Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Культура Украины в условиях роста национально-культурной идентичности


Фактор национальной культуры становится символом социальных изменений, потому что в ней наиболее полно воплощается торжество и будущее украинской национальной идеи.

Провозглашение независимости Украины вызвало высокое подъем национального духа, новые надежды. В этот период были достигнуты значительные успехи в распространении русского языка как государственного, был принят Закон о языках и другие важные акты.

Основным содержанием украинского культурного обновления и возрождения была самоотверженный труд многих исследователей, энтузиастов, практиков по реконструкции тяжело здеформованої культуры, приобщение к новой жизни больших достижений, которые или были под арестом, или подзабылись, или были неизвестными. Фантастический пласт запрещенного или заиленного время стал открытым и обновляет величественную "икону" нашей культуры. Странным сиянием озаряет нас то, что считалось "белыми пятнами". Значительная работа в этом направлении проводится созданной в последние годы Национальной комиссией по вопросам возвращения в Украину культурных ценностей при Кабинете Министров Украины. Так, организованная ею государственная программа "Возвращенные имена" интегрирует усилия многих институтов, в частности, Национальной Академии наук, Украинского фонда культуры, общества "Украина", Фонда содействия развитию искусств Украины, направленные на освещение неизвестных фактов украинской культуры. В архивах, музеях, библиотеках Украины создаются специальные отделы, где распространяется информация о украинскую культуру в зарубежных странах.

Усилиями упомянутых институтов только за последние два года было проведено ряд международных конференций, фестивалей, выставок, в результате которых "пригадано" имена Владимира Сичинского, Александра Архипенко, Михаил Андриенко-Нечитайло, Григория Крука, Людмилы Морозовой, Мирослава Радима, Игоря Стравинского, Петра Мечика, Федора Акименко, Василия Авраменко и многих других.

Было дано значительный импульс развитию национальной культуры путем снятия ограничений на ее распространение, разрешения предпринимательской и коммерческой деятельности в сфере культуры, что особенно отчетливо проявилось в расширении издательской деятельности, появлению новых журналов, в интенсивном расширении и насыщении радиотелевизионного эфира конкурирующими программами национально-культурного содержания.

Появились новые нетрадиционные формы культурной деятельности не только в государственных учреждениях культуры, но и коммерчески-самодеятельно создаваемой сети. Значительного развития приобрела деятельность "Общества любителей русского языка" и "Просвещения" - не только по выполнению Закона о языках, но и относительно распространения и пропаганды ценностей национальной культуры, организации воскресных школ и т.д. Возникающие партии разного направления начинают в своих программах все больше внимание уделять проблемам развития национальной культуры.

Осмыслению путей развития украинской культуры посвящают свою работу учреждения Национальной Академии наук (Институт истории, Институт искусствоведения, этнологии и фольклористики им. М. Рыльского, Институт археологии, Институт литературы, Институт социологии, Институт философии).

Обработано несколько концепций развития украинской культуры с участием известных ученых Г.Д. Вервеса, И.М. Дзюбы, М.И. Гончаренко, М.В. Поповича, П.П. Толочко и других.

В то же время возрастают требования к национальной культуре, к более широкого раскрытия спектра ее функций - особенно в современной ситуации, когда она стремится занять достойное место в мировом сообществе.

Обобщая современный культурологический опыт, известный исследователь М.В. Гончаренко отмечает, что о высокую историческую зрелость и международное значение любой национальной культуры, которая стремится статуса мировой, можно говорить тогда, когда она, во-первых, способна ставить и решать ведущие общечеловеческие проблемы, затрагивающие коренные запросы человеческого бытия, которые не ограничиваются сугубо локальными интересами; когда ее идеалы, цели и программы совпадают с объективным направлением исторического прогресса и выражают потребности общественного прогресса; когда она выдвигает художников, ученых и деятелей культуры, способных выразить эти потребности и идеалы с такого мере истины и совершенства, что их творчество приобретает международное значение; во-вторых, когда она достигает такого уровня развития, что ее можно рассматривать как целостную систему, все элементы которой крепко связаны между собой, продуктивно функционируют, поддерживают на должном уровне ее жизнеспособность и способность самосохранения; в-третьих, когда она тесно и действенно включена в международный культурный процесс, когда ее духовные ценности эффективно действуют на международной арене, а ее творческие силы принимают активное участие в культурной жизни всего мира, в решении так называемых глобальных проблем человечества - политических, правовых, экологических и т.д.; по-четвертых, когда она имеет богатый духовный и материальный потенциал, способный вызвать ее фактически безграничный успешное развитие, когда ей присуща способность к самовоспроизведению на высшем уровне.

В обществе все больше осознается общая потребность в культуре как рычаг, который способен повлиять на прогресс общества в целом. Культура все основательнее начинает пониматься как важнейшее достижение нации, ее достоинство и сущность, потому что культура - это то, что сохраняет и утверждает не только личностный, но и национальное существование.

