Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Украинская культура второй половины XX века


Этот отрезок новейшей украинской истории охватывает менее полувека. Немного, как на историческое измерение, но по насыщенности и масштабам событий, весомости их последствий этот период не имеет себе равных.

Украина оказалась в эпицентре второй мировой войны, стала театром военных действий, ареной жестоких боев, потерпела тяжких человеческих и материальных потерь. Ей пришлось пережить разруху и послевоенном восстановлении, "холодную войну" и репрессии тоталитарного режима, развенчание культа личности и хрущевскую "оттепель", годы застоя и времена перестройки, трагедию Чернобыля и распад некогда единого государства.

Каждый из этих этапов был тяжелым испытанием для украинского народа, требовал предельного напряжения всех его физических и духовных сил, энергии и воли. Внутренне противоречива, невероятно сложная эпоха нуждается объективных, взвешенных оценок, избежания одномерных и категоричных суждений, безапелляционных выводов.

Да, война с фашизмом унесла миллионы человеческих жизней, но стойкость и мужество граждан Украины поставили ее среди ведущих держав-победительниц с почетным правом соучредителя Организации Объединенных Наций. Несомненно, ограниченной, во многом формальной была государственность Украины, и именно в ее пределах завершилось объединение украинских земель. Страна терпела большие материальные лишения, но высоко вознесла жажду знаний, авторитет книги, престиж образования. В системе тогдашних духовных ценностей формировались как идейные сторонники существующей системы, так и ее оппоненты. В художественной культуре суток случались карьеристы и работали настоящие художники. Была мгновенность конъюнктурного произведения и была высокая ценность искусства. Жизнь сложнее и богаче по содержанию от любой оценочной формулы о нем.

"Огненные сороковые" - так запечатлелось в памяти поколений военное лихолетье. Дерзкое нападение мощно вооруженного, полностью мобилизованного немецкого вермахта, что имел значительный опыт военных действий в Европе - это был титанический разлом эпохи, девятый океанский вал, что грозил смести все на своем пути. Фанатично ослепленная идеями мирового господства, расового превосходства, неумолимо жестокая и неприхотлива в средствах вражеское нашествие была страшной и реальную опасность для порабощенных стран и народов, их экзистенции, самого физического существования.

Эта очевидная истина была осознана жертвами агрессии глубинным внутренним чутьем народов. Украина, Киев с первых минут войны понесли вторжения и воздушных ударов. Мгновенной, на первый взгляд импульсивной, была ее реакция - защита родины, решительный отпор нападающему. Очереди добровольцев у военкоматов - не идеологический миф, а впечатляющая реальность той грозной суток.

Перед лицом вражеского нашествия поднялась мощная волна патриотическому порыву, пришло высокое понимание единства, консолидации общества, сплочение сил. В их основе - все многовековое наследие украинской культуры, душевная причастность к победоносных подвигов далеких предков, мужественных защитников украинской земли.

Украина надела солдатскую шинель. Выстоять и победить - главная объединительная идея народа в то время она и сформировала особую ментальность этой эпохи. Для культуры, особенно художественной, ведущей темой стала украинская человек на войне, в широком смысле - человек и оружие, трагедия и жертвенный подвиг, варварское уничтожение и миссия гуманизма и человечности.

Украинские художники были со своим народом-воином, искусство говорило и тогда, когда гремели пушки. За самыми взыскательными меркам, это тоже был гражданский подвиг, весомый вклад художественной культуры в будущую победу. В действующих армиях, на фронтах великой войны находились писатели О. Гончар, А. Малышко, Г. Бажан, Г. Стельмах, Л. Первомайский, О. Десняк, кинорежиссеры О. Довженко, Т. Левчук, искусствовед Г. Лотвин, много других деятелей художественной культуры.

Реалии того времени по-своему распорядились судьбами украинских художников: Ю. Збанацкий и П. Вершигора стали партизанскими командирами, П. Воронько был минером партизанского соединения; Елена Телига, О. Ольжич, В. Самчук, В. Бирчак активно действовали в движении сопротивления; А. Патрус-Карпатский стал офицером Чехословацкого корпуса, И. Багровый, О. Вишня, Зинаида Туловище, Б. Антоненко-Давидович находились в политическом заключении.

Первого же дня войны погибли писатели О. Гаврилюк и С. Тудор. И в тот же день Украина слушала вдохновенное звучания поэтической "Клятвы" М. Бажана. Упругие слова, чеканный ритм стихотворных строк, заклична строгость рефрена: "Никогда, никогда не будет Украина рабыней немецких палачей" - были услышаны и восприняты человеческими сердцами. Актуальность произведения, его художественная ценность оказались долговечными. Того же вероломного 1941 года "Клятва" стала песней композитора Г. Веревки, кантатой Ю. Мейтуса, а в послевоенное время - основой одной из частей оратории К. Данькевича "Октябрь".

Неисчерпаемую тему войны, подвига и страданий искусно осваивали в первую очередь мобильные художественные жанры - поэзия, очерк, репортаж, кинохроника, плакат. В жанре плаката художественным явлением стали графические работы. Касияна "На бой, славяне" и "Вражою злою кровью волю окропіте" - оригинальная серия плакатов на тексты Т. Шевченко. Серию плакатов "Дорогами войны" выполнил В. Довгаль, фронтовые зарисовки 1941-1945 годов совершил Л. Каплан, плакаты "свободная Украина" и "Дунайская рапсодия" создал В. Литвиненко, В. Фальчук написал плакат "Слава советским партизанам".

Летопись войны творили кинооператоры-документалисты. Снятые ими кадры отражали фронтовые будни, но их духовная стоимость с течением времени растет, приобретает значение живых свидетельств эпохального события. Фронтовые кинооператоры нередко ценой жизни выхватывали из пламени войны образы людей, фрагменты, эпизоды боевых действий. М. Пойченко, С. Гольбріх, И. Гольдштейн, многие другие стали операторами и режиссерами собственных фильмов о событиях войны.

