Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Государственное влияние на сельскохозяйственное производство и другие отрасли АПК в условиях рыночной экономики


Переход от командно-административной системы к рыночной означает, как уже отмечалось, отказ от директивного планирования, от плана-закона, которым он был раньше, и применение индикативного планирования. Последнее, согласно Концепции перехода Украины к рыночной экономики, представляет собой систему необязательных для субъектов рыночных отношений прогнозов и рекомендаций, а также скоординированных и взаимосвязанных средств побочного (косвенного) влияния через государственное предпринимательство и разработку экономического и социального развития страны.

Основными принципами индикативного планирования являются:

- сочетание аналитических и прогностических методов для изучения социально-экономических процессов, определение конкретных объектов государственного влияния;

- широкое информирование субъектов рыночных отношений о определенные перспективы и прогнозы социально-экономического развития для обеспечения их необходимой ориентации при выборе собственных хозяйственных решений;

- применение преимущественно косвенных (побочных) регуляторов и нормативов для всех субъектов рыночных отношений;

- реализация прямого влияния на социально-экономические процессы в основном через средства государственного бюджета.

Своем влияния на хозяйственную деятельность в целом и аграрную в частности государство предоставляет, как уже отмечалось, силу правового акта.

Одним из таких актов является Закон Украины от 23 марта 2000 года «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины». Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы формирования целостной системы прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц как составных частей общей системы государственного регулирования.

Система прогнозных и программных документов, по Закону, состоит из прогнозов экономического и социального развития Украины на средне - и краткосрочные периоды; Государственной программы экономического и социального развития Украины на краткосрочный период; прогнозов на среднесрочный период и программ на краткосрочный период экономического и социального развития Автономной Республики Крым, областей, районов и городов; а также прогнозов развития отдельных отраслей экономики на среднесрочный период и программ их развития.

Закон не исключает возможности, в случае необходимости, развития прогнозных и программных документов на более длительный период.

Указанные прогнозные и программные документы разрабатываются на основе комплексного анализа демографической ситуации, состояния использования природного, производственного, научно-технического и трудового потенциала, оценки достигнутого уровня развития экономики, ее конкурентоспособности и с учетом влияния внешних политических, экономических и других факторов и ожидаемых тенденций изменения влияния этих факторов в перспективе.

Показатели этих документов служат ориентиром для разработки субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности собственных прогнозов, планов, бизнес-планов и других документов.

Таким образом, индикативное планирование осуществляется с помощью двух видов документов: прогнозов и программ, которые разрабатываются на среднесрочный и краткосрочный периоды.

Прогноз экономического и социального развития на среднесрочный период разрабатывается на пять лет. В нем должны содержаться анализ социально-экономического развития страны за предыдущий период и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы; ожидаемые изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации и их влияние на экономику страны; прогноз конъюнктуры на внутренних и внешних рынках стратегически важных видов товаров и услуг. С учетом этих факторов определяются цели и приоритеты экономического и социального развития в среднесрочном периоде и предложения относительно направлений государственной политики в этот период, а также основные макроэкономические и другие необходимые показатели и балансы экономического и социального развития, в том числе в разрезе отраслей экономики Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Этот прогноз используется во время разработки проекта Программы деятельности Кабинета Министров Украины.

Прогноз экономического и социального развития Украины на краткосрочный период разрабатывается ежегодно на следующий год, и его показатели используются для разработки Государственной программы экономического и социального развития и для оценки поступлений и формирования показателей Государственного бюджета Украины, то есть взаємоузгоджено с Государственным бюджетом ежегодно разрабатывается Государственная программа экономического и социального развития Украины. В ней конкретизируются меры, предусмотренные в Программе деятельности Кабинета Министров, и задачи, определенные в ежегодном послании Президента Украины к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении Украины. В ней также должны быть отражены основные макроэкономические показатели, объемы капитальных вложений, государственного заказа и другие необходимые показатели и балансы экономического и социального развития, в том числе в разрезе отраслей экономики Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя; перечень государственных целевых программ, которые будут финансироваться в следующем году за счет средств Государственного бюджета Украины; показатели развития государственного сектора экономики, в частности получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, эффективности использования объектов права государственной собственности, развития казенных предприятий.

