Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатическое представительство: организация и формы работы

Раздел V. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ


ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРИ - это официальное обсуждение представителями государств политических, экономических и других вопросов двусторонних и многосторонних отношений с целью согласования внешнеполитической стратегии, тактики и соответствующих дипломатических акций, обмена мнениями, взаимного обмена информацией, подготовки к подписанию договоров, урегулирование спорных вопросов и т. д.

Дипломатические переговоры - основний способ мирного разрешения споров и конфликтов, которые возникают между государствами, один из найпоширеэффективных в международном праве методов развития и углубления отношений миус государствами. (1)

Переговоры как форма официального общения между руководителями государств и правительств, министрами иностранных дел, специально уполномоченными представителями, дипломатами, военачальниками известны еще с глубокой древности. Упоминания о переговорах встречаются во многих исторических документах. Само слово «переговоры» появилось, очевидно, вместе с зарождением дипломатии, то есть в период появления и развития первых государственных образований. В те далекие времена главной темой переговоров, как правило, были вопросы войны и мира, создание военных союзов, обмена пленниками (особенно представителями знати) и т. п.

Известными еще с ранней истории Киевской Руси были переговоры Великой княгини Ольги с императором Константином Багрянородным в 957 г. Посольство (делегация) Киевской княгини насчитывало свыше ста человек и готовилось очень тщательно. Порой переговоры проводились в условиях военных действий, например переговоры князя Святослава с византийским императором Иоанном И Цимісхієм в лодке на Дунае (971 г.). Некоторые Русские посольства (делегации) возглавлялись князя-мы-вассалами, боярами, купцами.

Дипломатическая правовая мысль Киевской Руси, как это видно из договоров между Киевом и Константинополем (907-911, 944 гг.), базировалась на юридических нормах русского и византийского права, которые фактически становились нормами международного права. Преимущественно это были договоры о мире, дружбе и торговле. Кроме гарантии личной неприкосновенности и безопасности имущества русских послов, купцов, их челяди предусматривалось также взаимном возвращении пленных за выкуп, а также взаимная выдача преступников (!). Правила протокола постепенно совершенствовались, набирая форм, которые частично сохранились и до сегодняшнего времени (вручения верительных грамот (), скрепления подписями договоров «писанием и клятвой»),

Киевские князья вели активные дипломатические отношения и со своими западными соседями - Польшей, Венгрией, Чехией, со странами Скандинавии. Бытовали династические браки с целью углубление международных связей.

С течением времени технические методы и формы ведения переговоров изменялись и совершенствовались и постепенно они стали проводиться не только для урегулирования вооруженных конфликтов (Гаагская конвенция 1907 г. рекомендовала использовать переговоры как эффективный способ мирного урегулирования), но и для решения международных проблем.

Свое современное юридическое оформление и закрепление практика переговоров нашла в Уставе ООН. В статье 33 отмечается:

1. Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему усмотрению.

2. Совет Безопасности, если она считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора с помощью таких средств». (2)

Но не следует считать, что переговоры проводятся лишь для урегулирования споров и конфликтов. Сегодняшняя дипломатия все чаще обращается к ним для разработки и координации общих политических, экономических или гуманитарных акций, имеющих международный или региональный характер. Поэтому переговоры активно используются для согласования и координации отдельных внешнеполитических, а в некоторых случаях и внутриполитических мероприятий, для выработки общей стратегии и тактики в решении сложных проблем науки и техники, которые затрагивают интересы многих стран (например, проблемы Чернобыльской катастрофы). Объектом переговоров в наши дни становятся общие вопросы борьбы с терроризмом, распространением оружия и наркотиков, защиты окружающей среды, освоения космоса и Мирового океана, борьбы против самых опасных заболеваний (наркомания, СПИД) и др. Это очень ярко и наглядно демонстрируется в деятельности новых европейских объединений (таких, как Совет Европы, Центральноевропейская инициатива, ОБСЄ, ПАСЕ, ЧЭС и т. п.).

В современной дипломатической практике широко применяется несколько видов международных переговоров, среди которых на первом месте стоят дипломатические (или политические) переговоры. Но активно проводятся и экономические, военные, торговые, переговоры по проблемам культурно-гуманитарного и научно-технического сотрудничества, специальные (отраслевые) и т, д. То есть, любые вопросы, касающиеся интересов разных стран, могут обсуждаться на переговорах. В международном праве не существует никаких четких рекомендаций, как вести переговоры, но дипломатической практикой произведено определенные общепринятые нормы,

Во-первых, все участники официальных переговоров любого вида должны иметь официальные полномочия своих правительств или других руководящих органов, которые направили их на переговоры. Не требуют специальных полномочий лишь три официальные лица страны: глава государства, правительства, а также министры иностранных дел. В практике отдельных стран такое право в соответствии с их конституциями предоставляется и некоторым министрам, в частности обороны, торговли, культуры и т. д. Очень часто переговоры от имени своего государства ведут послы. В таком случае им также не требуется специальных полномочий, потому что ведения переговоров с правительством страны пребывания относится к прямой функции дипломатического представителя в соответствии со статьей 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях. (3)

Однако, если в результате переговоров посол должен подписать некий договор или соглашение, то он обязательно должен предъявить полномочия своего правительства.

