Электронная онлайн библиотека

 
 

История педагогики: курс лекций

Учебное пособие / К., 2004. - 171 c.

1. Введение к курсу «История педагогики» 
1.1. Значение, предмет, задачи и структура учебного курса «История педагогики» 
1.2. Принципы истории педагогики 
1.3. Источники истории педагогики 
Раздел I. История зарубежной школы и педагогики 
Тема 1. Воспитания в первобытном обществе 
1.1. Основные теории происхождения воспитания 
1.2. Особенности воспитания на различных этапах развития первобытного общества 
Тема 2. Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Мира 
2.1. Воспитание и учебная практика в странах Древнего Востока 
2.2. Воспитание и школьное образование в государствах Древней Греции. Образование эпохи эллинизма 
2.3. Зарождение педагогической теории в философских учениях древнегреческих мыслителей 
2.4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древнем Риме. Педагогические идеи М.Ф.Квінтіліана 
Тема 3. Развитие школы, воспитание и педагогических идей в средневековой Европе, в эпоху Возрождения и Реформации 
3.1. Особенности образовательно-воспитательной практики и педагогической мысли в эпоху Средневековья 
3.2. Схоластика и ее влияние на содержание и методику обучения 
3.3. Развитие университетского образования в эпоху средневековья 
3.4. Школа и педагогическая мысль в Европе в эпоху Возрождения 
3.5. Реформация. Єзуїтське воспитания 
Тема 4. Педагогическая система Яна Амоса Коменского 
4.1. Практическая и теоретическая деятельность Я. А. Коменского 
4.2. Формирование и основные черты мировоззрения Я. А. Коменского 
4.3. Общепедагогические идеи Я. А. Коменского 
4.4. Учение Я.А.Коменського о школе 
4.5. Организация обучения. Обоснование классно-урочной системы 
4.6. Дидактические взгляды Я.А.Коменського 
4.7. Требования к учебникам. Учебники Я.А.Коменського 
4.8. Вопросы воспитания и школьной дисциплины в работах Я.А.Коменського 
4.9. Я.А.Коменський об учителе и требования к нему 
Тема 5. Учительство и педагогическая мысль в Европе XVII-XVIII ст. 
5.1. Английский педагогика XVII ст. Педагогическая концепция Дж.Локка 
5.2. Французское просвещение XVIII ст. 
5.3. Педагогические идеи Жан-Жака Руссо 
5.4. Проблемы народного образования в период французской революции кон. XVIII ст. 
5.5. Народное образование в странах Западной Европы XVII-XVIII ст. Моніторіальна система Белл-Ланкастера 
Тема 6. Развитие школы и педагогики в зарубежных странах в XIX ст. 
6.1. Педагогические взгляды и деятельность Й.Песталоцці 
6.2. Развитие філантропізму и неогуманізму в Германии 
6.3. Педагогическая система А.Дістервега 
6.4. Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта 
6.5. Педагогические взгляды и деятельность социалистов-утопистов Р.Оуена и Ш.Фур'є 
6.6. Педагогическое учение Фридриха Фребеля 
6.7. Прогрессивная педагогика России в XIX - нач. XX ст. (Л.Толстой, П.Лесгафт, С.Шацький) 
Тема 7. Реформаторская педагогика зарубежных стран в конце XIX - XX вв. 
7.1. Новые тенденции в педагогической теории и практике зарубежных стран в кон. XIX - нач. XX ст. 
7.2. Характеристика основных научных направлений в зарубежной реформаторской педагогике кон. XIX - XX вв. 
7.2.1. Педагогика “свободного воспитания“ 
7.2.2. Экспериментальная педагогика. Педологія 
7.2.3. Педагогика прагматизма 
7.2.4. Педагогика “гражданского воспитания“ и “трудовой школы“ 
7.2.5. Теория “нового“ воспитание и “новых школ“ 
Раздел II. История украинской школы и педагогики 
Тема 8. Воспитание, школа и педагогическая мысль Киевской Руси 
8.1. Воспитание детей в восточных славян 
8.2. Возникновение и развитие письма в восточных славян 
8.3. Развитие образования и образования в Киевской Руси 
8.4. Педагогическая мысль Киевской Руси 
8.5. Развитие образования в Галицко-Волынской государстве 
Тема 9. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху украинского Возрождения (XVI - первая пол. XVIII ст.) 
9.1. Общая характеристика развития школы 
9.2. Возникновение и развитие братских школ в Украине 
9.3. Зарождение высшего образования в Украине 
9.3.1. Первые высшие учебные заведения в Остроге и Киеве 
9.3.2. Острожская школа-академия 
9.3.3. Киево-Могилянская академия 
9.4. Развитие образования на территории Запорожской Сечи 
9.5. Особенности развития образования Левобережной и Правобережной Украины во 2 пол. XVII - 1 пол. XVIII ст. 
9.6. Развитие педагогической мысли 
Тема 10. Развитие украинской педагогики и образования во второй половине XVIII - первой половине XIX ст. 
10.1. Система образования в Украине под Российской империей 
10.2. Развитие образования на Правобережной и Западной Украине 
10.3. Развитие педагогической мысли 
Тема 11. Педагогическая система Константина Дмитриевича Ушинского 
11.1. Практическая и теоретическая деятельность, мировоззрение 
11.2. Теоретическое обоснование педагогики 
11.3. Принцип народности воспитания 
11.4. Дидактические взгляды 
11.5. Проблема гармоничного развития и воспитания личности 
11.6. Ушинский о учителя и его подготовке 
Тема 12. Развитие украинской педагогики и образования во второй половине XIX - нач. XX ст. 
12.1. Образование на территориях подроссийской Украины 
12.2. Образование на западноукраинских землях 
12.3. Борьба украинского народа за национальное образование и родной язык 
12.4. Развитие педагогической мысли 
Тема 13. Развитие образования и образования в Украине в XX ст. 
13.1. Учительство в Украинском государстве 1917-1919 гг. 
13.2. Образование в первые годы становления советской власти в Украине (1917-1920 гг.) 
13.3. Развитие украинского образования в период между первой и второй мировыми войнами 
13.4. Украинская школа в годы второй мировой войны и в послевоенное время 
Тема 14. Развитие украинской педагогической науки в XX ст. 
14.1. Просветительская деятельность и педагогические взгляды деятелей украинской революции (М.грушевский, И.стешенко, С.Русова) 
14.2. Педагогические взгляды и деятельность П.Блонського 
14.3. Педагогическая деятельность и теоретическое наследие А.макаренко 
14.4. Педагогическое наследие Г.Ващенка 
14.5. Педагогическая деятельность и теоретическое наследие В.сухомлинского 
Тема 15. Возрождение национальной системы воспитания, школы и педагогики в период становления независимой Украины в конце XX - начале XXI вв. 
15.1. Демократизация общественной жизни в Украине в середине 80-х годов и начало возрождения национальной школы. Закон Украины “Об образовании” 
15.2. Концепция средней общеобразовательной школы в Украине 
15.3. Государственная национальная программа “Образование” (“Украина XXI века”) 

Назад