Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатическое представительство: организация и формы работы

Вступление


Конец ХХ века ознаменовался событиями чрезвычайной исторического значения, которые кардинальным образом изменили весь дальнейшее развитие истории многих народов, в первую очередь европейских. Развал Советского Союза и Социалистической Федеративной Республики Югославии, освобождение Чехословакии и объединение Германии, распад таких структур, как Варшавский Договор и Совет Экономической Взаимопомощи, переиначили политическую карту Европы, привели к появлению на ней новых государств, народы которых начали активное вхождение в западноевропейское и мировое сообщество, наверстывая то, что было потеряно в течение веков полуколониального существования.

Обнародованием Акта провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. было утверждено «создание самостоятельного украинского государства - Украины» с неделимой и неприкосновенной территорией, где «имеют силу исключительно Конституция и законы Украины».(1)

1 декабря 1991 г. народ Украины голосами более девяносто процентов участников референдума «подтвердил Акт провозглашения независимости Украины, принятый Верховной Радой Украины 24 августа этого года». (2)

Осуществилась вековечная мечта многих поколений одного из самых многочисленных народов Европы - возродить свою государственность, утвердить свою независимость и суверенитет. Как подчеркнул в своем Послании к Верховной Рады (февраль 1999 г.) Президент Украины Л. Д. Кучма, «Украина завоевала свою независимость и утвердила себя высокоавторитетным государством в мировом сообществе. Много было таких, кто мало верил в наше будущее, кто пророчил нам неминуемое поражение. Однако сегодня уже ясно всем: главное и определяющее испытание мы выдержали. Несмотря на все сложности, которые существуют и сегодня, мы выстояли. Государственная независимость Украины, которая на протяжении веков виборювалася украинским народом во главе с его авангардом - украинским национальным движением, является сегодня реальностью». (3)

В Обращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира» 5 декабря 1991 г. отмечалось:

«Украина, одна из государств - основателей Организации Объединенных Наций, в полном соответствии с целями и принципами Устава ООН направляет свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности в мире, на активизацию международного сотрудничества в решении экологических, энергетических, продовольственных и других глобальных проблем. Внешняя политика Украины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права.

Украина как европейское государство готово присоединиться к Хельсинкского заключительного акта, Парижской хартии и других документов НБСЄ. Украина призывает парламенты и правительства стран-участниц НБСЄ поддержать ЕЕ намерении стать непосредственным и равноправным участником Общеевропейского процесса, участвовать в других европейских структурах.

Украина готова установить с другими государствами дипломатические отношения и строить двусторонние отношения с ними на основе равноправия, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, признание территориальной целостности и нерушимости существующих границ.

Украина считает свою территорию неделимой и неприкосновенной, признает нерушимость существующих государственных границ и не имеет никаких территориальных претензий ни к одной государства», (4)

Для обеспечения успешного выполнения задач, стоящих перед руководством страны в новой исторической ситуации, надо было коренным образом изменить внешнеполитическую деятельность государства, обеспечить ее суверенитет, способствовать формированию позитивного имиджа Украины на международной арене как предсказуемого, надежного и ответственного партнера мирового сообщества.

Качественно новые задачи стоят и перед Министерством иностранных дел Украины, которое в течение десятилетий существования Советской Украины, по словам профессора Б. И. Гу-менюка, «как по сути, так и по форме играло незначительную роль, было в основном «марионеточным придатком ведомства на Смоленской площади» (МИД СССР. - Авт.), что отражало двойственную, «оруелівську» сущность существующей тогда политической системы». (5)

Эта ситуация, безусловно, отражалась на практической деятельности украинских дипломатов того периода, подавляющее большинство которых, все же, несмотря на все известные сложности работы в условиях тоталитарного режима, «если не прямо, то косвенно приносили пользу родной Украине, помогали как ближним и дальним соседям лучше понимать ее Историю, оценивать неисчерпаемый потенциал». (6)

Министерство иностранных дел Украины советского периода выполняло лишь незначительные функции сферы многосторонних отношений, имея своих представителей при международных организациях в Нью-Йорке, Париже, Вене и Женеве, что скорее формально удостоверял, что Украина была одним из основателей Организации Объединенных Наций и членом мирового сообщества.

О ограниченные возможности влияния МИД Украины на формирование внешней политики свидетельствует структурное и количественный состав его центрального аппарата и иностранных представительств, который в начале 90-х годов насчитывал 156 человек, в том числе 97 дипломатов и 59 административно-технических работников.