Во-вторых, результаты международных переговоров, как правило, фиксируются в общепринятых в международной практике документах: договорах, соглашениях, протоколах, декларациях, заявлениях и др. Для информирования общественности после переговоров публикуется коммюнике или сообщение для ЗМТ.

В-третьих, согласно ст. 102 Устава ООН участники переговоров должны предоставить для регистрации и публикации в секретариат ООН международные договоры и соглашения, которые подписаны в результате переговоров, потому что в случае невыполнения этой процедуры стороны не смогут ссылаться на них в органах ООН, то есть де-факто эти документы не будут иметь международного признания.

По-четвертых, при равноправных переговорах придерживаются общепринятых норм протокола и порядка проведения переговоров. Все делегации, участвующие в переговорах, должны иметь надлежащим образом оформленные полномочия (кроме тех, кому это не обязательно). На равноправных началах участники переговоров договариваются о языке переговоров: как правило, это речь стран, где проходят переговоры, конечно с соответствующим, желательно синхронным переводом, или один из официальных языков ООН (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский); о регламенте переговоров, предварительно форму заключительного документа, о порядке председательства на переговорах.

И последнее. Общепринято, что главы делегаций на переговорах обсуждают важнейшие вопросы, а остальные большой, сложной, часто невидимой работы осуществляют эксперты и советники. Они же готовят проекты заключительных документов, которые затем окончательно согласуют главы делегаций, проекты коммюнике и сообщений для ЗМЇ.

В дипломатической практике существуют и особые переговоры, когда речь идет, скажем, о капитуляции в войне. Они имеют несколько другие (индивидуальные) процедурные нормы проведения и завершения.

Дипломатические переговоры в нынешнее время делятся на два вида - двусторонние или многосторонние.

В непосредственных двусторонних переговорах принимают участие только два партнеры и проходят они вич-на-вич. Такие переговоры происходят во время официальных визитов или международных форумов. Практически ни один официальный визит или международная встреча не происходят без двусторонних переговоров.

В наши дни очень популярной и эффективной формой двусторонних отношений е политические консультации, которые дают возможность глубоко и всесторонне обсуждать вопрос не только двусторонних, но и международных отношений вообще. Консультации проводятся в соответствии с предварительно установленным графиком, или по мере возникновения необходимости. Проводятся они, как правило, на уровне специальных рабочих комиссий, но чаще на уровне официальных представителей двух государств, в основном это директора (или их заместители) департаментов мид.

Переговоры ведутся как в форме непосредственных бесед на встречах, совещаниях, различных международных форумах, так и в письменном виде путем обмена соответствующими дипломатическими документами (нотами, меморандумами, памятными записками и т. п.).

В современных условиях возникают некоторые нетрадиционные формы двусторонних переговоров на постоянной основе. Например, в отношениях с Республикой Польша очень хорошо зарекомендовал себя такой институт, как Консультативный Комитет Президентов Украины и Польши, части которого возглавляются в соответствии Секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины и Секретарем Совета национальной безопасности Республики Польша. Переговоры в рамках этого Комитета проводятся два-три раза в год и посвящаются как политическим и экономическим проблемам двусторонних отношений, так и важнейшим вопросам международной жизни.

В многосторонних международных переговорах принимают участие от трех до нескольких десятков участников, и посвящаются они, как правило, рассмотрению глобальных проблем международных отношений или урегулированию споров или конфликтов. Число участников этих переговоров совершенно не обязательно зависит от числа, скажем, конфликтующих сторон. Примерами таких многосторонних переговоров могут быть: Женевская совещание 1954 г. по Индокитая (участвовало 9 государств), Международное совещание по урегулированию лаосского вопрос в 1961 - 1962 гг. в Женеве (участвовало 14 государств), Общая Европейская совещание 1973-1975 гг. по безопасности и сотрудничеству (участвовало 35 государств).

Многосторонние переговоры проходят, в основном, в рамках важных международных контактов, как это видно из приведенных примеров. Инициаторами таких переговоров могут быть как отдельные государства, так и группы государств или отдельные международные организации.

Двусторонние переговоры проводятся тогда, когда касаются отношений между двумя странами. Но в истории дипломатии известны (хотя и очень редко) такие прецеденты, когда на двусторонних переговорах обсуждались многосторонние международные проблемы, а на многосторонних-вопросы, которые касались лишь двух, а порой и одной отдельной страны.

