Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства


Крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как организационно-правовую форму ведения сельскохозяйственного производства гражданами, субъектами аграрных правоотношений.

Крестьянское (фермерское) хозяйство с принятием 22 июня 1993 года Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в новой редакции (с последующими изменениями и дополнениями) стало определяться как форма предпринимательства граждан Украины, которые выразили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией (ст. 2).

Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет следующие признаки:

- это форма аграрного предпринимательства, которая осуществляется за самостоятельной инициативе, на свой риск и систематически;

- эта форма ведения сельскохозяйственного производства возникает исключительно на добровольных началах, по субъективным личным волеизъявлением граждан;

- эта деятельность осуществляется только гражданами Украины;

- это, в основном, семейно-трудовое объединение, в состав которого входят супруги, родители, дети, достигшие 16-летнего возраста, связанное с личным трудом, в результате которой производится определенная товарная масса продуктов питания, сырья для промышленности, что дает возможность получать доходы;

- трудовые отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах возникают на основе членства в них, а также на основе трудового договора (контракта);

- для членов крестьянского (фермерского) хозяйства их индивидуальная работа должна быть главным для них общественно полезной формой труда;

- деятельность членов этих хозяйств за своим главным содержанием является процессом использования земли как основного средства производства;

- имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между членами хозяйства;

- крестьянское (фермерское) хозяйство имеет статус юридического лица.

Все это позволяет крестьянское (фермерское) хозяйство рассматривать как добровольно создан, самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представлен отдельным гражданином, семьей или группой лиц, которые используют земли сельскохозяйственного назначения на частной основе для выращивания, переработки и реализации аграрной продукции, что является общей совместной собственностью лиц, которые ведут это хозяйство.

При создании крестьянского (фермерского) хозяйства его члены намерены принимать активное участие в формировании продовольственного фонда государства путем реализации продукции потребителям, обеспечение благосостояния семьи фермера на основе их трудового участия в производственной и предпринимательской деятельности. Будучи экономически самостоятельным, крестьянское (фермерское) хозяйство определяет направления своей деятельности, специализацию, объем производства, организует производство сельскохозяйственной продукции и ее реализацию.

К основным задачам крестьянского (фермерского) хозяйства нужно отнести:

- обеспечение более полной занятости сельского населения общественно необходимой деятельностью, использования трудовых ресурсов;

- производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции;

- участие в развитии инфраструктуры местности, где расположено фермерское хозяйство;

- рациональное использование переданной ему земельного участка в собственность или предоставленной в пользование.

Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство в системе народнохозяйственного комплекса является равноправной формой ведения хозяйства наряду с государственными, кооперативными, арендными и другими предприятиями и организациями, хозяйственными обществами, то производственно-экономические отношения этого хозяйства с указанными организациями, отдельными гражданами строятся на основе договоров.

Государство гарантирует соблюдение и защиту имущественных и иных прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства, создает льготные условия для кредитования, налогообложения, страхования, материально-технического снабжения на период его трехлетнего становления.

Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность фермерского хозяйства со стороны государственных, иных органов, должностных лиц не допускается. Убытки, причиненные таком хозяйству неправомерным вмешательством в его деятельности, подлежат возмещению за счет виновных. Споры о возмещении убытков разрешаются судом, хозяйственным судом, третейским судом, а в некоторых случаях судом общей юрисдикции. Но это не исключает права государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств.



Назад