По состоянию на март 2000 г. за рубежом действовало уже 89 дипломатических представительств и консульских учреждений Украины, в том числе 62 посольства (в состав Посольства Украины в Бельгии включается дипмиссия Украины в Нидерландах, а в состав Посольства Украины в Швеции - дипмиссия в Дании), 8 постоянных представительств при международных организациях, 13 генеральных консульств и два отделения посольств. В настоящее время Украина имеет свои зарубежные учреждения в 62 странах мира.

В начале 2001 г. в центральном аппарате МИД работали 694 сотрудники: 453 дипломаты и 241 административно-технических работников; в заграничных учреждениях Украины - около 1157 сотрудников (655 дипломатических и 502 административно-технических работников). ИЗ иностранных учреждений Украины возглавляют кадровые дипломаты, а остальные - представители органов законодательной и исполнительной власти, политические деятели, ученые.

Интересными для сравнения могут быть данные о количестве сотрудников внешнеполитических ведомств ряда государств мира. Так, в 90-х годах в системе МИД Франции работало 10000 человек (4000 в центральном аппарате и 6000 в зарубежных учреждениях); Великобритании -9100 (6100 и 3000 соответственно); ФРГ - 8000 (2600 и 5400); Российской Федерации - 10700 (3200 и 7500); США - 25500 (6500 и 19000); Канады - 4600 (2600 и 2000); Швеции - 2250 (850 и 1400); Финляндии - 2200 (800 и 1400); Венгрии-1500 (700 и 800); Швейцарии - 1900 (700 и 1200).

Сегодня Украина становится все более известной в мире, ее признали 167 государств и 162 установили дипломатические отношения. На 1 марта 2000 г. в Украине функционировало 61 посольство, 4 отделения посольств, 15 представительств международных организаций, 14 генеральных консульств, 18 почетных консульств. Послы 53 государств выполняли свои функции по совместительству. Дипломатический корпус в Украине на этот период насчитывал почти 2500 работников, в том числе 1214 профессиональных дипломатов.

Свидетельством высокого международного авторитета Украины стало избрание ее на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1999 г. непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Украина является членом более 40 международных межправительственных организаций, в частности ОБСЄ и Совета Европы. На принципах равноправного партнерства развивается сотрудничество Украины с НАТО и Европейским Союзом, а курс на интеграцию с европейским сообществом провозглашено стратегическим вектором внешнеполитической деятельности Украины.

Все это ставит перед украинским МИД и его зарубежными учреждениями новые требования по обеспечению реализации курса, определенного Президентом Украины и «Основными направлениями внешней политики Украины», утвержденными Верховной Радой Украины 2 июля 1993 г.

Особо подчеркивается:

1. Развития двусторонних межгосударственных отношений.

2. Расширении участия в европейском региональном сотрудничестве.

3. Сотрудничестве в рамках Содружества Независимых Государств.

4. Членстве в ООН и других универсальных международных организациях.

В Основных направлениях очерчены и главные приоритетные функции украинской внешней политики, которыми являются:

- обеспечение национальной безопасности;

- создание условий, необходимых для нормального функционирования национальной экономики;

- содействие научно-техническому прогрессу в Украине и развития его национальной культуры и образования;

- участие в решении глобальных проблем современности;

- контакты с украинской диаспорой;

- информационная функция.

Таким образом, в этом документе определены стратегические направления и приоритеты внешней политики Украины на длительную перспективу. (7)

Для успешной реализации задач внешней политики нужны целенаправленная и скоординированная руководящая деятельность Президента Украины, Кабинета Министров Украины, законотворческая работа Верховной Рады Украины, инициативный и четкое выполнение своих функций внешнеполитическим ведомством - Министерством иностранных дел.

 

Использована литература

 

1. Украина на международной арене: Сборник документов! материалов 1991-1995гг.: В 2кн. - К„ 1998. - Кн. 1. -С. 7.

2. Там же. - С. 14.
3. Правительственный курьер. - 23 фев. 2000. - № 34.

4. Украина на международной арене. - Кн. И.

5. Гуменюк Бы. И. Основы дипломатической и консульской службы, - К., 1998. - С. 3.

6 Там же.

7. Украина на международной арене. - Кн. 1 С. 40-41, 47-48.



Назад