На фронте В. Довженко пишет сценарий фильма "Украина в огне". Это попытка художника понять трагедию 1941 года, причины военных неудач и поражений, крах иллюзий о легкую победу малой кровью. Настоящую стоимость этой победы великий режиссер раскрывает в фильмах "Битва за нашу Советскую Украину" и "Победа на Правобережной Украине".

Резонансной оказалась пьеса "Фронт". Корнийчука, опубликованная газетой "Правда". Драматург пытался осмыслить ту же проблему - поражение Красной Армии в боях 1941 года, трагические последствия этого. Он видит причины в конфликте поколений военных руководителей, старого и нового генералитета. Это была нормативная правда, выгодна политической верхушке, поскольку реабилитировала ее просчеты. И все же она была моментом истины в целом комплексе обстоятельств, повлиявших на неблагоприятный ход событий первого этапа войны. По сценариям О. Корнийчука 1943 года сняты художественные фильмы "Фронт" и "Партизаны в степях Украины".

Музыкальной рефлексией войны, ее драматизма стали Первая симфония А. Штогаренко "Украина моя" на слова А. Малышко и М. Рыльского, оратория М. Скорульского "Голос матери".

Различные аспекты фронтовой действительности передают украинские живописцы: Г. Глущенко - картина "Киев после освобождения", Т. Хитрова - "Концерт в госпитале", Г. Гончарук - "Встреча победителей", А. Шовкуненко - портрет С. Ковпака, А. Борецкий - "Встреча гуцулами Красной Армии", А. Іовлєв - "От Галича до Праги".

Закончилась война, но украинское искусство во всех его видах и жанрах, художники разных поколений на десятилетия остались связанные с ее сюжетами, сердцем ангажированные ей. В сельской хате, при тусклом свете ночника пишет О. Гончар свою светлую льняную книгу "Знаменосцы". Литературные образы Фомы Хаєцького и Шуры Ясногорської, Черныша и Брянского пленили читателей-современников, вошли в их духовного мира. Общественным достоянием становятся "Люди с чистой совестью". Вершигоры, "Европа-45". Загребельного, "Прометей" А. Малышко, по его же стихотворением "Песня о учительницу" на музыку П. Майбороды.

Военная тематика мощно входит в круг творческих интересов живописцев, графиков, скульпторов: В. Пузырьков - "Непокоренные", "Черноморце", "Выстояли"; В. Забашта - "В годы подполья", "Языка привели", "Салют Победы"; В. Хмельницкий - "Победа", "Во имя жизни", "опаленные Войной"; В. Шаталин - "Боевое задание", "Битва за Днепр"; В. Полтавец - "Атаку отражено"; В. Лопухов - "Война"; П. Пархет - "Подвиг моряков"; А. Сорока - "На безымянной высоте"; В. Чеканюк - "Партизаны"; В. Костецкий - "Возвращение", "Разведчики".

М. Лысенко создал скульптурные композиции "Партизанский рейд" и "Верность", Алла Горская - витраж "Знамя Победы" в Музее молодогвардейцев, Г. Кальченко - памятник Герою Украины и Франции В. Порику во французском городе Энен-Льєтарі, В. Небоженко - памятник "Неизвестному офицеру" в Магдалиновском районе Днепропетровской области, В. Сергеев - серию офортов "Партизанскими тропами".

Художественные фильмы о войне создаются на украинских киностудиях: "Константин Заслонов", "От Буга до Вислы", "Связной подполья" по сценариям Ю. Яновского, "Ракеты не должны взлететь" и "Проверено - мин нет" - по сценариям П. Загребельного. Т. Левчук поставил фильм-трилогию "Дума о Ковпаке" из К. Степанковим в главной роли и "Войну". Популярный актер Л. Быков стал автором сценария, режиссером и исполнителем главной роли в фильме "В бой идут одни "старики". Ему же принадлежит авторство ленты "Аты-баты, шли солдаты".

Перипетии военных лет передает хронікально-документальное кино. Признание зрителей в Украине и за ее пределами получил фильм В. Артеменко "Солдатские вдовы", среди которых - и мать режиссера. С живописного села Мельники, что на Черкасщине, на фронт ушли сотни мужчин, а вернулись единицы. Погибли и музыканты духового оркестра, их осиротело ждут и вдовы, и музыкальные инструменты. С первого послевоенного выпуска школы этого села вышли известные художники: писатель и режиссер. Ильяшенко, режиссеры кино Ю. Тупицкий и В. Артеменко, позже - театральный режиссер М. Ильяшенко.

"Огненные сороковые" длительное время остаются инспирацией музыкального творчества. До концертных залов Украины надолго вошли опера "Молодая гвардия" Ю. Мейтуса, моноопера Г. Жуковского "Жена солдата", сюита "Партизанские картины" для фортепиано с оркестром А. Штогаренко, хор "Партизанский триптих". Корейка на слова П. Воронько, славная песня "Степом, Степом...", песенные произведения Георгия и Платона Майбород, Игоря Шамо.

Победу украинцев на войне увековечила монументальная архитектура в мемориальных комплексах, памятниках, сооружениях: памятник-музей в честь освобождения Киева в Новых Петровцах; мемориальный комплекс "Молодая гвардия" в Краснодоне; монумент "Украина - освободителям" в с. Міловому на Луганщине; Украинский музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; "Холмы Славы" во Львове, Луцке, Черкассах, многих других городах. На местах боев, могилах погибших установлены обелиски, стелы, скульптурные композиции.

Популярность у читателей получили военные мемуары - книжная серия воспоминаний известных военачальников, партизанских командиров, других активных участников боевых действий: И. Кожедуба, В. Петрова, О. Федорова, Я. Базимы, С. Тутученка, В. Клокова, В. Русина, О. Тканко. Страницы их книг сохранили для потомков много памятных эпизодов войны, имен бойцов и командиров, тружеников тыла.

