повести "Тени забытых предков", опираясь на народные верования гуцулов, создал отдельный мир с нимфами, "чугайстром", "мольфаром", "щезником". В молодой поэзии формируется оригинальный стиль на основе сплава фольклорной образности и ритмомелодики тогдашних европейских поэтов (цикл "На одолженном скрипке". Лепкого, стихи В. Пачовського из сборника "Рассыпаны жемчуг", П. Карманского из сборника "Ой, люли, печали").

Постижение художественной структуры украинского народного живописи предоставило национальной окраски творчества М. Жука, В. Кричевского, Г. Бойчука. Геометрический роспись подольских домов, астральные знаки писанок, магические коды узоров плахты, світобудовчі композиции домов, посуды, сундуков, печей, народных картин - в общем, вся жизненная сила крестьянского искусства своеобразно отозвалась в экспрессивных композициях украинских художников-авангардистов К. Малевича, B. Єрмілова, Д. Бурлюка, О. Богомазова.

Мастера модерна в архитектуре тоже надышались украинским народным строительством, прикладным искусством. В губернаторского дома полтавского земства (арх. В. Кричевский) с его высокой крышей, двумя башнями творчески трансформировано художественную структуру деревянной гражданской архитектуры Украины XVII-XVIII ст. Характерным является рисунок оконных и дверных проемов, суженных в верхней части. Черепичная кровля, керамические изразцы и декоративные росписи свидетельствуют о уроки народного строительства.

Национальная идея влияла не только на характер формотворчества в культуре на рубеже XIX-XX вв., но и, прежде всего, - на смысловую нагрузку художественных произведений. Они несут в массы мучительные раздумья о судьбах Родины (алеф "сонный валет" - Украина в стихе П. Карманского "Кровавый плач Украины несется", мотивы тоски по государственностью в поэме В. Пачовського "Сон украинской ночи"), страстные призывы к социального обновления и воссоединения украинства (кантата К. Стеценко "Объединяйтесь" на стихотворение И. Франко) активную проповедь бунтарской непокоренности народа (кантата - симфония C. Людкевича "Кавказ" по одноименной поэме Т. Шевченко), отстаивают право и обязанность женщины на участие в решении судьбы своей нации (страдания украинки Оксаны с исторической драмы Леси Украинки "Боярыня"). Персонажи художественных произведений - победителями прошлого - словно обращены к потомков с призывом борьбы за свободу. Воплощением человеческой несокрушимости выступают романтические фигуры народных героев (кантата М. Лысенко "Иван Подкова", картины О. Новакивского "Довбуш - властелин гор", "Ярослав Осмомысл", картина О. Муравей "Похороны кошевого").

Распространению идеи национального возрождения среди широких общественных кругов способствовал развитие украинского театра. Сценическое искусство продолжало развиваться на прочных традициях корифеев национального театра. М. Кропивницкий, Г. Старицкий, Г. Заньковецкая, Г. Борисоглебская активно выступали как авторы и режиссеры. Украинские театры и дальше не имели государственного устава, существуя на основе частных антреприз, артистических обществ, любительских кружков, были странствующими, гастролюючими трупами непостоянного состава. Это было определенным препятствием на пути развития театрального искусства, но в то же время в тогдашних политических условиях имело важное просветительское значение: украинский театр оставался почти единственным институтом, который пропагандировал национальное сознание и культуру. Только в нем можно было публично услышать украинский язык. Тем более, что в репертуаре преобладали оригинальные украинские пьесы - драмы, комедии, водевили, народные оперетты. Ставились также произведения русских и зарубежных авторов в вольных переводах на русский язык.

Рядом с бродячими трупами М. Кропивницкого, П. Саксаганского и И. Карпенко-Карого, Д. Гайдамаки, О. Суходольского, Л. Сабина в Киеве существовал и первый стационарный украинский театр М. Садовского (1906-1920). На его сцене впервые в Украине были поставлены оперные спектакли. Театральная стилистика коллектива отмечалась ансамблевістю, когда автор услышал себя органической частью спектакля.

На западноукраинских землях продолжал действовать театр "Русская беседа", режиссером которого был приглашен из Приднепровья М. Садовский, а затем - И. Стадник. На сцене этого театра расцвели одаренности В. Юрчака, К. Рубчакова, А. Ніжанківського, Есть. Коханенка.

Выдающиеся художники этого времени понимали искусственную отчужденность украинства от общего потока европейской культуры как препятствие на пути изувеченной культуры к ее развитию. Поэтому естественным было стремление тогдашней интеллигенции привлечь украинскую культуру во всемирный духовный поток. Создавая свою драматургию, Леся Украинка (1871-1913) охватывает почти весь ландшафт мировой культуры от Ветхого Завета и поздней античности к американской передреволюції и французской революции, тем самым подключая национальное к всемирному. Судьба прошлого становится для автора "Вавилонского плена", "На руинах", "Иоганны, женщины Хусової" моделью "руин" и "родам" украинской истории, "переодеванием" украинской действительности.

Этот период был также время ознакомления мировой общественности с лучшими достижениями украинской культуры. Всемирное признание приобретает певица Соломия Крушельницкая (1873-1952), которая выступала на сценах крупнейших театров Европы, гастролировала по странам Латинской Америки, "самая прекрасная и самая красивая Баттерфляй", по выражению Дж. Пуччини. Композитор, выдающийся дирижер О. Кошиц (1876-1944) выступил одним из организаторов Украинской Республиканской капеллы, концертная поездка которой по странам Западной Европы и Америки пользовалась большим успехом.



Назад