Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатическое представительство: организация и формы работы

Раздел VIII. ПРОТОКОЛЬНАЯ РАБОТА ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА


Всякий прием, собственно, устраивается для тех, кого нам совсем не хочется на него приглашать.

Эдвард Йокель, польский публицист

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ - это совокупность обычнопринятых правил, традиций и условностей, которые придерживаются правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами и дипломатами при выполнении своих функций в международном общении. (1)

Авторы книги «Дипломатическая церемония и протокол» Джон Вуд и Жан Серре отмечают, что «в целом протокол - это совокупность правил поведения правительств и их представителей с официального и неофициального.

Слово протокол происходит от греческого «ргоіокоііоп» («ргоіоз» - первый, а «коїіа» - клеить), то есть, дословно - правила оформления документов. Позже это слово тривко вошло в дипломатическую практику и кроме оформления документов этим названием стали означать все вопросы этикета и церемониала.

Правила дипломатического протокола основываются на принципе международной вежливости, то есть уважения ко всему, что символизирует ли представляет государство. Нормы дипломатического протокола складывались на протяжении тысячелетий и впитали в себя те условности и традиции, которые отвечали интересам установление и поддержание межгосударственного общения. Отдельные нормы дипломатического протокола имеют особенно парадный характер и называются церемониалом: например, церемониал вручения верительных грамот,

церемониал встречи и проводов официальной делегации, церемониал подписания международных договоров и т. п.

Дипломатический протокол имеет международный характер и во всех странах придерживается примерно одинаково, хотя в некоторых из них могут иметь место свои небольшие отклонения, которые вытекают из социального строя, национальных и религиозных обычаев. В Индии и Индонезии, например, почетного гостя венчают венком (гирляндой цветов). На Индонезийском острове Бали каждый гость, который приезжает на эту землю, проходит религиозный церемониал изгнание «злых духов».

В истории человечества, вплоть до начала нового времени, то есть к ХТХ ст., вопросом церемониала придавалось большое значение (приезд посла, его одежда, транспорт и т. д). Вот как описывает Жюль Камбон въезд в Лондон в 1661 г. шведского посла, во время которого «слуги испанского посла графа Ваттевіля поссорились с лакеями французского посла графа д'Ест-рада, перерезали постромки в его коляске; были пущены в действие шпаги, и много французов, испанцев и англичан были убиты на месте. Надо благодарить бога, что теперь нет таких битв...». (3)

Часто въезды послов обставлялись с необычайной пышностью, как, например, въезд польского посла Яна Глинского в Стамбул (XVII ст.). Процессия растянулась через весь город, ее открывали 37 повозок с личным багажом посла, потом ехали 4 замечательные кареты с посольским окружением, 40 польских шляхтичей в одежде из розового шелка, расшитого серебром, шли за отрядом янычар. За ними вели 28 лошадей в ярко-пурпурные попонах, затем шли 4 трубачи, 12 пажей в вышитом золотом одежде, рыцари и сверкающие золотом гусары. Одежда посла был осыпанный бриллиантами. Его окружали 12 гайдуков в шапках с султанами из перьев павлина. Подковы лошадей посла были выкованы из чистого серебра и едва держались на двух ухналях, чтобы во время церемонии умышленно могли потеряться, а присутствуют их нашли и удивились из невероятного богатства.

Московские цари во время церемонии приема иностранных послов едва держались на ногах под тяжестью кількапудових царских одежд. Но все это осталось в прошлом, хотя сам протокол продолжал существовать и получил четкие формы в специальных постановлениях Венского (март 1815р.) и Аахенского (ноябрь 1818 г.) конгрессов. Этими двумя документами дипломаты государств всего мира руководствовались в течение почти 150 лет пока в апреле 1961 г. не была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях, что определила дипломатический протокол как процедуру признания государств и установление дипломатических отношений, назначение глав дипломатических представительств, их аккредитацию и начало деятельности (об этом шла речь в предыдущих разделах работы).

Дипломатический протокол каждого диппредставительства включает в себя, прежде всего, организацию приемов. Много усилий со стороны сотрудников диппредставительства нуждается протокольное обеспечение официальных визитов высших лиц государства - от встречи до проводов. При этом всегда следует помнить, что любой прием имеет большое политическое значение как для хозяев-организаторов, так и для присутствующих на нем, а особенно во время визитов высоких официальных лиц.