Устойчивое внимание художников привлекла тема послевоенного возрождения. Восстановление разрушенного жизни - и пафос, и философия многих художественных произведений. Самобытно яркими, эмоционально наснаженими предстают картины талантливой ученицы Ф. Кричевского Татьяны Яблонской "Восстановление Крещатика" и "Хлеб". Они воспринимаются как гимн труда, лирическая поэма на холсте о красивых и трудолюбивых людей, которые восстанавливают разрушенную столицу и лелеют хлеб - вечные символы национального бытия.

Художественная культура в контексте того времени стремилась передать жажду творческого труда, ее общественную ценность, вдохновения человеческой души. Она фиксирует свой взгляд на слаженном коллективе трудящихся - картины "Бокораши" И. Бокшая, "Колхозницы с Турянской долины" А. Эрдели, "Лесорубы" Г. Глюка, "Шахтерская смена". Зарецкого, "Азовсталь" А. Завгороднего; на обобщенном портрете человека определенной профессии - "Портрет сталевара". Шаховцова, скульптурный портрет "Хозяин полей". Свиды; на индивидуализированном портрете труженика "Телятница Анна Бондарчук" М. Рябинина; на бытовом сюжете - "Обед чабанов", линогравюра М. Варенье.

За позірною приземленностью художественных сюжетов, их некоторой скованностью, производственной проблематикой отчетливо прослеживается тенденция к постижению духовного мира труженика, повнокровності его образа, внутренней красоты. Искусство хочет передать не самодостаточное значение производственного процесса, а вдохновенное бытия человека-творца в нем, где есть, как сказал поэт, "розы и виноград, красивое и полезное".

Искусство постепенно расширяет свои горизонты, втягивает в орбиту художественного освоения все новые горизонты жизни. На этой волне своеобразного подъема появляются масштабные художественные произведения "Хлеб и соль", "Кровь людская - не водица", "Правда и кривда" М. Стельмаха - романы-эпопеи, которые углубляются в космос украинского села, в поэзию и тяжелую прозу жизни земледельцев, в глубинные пласты народной речи. Рядом с этой всеохатывающей гармонично сосуществуют и "малавита". Вишни, и поэтические рассказы М. Рыльского о будни обычного человека - копка картофеля на селе, уборки каштанов на мостовой киевских улиц.

Художественную деятельность начинает молодое поколение с самобытным видением жизни, новой оценке его реалий, стремлением расширить круг художественных приемов. Яркая примета тех лет - феномен поэтов-шестидесятников, выход поэтических сборников "Тишина и гром". Симоненко, "Атомные прелюди" М. Винграновского, "Подсолнух" И. Драча, появление мощного поэтического таланта Лины Костенко.

Новые художественные высоты преодолевает украинский кинематограф. На экранах Украины - фильмы "Каменный крест" и "Захар Беркут" Л. Осины, "Сон". Денисенко, "Белая птица с черной отметиной" Ю. Ильенко, "Вавилон ХХ" - режиссерский дебют И. Миколайчука. Феноменальный успех дома и за рубежом ожидал киноленту С. Параджанова "Тени забытых предков". Фильм С. Параджанова - выдающееся художественное явление, в создании которого задействован мощный потенциал культуры: талант самого режиссера, который формировался в стихии армянских, грузинских и украинских культурных влияний, крепло и обогащался в художественной студии В. Довженко; литературная первооснова произведения - одноименная повесть М. Коцюбинского, в которой поэтично и выразительно передан дух, красоту и самобытность культуры горцев Украинских Карпат; актерское дарование буковинца И. Миколайчука; живописные Космаче, где проходили съемки, архитектура и отделка сельской церкви, в которой венчался легендарный О. Довбуш; профессиональные консультации отца В. Романюка - будущего патриарха Владимира, который создал в своем доме краеведческий музей с богатейшими экспонатами писанок, вышивки, резьбы; красочные народные костюмы гуцулов, искренность и непосредственность их актерской игры в сценах-массовках.

На театральной сцене Украины распахнулись большие и разнообразные художественные дарования А. Бучмы, Д. Милютенко, В. Добровольского, Г. Юры, Н. Ужвий, П. Нятко, А. Роговцевой, Б. Ступки, О. Ватулі, О. Кусенко. Песенное славу Украины умножать и обогащала творчество. Мирошниченко, Г. Литвиненко-Вольгемут, Есть. Чавдар, Б. Гмыри, Д. Гнатюка, Б. Руденко, А. Соловьяненко, Г. Кириченко, С. Ротару.

Поражают воображение достижения украинского музыкального искусства. Это оперы С. Людкевича, А. Кос-Анатольского, В. Жуковского, Г. Таранова, Ю. Мейтуса, В. Кирейка; симфонии Бы. Лятошинского, Г. Колессы, В. Борисова; балеты К. Данькевича, Г. Скорульского, Д. Клебанова, В. Нахабіна. В вокальном и симфоническом жанре плодотворные достижения М. Верикивского, Л. Ревуцкого, П. Козицкого, хоровом и песенном - П. Гайдамаки, П. Майбороды, В. Ивасюка, Г. Машкина, И. Поклада.

Определенный прогресс произошел в монументальном искусстве. Создан великолепный архитектурный ансамбль Крещатика и застроек Майдана Независимости, комплекс сооружений ВДНХ, художественно оформлен первые станции Киевского метрополитена, проведена реконструкция Контрактовой площади по проекту архитектора. Шевченко, реставрацию Трапезной Михайловского монастыря. В Киеве стоят импозантные памятники Г. Сковороде и Лесе украинке скульпторов И. Кавалеридзе и Г. Кальченко.

