Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатическое представительство: организация и формы работы

Раздел I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ


Дипломатия -это искусство сдерживать силу.

Генри Киссинджер

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является составной частью государственной службы вообще. Она осуществляется конкретными государственными органами и должностными лицами на основе норм внутригосударственного и международного права. Дипломатическая служба «предназначена обеспечивать практику реализации внешней политики государства, представлять и защищать ее интересы в сфере международных отношений, а также ее юридических лиц и граждан за пределами страны». (1)

Государственные органы, которые призваны заниматься проблемами внешних сношений, можно условно разделить на две группы: на центральные органы внешних сношений государства и зарубежные дипломатические представительства и консульские учреждения.

В свою очередь центральные органы внешних сношений государства по характеру своих функций и правового обоснования делятся еще на две группы, а именно:

- органы внешнеполитического руководства, статус которых определяется конституцией государства и которые, как правило, выполняют общие внешнеполитические функции;

- органы специальных (отраслевых, ведомственных) сношений государства.
Органы специальных отношений - это так называемая сфера «дипломатии специалистов», то есть специалистов, которые работают в различных министерствах и ведомствах и не являются дипломатами в общепринятом понимании этого слова, но их деятельность, особенно во во время подготовки документов до международных договоров и во время переговоров, все же имеет определенный дипломатический оттенок, тем более что осуществляется она с координацией министерства иностранных дел. Отделы международных отношений отраслевых министерств и ведомств создаются, как правило, для обеспечения договорных обязательств государства и осуществляют свои функции в рамках и в порядке, который определяется самим государством. Обычно порядок работы такого подразделения фиксируется положением об министерство, ведомство, или любой другой орган государственной власти, например облгосадминистрацию.

Но ведущую миссию в обеспечении внешних отношений государства выполняют государственные конституционные органы и должностные лица: высший законодательный орган, избираемый гражданами, глава государства - единоличный или коллегиальный, правительство и его глава (премьер-министр), министр иностранных дел.

В государствах с республиканской формой правления основным органом, обеспечивающим внешнеполитический курс государства, является высший законодательный орган власти (парламент). Именно он решает вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации международных соглашений, определяет расходы на внешнеполитическую деятельность. Парламенты периодически заслушивает отчеты правительств по вопросам внешнеполитической деятельности, принимают соответствующие решения, в которых дается оценка деятельности правительства в сфере внешних сношений и всей внешней политики правительства. Часто практикуются запросы депутатов по проблемам внешней политики до правительства, отдельных его членов, в частности министра иностранных дел.

В соответствии с Конституцией Украины (ст. 85) к полномочиям Верховной Рады Украины относится: «определение основ внутренней и внешней политики» (п. 5); «утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием» (п. 14); «одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины До другого государства или о допуске подразделений вооруженных сил Других государств на территорию Украины» (п. 23); «предоставление в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины» (п. 32). Непосредственно вопросами внешней политики в Верховной Раде Украины занимается Комитет по иностранным делам.

Современные парламенты достаточно активно применяют практику межпарламентских контактов, .как двусторонних, так и многосторонних (в частности в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы, Межпарламентского союза Содружества Независимых Государств). Парламентские делегации посещают другие государства с целью активизации, в первую очередь межпарламентских отношений; проводятся рабочие встречи парламентских групп (например, украинско-турецкой, украинско-польской и др.); применяются другие формы межпарламентских связей (форумы, конференции, симпозиумы и т. д.). Парламенты выступают с обращениями к парламентов других государств, принимают резолюции и выступают с заявлениями по вопросам внешней политики, оценкам тех или иных важных международных событий.

Высшим органом внешних сношений государства является глава государства - единоличный или коллегиальный. Главой государства с республиканской формой правления является, как правило, президент. Он осуществляет повседневное руководство внешними сношением государства. Это и понятно, потому что ежедневное осуществление внешних отношений не может обеспечиваться парламентскими органами в силу специфики их деятельности (сессионный характер). Внешние сношения нуждаются не сессионного, а ежедневного и круглосуточного обеспечения.

Есть ряд традиционных полномочий, которые может осуществлять только глава государства, как, например, назначать и увольнять послов и посланников своего государства, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников иностранных государств. Кроме этого, глава государства, даже в случаях, когда его права в буквальном смысле этого слова и не зафиксированные в конституции государства, может иметь непосредственные контакты с главами других государств, вести переписку с ними, участвовать в переговорах или оформлять договоренности по внешнеполитическим вопросам, не нуждаясь для этого специальных полномочий.

Согласно Конституции Президент Украины как глава государства имеет достаточно широкие полномочия в области внешней политики. Так, согласно ст. 102 Конституции Украины «Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина». Статус Президента Украины, определенный в этой статье Конституции, дает основания считать его олицетворением государственной власти в целом, а не одной из ее отдельных ветвей, что обусловлено кругом полномочий, ролью и местом Президента Украины в политической жизни государства. Как ее глава Президент является высшим должностным лицом, и именно он наделяется полномочиями выступать от имени Украины, представлять ее во всех вопросах международной жизни. Как следует из текста указанной статьи, Президент Украины действует как гарант Конституции относительно обеспечения соответствия внутренней и внешней политики интересам государства.