Относительно государственных целевых программ, то в них приводятся государственные заказчики этих программ; отдельные этапы и сроки их реализации; объемы финансирования каждой из программ за счет всех источников финансирования в следующем году, в том числе за счет средств государственного бюджета.

Государственная программа экономического и социального развития Украины на следующий год подается на утверждение в Верховную Раду вместе с проектом Государственного бюджета.

Отраслевые программы развития разрабатываются с целью реализации государственной политики по регулированию развития отдельных отраслей экономики. Перечень отраслей, в отношении которых разрабатываются прогнозы и программы развития и сроки их разработки в зависимости от специфики и поставленных задач, определяются Кабинетом Министров.

Министерство аграрной политики, в частности, осуществляет макроэкономическое прогнозирование и нормативное планирование развития отраслей агропромышленного производства с учетом спроса и предложений на продовольственные товары; принимает участие в составлении прогнозных расчетов потребностей сельского хозяйства, садоводства, виноградарства в минеральных удобрениях, средствах защиты растений; осуществляет организационно-методическое обеспечение развития отраслей агропромышленного производства, разрабатывает общегосударственные балансы обеспечения потребностей населения в продовольствии, принимает участие в составлении отраслевых балансов потребностей в сельскохозяйственной продукции и пище, а также определении государственных нужд в этой продукции.

Государственные потребности - это потребности в продукции, необходимой для решения социально-экономических проблем, поддержания обороноспособности страны и ее безопасности, создания и поддержания на должном уровне государственных материальных резервов, реализации государственных и межгосударственных целевых программ, обеспечение функционирования органов государственной власти, содержащихся за счет Государственного бюджета Украины.

Правовыми формами обеспечения государственных нужд является государственный заказ и государственный контракт. Государственный заказ определяется упомянутым законом как средство государственного регулирования экономики путем формирования на контрактной (договорной) основе состава и объемов продукции, необходимой для государственных нужд, размещение государственных контрактов на его поставку (закупку) среди предприятий, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности.

С целью организации работ, связанных с формированием и размещением государственного заказа на поставки продукции для государственных нужд и контроля за их выполнением, Закон определяет государственных заказчиков. Ими являются: Верховный Совет и другие органы государственной власти, правительство Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, государственные организации и учреждения, уполномоченные Кабинетом Министров заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа, то есть субъектами хозяйственной деятельности всех форм собственности, которые производят и поставляют продукцию для государственных нужд в соответствии с условиями заключенного государственного контракта. Последний представляет собой договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя.

С этой же целью Кабинет Министров определяет центральные органы исполнительной власти, которые координируют работу государственных заказчиков по размещению этих поставок, доводят до государственных заказчиков их объемы для заключения государственных контрактов с исполнителями.

Поставки продукции для государственных нужд обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников финансирования, привлекаемых к этому. Потребности в продукции, необходимой для обеспечения региональных целевых программ, определяются правительством Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых с этой целью.

Особенности отношений, возникающих в связи с поставками (закупкой) для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, продовольствия, регулируются отдельными нормативными актами. Так, порядок формирования объемов сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд и их реализации из государственных ресурсов через биржевой товарный рынок определяет постановление Кабинета Министров Украины от 19 декабря 1997 года.

В соответствии с этим постановлением формирования объемов сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд проводятся по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, перечень которых утверждается Кабинетом Министров на каждый бюджетный год.

Закупка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд осуществляется на биржевом товарном рынке путем заключения контрактов. Эти операции могут выполнять государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации, определенные на конкурсных началах.

Кабинет Министров установил также, что закупка зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется по залоговым ценам, которые ежегодно определяются Кабинетом Министров с гарантированием им права использования этого зерна в сроки, предусмотренные соглашениями, но не более восьми месяцев со дня поступления к елеваторно-складских помещений заготовительных предприятий.

В счет оплаты сельскохозяйственной продукции, поставляемой товаропроизводителям по их согласию могут поставляться материально-технические ресурсы, в том числе через товарные биржи. Такие встречные поставки предусмотренные Положением о порядке осуществления через биржевой товарный рынок контрактов встречных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и материально-технических ресурсов, утвержденным Приказом Министерства агрополитики, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственной налоговой администрации 21 июня 2000 года.