Отличительная страница украинской архитектуры - сотни мемориальных досок на фасадах киевских зданий. Это летопись в камне и металле выдающихся событий и биографий выдающихся людей науки и культуры. М. Веронский, А. Ковалев, Г. Кальченко создают мемориальную шевченкиану. Искусно интересные и самобытные труда многих скульпторов и архитекторов: И. Гончара - барельефные портреты В. Богомольца, Г. Кропивницкого, И. Микитенко, ученого-ботаника П. Погребняка; И. Кавалеридзе - мемориальные доски Г. Сковороде, Г. Врубелю, актрисе М. Гаккебуш; Г. Кальченко - барельефные портреты В. Петрусенко, Г. Вовчок, А. Тарасовой, Г. Косынки; В. Шевченко - мемориальные доски М. Леонтовичу, К. Стеценко, Т. Козицькому, П. Ніщинському; М. Дерегуса - портреты Л. Руденко, Г. Пирогова.

Украинский архитектор и художник-реставратор Ю. Даниленко стал автором ряда уникальных макетов: Софийского собора Успенского собора Лавры, Киево-Могилянской академии собора, Михайловского Златоверхого монастыря, дворца К. Разумовского в Батурине. Художественные микроминиатюры создает М. Сядристый: портреты-барельефы, вырезанные на вишневых и терновых косточкам, наименьший в мире "Кобзарь" Т. Шевченко (размером 0,6 мм2).

Заметным явлением культурной жизни стал выход в свет ряда фундаментальных трудов: многотомной "Украинской советской энциклопедии", шеститомної "Истории украинского искусства", "Шевченковского словаря", "Словаря украинского языка". Гринченко, исследования С. Таранущенка "Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины", работ историков и философов, посвященных духовному наследию Киево-Могилянской академии. Мировой сенсацией стало открытие знаменитой скифской "пекторали".

Борис Тен обогатил украинскую культуру переводом гомерівських поэм "Илиады" и "Одиссеи", Г. Лукаш осуществил искусный перевод на русском языке "Фауста" и "Декамерона", "Дон-Кихота" и стихов Г. Лорки. Журнал "Вселенная", возглавляемый Д. Павлычко, знакомил украинского читателя с классическими и современными произведениями европейской и мировой литературы.

Панорама украинского художественного жизнь была весьма широкой и всеобъемлющей. Среди ее художественных проявлений - памятные "Вечерние разговоры" М. Рыльского с читателями, телевизионные фильмы "Киевские этюды" и "Ночные концерты" с участием Г. Бажана, В. Ивченко и Б. Ступки. Плодотворную работу по изучению и поддержке народного искусства осуществлял журнал "Народное творчество и этнография". В контексте украинской духовности и культуры мощно функционировали художественные традиции Опишне и Косово, Василькова и Кролевца, творчество К. Билокур и М. Примаченко, Г. Візичканич и Г. Верес, Г. Почивайло и М. Шеренги, многих других талантливых и самобытных мастеров народного творчества.

Украинские художники работали в различных общественных сферах - на ниве культуры, науки, образования, в государственных структурах, общественных организациях. М. Рыльский и П. Тычина долгое время возглавляли академические институты. М. Бажан долгие годы был заместителем председателя правительства, заботясь гуманитарной сферой общественной жизни, П. Тычина - министром образования, председателем Верховной Рады УССР. Многих ведущих деятелей культуры были избраны академиками, народными депутатами, руководителями творческих союзов, редакционных коллективов литературно-художественных и художественных журналов. Творческий труд многих писателей, художников, музыкантов, актеров, режиссеров театра и кино отмечен престижными государственными премиями, почетными званиями, орденами и медалями.

Создателям культуры выпало жить и работать в определенной системе общественных координат, формироваться в условиях особой духовной атмосферы того времени и разворачивать художественную деятельность в основном не в конфликте с тогдашними идейными убеждениями и художественными вкусами.

Сама же тоталитарная система имела своеобразную культуру, свою политику, обществоведческие науки, философию, формировала соответствующую правосознание, собственное понимание роли и значения искусства, свой взгляд на мораль и религию. Эта культура создавала весьма специфическое среду человеческого бытия. В ее развития и саморазвития есть свои духовные достояния, среди них и такие, которые возвышаются над уровнем системы и достигают общечеловеческого значения.

С культурологического точки зрения 40-80-е годы XX в. следует рассматривать как единый, целостный процесс развития общественной жизни, духовности и культуры. Тогдашний общественный и государственный строй строился и функционировал на одних и тех же основополагающих принципах политики и духовности. Он эволюционировал, видоизменялся, но оставался неизменным в своих принципах, системе духовных ценностей. Культура и искусство вынуждены были учитывать эту реальность, определенным образом соотноситься с ней.

Следует иметь в виду, что функционирования политической системы и развитие искусства хоть и связаны между собой, но не находятся в абсолютной зависимости. Каждая из этих сфер имеет свою специфическую природу, присущие ей внутренние законы развития. Наработки культуры, в частности художественной, предстоит оценивать по законам искусства, в понятиях и категориях эстетики, а не идеологии и политики. Вклад каждого художника в доработок культуры измеряется художественной стоимостью созданного.

Серьезным препятствием развитию украинской культуры был идеологически декретированный метод социалистического реализма как высшей формы художественного мышления, в частности принцип классового подхода к оценке общественных явлений. Он требовал изображения типовых характеров в типичных обстоятельствах с неуклонной ориентацией на вполне определенную систему духовных ценностей. Это сужало творческие возможности художников, поиск художественных средств самовыражения. К тому же, действительно правдивое отображение жизни средствами искусства было объективно невыполнимым под присмотром цензуры. Запрещенной оставалась суровая правда тягот жизни, социальной несправедливости, массового голода, вопиющего нарушения законности и репрессии. Система пыталась диктовать не только творческий метод, художественную форму, но и содержание искусства.