Традиция приемов имеет глубокие корни. Так называемые княжеские и королевские (царские) празднеству известны с глубокой древности, и продолжались они иногда по несколько дней. Еще Великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах в завещании-поучении своим детям писал: «...чтите гостя, откуда бы вам он не пришел; если не можете почтить его подарком,- то едой и питьем». (4)

Приемы подразделяются на дневные и вечерние. К дневных приемов относятся «бокал шампанского», «бокал вина», завтраки. Приемы такого типа приобретают все большее распространение, поскольку это требует меньших затрат времени на их организацию и проведение.

«Бокал шампанского», как правило, начинается в 12-00 и длится час. Поводом к его проведения может быть годовщина национального праздника, пребывание в стране официальной делегации, отъезд посла, открытие выставки, фестиваля и т. п. На таких приемах кроме шампанского гостям могут предложить вино, соки, минеральную воду. Подача закусок необязательно, но если они и есть, то только в виде бутербродов. Закуски и напитки разносят официанты. По такой же схеме проходит и прием типа «бокал вина».

Завтраки - очень распространенная форма дипломатических приемов, и устраиваются по случаю приезда и отъезда посла, годовщин заключения договоров или других юбилейных дат, в честь высоких иностранных гостей, для поддержания контактов с коллегами-дипломатами.

Завтрак, как правило, начинается между 12 и 15 часами, а чаще всего - в 12-30 или в 13-00 и продолжается 1,5 - 2 часа с размещением гостей за столом. Меню может состоять с учетом традиций национальной кухни и включает одну-две холодные закуски, одну рыбное или мясное блюдо и десерт. Перед завтраком гостям предлагаются соки, во время завтрака сухие виноградные вина, после завтрака - шампанское, кофе, чай. Завтрак состоит как бы из двух частей: час - за столом, а потом полчаса за кофе или чаем (за тем же столом, или в другом помещении). На завтрак гости приходят в повседневной одежде, если иначе не оговаривается накануне.

В международной дипломатической практике более более престижными считаются вечерние приемы. К ним относятся «коктейли» и приемы типа «а ля фуршет». Коктейли начинаются между 17 и 18 часами и продолжаются в течение двух часов. Официанты разносят напитки и холодные закуски. Могут подаваться и горячие блюда. Часто устраивается буфет, где желающие заказывают напитки на свой вкус.

Прием «а ля фуршет» проводится подобно «коктейля». Во время этого мероприятия могут покрываться столы с холодными и горячими закусками, и гости сами подходят к ним. Подчеркивая особую торжественность приема, коктейли и фуршеты проводят стоя. В конце может подаваться мороженое, кофе, фрукты. Во время таких приемов, особенно, если они проводятся по случаю национального праздника или в честь высокого гостя, может организовываться концерт с участием отечественных артистов. Торжественность приема может подчеркиваться определенной формой одежды.

И все же наивысшей формой приемов считаются обед и ужин. Обед, как правило, начинается в 20-00, но не позднее 21 часа, и проводится с размещением гостей за столами. Меню обеда - две-три холодные закуски, первое блюдо, горячая рыбная или горячее мясное блюдо, десерт. Подаются крепкие алкогольные напитки (водка), сухие виноградные вина. Обед продолжается два-три часа, после чего гости переходят в другое помещение, где им предлагают коньяк, кофе, чай. Во время обеда часто предусматривается специальная форма одежды (фрак, смокинг, вечернее платье).

Ужин - прием, подобный до обеда, но начинается он после 21 часа. Иногда, особенно во время визита главы государства или другой достопочтенной лица, для гостей устраивается коктейль (уже не с целью представления новых закусок, а скорее ради обеспечения возможности провести беседу, разговор).

Во время таких мероприятий как концерты, просмотры фильмов практикуется менее торжественные приемы - обед-буфет, когда гости размещаются произвольно и сами выбирают себе закуски и напитки на специально накрытых столах.

До вечерних приемов относятся и приемы «чай», которые обычно проводят жены послов. Для этого покрываются один или несколько столов (в зависимости от количества участников), подаются бутерброды, десерт, напитки.

Могут быть также музыкальные, литературные, танцевальные дипломатические приемы, во время спортивных соревнований и т.д.

До каждого приема необходимо внимательно готовиться, учитывая цель организации приема, место его проведения. Для этого заранее составляются списки приглашенных, своевременно направляются приглашения (как правило, за 10-12 дней до приема), состоит меню и план роз-сады, если речь идет о завтрак, обед или ужин.

Лучше всего устраивать приемы в диппредставительстве или в резиденции посла, но это не всегда возможно, поэтому нередко приходится арендовать помещения специальных залов приемов или ресторанов с качественной кухней и высокой культурой обслуживания. Для обеспечения приемов в диппредставительстве могут также приглашаться профессиональные официанты.