В дипломатической практике ХЇХ и первой половины XX века высшей формой переговоров считался конгресс, например Венский конгресс 1815 г. решение которого касались обустройства Европы после окончания наполеоновских войн, документального оформления практики дипломатических отношений. Сегодня эта форма в дипломатической практике почти не применяется, а самой распространенной формой международных политических переговоров стали конференции и международные форумы (встречи). Они, как правило, собираются на уровне глав государств или правительств, на уровне министров и правительственных делегаций.

Очень часто для ведения как двусторонних, так и многосторонних переговоров используются периодические сессии и заседания международных организаций, в кулуарах которых обсуждается много важных проблем как двусторонних, так и многосторонних отношений.

Кстати, хотелось бы обратить больше внимания именно на кулуарную работу, которая в современной дипломатии занимает достаточно важное место.

Кулуарная работа - один из неотъемлемых элементов профессии дипломата, источник ценной информации, возможность налаживания неформальных связей с коллегами-иностранцами. По важности кулуарная работа не уступает формальной, официальной дипломатии. Однако, в отличие от последней, не регламентируется настолько четко, не имеет кодифицированных правил, поэтому требует не только высокой профессиональной подготовки, но и специфических личных качеств, постоянной работы над собой.

Цель кулуарной работы - лично познакомиться с партнерами по переговорах, встречах, конференциях, войти с ними в неформальный контакт, что нередко бывает чрезвычайно полезным для получения или передачи информации, предварительного обсуждения возможных предложений, изложения аргументов с целью влияния на позицию партнеров и т.д.

По форме кулуарная работа может иметь активный и пассивный характер. Активная предусматривает действия дипломата для быстрого установления контакта. В дипломатической практике считается вполне приемлемым, когда дипломат подходит к одному или трупы дипломатов и после представления присоединяется к беседе или начинает ее.

В этих условиях необходимо предварительно решить, какой вопрос дипломат будет предлагать для беседы, будет ли оно интересным для собеседника, не будет ли выглядеть искусственным, придуманным и т.д. Бесспорно, руководствоваться при этом надо указаниями или директивами определенными позициями по этому вопросу, а не собственному желанию. Надо иметь в запасе по крайней мере еще одну тему и быть готовым перейти к ней. Опытный дипломат, кроме того, всегда имеет так называемую «отходную» тему, которая связана с актуальными для страны пребывания или страны аккредитации событиями, желательно положительного содержания (выиграло спортивное соревнование, церемония открытия некоего офиса или общественного заведения, подписанный контракт и т.п.).

В случае, когда намечается перспектива контактов с влиятельным лицом, вряд ли стоит поднимать все вопросы сразу, чтобы не предупредить впечатление, которое вы хотели бы произвести на нее. Важно иметь четкое представление о теме, которую возбуждено в беседе. Лучший вариант - начать разговор с рассказа о собственную позицию по какому вопросу, оставив основные аргументы на конец разговора, а пока что намекнуть на желание выслушать мнение собеседника. Также важно, прощаясь, договориться о возможности последующих контактов, если они того стоят.

Необходимо помнить о значении, которое имеет именно первый контакт. Установив отношения, можно и дальше строить, исходя из них, цепочка полезных связей.

Пассивная кулуарная работа заключается в умении, находясь среди собеседников, избегать изложения позиции своей стороны того или иного вопроса. В сложных случаях такое поведение можно объяснить отсутствием соответствующей государственной позиции и т.д. В то же время пассивная позиция оставляет возможность выслушивать аргументы сторон, не выражая собственных. Опытный дипломат никогда не удастся лишь к пассивных или активных форм общения.

В целом следует отметить, что кулуарная работа принадлежит к дипломатии высокого уровня. Умелое ее ведения часто дает лучшие результаты, чем формальное обсуждение проблем во время официальных мероприятий. Однако это возможно лишь за высокого мастерства дипломата, неуклюжие же манеры, неконкретная разговор не только не заинтересуют собеседника, а даже могут создать ложное впечатление о намерениях дипломата, повредить его репутации. Поэтому важно начинать ведение самостоятельной кулуарной работы рядом с опытным дипломатом, прибегая к его советам относительно ситуации, возможных собеседников, обычаи страны пребывания, традиций данного форума и т.д.

Сроки проведения переговоров никакими международными актами не оговариваются и могут длиться от нескольких дней до нескольких лет (конечно, с соответствующими перерывами). Так, например, несколько лет длились переговоры по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

В современной дипломатической практике часто применяется метод проведения важных международных переговоров «под эгидой» одной или нескольких государств или международных организаций. Суть заключается в том, что в таком случае на международной конференции председательствуют не представители стран, непосредственно заинтересованных в рассмотрении того или иного вопроса, а представители третьих стран или международных организаций, под эгидой которых проходит форум. Метод «под эгидой» применяется по просьбе заинтересованных стран или по инициативе ООН. Метод посредничества в дипломатической практике известен давно, а новое в нем заключается в том, что роль посредников играют, как правило, влиятельные государства, которые в той или иной степени становятся гарантами без безопасности и мира не только в отдельном регионе, но И в мировом масштабе.