Базовым бытием человека является его бытия в мире культуры как определенном культурном (национальном) жизненном мире, а поэтому важным показателем развития самой культуры является состояние культурного самосознания и вектора потребностей ее граждан.

Перспективность развития украинской культуры зависит от готовности ее представителей к культурной активности, которая в значительной степени зависит от состояния их менталитета. В нем как характерную черту украинца многие исследователи называют комплекс неполноценности, потерю национального достоинства.

Однако по данным исследования Министерства культуры, которое отражает структуру населения девяти основных регионов Украины, украинским гражданам (за их самооценкам) присущ довольно значительный уровень самоуважения (2,8 балла по пятибалльной шкале), что свидетельствует о потенциале не розтраченої сумятицей преувеличенной самокритики украинской личности.

Определенный сдержанный оптимизм в отношении перспектив развития национально-культурной активности граждан Украины вызвал тот факт, что они имеют достаточно высокое желание, стремление повышать уровень собственной культуры.

Базовой основой всех изменений в культуре является состояние духовных потребностей граждан. Поэтому важно подчеркнуть, что подавляющее большинство граждан Украины (77,5%) определялись в своей потребности знаний о культуре собственной нации. В то же время потребность в знаниях по истории и национальных особенностей украинской культуры", которые составляют "ядро", основу культуры, имеют почти три четверти граждан, а одна четвертая - "общей мерой", потому что стала уделять ей в последние годы больше времени.

Предпосылкой развития украинской культуры является рост во многих ее сферах национального культурного самосознания, реального освоения культуры.

Сегодня основным средством в освоении достижений украинской культуры выступают средства массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса, кино), положительное влияние которых отмечает три четверти граждан. Большинство граждан существенным достижением национальной культуры последних лет считает, прежде всего "сдвиги в овладении гражданами государственном языке", которое закладывает основы дальнейших позитивных изменений.

Важной традицией развития украинской культуры был и есть ее высокий фольклоризм, по сравнению с высокоразвитыми странами. Подавляющее большинство считает, что за последние годы произошли позитивные изменения в овладении населением фольклора, обычаев, народного искусства. Результаты изучения вместе с тем свидетельствуют, что народ не просто поддерживает этнографическую культуру как таковую (ибо в ее массовых обновленных формах немало "шароварщины"), а ставит на одно из главных мест в ее освоении качественный уровень ("возрождение украинской культуры в ее лучших классических образцах").

В системе многих составляющих национальной культуры есть такие, которые в сознании народа занимают особое место как важнейшие, потому что с ними граждане связывают образ своей культуры. В ее качественное "ядро" подавляющее большинство опрошенных граждан девяти регионов Украины включили искусство, историю и язык. Прежде всего искусство олицетворяет в сознании народа живую душу его культуры (выделяется музыка, песня, литература).

Образ своей культуры граждане также связывают с той ее составляющей, удельный вес которой в условиях научно-технического прогресса и урбанизации все уменьшается - национальные обычаи, быт, предметная среда, образ жизни.

Меньше места в системе национальной культуры предоставляется гражданами религии и чертам национального характера. Однако следует отметить, что в моделировании системы базовых элементов национальной (украинской) культуры существуют значительные различия между Восточным и Западным регионам Украины, которые часто имеют принципиальный характер и которые являются свидетельством вариативности ее развития.

Если в Западной Украине при большей насыщенности религиозными организациями религиозность растет значительно быстрее по сравнению с общеукраинским (как и фольклоризація населения), то Восточная (индустриально-урбанизированная, зросійщена) Украина характеризуется большим ростом влечения к светской культуры, посещение дискотек, видеосалонов, театров, интересом к развлекательных телепередач, чтение художественной литературы.

В Восточной Украине приобщение к национальной культуре происходит значительно медленнее, преодолевая на своем пути значительные преграды.

Переходный период, который характеризуется модернизационными процессами, сопровождается и радикальными изменениями не только в умонастроениях общества, хоть период "культурных революций" уже прошел. В новых условиях меняются функции учреждений культуры. Кроме загальнотрадиційної организации культурного отдыха они способствуют возрождению художественной самодеятельности, фольклора и традиций всех наций и народов украинского государства, формируют их потребности в прекрасном.

Важными составляющими национальной культуры есть все сферы национального бытия (хозяйственное жизни, военное дело, политика, быт, повседневное общение и т.д.) и, прежде всего, наука. В эти годы происходило осмысления украинской науки как целостности и "украинскости" украинской науки в качестве национальной. Осознание современниками достаточно, казалось бы, простой истины, что источником и инициатором развития украинской национальной идеи и национального самосознания является интеллигенция (как гуманитарная так и природно-техническая), не только придало новый импульс ее деятельности теперь, но и способствовало постановке важной проблемы постижения во всей полноте роли национальной интеллигенции, ее призвание и ответственности перед народом за характер тех изменений, которые происходят в обществе.



Назад