Очень внимательно надо подходить к даты проведения приемов. Исключаются праздничные и нерабочие дни. В мусульманских странах в религиозный праздник Рамадан приемы не проводятся. Эти меры неуместны и в дни национального траура.

Большое значение имеет составления списков приглашенных, потому что, как правило, желающих или и тех, кого действительно надо было бы пригласить, всегда оказывается больше, чем позволяют возможности. Но, в любом случае, на большие приемы по случаю национальных праздников обязательно приглашаются руководители государства, представители ведомств И общественных организаций, деятели культуры и науки, журналисты, религиозные лидеры, коллеги из дипломатического корпуса. Надо быть очень внимательным при приглашении представителей оппозиционных партий, особенно тех, которые не популярны в стране пребывания.

При составлении сметы приема всегда надо учитывать и «процент отсева» - то есть тех лиц, которые, возможно, не смогут принять участия в приеме. «Процент отсева» в значительной степени зависит как от отношения к нашей государства вообще, так и от авторитета посольства в конкретной стране. Как свидетельствует практика, приемы в украинских диппредставительствах в подавляющем большинстве стран пользуются особой популярностью.

Современная международная протокольная практика свидетельствует о тенденции к организации скромных приемов, которые бы исключали элементы ненужной великолепия, чрезмерного количества спиртного или дорогих блюд. Желательно, чтобы в меню приемов учитывались как национальный колорит своей страны, так и национальные и религиозные особенности страны пребывания. Наверное нет в мире страны, где бы не ценились украинский борщ и вареники. В то же время было бы крайне некорректно предлагать в мусульманских странах изделия из свинины.

Большое значение имеет подбор посуды, особенно национального производства. Особый уют придают цветы, желательно делать композиции с сочетанием национальных цветов своей страны и страны пребывания. В арендованных залах, как правило, выставляют флаги обеих стран, а также, если это необходимо, - портреты президентов.

Приглашение на прием изготавливаются типографским способом, заполняются только от руки красивым почерком. Приглашения рассылаются посильными и курьерами, и лишь в отдельных случаях - почтой.

На приглашении на прием с рассадкой, как правило, в правой нижней части относятся буквы КЗУР (геропсіег, з'іі vous ріаїї - просьба ответить (франц.)}. На такие приглашения надо давать немедленный ответ, поскольку задержка с ней - это свидетельство неуважения. Ответы могут быть письменными и по телефону. В некоторых странах Существует практика Давать обязательную письменную ответ на приглашение на прием главы государства. Вот образец такого ответа:

«Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины и госпожи (имя и фамилия жены Посла) имеют честь подтвердить получение любезного приглашения господина Президента и госпожа (имя и фамилия жены Президента) на завтрак (обед, ужин) во вторник, 15 апреля, в 18 часов, которое они с удовольствием принимают».

Образец ответа-отказа:

«Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины и госпожи (имя и фамилия жены Посла) в связи с отъездом в ближайшие дни в Украину, к сожалению, не смогут принять любезное приглашение господина Министра и его супруги на обед в пятницу 11 июля этого года».

Важное значение имеет розсадка гостей за столом. Надо всегда помнить, что места за столом делятся на более и менее почетные. Самые почетные места - справа от хозяйки (при отсутствии хозяйки - справа от хозяина). Затем идут места слева от хозяйки и хозяина и т. д. На приеме, где присутствуют только мужчины, главному гостю, как правило, предлагается место за столом напротив хозяина. Главное при рассадке - на самых почетных местах должны сидеть самые почетные гости, потому что неучет этого может расцениваться как намеренное игнорирование гостя и нанесение оскорбления престижа государства, которое он представляет.

Для рассадки за столом готовятся специальные розсадочні карточки - небольшие прямоугольные карточки из твердой бумаги, где от руки или типографским способом указаны фамилии участников приема (на английском языке, или на языке страны гостя - для гостей, и своим языком - для соотечественников).

Перед приемом гости знакомятся с планом рассадки.» который выставляется на отдельном столике, или получают карточки с указанием отведенного места.

Прием, как и театр, начинается с вешалки. Поэтому надо продумать, где будут парковаться автомобили гостей, где будет устроен вешалки для одежды, кто будет встречать і сопровождать гостей в зал.

Войдя в зал приема, гости ждут хозяев и только после приглашение хозяйки (хозяина) садятся за стол. Мужчины помогают дамам сесть. Официанты разносят блюда, начиная с главного гостя и заканчивая хозяевами приема. Начинает трапезу хозяйка (хозяин).