Подготовка к переговорам начинается задолго до их начала, и от того, насколько политическое, организационно и технически они обеспечены, зависят их результаты: успех или провал. Подготовка к переговорам на начальной стадии ведется будущими участниками часто сепаратное, независимо друг от друга. Затем наступает вторая стадия, когда стороны пытаются совместно решить все организационные, технические, а иногда некоторые второстепенные политические вопросы, чтобы не оставлять лишних проблем на завершающую стадию переговоров.

Подготовительная работа к переговорам ведется по нескольким основным направлениям:

1) по дипломатическим каналам;

2) по внутригосударственных каналам в рамках МИД и других заинтересованных ведомств;

3) по информационному обеспечению внутри страны и за рубежом.

Что это означает практически? По дипломатическим каналам проводится согласование программ переговоров, проектов документов и решений, возможных совместных акций. В случае многосторонних переговоров проводится большая работа по обеспечению поддержки своего предложения со стороны как можно большего количества участников переговоров. Проводится детальный анализ возможной позиции партнеров по переговорам. Эта работа часто ведется не только среди участников переговоров, но и стран, которые не принимают непосредственного участия в переговорах, но могут прямо или косвенно влиять на членов переговорного процесса. Чтобы не создавать лишних проблем во время основных переговоров при рассмотрении главных вопросов, все второстепенные, как правило, рассматриваются и решаются накануне.

Подготовка к переговорам по внутригосударственных каналах включает разработку директив для делегаций на будущих переговорах, определяет пределы максимальных уступок и компромиссов, определение тактики делегации на переговорах, различных внутри - и внешнеполитические акции, связанные с предстоящими переговорами.

Что касается информационного обеспечения переговоров, то оно само собой разумеющееся. Практика свидетельствует, что широкая и продуманная информационная кампания в СМИ может иметь чрезвычайное влияние на ход переговоров. Главное при этом - четкое учета как внутренней ситуации в стране, так и внешнеполитических факторов.

Производится и специальная подготовка к переговорам. Она должна учесть специфические факторы будущих переговоров.

Техническая подготовка к переговорам предусматривает обеспечение нормальных условий для работы делегаций на переговорах - специально оборудованных помещений пресс-служб, наличия переводчиков, транспорта, связи, охраны и т.п. Техническая подготовка - это согласование проектов документов, которые должны обсуждаться на переговорах, разработка (в случае необходимости) альтернативных вариантов. Эта сложная и ответственная работа требует глубокого знания всех аспектов проблемы, что будет обсуждаться: содержания имеющейся документации, международных прецедентов, истории дипломатии, международного права и многих других нюансов.

Во время подготовки к переговорам большое внимание уделяется подбору необходимых документально-справочных материалов, к которым относятся:

- официальные документы, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, которые заключались между участниками переговоров, а иногда - между участниками и третьими государствами;

- документы о законодательстве сторон по проблеме, которая является темой переговоров;

- проекты документов (в максимальном и минимальном вариантах).

В справочные материалы входят также краткие аналитические справки о стране проведения переговоров, ее политический строй и государственный аппарат, обычаи, традиции и протокольные нормы, а также статистические данные, биографические справки на высших официальных лиц, с которыми придется столкнуться. Опытные дипломаты еще накануне переговоров заготовляют интересные цитаты, поговорки и пословицы, ссылки на уже существующие документы и факты.

Во время самих переговоров создаются такие условия, Чтобы все участники могли изложить свою точку зрения и защищать ее. Перед началом переговоров утверждается повестка дня, уточняются полномочия делегаций, участники договариваются о создании различных рабочих комиссий и подкомиссий, ставятся задачи для них. Затем начинаются собственно переговоры по теме. Как правило, переговоры открывает глава делегации принимающей стороны, а потом по порядку (чаще всего по латинскому алфавиту) выступают главы других делегаций.

Двусторонние переговоры во время официальных визитов проходят по краткой программе. После обмена приветствиями, слово, как правило, предоставляется гостям.

Главная задача переговоров - как можно четче и яснее изложить свою позицию, убедить собеседников в ее правильности и целесообразности и добиться принятия окончательного решения на ее основе - это в идеале. Но зачастую, чтобы выработать совместный документ, надо идти на компромиссные формулировки и решения, ни в коем случае не поступаясь своими принципиальными позициями.