Встречные поставки осуществляются путем заключения спотового и форвардного биржевых контрактов, которые предусматривают, что одна сторона - продавец материально-технических ресурсов согласно спотовом биржевым контрактом выполняет поставку, а вторая сторона - их покупатель, в соответствии с этим контрактом, принимает товар. Для осуществления расчетов по спотовому биржевым контрактом покупатель материально-технических ресурсов заключает с поставщиком этих ресурсов форвардный контракт равной стоимости на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Целью государственного регулирования отношений в сфере поставок продукции для государственных нужд является создание конкурентной среды, обеспечение прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижения рационального их использования.

Правовые основы осуществления этих процедур устанавливает закон Украины от 22 февраля 2000 года «О закупке товаров и услуг за государственные средства». Этот закон применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств.

Основной процедурой закупок, по закону, есть открытые торги. Кроме них могут применяться также торги с ограниченным участием; двухступенчатые торги; торги путем запроса ценовых предложений (котировок); закупки у одного поставщика (исполнителя).

В условиях конкурентной среды закупка товаров и услуг государственными заказчиками осуществляется на основе тендерных предложений - предложений относительно определенного предмета закупки, которые готовятся и подаются исполнителем заказчику. Таким образом, в этих условиях, оферта (тендерное предложение) поступает от исполнителя к заказчику, но она подается исполнителем в соответствии с требованиями тендерной документации, которая готовится заказчиком и передается исполнителям для подготовки ими тендерных предложений относительно предмета закупки.

Во время проведения открытых торгов тендерные предложения имеют право подавать все заинтересованные исполнители, приглашенные заказчиком путем публикации объявления в «Вестнике государственных закупок», в других печатных средствах массовой информации.

Если торги проводятся с ограниченным участием, тендерные предложения подают только те исполнители, которые приглашены заказчиком принять участие в процедуре закупки. В этом случае тендерная документация высылается одновременно с приглашением к участию в торгах. Она должна содержать информацию об характер и необходимые технические и качественные характеристики предмета закупки, в том числе: соответствующую техническую спецификацию, планы, чертежи, рисунки; количество товара, дополнительные услуги, которые должны быть предоставлены; сроки поставки, а также перечень критериев и методики их оценки для определения наилучшего тендерного предложения.

Процедуры торгов с ограниченным участием применяются в случае, если товары, работы или услуги через их сложного или специализированного характера могут быть предложены ограниченным количеством исполнителей, которая могла бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения и конкуренции (то есть не менее двух исполнителей).

Таким образом, конкурсные процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства дают возможность государственным заказчикам обеспечивать выбор из нескольких предложений лучшей. Такое предложение может предоставить тот исполнитель, который отвечает определенным квалификационным требованиям. Закон определяет, что заказчик может требовать от исполнителя предоставления информации относительно его соответствия следующим квалификационным требованиям: наличия соответствующего разрешения или лицензии на выполнение определенных работ или услуг; наличия средств, оборудования и работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт, и др.

Поэтому, если исполнитель не отвечает этим требованиям, заказчик отклоняет его тендерное предложение. Акцептует он ту тендерное предложение, которая признана лучшей. С исполнителем этого предложения заключается договор на закупку в соответствии с требованиями тендерной документации.

В тех случаях, когда заказчик не может составить конкретный перечень товаров (работ) или определить вид услуг, а также если для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные переговоры с исполнителями, применяются процедуры двухэтапных торгов, то есть торгов, которые осуществляются в два этапа. На первом этапе всем исполнителям предлагается подавать предварительные тендерные предложения без указания цены. Получив предварительные предложения, заказчик может внести изменения в тендерной документации относительно технических требований и требований к качеству предмета закупки. А на втором этапе заказчик предлагает исполнителям, предварительные тендерные предложения которых не были отклонены, предоставить окончательные тендерные предложения с указанием цены. Далее процедура двухэтапных торгов проводится так же, как и процедура открытых торгов.