Тосты хозяина и главного гостя, как правило, произносятся в начале приема (завтрака, обеда, ужина), хотя часто это делается и в конце приема. Тексты тостов готовятся заранее.

Главное во время приема - внимание к гостям, особенно женщин, умение завязать интересную беседу, избегая при этом любых споров. Надо всегда помнить, что по уровню организации приемов и манерами дипломатов часто оценивают страну, которую они представляют.

Первая заповедь дипломата - точность. Надо своевременно явиться на прием и своевременно его оставить, как этого требуют правила вежливости. Поэтому появление на приеме перед его завершением - это признак невежливости. Будет более оправданным своевременно прийти на прием и, в случае необходимости, оставить его через 15 - 20 минут, извинившись перед хозяевами. Оставление приема без предупреждения может расцениваться хозяевами как недружественная демонстрация.

Конечно, ни о каком опоздание не может быть и речи, когда речь идет о приеме с рассадкой. В течение 5-7 минут гости прибывают и располагаются за столом, но часто предлагается на несколько минут аперитив, во время которого гости приветствуются и ведут краткие вступительные беседы.

На прием первыми появляются нижестоящие гости, потом выше, а расходятся в обратном порядке, как правило постепенно, таким образом, чтобы на момент окончания приема с хозяйкой и хозяином попрощались последние из них. Задерживаться на приемах некорректно. Здороваться на приемах за руку следует только с хозяйкой и хозяином, а другим присутствующим можно просто поклониться. В знак особого внимания к гостей в приглашениях может указываться форма одежды: «фрак» (\УЬіІе Ііе), «смокинг» (Віасіс іїе), «темный костюм», «вечернее платье». На прием гости могут появляться и в праздничном национальной одежде, что характерно для гостей из Азии и Африки, скандинавских стран.

Внешний вид и манеры гостя, его умение вести себя за столом или на фуршетном приеме, инициировать и поддерживать интересные беседы - чрезвычайно важные элементы этикета и их ни в коем случае нельзя игнорировать.

Этикет (франц. эии ее иеІІе - ярлык, этикетка) - это совокупность правил поведения, включая манеры, одежда, форму поздравлений и обращений, или все то, что связано с внешними проявлениями отношение к окружающим.

Важное значение имеет одежда дипломата. На приемы, начинающиеся до 20 часов, мужчинам можно надевать костюм любого цвета, но, конечно, не яркого. На приемы, которые устраиваются по случаю национального праздника или на честь (или от имени) главы государства или правительства, министра иностранных дел, а также на те, которые начинаются после 20 часов, рекомендуется надевать черный костюм или костюм темного цвета (темно-синего, темно-серого, темно-коричневого). Когда надевать смокинг - специально указывается в приглашении. Одежда должна быть хорошо выглаженным, лучше всего одевать свежий костюм. К костюму, как правило, одевается белая рубашка с неяскравою (и ни в коем случае не с черной) галстуком. Черный галстук одевается только в знак траура.

Обувь должна быть, как правило, черного цвета, классической формы. В летнее время к светлому костюму можно обувать цветные туфли (но ни в коем случае не сандалеты). Лакированные туфли одевают только к смокингу. Обувь должна быть в идеальном состоянии. Носки должны быть в тон обуви. На голову одевается, как правило, шляпа, светлого тона - весной и летом и более темного - осенью и зимой, чтобы подходил к верхней одежды. Не рекомендуется надевать шляпу черного цвета.

Хотя форма одежды мужчин достаточно консервативная, все же порой случаются курьезы. Так, на прием от имени главы государства в честь Президента Украины Л. Кучмы во время официального визита в Республику Польша в 1996 г. мужчины приглашались в смокингах. Как оказалось, кроме Президента и его ближайшего окружения всем остальным членам делегации пришлось в аварийном порядке покупать этот необходимый предмет этикета, что, в конце концов, в будущем стало при случае во многих подобных случаях.

На королевские приемы, как правило, требуется форма одежды «фрак», тогда приходится брать этот одежда на прокат в специальных ателье.

Несколько сложнее обстоит дело с одеждой для женщин, учитывая законы переменной женской моды. На приемы, начинающиеся до 20 часов, одевается короткая или средней длины платье, платье-костюм или костюм, а в честь национального праздника или официального визита одевается элегантное платье средней длины или платье-костюм.

На приемы, которые начинаются в 20 часов и позже обязательно одеваются напівдовгі вечерние платья, которые на 15-20 сантиметров не достигают пола, или длинные-до пола. В современной практике чаще всего одеваются напівдовгі платья.