Все выступления на переговорах переводятся и стенографуються, а документы составляются (по договоренности) языках участников, причем они имеют одинаковую силу.

Выступления на переговорах должны быть аргументированными, четкими и лаконичными. Надо всегда быть готовым дать ответ на аргументацию партнера, планировать и умело использовать все тактические ходы.

По окончанию переговоров председательствующий подводит итоги, с короткими заявлениями выступают главы делегаций. Затем стороны договариваются о формальном завершении переговоров подписанием договора, соглашения или протокола, о порядке их публикации. После этого устраивается пресс-конференция, общее или отдельно каждой делегацией.

О результатах переговоров делегации информируют главу своего государства или правительства, внося при этом собственные предложения относительно конкретных шагов по реализации подписанных документов; разрабатывают схему контроля за их выполнением. Наконец, решается вопрос относительно информирования СМИ своей страны, оформления и сдачи документов в архив.

В частности, своевременному анализу отзывов на достигнутые договоренности во внутренних и зарубежных СМИ уделяется большое значение.

Многосторонняя дипломатия в современных условиях реализуется в двух основных формах: на специальных международных конференциях и регулярных сессиях международных организаций. Международные конференции еще называются на советами, а в некоторых случаях - переговорами и встречами (саммитами).

Международные конференции созываются по инициативе одного государства или группы государств. Если речь идет об Инициативе группы государств, то она оформляется в виде документа, подготовленного совещанием представителей этих государств.

Если же это предложение одной страны, то права на ее реализацию имеют глава государства или правительства, министр иностранных дел или специально уполномоченные на это официальные лица. Прежде чем созвать международную конференцию, ее инициаторы должны заручиться поддержкой тех государств, без участия которых проведение такой конференции невозможно. Например, реализуя идею проведения по инициативе Президента Украины Ялтинской конференции (1999 г.) стран Балто-Черноморского региона, Украина заручилась поддержкой всех стран-участниц. «Современная межправительственная конференция, - пишет профессор Б. Гуменюк, - это временный коллективный орган суверенных государств-участниц, что создается для достижения согласованных целей. Цель и деятельность любой межправительственной конференции должен соответствовать общепризнанным нормам современной дипломатической практики в рамках международного права. Различия в названиях межправительственных конференций - съезд, конгресс, совещание - юридического значения не имеют». (4)

«Каждая международная встреча ли конференция является важным этапом в развитии международных отношений и развития отношений между отдельными государствами», - писал известный советский журналист-международник В. Зорин. (5)

Для проведения очередных сессий международных организаций определяются конкретные даты. О такую дату государствам - членам организаций рассылаются соответствующие сообщения. Несмотря на то, что очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН начинается в третий вторник сентября, Генеральный Секретарь уведомляет всех членов организации об открытии ежегодной сессии не позднее чем за 60 дней до ее начала. Кроме очередных могут созываться и внеочередные или специальные сессии.

Участниками международной конференции имеют право быть все заинтересованные в ней государства, и их суверенные права не должны нарушаться. Поэтому во время согласования круга участников международной конференции исключительно важным является не допустить каких-либо признаков дискриминации в отношении отдельного государства. Даже факт непризнания государства со стороны кого из участников конференции не является препятствием для ее приглашение.

То есть, определение круга участников международной конференции - очень тонкий и сложный процесс, особенно, когда это касается проведения конференции не на универсальной, а на селективной (выборочной) представительной основе. Часто трудным бывает определение круга участников с правом решающего и совещательного голоса.

Суверенное право каждого государства - отказаться от участия в международной конференции. Как правило, при этом объясняется причина такого отказа. Никто не может заставить суверенное государство поддержать то или иное решение или заявление, хотя нередко отдельные страны оказывают в этом отношении давление на партнеров, угрожая, а то и применяя санкции, особенно экономические.

В дипломатической практике известны и используются две формы участия в международных конференциях:

а) в качестве полноправного делегации с правом решающего голоса;

б) в качестве наблюдателя.

Статус делегации с правом решающего голоса давно определен международным правом. Что же касается наблюдателей, то этот институт стал особенно популярным в современной дипломатической практике, потому что дает возможность государствам, не связывая себя решениями конференции, иметь полную информацию о рассмотрении той или иной проблемы.

Кроме наблюдателей на международные конференции могут приглашаться почетные гости - чаще всего это представители международных организаций.

Своеобразной формой причастности к международных конференций являются так называемые взносы. Эта форма возникла во время проведения Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества как компромисс между теми, кто предлагал включить в состав участников средиземноморские государства, и теми, кто видел в случае их участия опасность отклонения совещания от главной задачи - обеспечения безопасности И развития сотрудничества в Европе. Взносы означают возможность довести до сведения конференции точку зрения стран, которые не принимают в нем участия, и они могут подаваться в письменном виде или в форме выступления представителя государства. Так в ходе второго этапа Общеевропейского совещания взносы представителей средиземноморских стран были сделаны от имени ряда государств (Алжир, АРЄ, Израиля, Марокко, Сирии, Туниса) Генеральным директором ЮНЕСКО.