Ст. 106 Конституции Украины содержит перечень конкретных полномочий Президента Украины в области осуществления дипломатической деятельности и реализации внешних сношений. Так, Президент Украины «обращается с посланием к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины» (п. 2); «представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины» (п. 3); «принимает решение о признании иностранных государств» (п. 4); «назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств» (п. 5); «вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины» (п. 19); присваивает вузы воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины» (п. 24).

Глава правительства в рамках своих полномочий также представляет государство во внешних сношениях и осуществляет ежедневную оперативную деятельность в этой области. Глава правительства может принимать участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и ее специализированных учреждений и других международных организаций без всяких дополнительных специальных полномочий. Правительство и его глава не только разрабатывают в целом основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение парламента и главы государства, но и сами организуют и контролируют ход выполнения принятых по этим вопросам решений.

В соответствии с п. 1 ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины «обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины». Непосредственное руководство внешнеполитическими действиями и дипломатической службой государства правительство осуществляет через Министерство иностранных дел, руководителю которого правительство дает прямые поручения и контролирует ход их выполнения.

Министр иностранных дел - глава внешнеполитического ведомства государства в соответствии со своими полномочиями и функциями осуществляет повседневную оперативную деятельность в области внешних сношений государства без каких-либо специальных на каждый случай полномочий. Министр иностранных дел может представлять свое государство и правительство на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН.

Таким образом, глава государства, глава правительства и министр иностранных дел выполняют свои функции в области внешних сношений без специальных полномочий на это (они автоматически вытекают из их статуса в государстве). Эти высокие государственные лица при выездах за границу пользуются всеми общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями, в частности личной неприкосновенностью, неподсудностью, правом шифрованной переписки и специальной связи и другими почетными привилегиями, например подъема флага своего государства над резиденцией, где они останавливаются, на автомашинах и т. д.

Ежедневная оперативная деятельность, связанная с внешними сношением государства, осуществляется внешнеполитическим ведомством - министерством иностранных дел. Это наиболее распространенная в мире название внешнеполитического ведомства, хотя в разных странах оно называется по-разному: в Великобритании - Форин офис, в США - Государственный департамент, в Швейцарии - Федеральный департамент иностранных дел, во Франции - Ке дорсе, в Бельгии, в Аргентине - Министерство внешних сношений, в Ливии - Народное бюро внешних сношений и т.д.

Несмотря на разные названия, внешнеполитические ведомства выполняют аналогичные функции и, как правило, состоят из центрального аппарата и загранучреждений, где последние подразделяются на постоянные и временные.

Кстати, срок министерство (ведомство) иностранных дел впервые были приняты во Франции в 1589 г., хотя так называемые «клерк дю секре» (тайный писарь) были известны здесь еще с 1318р. В истории известны случаи, когда во главе внешнеполитического ведомства стояло два, а то и больше руководителей. Так, в Англии некогда долгое время было два секретари иностранных дел - секретарь северный и секретарь южный. Северный секретарь занимался делами отношений с Россией, Пруссией, Данией, Швецией, Польшей, Нидерландами и Ганзейським союзом. А южный ведал делами сношения с Францией, Испанией, Португалией, Италией, Швейцарией, Турцией и странами Северной Африки - Алжиром, Тунисом, Марокко и др. Но постепенно дела переходили в одни руки. С 1782 г. в Англии аппаратом МИД руководит один министр, который имеет заместителей (время в ранге государственного министра) и помощников. Во многих странах при министре создается совет или коллегия из высших должностных лиц ведомства, она, как правило, наделена консультационными функциями. (2)

Следовательно, министерство иностранных дел - это основное звено механизма государственного управления, которая непосредственно занимается текущими делами внешней политики государства. МИД в первую очередь защищает интересы своего государства и ее граждан за рубежом. Оно представляет на рассмотрение главе государства и правительству важнейшие документы внешней политики, направляет директивы и дает указания дипломатическим представительствам и консульским учреждениям своей страны за рубежом, направляет и контролирует их деятельность.

Министерство иностранных дел поддерживает контакты с представительствами иностранных государств в своей стране, с иностранными делегациями, готовит проекты соглашений, концентрирует и обрабатывает информацию по международной проблематике.

Во многих странах МИД координируют деятельность всех ведомств, которые в своей работе сталкиваются с проблемами внешней политики и контактируют с соответствующими органами поземних государств, оказывают им необходимую помощь в реализации этих функций.

Кроме этого, МИД ведет подготовку дипломатических кадров, работает в тесном контакте со СМИ (как национальными, так и зарубежными), занимается разработкой архивных материалов внешней политики и изданием официальных документов по вопросам внешней политики.

Нормативным документом, регулирующим деятельность Министерства иностранных дел Украины, является «Положение о Министерстве иностранных дел Украины», которое было утверждено Указом Президента Украины от 3 апреля ее 999 г. № 357/99. Согласно п. 1 настоящего положения «Министерство иностранных дел Украины является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает согласно предоставленных ему полномочий проведения внешней политики государства и координацию деятельности в сфере внешних отношений Украины».