На приемы, которые начинаются в 20 часов может одеваться небольшую шляпку, на вечерние приемы шляпка не одевается.

На приемы до 20 часов носят туфли на любом удобном каблуке; после - легкие туфли на высоком каблуке.

До вечернего платья без рукавов обязательные перчатки, с рукавами - перчатки не одеваются. До этого обязательно небольшая вечерняя сумочка. Для изготовления одежды на приемы до 20 часов используется шерсть, шелк, креп; на вечерние платья - шелк, креп, тафта, муар и другие виды материй.

Не рекомендуется одевать большое количество ювелирных изделий.

Готовясь Идти на любой прием, желательно знать состав присутствующих, тем более, если прием происходит в небольшом обществе.

При встрече младший дипломат всегда первым приветствует старшего. Если вы зашли в помещение, где уже есть много гостей, то должны первыми поздороваться с присутствующими. Отходя - первым прощаетесь с теми, что остаются. Здороваясь с мужем, необходимо первым подать руку, а с женщиной - только в том случае, когда она первым это сделает, в противном случае можно ограничиться лишь поклоном. В последнее время у нас начинает возрождаться обычай целовать женщинам руку. Надо поклониться и поднести руку женщины на как можно более близкое расстояние до своих губ. При поцелуе, руки необходимо четко знать, где, как и когда это уместно.

Находясь в обществе, человек всегда встает, когда к нему приближается женщина. Женщина может разговаривать с мужем сидя, но обязательно должна встать, если к ней самой подходит другая женщина. Если хозяйка приема приветствовала гостя и не садится, то и гостю также не следует садиться. При встрече гостей ровно служебного и общественного положения первым, конечно, приветствуется тот, кто лучше воспитан и ввічливіший. Здороваясь, мужчины снимают перчатки, женщины - нет.

Не пожать протянутую руку - значит обидеть человека. Обмениваясь рукопожатием, особенно с женщиной, не следует давить руку до боли, хотя нельзя подавать и «шматоподібну» руку. Здороваясь, не забудьте улыбнуться. Этот акт ни к чему не обязывает, но значительно согреет атмосферу встречи.

Если на приеме вас никому представить лицу, которое вас интересует, вы спокойно можете сделать это сами, представившись и вручив свою визитную карточку.

Принимаются, как правило, обращение «госпожа» или «господин», до нескольких мужчин - «господа», женщин и мужчин - «господа». Все чаще в отечественной дипломатии входят в обиход обороты: «Ваше Величество», «Ваше Превосходительство», «Ваше Святейшество», «Ваше Преосвященство».

Дипломатам следует помнить и твердо придерживаться форм обращения, которые характерны для страны пребывания, не допуская фамильярности, которая якобы снаружи и распространена в западном мире. Если, скажем, в Польше лица высокого ранга, общаясь, называют друг друга просто Ян ли Марек, то это вовсе не означает, что так можем поступать и мы.

К высоких официальных лиц обращаются не по имени, а «господин Президент», «господин Премьер-министр», «господин Министр», «господин Генерал» (но не «господин Генерал-майор» или «Генерал бригады»). «Владыка» - обращение к религиозного деятеля высокого ранга (от митрополита к епископа), «господин профессор», «господин доктор»- к представителей научных кругов. На западе, обращаясь к официального лица, ее будто «повышают» и никогда не скажут «вице-премьер», «вице-министр», «подполковник», «посланник», а употребляют «премьер», «министр», «полковник», «посол». Женщин следует обращаться по имени: «пани Мария», «Галина» или по фамилии мужа «госпожа Іваненкова», «пани Глебова...».

Очень внимательным при обращении к лицам надо быть в странах, где уважаются шляхетские титулы.

В завершение темы хочется привести советы, изложенные в своеобразной памятке известного «протоколіста» бывшего Советского Союза Федора Молочкова. «Хороший тон, - пишет он, - это не результат применения заученных советов и инструкций, а следствие долгого процесса воспитания человека и в первую очередь ее моральных качеств». Трудно с этим не согласиться. Приведем некоторые конкретные советы.

За столом.

Не опаздывайте, если вас пригласили на завтрак, обед, ужин, чай.

Не садитесь за стол, пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место и пока не сядут женщины.

Не предлагайте женщине, которую сопровождаете к столу, опираться на вашу левую руку (всегда надо предлагать праву).

Не забывайте, что женщина, которая сидит справа от вас, имеет право на ваше внимание.

После того как гости сели за стол неуместны будь-какие знакомства.

Не сидите слишком близко к столу или достаточно далеко от него.