Уровень представительства на международных конференциях зависит прежде всего от важности вопросов, которые будут обсуждаться, от наивысшего уровня - главы государств или правительств до уровня министров или заместителей министров иностранных дел, директоров департаментов или специальных представителей. Разным может быть и уровень наблюдателей.

В практике деятельности международных организаций делегацию возглавляют, как правило, министры иностранных дел, их участие ограничивается общими дебатами, впоследствии делегацию возглавляет заместитель министра или постоянный представитель при международной организации.

При подготовке конференции необходимо внимательно подойти к выбору места ее проведения с учетом в первую очередь политическим мотивам, а также мотивов технического характера (место проведения пленарных и групповых заседаний, техническая оснащенность и уровень обслуживания - переводчики, протоколисты, секретари-стенографисты, наличие гостиниц, климат страны и т. п.). Важную роль в условиях опасности международного терроризма играют вопросы обеспечения охраны.

Если конференция проводится в несколько этапов, то могут определяться разные места ее проведения. Часто конференции, посвященных урегулированию конфликтов, происходящих в нейтральных странах либо там, где находятся штаб-квартиры международных организаций (например, Женева, Вена, Брюссель и т.д.).

Сложность и многоплановость задач, которые ставятся перед международной конференцией, поиски путей сбалансированности интересов сторон, участвующих в конференции, предопределяют многоступенчатый характер ее подготовки. Подготовительная работа, как правило, проводится во время многосторонних или двусторонних консультаций. Конференция проходит в три этапа: определение общих задач конференции, подготовка документов, их принятие. Между этими этапами, как и внутри них, могут иметь место перерывы, которые делегации используют для получения дополнительных директив, проведение консультаций для уточнения позиций, в том числе и между участниками конференции.

Ярким примером в этом отношении может быть подготовка и проведение Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Многосторонние консультации по подготовке совещания проходили в Хельсинки с 22 ноября 1972 г. до 8 июня 1973 г. На них были подготовлены задачи и разработаны правила процедуры - «Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки» («Синяя книга»). В начале июля 1973 г. прошел первый этап Совещания с участием министров иностранных дел, которые изложили свои позиции по принципиальным вопросам и одобрили Заключительные рекомендации. 18 сентября 1973 г. заседания консультационного комитета начался второй этап Совещания. Он длился 22 месяца и три дня и закончился полным согласованию всех текстов, вошедших в Заключительного акта. 1 августа 1975 г. высшие руководители 33 европейских стран, США и Канады подписали Заключительный акт - так называемую «Зеленую книгу».

Повестка дня международных конференций предварительно согласовывается всеми участниками по дипломатическим каналам (переговоры, обмен нотами). Это очень важный вопрос каждой конференции, потому что уже в повестке дня закладываются характер конференции, направления ее работы и даже - конечные результаты.

При подготовке сложных вопросов, выносимых на конференцию, повестка дня может соглашаться на совещаниях или консультациях специальных уполномоченных, даже на уровне министров иностранных дел. Например, совещаниям глав государств СНГ, как правило, предшествуют совещания министров иностранных дел.

Проект повестки дня сессионных конференций международных организаций определяется или на предыдущей сессии, или на совещаниях специальных уполномоченных и направляется заблаговременно. Предварительная повестка дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН составляется Генеральным Секретарем ООН и сообщается государствам-членам ООН, как уже здесь говорилось, не позднее, чем за 60 дней до ЕЕ открытия.

В предварительная повестка дня очередной сессии включаются доклад Генерального Секретаря о работе ООН, доклад Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета (ЭКСОР), Совета опеки, Международного суда, вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи, специализированных учреждений; все вопросы, о включении которых постановила сессия Генеральной Ассамблеи предыдущего созыва; все пункты, предложенные другими членами ООН или ее главными органами; все пункты проекта бюджета на следующий финансовый год и доклад-отчет об исполнении бюджета предыдущего финансового года; все пункты, которые считает необходимыми рассмотреть Генеральный Секретарь ООН.

Предложения о дополнении к предложенному повестки дня может вносить любой член ООН, любой из ее главных органов или Генеральный Секретарь. Наконец, вопрос чрезвычайно важного и срочного характера могут вноситься И быть включены в повестку дня в ходе очередной сессии, если большинство присутствующих на Генеральной Ассамблее проголосуют за это.

