Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Система и правовое положение органов, осуществляющих государственную регулятивная деятельность в сельском хозяйстве


В соответствующих законодательных и нормативных актах, как уже отмечалось, предусматриваются полномочия органов государственной власти относительно издания ими юридических актов. Так, перечень основных вопросов, которые решает Кабинет Министров Украины, определены непосредственно Конституции (статьи 113-117).

Одной из основных функций Кабинета Министров Украины, закрепленных в Конституции, является разработка и осуществление общегосударственных прогнозов и программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины. Он организует подготовку прогнозов на средне - и краткосрочный периоды, разрабатывает и осуществляет Государственную программу экономического и социального развития Украины на следующий год, организует подготовку прогнозов и программ развития отдельных отраслей экономики.

Полномочия министерств определено указом Президента Украины от 12 марта 1996 года, которым утверждено Общее положение о Министерстве и другой центральный орган государственной исполнительной власти Украины. Это положение регламентирует задачи, функции, права и обязанности Министерства как центрального органа государственной исполнительной власти, подчиненного Кабинета Министров.

Одним из таких органов является и Министерство аграрной политики Украины. Оно проводит государственную политику в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции; разрабатывает и внедряет механизмы ее реализации; разрабатывает и организует реализацию государственных комплексных и целевых программ (концепций) развития агропромышленного комплекса; способствует специализации и концентрации, горизонтальной и вертикальной интеграции агропромышленного производства; принимает участие в разработке проектов Государственной программы экономического и социального развития Украины, государственного бюджета; организует и обеспечивает проведение аграрной реформы; способствует распространению достижений научно-технического прогресса и структурной перестройке в этой сфере экономики; принимает участие в формировании мероприятий по обеспечению экономической стабильности государства; обеспечивает осуществление государственного контроля за качеством производимой сельскохозяйственной продукции и сырья, их хранением и реализацией, в том числе при осуществлении экспортно-импортных операций.

Министерство в своей деятельности опирается на местные органы власти, в частности управления сельского хозяйства и продовольствия, которые являются структурными подразделениями областных администраций и подотчетными и подконтрольными председателю соответствующей администрации и Министерству аграрной политики.

Полномочия и перечень вопросов, отнесенных к ведению местных органов управления сельского хозяйства, предусматриваются в соответствующих положениях, которые разрабатываются на основе Типовых положений, утвержденных Кабинетом Министров.

Основными задачами управления сельского хозяйства и продовольствия является участие в формировании и реализации государственной аграрной политики, разработки и осуществления мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности государства; разработка и осуществление мер государственной поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, содействие демонополизации производства и развития конкуренции в агропромышленном комплексе, формирование рыночной инфраструктуры, создание благоприятных экономических, материально-технических и социальных условий для ускорения развития реформированных хозяйств; организация работы по вопросам семеноводства и питомниководства, сортоиспытания и защиты растений, племенного дела, научного и кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства, стандартизации, карантинного режима, охраны труда и техники безопасности.

В соответствии с возложенными на него задачами областное управление осуществляет руководство и контролирует деятельность управлений (отделов) сельского хозяйства и продовольствия районных госадминистраций; готовит предложения к проектам программ экономического и социального развития соответствующей территории и местного бюджета; обобщает практику реформирования сельского хозяйства, вносит предложения по этим вопросам Министерству аграрной политики; анализирует состояние ценовой политики и представляет Министерству агрополитики предложения относительно обеспечения ценового паритета на сельскохозяйственную продукцию и работы и услуги предприятий других отраслей экономики; готовит предложения относительно осуществления экономической реформы и представляет их на рассмотрение руководства госадминистрации, анализирует тенденции развития отраслей агропромышленного производства, подает предложения Министерству агрополитики по вопросам прогнозирования развития агропромышленного производства и др.

Как уже отмечалось, государство и в условиях рыночной экономики не может стоять в стороне производственных процессов, в том числе, и в первую очередь в аграрной сфере. Она осуществляет лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности. Те же виды деятельности, не подлежащие лицензированию, тоже не остаются без контроля со стороны государственных и других органов. Государственные органы осуществляют надзор за соблюдением стандартов, норм, правил, связанных с качеством продукции, прежде всего сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства, продовольствия, в том числе продукции, прошедшей сертификацию на соответствие действующим в Украине стандартам, нормам и правилам.