Не заправляйте салфетку за воротник и не раскладывайте ее на груди. Салфетка должна лежать на коленях (исключение - блюда из панцирных продуктов моря).

В первую очередь необходимо обслуживать женщин!

Не нагинайтеся над тарелкой, а держитесь прямо.

Не берите хлеб вилкой, это необходимо делать рукой.

Не кусайте от целого куска хлеба, а відламуйте его кусочками.

Не намазывайте маслом целого куска хлеба (только кусочки).

Не подносите чем до рта.

Берите на вилку столько, сколько там свободно помещается.

Не ешьте слишком быстро.

Не наполняйте рот большим количеством пищи.

Не расставляйте локти, они должны быть прижаты к бокам.

Не поднимайте стакан или фужер слишком высоко.

Не ешьте ложкой то, что можно наколоть вилкой.

Не старайтесь съесть остатки супа или последний кусочек мяса.

Добавку можно принять, когда это предлагает прислуга, но ни в коем случае не просить самому.

Фруктовые косточки необходимо класть на ложку.

Не просите соседа нечто подать, когда рядом есть прислуга.

Не играйте вилкой, салфеткой или другими вещами со стола.

Не вытирайте салфеткой лицо, можно лишь слегка промокнуть губы.

Не поворачивайтесь спиной к соседу и не разговаривайте у него за спиной.

Не разговаривайте с наполненным ртом.

Не делайте проблему, если у вас упала вилка или чем, просто попросите другую, не придавая этому большого значения.

Не пользуйтесь за столом зубочисткой, если в этом нет крайней необходимости (желательно пользоваться незаметно).

Не пытайтесь угощать соседа, особенно в плане потребления спиртного.

Не просите вторую чашку чая или кофе, пока другие гости не получили по первой.

Не делайте никаких замечаний к подаваемых блюд, особенно в плане критики.

Не отказывайтесь от некой блюда, ссылаясь на то, что она вам не нравится, или вредит, сделайте это без объяснения.

Не рассказывайте за столом о своих болезнях.

Не оставляйте чайную ложечку в стакане или чашечке, помешав чай или кофе, положите ложку на блюдце.

Не стройте салфетку после того, как вы закончили есть, а положите ЕЕ прямо на стол.

Не забудьте подняться из-за стола, если встали женщины. Оставайтесь стоять, пока они не выйдут из комнаты, а тогда можете присесть, если вы намерены остаться и запатити за столом.

Не читайте писем и документов за столом.

Старайтесь за столом всегда быть спокойным.

Лучше сделать ошибку, чем из всех сил стараться ее не сделать, привлекая внимание присутствующих.

Находясь в роли хозяина или хозяйки, не заканчивайте свое блюдо первыми, а ждать, когда это сделают гости, особенно, когда подается последнее блюдо.

Во время визитов, в обществе, в гостях.

 

Снимайте верхнюю одежду перед тем, как зайти в гостиной или кабинета.

Не входите без стука.

Не заходите в кабинет с сигаретой или сигарой.

Не подавайте руки первым женщине, а также лицу, которое старше вас по должности или возрасту, до того, пока она не сделает это сама.

Не смотрите пристально на мебель, картины или другие вещи.

Не забудьте встать, если в комнату входит женщина.

Не представляйте женщину мужчине. Человек, независимо от ранга, должен сам представиться женщине. Младших по возрасту мужчин и женщин следует представлять старшим, а не наоборот. Прежде чем знакомить кого из гостей, убедитесь, что они этого хотят.

Входя в комнату, или исходя из нее, необходимо пропускать вперед женщину.

Садясь в автомобиль, пропустите вперед женщину, выходя из автомобиля первым, подайте руку и помогите выйти женщине. То же самое в лифте.

Не прикасайтесь к собеседника, пытаясь привлечь его внимание.

Не разговаривайте в обществе о делах, которые касаются только вас и собеседника, или о вещах, которые понятны только вам двоим.

Не говорите шепотом. Если о чем не следует говорить вслух, оставьте обсуждения до более удачного случая.

Не рассказывайте о себе и о своих делах, особенно неудачи, болезни и т. п.

Не пытайтесь навязывать только свою тему разговора.

Не ведите разговоры о людях, которых в обществе не знают.

Не шутите остро из присутствующих в обществе и не высмеивайте никого. Если кто ненароком чихнул, оставьте это без внимания.

Не прерывайте собеседника.

Не вступайте в мелочные споры.

Не пытайтесь насмехаться.

Не рассказывайте старых (бородатых) историй, шуток и анекдотов.

Не хизуйтесь своими знаниями в искусстве или технике.