Такая же примерно процедура согласования повестки дня существует и в практике других международных организаций, она может отличаться лишь сроками и порядком внесения вопросов. (6)

Перед началом международных конференций определяются принципы размещения делегаций за столом конференции. Согласно общепринятой практикой делегации размещаются в алфавитном порядке. Так, на Общеевропейской совещании они были рассажены по французским алфавиту, а на переговорах в Вене - за английским.

Во многих случаях с целью определения страны, с которой будет начинаться исчисление, проводится жеребьевка. Перед началом каждой сессии Генеральной Ассамблеи ООН такая процедура происходит в кабинете Генерального Секретаря ООН.

Правила процедуры проведения международных конференций включают широкий круг организационных вопросов (председательства, метод принятия решений, международный секретариат, документация, рабочий язык или языки, порядок проведения заседаний и т.д.) и подлежат одобрению всеми участниками конференции. Правила процедуры играют большую роль в дипломатической практике, а их умелое применение является залогом успеха в многосторонней дипломатии?)

В прошлом на международных конференциях часто возникали споры относительно рангов и мест, которые занимали их участники, а поэтому был предложен так называемый «круглый стол», когда все делегации располагаются практически в одинаковом порядке. Часто при большом количестве участников круглого стола организовать нельзя, тогда расставляются обычные столы в виде большого круга.

Открытие конференции обычно проводит представитель страны, где проходит конференция, или инициатор его созыве в случае, если участники конференции желают оказать ему особое внимание.

Большое значение имеет вопрос о председательствующем на конференции, В прошлом на конференциях в основном председательствовал представитель страны, где проходила конференция, или страны-инициатора ЕГО проведения. Впоследствии эта процедура стала более демократичной, и на сегодня, как правило, возглавляют представители всех делегаций, определенные согласно алфавиту или путем жеребьевки. Часто применяется принцип сопредседательство, который позволяет оперативно решать текущие вопросы конференции.

Принято, что очередные сессии Генеральной Ассамблеи открывает председатель предыдущей сессии, а следующими главами избираются поочередно представители географических групп (Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы, Восточной Европы и США). По этому же принципу осуществляется избрания председателей И вице-председателей различных органов ООН.

Работа международных конференций проходит в режиме пленарных заседаний, которые являются высшим органом конференции, а рассмотрение конкретных вопросов осуществляется в комитетах и комиссиях. Часто формирования комиссий, определение их полномочий и состава превращается в острую политико-дипломатическую борьбу, потому что каждая из стран-участниц конференций преследует прежде всего достижения выгодных для себя результатов.

На пленарных заседаниях конференций рассматриваются основные вопросы повестки дня, выносимых на обсуждение проекты документов, резолюций и поправки к ним. В ходе дискуссий важной «оружием» дипломатов является также выступления и заявления по поводу порядка ведения конференции, так называемое слово для справки, а также выступления по мотивам голосования. Для подготовки заключительного документа создается редакционная комиссия, в состав которой входят эксперты, представляющие все рабочие языки конференции. Во время работы Общеевропейского совещания было создано и действовало 20 рабочих групп.

Сессионные конференции международных организаций, как правило, имеют постоянную структуру рабочих органов.

На предыдущем совещании или в начале конференции определяется характер ее заседаний: открытый или закрытый. Закрытые заседания проходят с участием только участников конференции; на открытые допускаются представители СМИ и общественность. Открытыми бывают в основном пленарные заседания, зато, комитеты и комиссии работают в закрытом режиме. Открытия и закрытия конференции, выступления высоких представителей также проходят в открытом режиме.

Закрытый характер имеют конференции по проблемам сокращения вооружений и вооруженных сил, отдельных видов оружия массового уничтожения, прекращение военных конфликтов.

Важным элементом проведения конференции является работа над ее документами, подготовка решений с учетом интересов участников встречи, поэтому не удивительно, что во время обсуждения окончательных документов часто вносится большое количество проектов и предложений.

Кроме официальных на международных конференциях происходят и неофициальные заседания и переговоры для обсуждения тех или иных проблем в непринужденной обстановке с участием определенных групп участников. Для этого используются приемы, завтраки и обеды.

Решения конференций, как и сессий международных организаций принимаются путем голосования большинством голосов: обычной - когда голосует более половины и квалифицированной - две трети голосов участников. Каждая делегация имеет право одного голоса, что является высшим выражением равноправия малых и больших государств. Голосование может быть открытым или тайным. Открытое голосование осуществляется поднятием руки или поименно.

В практике конференций существует правило раздельного голосования - по частям документа.

При голосовании решений международных конференций правило подчинения меньшинства большинству не действует, и принятые решения носят характер рекомендаций и пожеланий. Решения конференции являются обязательными, если они принимаются по согласию всех ее участников или по решению Совета Безопасности, что вытекает из устава ООН.