Процедура двухэтапных торгов применяется также для новых строительных работ, которые являются повторением подобных работ, которые соответствуют типовому проекту, и в случаях, когда предметом закупки является осуществление научных исследований, экспериментов или разработок, оказание консультационных и других специальных услуг.

Для закупок уже готовых для потребления товаров или услуг, для которых есть постоянно действующий рынок, заказчик может применять процедуру запроса ценовых предложений (котировок). При этом он подает запрос этих предложений не менее чем трем исполнителям. Заказчик в этом случае заключает договор о закупке с тем исполнителем-победителем, который подал предложение с наиболее низкой ценой.

Закон не исключает возможности закупки товаров, работ или услуг и без конкурса - у одного исполнителя. Такая закупка - это процедура, согласно которой заказчик заключает договор о закупке с исполнителем после проведения с ним переговоров. Она применяется в случаях, предусмотренных законом, в частности - это отсутствие конкуренции (по техническим причинам), то есть товары, работы или услуги могут быть поставлены (выполнены) только определенным исполнителем; потребности в осуществлении дополнительных поставок или строительных работ первичным исполнителем и др.

К договору о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства относятся те же требования, что и к всякого хозяйственного договора - он должен быть заключен только в письменной форме и вступает в силу с момента его подписания.

Свидетельством того, что государство не стоит в стороне от хозяйственной деятельности в целом и аграрной в частности, является институт ее лицензирования. Государство законодательно определяет виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок лицензирования, устанавливает государственный контроль в этой сфере.

Закон Украины от 1 июня 2000 года «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» определяет лицензирования как предоставление права субъектам хозяйствования на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности. Таким образом, лицензия - это документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования (лицензиата) на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока. В соответствии с этим Законом лицензированию подлежат виды хозяйственной деятельности, перечисленные в нем. Среди них - и некоторые виды деятельности, связанные с агропромышленной сферы.

Субъект хозяйствования, который намерен осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, обращается к соответствующему органу лицензирования с заявлением о выдаче лицензии. Определение специально уполномоченных исполнительных органов для проведения лицензирования Законом возложено на Кабинет Министров, который осуществляет реализацию государственной политики в этой сфере. Кабинет Министров своими постановлениями утвердил перечень органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности, и перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии.

Так, Министерство агрополитики проводит лицензирование культивирования, использование растений, содержащих наркотические средства, для промышленных целей, проведение землеустроительных и землеоценочных работ.

К заявлению до этого органа о выдаче лицензии на культивирование использования для промышленных целей указанных растений прилагаются заверенные в установленном порядке копия свидетельства государственной семенной инспекции о кондиционности семян мака и конопли; копия акта апробации для семеноводческих посевов; копия накладной на отпуск семян мака и конопли; копия документа об аренде земли (в случае аренды земли заявителем - субъектом хозяйственной деятельности).

А к заявлению о лицензировании проведение землеустроительных и землеоценочных работ прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов заявителя, подтверждающие уровень его образования, квалификации и стаж работы по специальности, необходимые для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности; копия сертификата на право выполнения экспертной оценки земель.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что государство, предоставляя разрешение (лицензию) на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности соответствующим субъектам, при этом требует от них соблюдения определенных организационных, квалификационных и других специальных требований при осуществлении такой деятельности.

Государственное влияние на хозяйственную, в частности аграрную, деятельность, где государство выступает в публичных интересах, осуществляется и посредством налогообложения.

Система налогообложения должна строиться на принципах обязательности, экономической целесообразности, социальной справедливости, сочетание интересов государства, регионов, предприятий и граждан и обеспечивать поступление средств в бюджеты соответствующих уровней и государственных целевых фондов.

Установление и отмена налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты, в государственные целевые фонды, а также льгот их плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами.

В условиях перехода к рыночной экономики наша страна установила налогообложения субъектов хозяйствования, которое во всем мире существует с давних времен. В нынешних условиях насущной потребностью является совершенствование налогового законодательства Украины с целью установления оптимального перечня объектов налогообложения и ставок налогов, а также упрощения их исчисления. Упомянутым законом предусмотрены такие общегосударственные налоги, сборы и обязательные платежи, которые должны платить субъекты хозяйствования: на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, акцизный сбор, плата (налог) за землю, за специальное использование природных ресурсов и еще целый ряд налогов, платы и взносов.

