Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Понятие, сущность и принципы государственной регулятивной деятельности в сельском хозяйстве


Мировой опыт экономического развития свидетельствует о том, что различие в общественных укладах обуславливается, прежде всего, степенью влияния на него государства. Когда государство не вмешивается в экономику, то это модель классического (дикого) капитализма, общественные отношения которого основаны на частной собственности. Вмешательство государства в экономику, во все ее инфраструктуры характерно для тоталитарной системы государственного социализма, где основу общественных отношений составляет государственная собственность.

Ограниченное вмешательство государства в экономику - в некие сферы больше (скажем, в экономическую и социальную инфраструктуры), в некоторые - меньше (производственную и финансово-кредитную) - присуще смешанной экономике, где все формы собственности равноправные и равноценны.

Конституция Украины дает право каждому гражданину владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Государство обеспечивает защиту этих прав, прав конкуренции в предпринимательской деятельности. Однако она не допускает злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции. Государство осуществляет контроль за качеством продукции, работ и услуг, за тем, чтобы использование собственности не наносило ущерба правам и свободам других граждан, интересам общества (статьи 41, 42). Следовательно, государственное регулирование отношений в сфере производственной, хозяйственной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике, с одной стороны, исходит из принципов невмешательства государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, кроме случаев, предусмотренных законодательством, а с другой - государство не может стоять в стороне организации, упорядочение хозяйственной деятельности и контроля за ней. Теоретические разработки выдающихся экономистов и практика функционирования рыночной экономики развитых стран мира подтверждает этот тезис.

Таким образом, под государственным регулированием хозяйственных отношений в целом и в частности аграрных понимают целенаправленное воздействие государства на эти отношения путем издания нормативно-правовых актов, организации деятельности государственных органов, которые осуществляют это регулирования преимущественно экономическими методами.

Законодательство Украины устанавливает, что вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятий и предпринимателей, в частности сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, со стороны государственных или иных органов, а также должностных лиц не допускается. Убытки, причиненные субъектам хозяйствования неправомерным вмешательством в их деятельность, подлежат возмещению за счет виновных.

Но эти положения не ограничивают прав государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью субъектов хозяйствования (ст. 3 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 26 Закона «О коллективном сельскохозяйственном предприятии»).

Органы государственного управления в своих отношениях с субъектами хозяйствования в условиях рынка влияют на их интересы благодаря налоговым и финансово-кредитным рычагам, когда устанавливают ставки процентов по государственным кредитам, налоговые льготы, целевые дотации, размеры экономических санкций; систему резервов, лицензий, лизинга, социальные, экологические и другие нормы и нормативы; программы экономического и социального развития и другие общегосударственные и региональные программы; государственные заказы на выполнение работ и поставок для государственных нужд.

Государство обеспечивает субъектам хозяйствования (независимо от форм собственности) одинаковые правовые и экономические условия; способствует развитию рынка, осуществляет его регулирования, используя экономические рычаги и стимулы, реализует антимонопольные меры; обеспечивает льготные условия предприятиям, которые применяют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места; стимулирует развитие малых предприятий (ст. 3 Закона «О предприятиях в Украине», ст. 15 Закона «О предпринимательстве»).

 



Назад