В указанном положении четко сформулированы основные задачи МИД Украины:

  • участие в обеспечении национальных интересов И безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества;
  • содействие обеспечению стабильности международного положения Украины, повышению ее международного авторитета, распространению в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера;
  • создание благоприятных условий для укрепления независимости, государственного суверенитета, экономической самостоятельности и сохранения территориальной целостности Украины;
  • обеспечение в соответствии с предоставленными полномочиями целостности и согласованности внешнеполитического курса Украины;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом;
  • содействие развитию связей с зарубежными украинскими общинами и предоставление этим общинам поддержки и защиты в соответствии с нормами международного права и действующего законодательства Украины». (3)

Далее в этом документе детализируется механизм реализации этих задач, а также четко очерчиваются права МИД.

МИД Украины, записано в положении, «возглавляет министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке». Министр имеет заместителей, «которые выполняют по поручению министра отдельные его функции и замішають министра в случае его отсутствия или невозможности им выполнять свои полномочия». (4)

В Положении четко фиксируются основные составляющие работы министра:

1) осуществляет руководство МИД Украины, его представительствами на территории Украины, Дипломатической академией при МИД Украины, другими учреждениями и организациями, которые относятся к сфере его управления, а также обеспечивает руководство дипломатическими представительствами за границей, консульскими учреждениями Украины за рубежом, представительствами Украины при международных организациях;

2) входит в состав Совета национальной безопасности и обороны;

3) представляет МИД Украины во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями;

4) по собственной инициативе или по поручению Кабинета Министров Украины или Премьер-министра Украины готовит вопросы на рассмотрение Кабинета Министров Украины;

5) вносит в установленном порядке предложения Президенту Украины о назначении и увольнении глав дипломатических представительств Украины, глав государственных делегаций и о присвоении высших дипломатических рангов Украины;

6) присваивает дипломатические ранги советника первого класса, советника второго класса, первого секретаря первого класса, первого секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, второго секретаря второго класса, третьего секретаря, атташе;

7) по должности без специальных полномочий представляет Украину во внешних сношениях, на двусторонних переговорах, подписывает международные договоры Украины;

8) выступает с официальными заявлениями по вопросам внешней политики Украины и с инициативами международного характера;

9) является распорядителем средств МИД Украины;

10) в установленном порядке утверждает сметы и штатные расписания дипломатических представительств Украины за рубежом, представительств Украины при международных организациях;

11) в соответствии с действующим законодательством назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата МИД и дипломатических учреждений Украины за границей, консульских учреждений Украины за границей,
представительств Украины при международных организациях, а также ректора Дипломатической академии при МИД Украины, руководителей других организаций, которые принадлежат к сфере управления МИД Украины;

12) организует работу коллегии МИД Украины и председательствует на ее заседаниях;

13) представляет в установленном порядке работников, которые особенно отличились в работе, к награждению государственными наградами и знаками отличия Президента Украины;

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством». (5)

Заместители министра руководят работой соответствующих подразделений министерства, а также закрепленными за ними дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями за рубежом.

Для согласованного решения важнейших вопросов работы МИД образуется коллегия в составе министра, заместителей министра, руководителей подразделений МИД и ректора Дипломатической академии.

Согласно конкретных задач министерством, сформирован и его структуру: руководство министерства (министр и заместители) и его секретариаты, Пресс-служба министра; Группа послов по особым поручениям и Группа главных советников; Генеральная инспекция; департаменты управления; - территориальные (региональные), функциональные, административно-финансовые.

Департаментам подчиняются управления как территориальные, так и функциональные и административно-финансовые.

Так, например, в состав Департамента по вопросам политики и безопасности входят Управления политического анализа и информации, Управления Евроатлантического сотрудничества, Управления ООН и других международных организаций, Управления по контролю над вооружением и ВТС, В состав Департамента европейской интеграции, экономического и гуманитарного сотрудничества входят Управление Европейского Союза, Управления экономического и научно технического сотрудничества, Управления культурного и гуманитарного сотрудничества.

Департамент двустороннего сотрудничества включает все территориальные управления. Департамент административно-финансовым вопросам, документации и архива - это Общий секретариат, Управление делами, Управление дипломатических учреждений, Валютное-финансовое управление, финансовое управление, Историко-архивное управление. Отдельно действуют Департамент консульской службы и Правовой департамент. Департаменты созданы с целью более четкой координации деятельности групп управлений, которые действуют в определенном направлении решения функциональных, территориальных, правовых или административно-финансовых проблем.

Территориальные управления ведают вопросами отношений с отдельными странами или группами стран. В МИД Украины - это Первое территориальное управление (Россия); Второе территориальное управление (страны Северо-Западной Европы, Юго-Западной Европы и Балтии); Третье территориальное управление (страны Центральной и Восточной Европы, Балканские страны, страны Кавказа и Турция); Четвертое территориальное управление (страны Северной и Латинской Америки и Карибского бассейна); Пятое территориальное управление (страны Азиатское-Тихоокеанского региона, Центральной и Южной Азии); Шестое территориальное управление (страны Ближнего и Среднего Востока и Африки).