Большой ущерб украинской культуре нанесли политически целенаправленные притеснения родного языка, сужение сферы его влияния, декларируемые идеи дружбы народов, слияния наций и языков. На уровень главной опасности социалистического развития в Украине было искусственно возвышенно призрак украинского буржуазного национализма. Размытость, нечеткость критериев для определения этого явления делало возможным произвольное его трактовки, создавало почву для идеологических обвинений и политических преследований.

Громком и несправедливой критике с далеко идущими последствиями было подвергнуто в разное время киносценарий "Украина в огне". Довженко, стихотворение "Любите Украину". Сосюры, повесть "Мартовский снег" И. Чендея, роман "Собор". Гончара, произведения Ю. Яновского, А. Малышко, Г. Тютюнника, Г. Иваничука. Был изъят из проката "Колодец для жаждущих" Ю. Ильенко, "Короткие встречи и долгие проводы" К. Муратовой, "Заячий заповедник" М. Рашеева, уничтожено замечательный художественное произведение - шестиметровый витраж в главном корпусе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Тоталитарный режим прибегал и к прямых репрессий. В заключении умирают В. Стус, О. Тихий, Ю. Литвин, В. Марченко. Преследованиям подверглись писатели И. Дзюба, Есть. Сверстюк, И. Светличный, Б. Чичибабин, художники И. Гончар, А. Горская, Л. Семыкина, О. Заливаха, Г. Севрук. Из творческого процесса своевольно изымаются писатели Л. Костенко и В. Шевчук, кинорежиссер. Ильяшенко.

Создатели нашей культуры часто страдали от недостаточно мощного материального базиса. Например, издательский цикл от рукописи до книги длился, по технологии, которая тогда существовала, около пяти лет. "За всю свою творческую жизнь, - вспоминал О. Довженко, - я не видел ни одной своей картины в хорошем кинотеатре, на хорошем настоящему экране, видрукованої на хорошей пленке квалифицированными мастерами".

Культуру создает нация соборними усилиями своего духа. Ей дают жизнь трудолюбивые люди, стремящиеся творчества и красоты, вырабатывают умение и таланты, для которых наука, искусство, созидания духовных ценностей - призвание и профессия, и образ жизни.

Немало деятелей украинской культуры постепенно осознавали политический анахронизм тоталитарной системы, ее неспособность адекватно реагировать на требования времени, конструктивно решать назревшие проблемы общественной жизни. В среде интеллигенции нарастали чувство протеста, оппозиционные настроения, сопротивление существующему положению вещей, противостояние в различных его формах. Творчество художников оценят время и художественные вкусы людей. Художественное наследие эпохи в лучших ее достижениях и образцах войдет в духовную сокровищницу украинской культуры.

Оригинальный и мощный пласт украинской культуры составляет наука. Это отрасль познавательной деятельности человека, направленной на поиск истины, достоверного знания об окружающем мире. В ней задействованы интеллект нации, ее творческие ресурсы и ее менталитет. Усилиями многих поколений ученых формируется научное пространство, в котором осуществляются фундаментальные открытия, воплощаются в жизнь научные идеи прикладного значения. Наука одновременно является сферой культуры и необъятной производительной силой общества.

Достижения украинской науки в самых престижных отраслях знания получили мировое признание. Вместе с тем история ее развития сложная, во многом противоречивая и даже драматическая. Феномен науки создается в контексте определенных социальных условий, под влиянием множества общественных факторов. Фундаментальная, прикладная и техническая сферы науки функционируют по логике собственного развития.

Тяжелым испытанием для украинской науки была война. В первые ее дни Академия наук создает Научно-технический комитет содействия обороне. Под его руководством в научно-исследовательских лабораториях и мастерских академических институтов налажено разработка и изготовление приборов и оборудования для действующей армии. Так, в Харьковском физико-техническом институте было создано первую советскую радиолокационную станцию, которая прошла испытания в фронтовых условиях, изобретено запальник для противотанковых бутылок со взрывчатой смесью.

В июле-августе 1941 г. осуществлена эвакуация большинства научных учреждений Украины в районы Поволжья, Урала и Казахстана. Это была акция, грандиозная по масштабам, эффективностью, но полна трагизма, человеческих и материальных потерь. Она не имеет аналогов в мировой истории науки. Социальный заказ ученым диктовала война. Им пришлось буквально "с колес" разворачивать работу на первоначально неподготовленному базе, за отсутствия элементарных бытовых условий, в жестко лимитированы сроки.

Огромный вклад в Победу, техническое оснащение армии совершили украинские ученые. В Институте электросварки под руководством Є.О. Патона впервые в мире было разработано совершенную технологию и необходимое оборудование для автоматической сварки брони. Автоматизация процесса сварки танковых узлов, корпусов и башен, артиллерийских систем, реактивных снарядов и авиабомб поставила их производство на поток. Это обеспечило резкое увеличение объемов выпуска боевых машин, оружия и боеприпасов высокого качества. Ученые Харьковского физико-технического института, эвакуированного в Алма-Аты, создали новую конструкцию морской торпеды, усовершенствовали систему артиллерийских оптических приборов.

Много сделал для оборонной промышленности Институт строительной механики. Он решал проблему динамической прочности авиационных двигателей, турболопаток, багатоопорних коленчатых валов, узлов и деталей транспортного машиностроения. Украинские ученые-металлурги обеспечили высокую производительность доменных печей и увеличение ассортимента продукции, получили металл повышенного качества, выявили и привлекли для металлургического цикла местные сырьевые ресурсы. Институт энергетики решил проблему энергоснабжения производственных мощностей оборонных предприятий. Академические институты математики и физики, химии и химических технологий, геологических наук, горной механики и много других своими научными достижениями укрепляли обороноспособность и наступательные возможности войск.