Не отказывайтесь сделать нечто приятное, когда вас об этом просят, а вы это можете.

Не будьте мрачными том, что вам кажется, будто вас не замечают.

Не демонстрируйте нерасположение к скучных и надоедливых людей. Не показать этого - высший уровень вашей вежливости.

Будьте всегда внимательны к старшим людям. На приеме, где происходят танцы, не забудьте пригласить хозяйку и ее дочерей.

Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, задерживаясь в гостях.

Не поглядывайте часто на часы. Научитесь правильно определять время, когда целесообразно отбыть с приема. А когда необходимо отойти ранее, то можно это сделать, извинившись перед хозяевами.

Если вы бываете гостем в домашней обстановке, то обязательно выясните, можно ли курить в помещении, особенно в спальне. Когда ложиться спать и вставать. Не опаздывайте к столу. Не забудьте в таких случаях прихватить с собой свои предметы туалета: прибор для бритья, зубную щеточку.

 

В общественных местах и на улице.

 

Будьте всегда вежливыми с окружающими и прохожими. Не забудьте извиниться, если вы причинили кому неудобство.

Не смотрите слишком пристально на окружающих. Не показывайте пальцем на людей и предметы.

Не обертайтесь и не смотрите вслед некому.

Не ешьте, идя по улице.

Не забывайте снять шляпу, если случай заставит вас обратиться к незнакомой женщины.

В театре, проходя между рядами, держась спиной к сцене.

Осуществляя некую коллективную поездку, обязательно поинтересуйтесь формой одежды.

Находясь за границей, помните, что по вашему поведению судят о вашей стране. Следуйте всегда правил поведения и уважайте обычаи страны пребывания.

Отъезжая поездом, не заслоняйте собой окно вагона, потому что ваши спутники возможно также хотят с кем попрощаться. Не открывайте окно в купе, не получив согласия соседей.

За рулем автомобиля думайте не только о соблюдении правил движения, но и об удобстве для ваших пассажиров. Проезжая мокрой грязной улицей, не забывайте о прохожих.

 

Внешний вид и привычки.

 

Никогда не забывайте про свой внешний вид, опрятность и чистоту. Не будьте равнодушными к своему туалету, но эти проблемы решайте только дома или в местах, где нет посторонних. Никогда нельзя зачісуватись, чистить ногти или поправлять костюм во время приема, в общественных местах и даже на улице.

Не носите одежды ярких цветов и узоров. Сдержанные тона и фасоны нравятся всем.

Не злоупотребляйте украшениями и драгоценностями, особенно это касается женщин.

Не кладите в наружные карманы ручки, карандаши, очки, гребешки и другие предметы.

Не выходите на улицу в нечищеному обуви.

Не носите смятого костюма, не випрасуваної рубашки и галстуки.

Не носите шляпу, насуваючи его на глаза или сдвигая на затылок.

Следите за своей походкой. Не двигайтесь, переваливаясь, а твердо и прямо, не горбясь, и с достоинством.

Не глупость без надобности. Контролируйте свои руки. Не держите их в карманы.

Не одевайте пижаму и халат, домашние туфли нигде, кроме собственной спальне или ванной комнаты.

Не насвистуйте на улице или в других общественных местах.

Не смейтесь слишком громко.

Не курите, если это неприятно хотя бы одному из окружающих.

Никогда не забывайте, что на ваш внешний вид и на ваши манеры обращают внимание окружающие. (5)

«Встречают по одежке, а провожают по уму» - утверждает старинная поговорка.

Здесь изложены, конечно, не все рекомендации, а только самые актуальные из них. Основное, что еще надо помнить, это: «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость».

В дипломатической практике широко применяются визитные карточки, которые должны иметь все дипломаты посольства, как для прямого, так и для заочного знакомства. С помощью визитной карточки можно поздравить с национальным праздником или другим выдающимся событием, с днем рождения, повышение в должности, семейным торжеством, передать благодарность, завязать знакомство. С визитной карточкой можно передать сувенир, книгу, цветы, выразить соболезнования.

Для этого существуют международные символы, которые получили всеобщее распространение в процессе дипломатической практики:

Р.ґ-поздравления (роїіг Геїісіїег);

р.ґ - выражение благодарности (роиг гетегсіег);

Г. с - выражение сострадания (роиг сопсіоіеапсе);

Г. д. N. А - поздравление с Новым годом (роиг геїісіїег моііуєі Ап);

Г. г. - заочное представление, вместо личного визита (роиг рге'зепіег);

Г. г. с. - выражение прощание в связи с окончательным отъездом из страны, когда не наносится прощальный визит (роиг ргепйге соп ее е).