Через территориальные управления проходят, в основном, все вопросы, которые касаются страны или группы стран, за которые они отвечают, здесь сосредотачивается и анализируется оперативная информация о эти страны, их отношения с Украиной и другими государствами, о внутреннее положение, на основе этого анализа готовятся предложения о те или иные шаги со стороны Украины, которые имеют целью укрепление политических, экономических и гуманитарных контактов с партнерами, а в случае недружественных шагов в отношении Украины - разрабатываются предложения по противодействию таким акциям. В свою очередь территориальные управления делятся на отделы. Возглавляет управление, как правило, опытный дипломат, который хорошо знает особенности региона.

Заместитель начальника управления - это также высококвалифицированный дипломат, который в рамках управления может Подробнее заниматься определенным отделом (или отделами).

Заведующий отделом -- старший дипломат (советник, первый секретарь) обеспечивает работу непосредственно по конкретному направлению, организует и направляет работу дипломатов. Каждый дипломат в отделе занимается проблемами одной или нескольких стран, в зависимости от интенсивности отношений с ними.

К функциональных подразделений МИД Украины относятся: Департамент консульской службы, Правовой департамент, Управление политического анализа и информации, Управления государственного протокола, Управления Евроатлантического сотрудничества, Управления ООН и других международных организаций, Управления по контролю над вооружением и военно-технического сотрудничества, Управления Европейского Союза, Управления культурного и гуманитарного сотрудничества, в состав которого входит и Секретариат Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО, Историка-архивное управление.

Следует подчеркнуть, что структура МИД и названия функциональных подразделений не навсегда установившимся, а могут перейменовуватись в зависимости от изменения геополитической ситуации или внешнеполитического курса государства, ее стратегии и тактики. Так, в связи с курсом Украины на интеграцию с европейскими экономическими структурами и структурами безопасности в последние годы возникли два новых управления: Европейского Союза и Евроатлантического сотрудничества.

Отдельные функциональные управления, в частности Департамент консульской службы, Правовой департамент, Управление политического анализа и информации, Историко-архивное управление, обеспечивают специальные направления работы в загальноміністерському разрезе, оказывают практическую помощь всем другим подразделениям министерства и зарубежным учреждениям. Так, Управления дипломатического протокола - это своеобразный политический инструмент дипломатии, поскольку именно через него послы и другие представители иностранных государств устанавливают свои первые контакты со страной пребывания и получают первую информацию об основах ЕЕ внутренней и внешней политики. Через Управление государственного протокола руководство МИД имеет возможность доводить до дипломатических представительств иностранных государств те или иные нюансы внутренней и внешней политики, отношений с той или иной страной в доступной и приемлемой дипломатической форме.

Первейшей заботой Управления государственного протокола является встреча новых послов, оказание им всяческой помощи в обустройстве и налаживании деятельности посольства. До вручения послом верительных грамот все Его отношения с МИД и Другими официальными учреждениями осуществляются только через протокольное управления.

Вновь прибывший посол совершает свой первый визит начальнику Управления государственного протокола, от которого узнает о порядке вручения верительных грамот. После этого он наносит визит министру иностранных дел или его первому заместителю, чтобы представиться и передать ему копии верительных грамот, а также текст речи, которую он должен произнести во время вручения верительных грамот Президенту.

Очень торжественно проходит церемония вручения верительных грамот. В резиденции посла прибывает специальный автомобиль от главы государства, и начальник (или заместитель) управления государственного протокола сопровождает посла в резиденции главы государства, где проходит церемония вручения верительных грамот. Перед резиденцией поднимаются флаги государства-хозяина и государства, которую представляет посол, выстраивается почетный военный караул. Начальник стражи приветствует посла, и они вместе обходят строй, посол здоровается с почетным караулом.

Посол приезжает для вручения верительных грамот в установленной форме (костюм, дипломатическая униформа, фрак) или в национальной одежде. Посла сопровождают сотрудники посольства - советники, секретари в темных костюмах, а военный атташе в парадном мундире.

Вручение верительных грамот происходит в парадной зале резиденции главы государства (в Украине - Белый зал Марийского дворца) в торжественной обстановке. После короткой речи посол вручает верительные грамоты, а глава государства приглашает его для фотографирования и короткой беседы. После Церемонии вручения возможно (если это предусмотрено протоколом) возложение цветов к одному из самых значимых памятников государства.

Акт вручения верительных грамот считается моментом официального начала выполнения послом своих обязанностей. После этого он совершает визиты министру иностранных дел и другим официальным лицам, в соответствии с протокольными правилами государства пребывания. Параллельно он наносит визиты вежливости послам других стран, аккредитованным в стране пребывания, начиная с старейшины (дуайєна) дипломатического корпуса.