Весомый вклад в военную победу принадлежит украинским ученым-медикам. Они внедряли прогрессивные методы лечения раненых во всей сети э вакопункты, медсанбатів, фронтовых госпиталей. Десятки ученых помогали фронтовым медикам освоить новый метод переливания крови, предложенный А.А. Богомольцем. Методику транспортировки консервированной крови разработал Институт клинической физиологии. Его ведущие специалисты находились в действующей армии: И.М. Ищенко - главный хирург ряда фронтов, В.Х. Василенко и Д.Р. Яновский - главные терапевты двух фронтов.

Институт глазных болезней, возглавляемый В.П. Филатовым, внедрял в госпиталях новаторские способы лечения, связанные с тканевой терапии. Многим раненым это вернуло зрение. Институт клинической медицины под руководством М.Д. Стражеско наладил активную лечебную работу в военных госпиталях. Над преодолением дефицита лекарств и медицинских препаратов успешно работали Институты биохимии и клинической физиологии. Тысячам воинов спасли жизнь, вернули их в боевых рядов украинские медики.

Большие потери понесла на войне украинская наука. Были уничтожены или разрушены базовые помещения институтов, научно-исследовательские лаборатории и мастерские, библиотеки. На фронтах, в партизанских отрядах и в подполье погибло много молодых, перспективных ученых. Среди погибших - один из пионеров ракетной техники и теории космических полетов, ученый-изобретатель Юрий Кондратюк (Шаргей).

Восстановление и преодоления разрушительных последствий оккупации стали по войне первостепенными задачами научных учреждений. Академия наук решала проблему создания научного потенциала на потребность основных направлений развития народного хозяйства республики, а также перевод производства на обновленную научно-техническую основу. Наряду с этим постепенно формировалось новое понимание роли украинской науки в обществе. Она развивалась как составляющая союзного научного комплекса и находилась под влиянием общей государственной политики в сфере науки.

Определяющим для этой политики в первые послевоенные десятилетия было ускоренное вложения интеллектуальных ресурсов и материальных средств в базовые научно-технические отрасли - ядерную энергетику, космическую технику, квантовую электронику. В условиях противостояния двух мировых систем они составляли основу оборонного потенциала, поэтому имели приоритетный режим развития. Доля общих расходов на науку составляла 11,2% союзного бюджета. Расширялась сеть академических учреждений в Украине, росла численность научного персонала. Профессия ученого стала престижной.

В системе АН Украины создан ряд институтов, связанных с новыми направлениями научно-технического прогресса: теоретической физики, радиофизики, полупроводников, проблем прочности, кибернетики, металлокерамики и сплавов и др. Украина становится центром развития технических наук. Ряд ее институтов получили статус главных. Наработки академических учреждений способствовали подъему и развитию традиционных отраслей промышленности и созданию новых, в частности специальной электрометаллургии и порошковой металлургии. Много технологических процессов, оборудования, материалов, систем и средств автоматизации, внедренных в производство, не имели мировых аналогов или не уступали им по своим научно-техническим уровнем.

В Украине в 50-60-х годах XX в. формируется мощная система отраслевой науки. Это научные учреждения, подчиненные производственным министерствам и ведомствам. Научно-исследовательские учреждения этого типа решали проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, их внутренняя структура воспроизводила структуру производства. Институты закреплялись за определенными видами продукции и производствами, что их выпускали: например, институты льняной, шерстяной промышленности. Другой вид - институты, ориентированные на технологические процессы или их группы: институты прядения, ткачества и т.д. В 80-е годы отраслевая наука в Украине имела свыше 180 тыс. научных работников, из них более 50 тыс. кандидатов и почти 4 тыс. докторов наук.

В 60-80-е годы разворачивается научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях республики. В них было создано проблемные и отраслевые лаборатории, налажены связи с научными учреждениями других профилей и производством, выполнялись работы по хоздоговорной тематике и на бюджетной основе. К научной работе в высших учебных заведениях было привлечено значительную часть студенческой молодежи. Студенты работали в научных лабораториях, конструкторских бюро, принимали участие в археологических раскопках, народоведческих экспедициях, изучали архивные материалы. Такая деятельность стимулировала у молодежи интерес к науке, была источником формирования научного резерва.

Итак, составляющими научного пространства Украины в этот период были хорошо развиты и структурированные Академия наук, многочисленные отраслевые центры, вузовская наука. В 70-е годы XX века проявилась характерная тенденция - региональное развитие академической науки, создание территориальных научных и научно-исследовательских объединений. Осуществлялся прямой выход на производство академической науки, налаживались паритетные связи между наукой и производством. Координатором согласованной и целенаправленной работы всех этих звеньев научного потенциала выступал Государственный комитет по науке и техники.

Послевоенные десятилетия сформировали в Украине научные направления и школы во многих отраслях знаний. Академия наук стала выдающимся центром фундаментальных и прикладных исследований в материаловедении. Широкое развитие получили актуальные проблемы современной физики разных направлений. Важные научные результаты получены в математике, геометрии, алгебре, в области механики, гидробиологии, наук о Земле и Вселенной. Качественно нового уровня достигли исследования в области химических наук и современной биологии. Принципиальной новизной характеризуются работы по исследованию и использованию электрогидравлических явлений. Значительный прогресс Украина осуществила в исследовании физико-технических проблем энергетики. Получили признание достижения украинской науки в кибернетике, самолетостроении, ракетно-космической технике.

В историю украинской и мировой науки вошли имена ведущих ученых, президентов Академии наук А.А. Богомольца, А.В. Палладина, Б.Є. Патона, выдающихся ученых-академиков: авиаконструктора O.K. Антонова, конструктора ракетно-космической техники М.К. Янгеля, кибернетика В.М. Глушкова, физика М.М. Боголюбова, химика А.К. Бабка, механика А.Н. Динника, математика В.И. Левицкого, геолога В.И. Лучицкого, гидродинамика Г.Ф. Проскуры, ботаника М.Г. Холодного, зоолога И.И. Шмальгаузена, теплофизика О.Н. Щербаня, ученых-медиков М.М. Амосова, А.С. Коломийченко, А.П. Ромаданова, селекционеров П.Х. Картавого, В.М. Ремесла, Ф.Г. Кириченко.