В неофициальных случаях на визитных карточках могут делаться надписи (внизу карточки, от третьего лица):

Поздравляет с национальным праздником;

Поздравляет с Новым годом;

Благодарит за поздравления;

С наилучшими пожеланиями (при передаче сувенира или цветов).

Если карточка передается адресату лично (без нанесения визита), то она загибается дело по всей ширине (в зависимости от местной практики может загибаться левый или правый угол). Грубое нарушение этикета - передача загнутой карточки через курьера или водителя. С ними, но ни в коем случае не по почте, могут ссылаться незагнуті карточки. Для печати визитных карточек используется высококачественная бумага. Размер визиток не регламентируется, но наиболее распространенным является: для мужчин - 90 х 50 мм; для женщин - 80 х 40 мм. На визитной карточке печатается только имя, отчество и фамилия дипломата (в украинской дипломатической практике - только имя и фамилия), может даваться ученую степень «доктор», «профессор», «магистр» и в правом углу - название столицы страны пребывания. На визитке время дают номер служебного или домашнего телефонов, хотя это совершенно не обязательно. В левом верхнем углу визитки может печататься герб государства. Для удобства пользования визитка печатается на родном языке дипломата и языке страны пребывания (или английском). Обращается внимание на шрифт печати, расположение текста, цвет и т. п.

При получении визитки следует давать ответ визитными карточками в течение 24 часов с момента поступления.

Протокольная служба диппредставительства или дипломат, который отвечает за этот участок работы, должны держать под постоянным вниманием мероприятия в стране пребывания, которые требуют протокольного реагирования на уровне главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или посла. Практика свидетельствует, что внимание к важным событиям в стране пребывания, соответствующее реагирование на них, будь это поздравления или соболезнования, всегда воспринимаются положительно и способствуют укреплению двусторонних отношений.

Протокольная служба диппредставительства получает информацию и вносит предложения относительно уровня участия его руководства в том или ином протокольном мероприятии. Вряд ли целесообразно принимать участие в мероприятиях, связанных с обострением политической борьбы в стране пребывания.

Особый характер имеют протокольные мероприятия диппредставительства в связи с началом деятельности его нового руководителя, о чем уже говорилось выше.

Протокольная служба диппредставительства должна быть организатором контактных мероприятий своего руководителя, вести их учет, обеспечивать содержание и характер, учитывая мельчайшие детали: встреча и проводы гостей, рассадку и меню, подготовку сувениров и т. п.

В случае объявления траура в своей стране диппредставительство сообщает об этом МИД и представительства других государств, информирует, если это предполагается, об открытии Книги «сочувствие» И прием посетителей.

Над помещением диппредставительства государственный флаг приспускается до половины флагштока, в помещении оборудуется специальная траурная зал, дипломаты, одетые в черные костюмы с траурной повязкой на левом рукаве, встречают и провожают посетителей. В зале может негромко звучать траурная музыка.

Особое внимание уделяется протокольной обеспечению визитов главы государства и правительства, спикера парламента и министра иностранных дел. С помощью представительства разрабатывается и согласовывается программа визита, готовятся все необходимые материалы с учетом конкретной ситуации в стране пребывания, особенностей местного протокола.

Особенно внимательно и скрупулезно прорабатываются вопросы встречи и проводов высокого гостя, возложение венков, участие в официальном обеде, посещение памятных мест. В последнее время во время визитов высшего руководства Украины организуются встречи с представителями деловых кругов государства пребывания, украинской диаспоры.

Во время официального визита Президента, как правило, предусматривается его выступление перед парламентариями страны пребывания.

Главное требование протокола - безусловное соблюдение временных рамок программы, потому что отступление от нее может иметь негативные последствия и испортить атмосферу визита. Нельзя допускать и экспромта в программе, что также может обернуться непредсказуемыми последствиями.

Следовательно, чем более активные двусторонние контакты на разном уровне, тем больше работы протокольной службе диппредставительства и тем больше ее ответственность за достижение желаемых результатов визита.

 

Использована литература

 

1. Дипломатический словарь. - Т. II. - С. 433. См.: Мояочков Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика - М., 1979.

2. Джон Вуд и Серре Жан. Дипломатический церемонная и протокол: Принципы, процедура, практика. - М., 1974. - С. 18.

3. Жюль Камбон. Дипломат. - С. 54.

4. БорунковА. Ф. Дипломатический протоколРоссии. - С. 97.

5. См.: Молочков Ф. Ф. Дипломатический протокол дипломатическая практика. - С. 246-251.



Назад