Управление государственного протокола обеспечивает постоянную связь посольств с министром иностранных дел из всех (как организационных, так и политических) вопросам, помогает (или организует непосредственно) установлению контактов с государственными учреждениями и общественными организациями, способствует устройству дипломатических приемов, поездок дипломатов по стране, экскурсий, отдыха членов дипломатического корпуса. Протокольное управления помогает посольствам избегать любых нарушений установленных в стране протокольных правил, вести свою деятельность, учитывая специфику страны.

Управление государственного протокола выдает всем членам дипломатического корпуса и их семей специальные дипломатические аккредитационные карточки, своеобразные удостоверение личности дипломата, которые обеспечивают им дипломатические привилегии и иммунитет. Весь дипломатический корпус регистрируется в управлении протокола, которое периодически издает справочник-список всех членов дипломатического корпуса по каждому посольству, в частности для информационного обеспечения посольств. Протокольное управления следит за соблюдением привилегий дипломатического корпуса в соответствии с международным правом (личная неприкосновенность и неприкосновенность помещений и имущества дипломатического представительства, исключение членов дипкорпуса из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны пребывания, налоговые и таможенные льготы, право шифровального переписки и неприкосновенности дипломатической почты, право поднятия флага над резиденцией и на транспортных средствах и другие церемониальные привилегии в зависимости от ранга дипломатов).

Управление государственного протокола обеспечивает соответствующие церемонии в связи с визитами иностранных делегаций к своей страны.

Таким образом, Управление государственного протокола МИД - это оперативно-дипломатический подразделение министерства, который непосредственно занимается вопросами пребывания иностранного дипломатического корпуса, визитами иностранных делегаций различного уровня, проведением различных протокольных и информационных мероприятий для членов дипкорпуса и иностранных делегаций, учитывая характер и уровень отношений своей страны с тем или иным государством мира Вопросами договорное-правового (юридического) характера МИД занимается Договорно-правовой департамент, который принимает непосредственное участие в подготовке проектов договоров и соглашений, в переговорах по их подписанию, оформляет эти договоры и соглашения, ведет их учет и контроль по исполнению, как со стороны своей страны, так и партнеров.

При подготовке международных документов Правовой департамент следит за тем, чтобы в документах, которые подписываются, избегать любых моментов или деталей, которые могли бы в данном конкретном случае или в будущем, как прецедент, нанести ущерб внешнеполитическим интересам Украины.

Довольно важные функции в общем плане работы МИД должно выполнять Істерико-архивное управление: подготовка различных справок и исторических материалов для территориальных и функциональных управлений; научная разработка внешнеполитических архивов; подготовка к публикации архивных дипломатических документов; участие в издательской деятельности.

Управления политического анализа и информации обеспечивает сбор и анализ информации из посольств Украины за рубежом и средств массовой информации (СМИ) других стран и представление ее руководству министерства и государства.

Задачей Управления политического анализа и информации является обработка и обобщение нарушенных другими подразделениями политических проблем в глобальной проблематике современных международных отношений и их соответствия определенным направлениям внешней политики. В этом контексте управления выступает как координирующий подразделение МИД, призванный обеспечить всестороннее проработки проблем и учета тех аспектов, которые лежат за пределами компетенции управляющего управления, чтобы избежать возможных негативных последствий сугубо прикладного подхода к комплексным вопросам внешней политики. На это управление возлагается задача отслеживания тенденций развития внешнеполитических ситуаций в мире, отдельных регионах и странах (на основе информации посольств и других источников) и анализ деятельности МИД в целом, а также его отдельных подразделений и иностранных представительств, подготовка предложений относительно реакции на изменения ситуации или действий отдельных стран,

Управления политического анализа налаживает контакты и принимает участие в сотрудничестве министерства с научными и политическими центрами, общественными организациями, обществами и другими учреждениями, деятельность которых имеет непосредственное отношение к сфере внешней политики или затрагивает ее.

Управления культурного и гуманитарного сотрудничества разрабатывает и осуществляет совместно с соответствующими министерствами и ведомствами внешнеполитическую концепцию сотрудничества Украины с зарубежными странами в культурной и гуманитарных областях, включая культуру, образование, науку, информацию, туризм, молодежные и спортивные связи, здравоохранение, социальные проблемы. Управление обеспечивает оформление договорно-правовой базы, принимает участие в решении важных вопросов государственной политики, таких, как защита прав украинского национального меньшинства в зарубежных странах, ее сохранение национальной самобытности; возвращения в Украину культурных ценностей, незаконно вывезенных с ее территории; получение гуманитарной помощи из зарубежных стран.

Управление осуществляет связи с ЮНЕСКО и другими международными и региональными организациями, обеспечивает участие в их деятельности; использует каналы и возможности ЮНЕСКО и других международных организаций для популяризации национальной культуры, науки, образования, достижений в социальной и гуманитарной сферах. Оно также поддерживает оперативную связь с дипломатическими представительствами Украины за рубежом по вопросам культурного и гуманитарного сотрудничества, анализирует работу по этим направлениям; поддерживает контакты с дипломатическими учреждениями зарубежных государств в Украине; проводит работу по получению от ЮНЕСКО финансовой и консультативной помощи в осуществлении украинскими представительствами и организациями мероприятий и проектов в сфере деятельности ЮНЕСКО.