Есть ли необходимость скорректировать этот перечень? Опыт свидетельствует, что такая необходимость есть. Налоговый пресс негативно влияет на отечественного товаропроизводителя, особенно агрария, своей излишеством. Главное в достижении эффективности налогообложения является определение таких ставок налогов, чтобы они, с одной стороны, обеспечивали необходимые поступления в бюджет, а с другой - не были чрезмерными для субъектов хозяйствования, то есть, чтобы при этом урівноважувались интересы этих субъектов и государства.

С целью корректировки налоговой политики в соответствии с основных направлений экономических реформ в Украине, защиты отечественного сельхозтоваропроизводителя, усиление налоговой и платежной дисциплины, учитывая особенности сельскохозяйственного производства, Верховная Рада Украины 17 декабря 1998 года приняла Закон «О фиксированном сельскохозяйственном налоге», который определяет механизм взимания этого налога, уплачиваемого сельскохозяйственными товаропроизводителями в денежной форме или в виде поставок их продукции. Этот налог не меняется в течение пяти лет и справляется с единицы земельной площади. Фиксированный сельскохозяйственный налог уплачивается в счет таких налогов и сборов (обязательных платежей): налогов на прибыль предприятий; за землю; с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; на обязательное социальное страхование; на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования; на обязательное государственное пенсионное страхование; в Государственный инновационный фонд; приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности; специального использования природных ресурсов.

Плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, крестьянские и другие хозяйства, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции собственного производства, в которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50 процентов общей суммы валового дохода предприятия.

К плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога относятся также собственники земельных участков и землепользователи, в том числе арендаторы, которые производят товарную сельскохозяйственную продукцию, кроме собственников и землепользователей земельных участков, переданных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий (приусадебный участок), садоводства, дачного строительства, а также предоставленных для огородничества, сенокошения и выпаса скота. Плательщики этого налога имеют право на выбор формы его выплаты: в денежной форме или в виде поставок сельскохозяйственной продукции. Не исключается и сочетание этих форм.

Объектом налогообложения является площадь сельскохозяйственных угодий, пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

В соответствии с этим Законом Кабинет Министров 23 апреля 1999 года, утвердил Положение о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, по которому валовой доход определяется как общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах на территории Украины и за ее пределами. В валовой доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства включаются: стоимость реализации продукции растениеводства и животноводства собственного производств; стоимость реализованной сельскохозяйственной продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства на собственных перерабатывающих предприятиях; стоимость реализованной продукции, произведенной из собственного сырья на давальческих условиях, независимо от территориального размещения перерабатывающего производства; стоимость предоставленных услуг (услуги машинно-транспортного парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги), связанных с сельскохозяйственным производством.

Расчет фиксированного сельскохозяйственного налога осуществляется по форме, утвержденной Государственной налоговой администрацией, и направляется органу государственной налоговой службы по месту нахождения налогоплательщика ежегодно до 1 февраля текущего года. Начисление и уплата его производится до 20 числа каждого месяца отчетного года, начиная с февраля.

Поставки зерна в счет фиксированного сельскохозяйственного налога осуществляются сельскохозяйственными товаропроизводителями в определенные ими по согласованию с районной государственной администрацией сроки, но не позднее 15 октября - по продукции ранних зерновых культур, к 1 декабря - с продукции поздних зерновых культур, а поставка продукции животноводства - ежемесячно, но не позднее последнего дня текущего месяца.

В связи с реформированием аграрного сектора экономики в соответствии с государственной аграрной политики, определенным, в частности, Указом Президента Украины от 3 декабря 1999 года «О неотложных мерах по реформированию аграрного сектора экономики», в Закон «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» внесено дополнение, согласно которому в случае реорганизации коллективного сельскохозяйственного предприятия - плательщика фиксированного налога созданные на его основе субъекты хозяйствования различных организационно-правовых форм, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, также являются плательщиками этого налога.



Назад