Вкладом в науку и духовную культуру были и наработки украинских ученых-обществоведов. Институт истории Академии наук подготовил и издал 26-томную "Истории городов и сел Украинской ССР", "Истории отечественной математики", удостоєну награды Международной академии истории науки, фундаментальную двухтомную "Историю технического развития угольной промышленности Донбасса", ряд обобщающих трудов по истории электросварки, биологии, химии, материаловедения.

Ученые-литературоведы осуществили большой объем работ по переиздание украинской литературной классики, обнаружили и собрали в архивах, библиотеках, частных собраниях много рукописей из творческого наследия украинских писателей. Выдающимся событием в научной и культурной жизни Украины был выход в свет 10-томного издания произведений Т.Г. Шевченко, полного собрания сочинений И.П. Котляревского, сборников литературного наследия Леси Украинки и И.Я. Франка. Приобретенный опыт пригодился архивистам при подготовке академического собрания сочинений Т.Г. Шевченко, издание литературной, научной и эпистолярного наследия И.Я. Франко в 50 томах, ряда фундаментальных исследований творчества украинских писателей разных поколений.

Уникальный фонд рукописных материалов создали ученые-фольклористы. На основе этих материалов создан многотомное издание "Украинская народная творчество". Увидели мир записи народного творчества известных ее собирателей, народные песни в записях Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, Леси Украинки, С. Руданского, Ю. Федьковича.

Широкий спектр лингвистических исследований совершили ученые-языковеды. Результаты их научной работы внедрены в 6-томному "Украинско-русском словаре", ряде фундаментальных языковедческих трудов. Научным обобщением наработок лингвистов стало издание "Современного украинского литературного языка" в 5 томах.

Важной вехой в развитии гуманитарных и социальных наук было создание в системе Академии наук Института философии и Сектора, а затем Института государства и права. Ученые-философы много сделали для исследования украинской философской мысли. Издано собрание сочинений Г.С. Сковороды, подготовлено к изданию философские произведения Ф. Прокоповича в 3 томах, проведено изучение философского наследия профессора Киево-Могилянской академии - уникального явления в истории украинской духовной культуры. Высоким уровнем научных исследований отмечаются труда философов со проблемы человека и человеческой деятельности, логики научного познания, культурологии, этики и эстетики.

В послевоенные десятилетия в области наук о человеке и обществе плодотворно работала плеяда выдающихся украинских ученых: историки И.П. Крипякевич, Є.М. Слабченко, В.П. Шевченко, экономисты М.В. Птуха, П.И. Лященко, П.И. Багрий, философы П.В. Копнин, В.И. Шинкарук, правоведы В.М. Корецкий, П.П. Михайленко, языковеды Л.А. Булаховский, Л.Л. Гуменецкая, И.М. Кириченко, литературоведы А.И. Белецкий, Є.П. Кирилюк, М.К. Гудзий, фольклорист Ф.М. Колесса и др. Они много сделали для развития научных исследований, издание фундаментальных исследовательских работ, создание научных школ, подготовки ученых-исследователей.

Украинские ученые осуществили значительный вклад в развитие европейской и мировой науки и культуры. Многие ученые работали в эмиграции: в Мюнхене действовал Украинский свободный университет, где работали выдающиеся специалисты из разных отраслей знаний. В ряде стран были созданы научные организации и общества, другие региональные объединения ученых. Своими изобретениями и открытиями обогащали науку и культуру человечества выдающиеся ученые: биохимик И.И. Горбачевский, признанный специалист в теории упругости С.П. Тимошенко, металлург И.А. Фещенко-Чопивский, физик Г.Б. Кистяковский, конструктор ракетно-космических систем Т.Г. Костюк, бактериолог П.И. Андреевский. Многие из них получили образование и научные звания в Украине, а мировое визнанання получили на чужбине.

Украинская научное сообщество за границами родины имела серьезные достижения в области гуманитарных знаний. Ее усилиями выдано фундаментальную "Библиотеку украиноведения" в 22 томах. Выдающимся событием в научной и культурной жизни диаспоры стал выход в свет многотомной "Энциклопедии украиноведения" под редакцией В. Чорновола и "Словарной энциклопедии" в 10 томах. Ученые-гуманитарии полностью или частично выдали литературное наследие В. Винниченко, Г. Хвылевого, Г. Драй-Хмары, П. Филиповича, антологии и литературные сборники, письма и дневники репрессированных или запрещенных в Украине писателей, монографические исследования их творчества, воспоминания. В диаспоре стали системой представительные форумы, на которых научная общественность обсуждала актуальные проблемы науки и культуры, искала пути их решения.

Широкий спектр исследований в области обществоведческих наук проводили в диаспоре выдающиеся ученые: историки Д. Дорошенко, C. Краеугольный, Н. Полонская-Василенко, О. Оглоблин; философы И. Мирчук, Д. Чижевский; литературоведы Г. Костюк, Ю. Луцкий; языковеды И. Огиенко, Ю. Шевелев (Шорох); правовед А. Яковлев; искусствоведы Д. Антонович, В. Сичинский, В. Щербаковский славист К. Андрусишин; педагог С. Сирополк; этнограф С. Кузеля. В эмиграции творили выдающиеся художники О. Олесь, И. Багровый, В. Барка, Есть. Маланюк, Г. Орест, Т. Осьмачка, В. Самчук. Они внесли весомый вклад в развитие украинской науки.

Послевоенная история украинской науки в целом большая и значимая. Она остается содержательным и привлекательным объектом изучения и познания, сокровищницей знаний, больших достижений и устойчивых уроков.