Один из крупнейших подразделений МИД - Департамент консульской службы - обеспечивает по поручению руководства МИД консульские отношения Украины с иностранными государствами, защита прав и интересов Украины, ее граждан и юридических лиц за границей. Департамент консульской службы: - активно содействует в пределах своей компетенции органам исполнительной власти и местного самоуправления Украины, другим учреждениям и организациям в установлении и развитии деловых связей с партнерами за рубежом;

- участвует в пределах своей компетенции в реализации мероприятий, предусмотренных актами Президента Украины и Кабинета Министров, направленные на борьбу с коррупцией, организованной преступностью и нелегальной миграцией;

- принимает непосредственное участие в реализации законодательных актов Украины по вопросам гражданства;

- участвует в работе по укреплению связей с соотечественниками за рубежом;

- принимает участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов по консульским вопросам, обеспечивает паспортно-визовое обслуживание украинских граждан, визовое обеспечение въезда в Украину иностранцев и лиц без гражданства, проводит работу по взысканию и легализации документов.

Департамент консульской службы совместно с другими подразделениями министерства обеспечивает правильное взимания консульских сборов за совершение консульских действий и оказания консульских услуг, предоставление в отдельных случаях материальной помощи гражданам Украины, которые находятся за рубежом.

Специфическую роль и задачи выполняют другие функциональные управления. Например, Управление ООН и международных организаций занимается политическими вопросами деятельности Украины в ООН и в других международных организациях, анализирует ситуацию и изучает позицию стран-членов ООН с целью информации руководства МИД Украины. Управление координирует действия министерств и ведомств Украины, которые принимают участие в деятельности международных организаций, оказывает им необходимую методическую, консультативную и информационную помощь, согласовывает в установленном порядке директивы, указания и технические задачи официальным делегациям, уполномоченным принимать участие в работе сессий органов международных организаций, конференциях, переговорах, консультациях.

Управление отвечает за мониторинг и сотрудничество по вопросам прав человека, в том числе прав человека в других странах; функциональную взаимодействии с механизмами системы ООН по обеспечению прав человека, имплементацию документов ООН в области прав человека.

Управление экономического и научно-технического сотрудничества обеспечивает реализацию задач внешней политики Украины в сфере экономики, науки и техники; эффективное использование и развитие экономического и научно-технического потенциала; содействие интеграции Украины в международное экономическое и научно-технологическое пространство.

Главной задачей Управления контроля над вооружениями и военно-технического сотрудничества являются: обеспечение государственной политики в сфере контроля над вооружениями и военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами, исходя из национальных интересов Украины и заключенных ею международных соглашений; обеспечение координации внешнеполитической деятельности в области нераспространения, экспортного контроля, военно-технического сотрудничества, контроля над разоружением и вооружением.

Управления Евроатлантического сотрудничества отвечает за обеспечение максимально эффективного сотрудничества Украины с ОБСЄ, СЕ, НАТО во внешнеполитической деятельности нашего государства, направленной на защиту национальных интересов и реализацию стратегических задач, а именно: обеспечение ее суверенитета, независимости, территориальной целостности, нерушимости границ, утверждения Украины как демократического правового государства, надежного и предсказуемого партнера.

Управление обеспечивает предоставление экспертной помощи и координирует работу министерств и ведомств Украины, участие ее представителей в мероприятиях, связанных с деятельностью западноевропейских структур безопасности и сотрудничестве в мероприятиях по предотвращению конфликтов, регулированию кризисов и постконфліктній реабилитации.

Компетенцией Управления Европейского Союза является внешнеполитическое обеспечение отношений Украины с Европейским Союзом (ЕС), координация отношений органов исполнительной власти Украины с ЕС, оказание информационной, методической и организационной помощи участникам внешнеполитических отношений в части их отношений с ЕС.

К административно-технических подразделений МИД относятся: Управление кадров и учебных заведений, Общий секретариат, Управление развития и обеспечения дипломатической службы, Управление информационных технологий, Валютно-финансовое управление, Финансовое управление, Курсы иностранных языков.

Уже сами названия подразделений свидетельствуют об их основные направления работы, но каждый из них имеет еще и свои специфические особенности.

Общий секретариат обеспечивает получение и отправка всей корреспонденции министерства, контроль за выполнением особо важных документов, взаимосвязь между подразделениями МИД,

Функции Управления кадров и учебных заведений имеют в основном внутренний характер; оно обеспечивает подбор и подготовку кадров дипломатического и административно-технического персонала как для центрального аппарата, так и для иностранных учреждений, поддерживает тесный оперативная связь в этом плане с зарубежными учреждениями.

Управление развития и обеспечения дипломатической службы занимается решением широкого круга политико-правовых и организационных вопросов, связанных с созданием надлежащих условий для открытия и функционирования дипломатических представительств Украины за рубежом; организационно-хозяйственного обеспечения центрального аппарата.

