Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Формы и методы государственной регулятивной деятельности в сельском хозяйстве


Конкретные формы регулятивной деятельности государства связанные с правотворческой, правоохранительной, правоприменимой деятельностью. Использование тех или иных форм обусловлено характером задач, конкретной ситуацией, а также другими обстоятельствами, которые состоят в экономике в целом и в сельскохозяйственном производстве и связанных с ним отраслях и сферах хозяйства в частности. Правотворческая форма регулятивной деятельности находит свое отражение в издании органами законодательной и исполнительной власти соответствующих правовых актов. Таким образом, уполномоченные на это государственные органы регулируют общественные отношения в сфере прогнозирования производства и заготовки сельскохозяйственной продукции, обеспечения субъектов аграрного хозяйствования техникой, топливом, минеральными удобрениями и т.д.

Следовательно, в период перехода к рыночной экономике государственное регулирование господарької деятельности должно способствовать становлению саморегулирующихся факторов, присущих ей, созданию законодательной среды для рыночного общества.

Особенно остро встал вопрос о необходимости изменения регулятивной функции государства в условиях становления рынка в ведущей отрасли народного хозяйства, которой является аграрная. Она заключается в переходе от непосредственного управления к созданию благоприятной среды для ведения хозяйства на селе.

Необходимость ограниченного государственного влияния на хозяйственную деятельность определяется рядом требований охраны публичных интересов. Это, в частности, обеспечения государственных и общественных потребностей, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и рационального пользования природными ресурсами; обеспечение обороны страны, реализация свободы предпринимательства и конкуренции, ограничение монополизма; соблюдение правопорядка как во внутренней хозяйственной деятельности, так и при осуществлении внешнеэкономических связей и иностранного инвестирования.

Государственное влияние на хозяйственную деятельность по основаниям проявления делится на общий, основанный на том, что государство и его органы выступают от имени народа и в публичных интересах, решая указанные выше задачи, и особый, когда государство (и его органы) действует как владелец, управляя своим имуществом.

Влияние общего хозяйственного порядка обеспечивается регулировкой, что охватывает различные виды хозяйственной деятельности в зависимости от поставленных задач и интересов, которые предстоит защищать. Например, бюджетные интересы регулирует законодательство о налогах, о порядке формирования себестоимости, экологические задачи - законодательство об охране природы и т.д.

А деятельность государства и его органов), как владельца, обеспечивается законодательством о собственности, нормативными актами о компетенции органов, которые реализуют это право, создают и ликвидируют предприятия, осуществляют преобразование государственной собственности на другие формы. При переходе к рыночному регулированию от директивного государственного управления экономикой в целом и сельскохозяйственным производством в частности на смену директивным методам приходят индикативные. Роль государства меняется. Она теперь должна выступать координатором и посредником, регулирующего развитие рынка. Это регулирование должно обеспечивать возможность предотвращения перегибы в развитии сельского хозяйства и снабжения страны продовольствием.

Основные принципы государственной политики на период реформирования сельского хозяйства как приоритетной отрасли народного хозяйства определены Законом Украины от 18 января 2001 года «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов». Согласно им приоритетное развитие сельского хозяйства обеспечивается путем поддержания стабильной законодательной и нормативно-правовой базы с целью обеспечения условий развития и стимулирования предпринимательства в сельском хозяйстве; невмешательство органов исполнительной власти в выбор форм хозяйствования субъектов предпринимательства (кроме случаев, предусмотренных законом); государственной поддержки научных исследований по созданию и внедрению экологически чистых ресурсосберегающих технологий выращивания, углубленной переработки сельскохозяйственного сырья и изготовления из нее конкурентоспособной отечественной продукции; проведение закупок сельскохозяйственной продукции в государственных ресурсов; дотирования производства продукции животноводства, рыбоводства и рыболовства; формирование ценовой, налоговой и кредитного механизмов с учетом специфики сельского хозяйства как отрасли с сезонным характером производства, замедленным оборотом капитала и низкой нормой прибыли.



Назад