В последнее время на международных конференциях все чаще применяется метод согласования (консенсус), то есть разработка таких решений, которые все участники считают обязательными для себя. Но даже в случае консенсуса участники конференции могут иметь определенные замечания к документам. На основе метода решения проходила работа Общеевропейского совещания.

Использование консенсуса, с одной стороны, имеет положительное значение, что свидетельствует о невозможности навязывать волю одних государств другим, но с другой - это может привести к затягиванию и торможения принятия решений, препятствовать достижению согласия. Поэтому во время Общеевропейского совещания, учитывая потенциальные негативные последствия применения метода консенсуса, государства-участницы договорились, что правила процедуры (ггшіап'к ІтштапсНк - «внося соответствующие изменения», лат.) этого совещания в будущем будут применяться и в следующих общеевропейских совещаниях-конференциях.

Всю подготовительную работу и нормальное функционирование международных конференций обеспечивают их секретариаты. Преимущественно они имеют две формы: административный и политический (или генеральный секретариат). Административный секретариат ведает вопросами организации канцелярии, транспорта и размещения и формируется в основном за счет страны, где проходит конференция, или международной организации.

Политический секретариат занимается вопросами ведения протоколов, распределением дел между комитетами (комиссиями), обеспечением выполнения графика работы комитетов (комиссий), изданием и тиражированием материалов, обеспечением переводов и т. п.

Эффективность работы секретариатов зависит от уровня квалификации их сотрудников и справедливого распределения функций между представителями основных групп стран.

Весь ход конференции, дискуссии и решения заносятся „ специальный журнал заседаний и в протоколы. В журнале заседаний фиксируются дата, время и место проведения конференции, принятые решения, а во многих случаях заносятся имена выступающих и их предложения.

Чрезвычайно важной процедурой проведения конференции является определение языка для проведения диспутов, составление докладов, проектов решений, других документов. Во времена средневековья все переговоры велись на латинском языке, которая считалась языке всех «цивилизованных христиан», поэтому эта речь не была чужой и в дипломатической практике Украинского государства казацкой эпохи. В XVIII XIX в. языке дипломатии была французская. Выбор языка конференции зависит от состава участников, и в нынешних условиях большинство международных конференций ведется преимущественно на английском языке. Например, во время Общеевропейской рабочими языками совещания были английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский. Подавляющее большинство участников современных европейских конференций рабочими языками считают английский, немецкий, русский, французский.

Никто не запрещает представителям государств пользоваться своим национальным языком, но в таком случае делегация обеспечивает своими силами перевод материалов конференции на одну из ее рабочих языков. Особенно важно подчеркнуть, что члены делегаций на международных конференциях пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и представители аккредитованных в стране пребывания дипломатических учреждений.

Расходы на проведение международных мероприятий распределяются между участниками преимущественно на долевой основе по взаимной договоренности, с учетом национального дохода страны-участницы. Так, например, расходы на проведение Общеевропейского совещания распределялись таким образом: 52,8% - за счет 6 государств (Англия, Италия, ФРГ, СССР, США, Франция), на долю каждой из них приходилось 8,8% общих расходов совещания; 5,52% - за счет Канады, 20,88% - по 3,48% за счет Бельгии, ГДР, Испании, Нидерландов, Польши и Швеции; 14% - по 2% за счет 7 стран (Австрия, Дания, Норвегия, Венгрия, Финляндия, Чехословакия, Швейцария). (8)

Конференции считаются завершенными после того, как на них приняты заключительные документы (соглашения, декларации), или тогда, когда становится ясно, что достичь договоренности в результате острых противоречий не удастся. Завершение конференции и в позитивном, и в негативном плане заканчивается принятием совместного коммюнике для СМИ, хотя иногда это и не делается.

Надо учитывать возможные перерывы в работе конференции, связанные с необходимостью проведения дополнительных консультаций, обмена мнениями, которые не обязательно фиксируются специальным решением.

Во время проведения важных международных конференций и сессий важное значение имеет целенаправленная и продуманная работа со СМИ. Члены делегаций могут свободно общаться с прессой, открыто высказывать свою точку зрения, критиковать позиции правительств других государств, отстаивать национальные интересы, пользуясь этим правом.

 

Использована литература

 

  1. Дипломатический словарь. - М., 1994. -Т. 1. -С. 324-325.
  2. Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны». - М.,1947. - Т. - НЕТ. С. 409.
  3. УССР в международных отношениях: международные договоры, конвенции, соглашения и иные акты, участником которых является Украина. - К., 1966. -С. 163.
  4. См.: Гуменюк В. Международные конференции //«Политика и Время» - 1998. № 8 - С. 52-56.
  5. Зарин В. А. ОсновьІ дипломатической службы. -М., 1977. -С. 311.
  6. См.: Блищєнко И. II., Дурденевский В. Н.Дипломатическое и консульское право. -С. 279, 298-299.

Там же - С. 280.



Назад