Правовые и организационные основы стандартизации в Украине определяет Закон от 17 мая 2001 года «О стандартизации». Он регулирует отношения, связанные со стандартизацией и применением ее результатов, и распространяется на субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности, органы государственной власти, а также на соответствующие общественные организации.

Согласно этого закона стандартизации должны осуществлять центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере стандартизации, организует, координирует и проводит деятельность по разработке, одобрение, принятие, просмотра, изменения, распространение национальных стандартов, и может выполнять другие функции и полномочия в соответствии с законами Украины; Совет стандартизации, который утверждается Кабинетом Министров как коллегиальный консультативно-совещательный орган при нем и формируется на паритетных началах из представителей органов исполнительной власти, центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, субъектов хозяйствования, Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и соответствующих общественных организаций (ее основной функцией является изучение, анализ и разработка предложений по совершенствованию деятельности в сфере стандартизации); технические комитеты по стандартизации, которые создаются центральным органом исполнительной власти для выполнения функций разработки, рассмотрения и согласования международных (региональных) и национальных стандартов. Они формируются с учетом принципа представительства всех заинтересованных органов исполнительной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и их объединений, научно-технических и инженерных обществ (союзов), обществ (союзов) потребителей, соответствующих общественных организаций, ведущих ученых и специалистов.

Кроме того, центральные органы исполнительной власти, Верховный совет, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйствования и их объединения, соответствующие общественные организации имеют право в соответствующих сферах деятельности и в пределах полномочий, установленных законом, с учетом своих хозяйственных и профессиональных интересов организовывать и выполнять работы по стандартизации.

Стандартизация определяется законом как деятельность, которая заключается в установлении положений для всеобщего и многократного применения относительно имеющихся или возможных задач с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной сфере, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно-техническому сотрудничеству. Соответственно - стандарт - это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся деятельности или ее результатов, с указанной выше целью, разработанный в установленном порядке на основе консенсуса.

В зависимости от уровня субъекта стандартизации, который принимает или одобряет стандарты, различают национальные стандарты, кодексы установившейся практики и классификаторы, принятые или утвержденные центральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, выданные им каталоги и реестры общегосударственного применения; стандарты, кодексы установившейся практики и технические условия, принятые или одобрены другими субъектами, занимающимися стандартизацией.

Стандарты применяются на добровольной основе, если иное не установлено законодательством. В частности, они становятся обязательными для всех субъектов хозяйствования, если это предусмотрено в технических регламентах или других нормативно-правовых актах; для участников соглашения (контракта) относительно разработки, изготовления и поставки продукции, если в ней есть ссылки на определенные стандарты; а также для производителя или поставщика, если его продукция сертифицирована по соблюдению требований стандартов.

Международные (региональные) стандарты и стандарты других стран, если их требования не противоречат законодательству Украины, могут быть применены в установленном порядке путем ссылки на них в национальных и других стандартах.

Таким образом, деятельность государственной системы стандартизации направлена на обеспечение реализации единой технической политики в этой сфере; защиты интересов потребителей и государства по вопросам безопасности продукции (процессов, работ и услуг) для жизни, здоровья и имущества граждан; охраны окружающей среды; качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, потребностей населения и народного хозяйства.

Государственные органы, контролирующие отдельные стороны деятельности субъектов хозяйствования, должны осуществлять полномочия в пределах своей компетенции. Предприятия вправе не выполнять требования этих органов, если они выходят за пределы их полномочий. Они имеют право на получение информации о результатах инспектирования и проверок. Действия должностных лиц, осуществляющих контроль и проверку, могут быть обжалованы владельцем (а для государственного - руководителем) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством Украины. Должностные лица органов и организаций, которые проводят проверку деятельности предприятия, несут ответственность за разглашение его коммерческой тайны, то есть сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью предприятия, которые не составляют государственной тайны, но разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

Состав и объем сведений, являющихся коммерческой тайной, порядок их защиты определяется руководителем предприятия. Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, определяются Кабинетом Министров Украины.



Назад