Управление информационных технологий оказывает помощь зарубежным учреждениям в плане обслуживания связи и электронной техники.

Валютно-финансовое управление обеспечивает финансовую деятельность иностранных учреждений, а Финансовое управление - центрального аппарата.

Итак, из вышесказанного видно, что вся огромная и многогранная внешнеполитическая деятельность государства как текущая, так и перспективная, достаточно четко распределяется между соответствующими подразделениями министерства, которые стоят на страже внешнеполитических интересов нашего государства, ее обязательств в отношении иностранных государств и обязательств последних относительно Украины; обеспечивают международное сотрудничество Украины в политической, экономической, культурно-гуманитарной, военной и других областях, защищаются интересы государства в сложных ситуациях.

Общее руководство министерством и направления его деятельности, рассмотрение общих и конкретных международных проблем, подготовка соответствующих рекомендаций для высшего руководства страны осуществляется министром, его заместителями и другими должностными лицами, которые входят в состав руководства внешнеполитического ведомства.

Руководство министерства осуществляет непосредственное влияние на ежедневную деятельность подразделений центрального аппарата и иностранных представительств. Кроме этих общих функций руководство министерства ежедневно общается с послами государств, аккредитованными в стране, участвует в различных протокольных и официальных мероприятиях, ведет переговоры с представителями иностранных государств, посещает международные конференции, симпозиумы, семинары и т. п.

Прием послов, посланников и временных поверенных в делах составляет довольно значительный направление работы руководства министерством, поскольку во время таких бесед через своих послов правительства стран, которых они представляют, ставят перед правительством страны пребывания вопросы, которые касаются взаимоотношений между государствами из глобальных проблем, а также двусторонних отношений. Часто руководство государства поручает министру иностранных дел или его заместителю передачу важных сообщений или предложений для стран-партнере в через послов соответствующих государств. Важное значение при этом имеет личное общение с послами, потому что именно во время таких встреч можно получить более детальную информацию, чем ту, которую можно получить из официальных документов. Каждой такой встрече предшествует большая подготовительная работа. Определяется круг вопросов, которые могут рассматриваться во время встречи, продумываются ответы на них, прогнозируются неожиданные (но возможны) проблемы. Вся подготовительная работа ведется совместно с соответствующими управлениями МИД, иногда с привлечением специалистов по международным вопросам в сфере науки, СМИ и т. п.

В результате таких встреч, как правило, готовятся записи бесед. Они могут также фиксироваться в виде соглашений, коммюнике, сообщений для прессы.

Важным источником информации являются дипломатические приемы, которые используются послами для того, чтобы выяснить точку зрения членов правительства и руководства МИД по тому или иному вопросу, в неформальной обстановке предварительно согласовать те или другие договоренности, сделать первый шаг в подготовке определенных важных решений.

Очень часто в дипломатической практике во время переговоров, конференций, форумов можно достичь большего в так называемых кулуарных беседах, чем во время официальных заседаний.

Управление министерства решают отдельные важные проблемы международного значения или двусторонних отношений. Они обеспечивают:

- своевременное информирование руководства МИД с целью реагирования на важные события, разрабатывают предложения по тем или иным проблемам международного характера или двусторонних отношений;

- дипломатические контакты с посольствами и миссиями, конкретные шаги относительно них в той или иной ситуации; прием послов и других дипломатических сотрудников посольств и миссий; текущая переписка между министерством и соответствующими дипломатическими представительствами; посещение дипломатических приемов и работу во время их проведения;

- повседневные контакты с посольствами и миссиями своего государства за рубежом; направление их информационно-справочной деятельности, функционирования дипломатического представительства (кадровые проблемы, материально-техническое и финансовое обеспечение, содействие созданию нормальной психологической атмосферы и т. п.);

- взаимодействие между управлениями МИД (функционально - территориальные, первые и вторые -- с административно-финансовыми подразделениями и т. п.).

Говоря о центральный аппарат МИД, надо всегда помнить, что это учреждение, политическое направление которой, ответственность и политическая зрелость характеризуют уровень государственной работы. «Профессионализм, патриотизм и порядочность» - так формулируются негласные требования к украинских дипломатов. В аппарате МИД должны работать профессионально подготовленные и патриотически настроенные люди с широким мировоззрением, Со знанием нескольких языков. Настоящего дипломата характеризуют аналитическое мышление, оперативность, четкость и точность в работе, внимание к, казалось бы, мелочей, учитывая, что в дипломатии мелочей не бывает.

Для осуществления внешних сношений еще в глубокой древности правители государств направляли в другие страны своих послов. Впоследствии создавались постоянные или временные дипломатические представительства и миссии, ссылались делегации для ведения двусторонних или многосторонних переговоров, а также для участия в международных конференциях, конгрессах, торжественных церемониях.