Культура тесно связана с образованием. Только образованный человек имеет доступ к книге и знаний, сокровищ искусства и сама способна творить духовные ценности. Общество, которое стремится прогресса, должен постоянно заботиться об образовании народа, прежде всего молодежи, развивать рациональную и эффективную образовательную систему, применять современные педагогические технологии, обеспечивать материальное оснащение учебного процесса, повышать общественный авторитет учителя, престиж педагогической профессии.

В 40-80-х годах XX в. образование в Украине преодолела сложный путь развития, прошла через поиски и испытания. Разрушительные и трагические последствия имело для нее военное лихолетье, когда сотни тысяч украинских детей оказались за порогом школы. Во время оккупации школьная сеть республики свернулась до мизерных объемов. В г. Лохвице, например, остался один класс с 10 учеников, а до войны было 5 школ, в которых обучалось 3 тыс. школьников.

Украинская школа претерпела огромных материальных потерь: были полностью разрушены свыше 8 тыс. школ, напівзруйновано более 10 тыс. школьных помещений, уничтожено 500 библиотек с книжным фондом около 20 млн книг, сожжено учебные корпуса и общежития педагогических институтов и училищ. Много учителей, работников народного образования воевали на фронтах, в партизанских отрядах и в подполье. Оставили яркий след на педагогической ниве и на дорогах войны Г.Я. Базима, Ю.А. Збанацкий, А.В. Тканко, О.Є. Цимбалист, Т.М. Шашло, В.М. Яремчук и др. Рядом со своими наставниками боролись с оружием в руках и их воспитанники. Значительно поредели за войну ряды украинских просвещенцев.

Украинской школе пришлось стоять буквально из пепла и руин. Занятия начинались в уцелевших домах и других приспособленных помещениях. Повсюду классы были переполнены, в них одновременно обучались ученики различных подростковых групп. Не хватало элементарного - тетрадей и бумаги, учебников и школьных приборов, одежды и обуви. Тормозила учебный процесс нехватка педагогических кадров: их было две трети потребностей. Сложным было положение с уровнем образования и квалификации школьных учителей. Даже на середину 50-х годов из каждых 100 педагогов высшее образование имели лишь 54, среднюю - 44, а двое не имели полного среднего образования.

Возродить образовательную систему, охватить обучением разнородный ученический контингент - таким было неотложная задача работников украинской школы. На начало 1944-45 учебного года уже работало более 25 тыс. школ, более половины из которых - начальные. Формировалась сеть детских домов и школ интернатов, школ рабочей и сельской молодежи, учащихся школ-переростков. Много детей-сирот находились под патронатом трудовых коллективов, были усыновлены людьми. Значительную часть детей, подростков и молодежи было принято в школы фабрично-заводского обучения, ремесленных школ, суворовских училищ. Вводились экзамены для учащихся, которые окончили начальную и семилетнюю школу, экзамены на аттестат зрелости для выпускников средних школ. Установлено п'ятибальну систему оценивания знаний учащихся, награждение золотыми и серебряными медалями.

После освобождения Украины от оккупантов возобновили свою работу 6 университетов, 20 педагогических и 18 учительских институтов, 77 педагогических училищ. В завершающий год войны многие из них сделали досрочные выпуски, много этих студентов высших учебных заведений пришли на учительскую работу. Педагогическим коллективам школ была предоставлена возможность определенного маневра в рамках учебного плана. Разрешалось, в частности, временно уменьшать количество часов из отдельных учебных предметов, для которых не хватало учителей или не было возможности проводить практически-лабораторные занятия, и увеличивать количество часов с тех учебных предметов, из которых образовались особенно большие пробелы в знаниях учащихся. Повышенное внимание уделялось повторение учебного материала по отдельным предметам, поскольку он несколько забылся за время вынужденного перерыва в учебе. На конец 50-х годов было в основном завершено общее обязательное начальное обучение, закладывались основы для развития семилетней и средней школы.

Меньше чем за 10 лет образовательная система Украины освоила рубеж всеобщего семилетнего обучения детей школьного возраста. Одновременно рос контингент учащихся 8-10-х классов. Был увеличен прием в педагогических высших учебных заведений, расширилась профессиональная и материальная база образования, открылось около 1500 новых школ на полтора миллиона ученических мест. В школах республики появились новые имена учителей, чей труд обозначена талантом и творчеством, новаторскими поисками: В.О. Сухомлинский, Г.Д. Нестеренко, И.И. Сурок, Г.М. Ильченко.

В 70-80-х годах XX в. продолжалось развитие и совершенствование системы народного образования. Введен восьмилетнее всеобщее обучение (всеобуч), на его основе осуществлен переход к общей народного образования. Начальная школа имела теперь трехлетнюю программу обучения. Всеобуч распространялся и на среднее специальное образование и систему профессионально-технического обучения. Основным звеном образовательной сети стала средняя школа. В конце 80-х годов в Украине было 20 819 школ разных типов, в которых обучалось около 7 млн учеников.

На это же время Украина имела 146 высших заведений образования, где учились 853 тыс. студентов, 730 средних специальных учебных заведений. В республике сформировался мощный корпус научных кадров: число научных работников достигло за 220 тыс, из них более 70 тыс. докторов и кандидатов наук. В послевоенные десятилетия стал университетским городом Донецк. Значительным событием научной и культурной жизни стало открытие в 1946 году университета в г. Ужгороде - первого высшего учебного заведения за тысячелетнюю историю края.

Учителя, педагогическая общественность Украины немало сделали для образования и воспитания юношей и девушек многих поколений, подготовки их к активной жизненной деятельности. Украинская школа прошла вместе со своим народом трудный путь испытаний, накопила значительный опыт педагогических поисков, воспитательной деятельности, формирования личности. Этот опыт имеет чрезвычайную ценность и потенциал длительного существования в координатах школы нового времени.

Развитие украинской культуры в 40-80-е годы XX в. стал уже историей, но этот период является эпохальным звеном культурного процесса в Украине.



Назад