На протяжении веков сформировался юридический статус постоянных дипломатических представительств, их функции и обязанности, правила и нормы поведения дипломатов, их привилегии и иммунитет. Но единственным для дипломатов всех времен было и остается самое важное правило - представлять и защищать интересы своей страны в других государствах, с которыми она имеет дипломатические отношения. «Дипломатия, - писал известный английский политик Е. Сатоу, - это применение ума и такта к ведению официальных отношений между правительствами независимых государств». (6)

Дипломатическую деятельность за пределами страны осуществляют зарубежные государственные органы внешних сношений, которые делятся на две категории: постоянные и временные.

Постоянные органы - посольства и миссии, представительства при международных организациях - ведут повседневную дипломатическую деятельность за рубежом, представляя и защищая там интересы своего государства.

Временные органы - это разного рода делегации, отдельные представители за рубежом, наблюдатели при международных комиссиях, на конференциях и конгрессах; делегации или отдельные представители на государственных юбилеях, коронаціях, инаугурациях, траурных церемониях.

Постоянные зарубежные органы внешних сношений по характеру своей деятельности могут быть дипломатичными, как, например, посольства или представительства при ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы, Европейском Союзе, они имеют представительный характер и выполняют политические функции. В отличие от них консульские учреждения за рубежом имеют другой международно-правовой статус и, в принципе, в полном смысле этого выражения не считаются дипломатическими представительствами.

Постоянное дипломатическое представительство за рубежом - это особого рода государственное учреждение, задачей которой является поддержка и развитие официальных отношений со страной пребывания, защита прав и интересов своего государства, его граждан и юридических лиц. Посольство - самый высокий по рангу дипломатическое представительство, которое, как правило, возглавляется послом или временным поверенным в делах. Посол аккредитуется при главе государства, а временный поверенный в делах -- при министре иностранных дел. Посланники аккредитуются при главе правительства. Главы дипломатических представительств являются самыми высокими официально аккредитованными представителями государства в стране пребывания.

В 1961 г. на Венской конференции по дипломатическому праву была принята новая специальная конвенция о дипломатических сношениях, которая четко очертила функции дипломатического представительства, состав дипломатического персонала, дипломатические классы глав дипломатических представительств и т.д.

По Венской конвенцией (ст. 3):

«Функции дипломатического представительства состоят, в частности:

а) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

b) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

с) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

d) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

е) в поощрении дружественных отношений между аккредитующей государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки». (7)

Для беспрепятственного осуществления дипломатами своих функций Венская конвенция предусматривает предоставление для них дипломатического иммунитета и особых привилегий.

Дипломатический иммунитет гарантирует:

1. Личную неприкосновенность, а также неприкосновенность служебных помещений и имущества.

2. Освобождение от местной уголовной, гражданской и административной юрисдикции.

3. Право шифролистування и неприкосновенности дипломатической корреспонденции, которая перевозится дипломатическими курьерами.

Привилегии:

1. Освобождение от уплаты прямых налогов.

2. Отличие пошлины.

3. Право поднимать флаг над официальной резиденцией, право использовать дипломатическую форму (там, где это практикуется). (8)

Украина предоставляет иностранным дипломатическим представительствам все предусмотренные Венской конвенцией льготы и привилегии, но на началах полной взаимности.

Кроме посольств Существуют также дипломатические представительства (миссии) при международных организациях, в частности Постоянное представительство Украины при ООН, Постоянное представительство Украины при отделении ООН и других международных организациях в Женеве, Постоянное представительство Украины при международных организациях в Вене, Постоянное представительство Украины в ЮНЕСКО, Постоянное представительство Украины при Совете Европы, Постоянное представительство Украины при координационных институтах СНГ, Представительство Украины при ЕС, Миссия Украины при НАТО. Эти представительства обеспечивают участие Украины в системе многосторонних отношений на уровне мировых и европейских международных организаций.

Кроме посольств и представительств (миссий) за рубежом действуют также консульства, которые представляют государство в вопросах защиты интересов граждан и государства в области торговых и имущественно-правовых отношений; выдают паспорта гражданам своего государства, постоянно проживающих в стране пребывания, а также визы иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Как правило, государство создает консульства там, где компактно проживает большое количество граждан или имеют место широкие экономические и культурные контакты, в международных морских портах.

Представляя государство преимущественно в плане имущественно-правовых и гражданских отношений, консульства при отсутствии других дипломатических представительств часто играют и более важную роль, выполняя некоторые политические функции.

Для выполнения специфических задач (например, переговоров по проблемам границы, использования морских пространств) или участия в международных конгрессах, конференциях создаются делегации, которые также имеют определенные временные права в государственных органах внешних сношений.

 

Использована литература

 

  1. Юридическая энциклопедия: 2 том. - К.., 1999. -С. 182.
  2. См.: БлащенкоН.П., Дурдиневскии В. Н. Дигоюматическое и консудьское право. - М.,1962. -С.90.
  3. Официальный вестник Украины: Еженедельный сборник актов законодательства № 14. - К.,1999. -С. 16.
  4. Там же. - С. 19. 5. Там же. -С. 19-20.
  5. Сатоу С. Руководство по дипломатической практике. - М., 1947. -С.27.
  6. РуденкоГ.М. Украина дипломатическая. - К.,1999-- С. 124.
  7. Там же. - С. 128-129.


Назад