Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения


Земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать на праве собственности гражданам, юридическим лицам, территориальным общинам и государству, что означает наличие у этих субъектов права правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

В частную собственность для сельскохозяйственного использования передаются земельные участки гражданам и юридическим лицам, которые основали граждане или юридические лица Украины. Государство обеспечивает гражданам и юридическим лицам равные условия защиты прав собственности на землю.

Действующее законодательство исходит из того, что право частной собственности на землю должно приносить пользу не только собственнику, но и обществу. Поэтому регулирования отношений частной собственности на землю базируется на принципе соблюдения интересов собственника и всего общества. В связи с этим законодатель устанавливает определенные ограничения относительно осуществления землевладельцем своих правомочий.

Так, согласно ст. 20 Земельного кодекса Украины изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по инициативе владельцев земельных участков в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 133 настоящего Кодекса предусматривает, что в случае залога земельного участка ее залогодержатели должны соответствовать требованиям, установленным законами Украины. Такое положение закона ограничивает право собственника земельного участка в выборе залогодержателя по договору залога. Ограничение права частной собственности установленное ст. 147 Земельного кодекса, согласно которой в случае введения военного или чрезвычайного положения земельные участки, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц, могут быть отчуждены (изъятые из мотивов общественной необходимости) в порядке, установленном законом.

Новеллой действующего Земельного кодекса относительно ограничения права земельной собственности является введение права земельного сервитута, которое представляет собой право собственника земли или землепользователя на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком.

Таким образом, государство, хотя и признает право государственной собственности на землю, в то же время накладывает определенные ограничения относительно нее.

В современных условиях целесообразность законодательного закрепления абсолютного характера права частной собственности на землю вызывает сомнения. Во многих зарубежных странах уже давно не существует понятия частной собственности, при котором собственник осуществляет свои правомочия без каких-либо ограничений. Международный опыт показывает, что право частной собственности на землю требует определенного государственного вмешательства и неограниченным быть не может.

Говоря об ограничении прав собственников земельных участков, следует отметить, что государством устанавливается целый ряд гарантий этих прав.

Такой вопрос возникает в первую очередь при выкупе земельного участка. Одно из основных прав указанных лиц - это неприкосновенность границ и размеров земельного участка. В случае выкупа земельного участка необходимым условием является согласие владельца и полное возмещение его стоимости и убытков, связанных с его выкупом.

Действующим Земельным кодексом предусматривается ответственность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за нарушение права собственности на землю, а также за издание актов, нарушающих права собственников земельных участков.

Гарантии прав собственников земельных включают не только охрану их имущественных прав, но и самостоятельный защита права целевого использования земли, т.е. право пользования ею в соответствии с ее конкретного целевого назначения. Такие нарушения, не связанные с нарушением границ или размеров земельного участка, могут иметь место вследствие затенение, задымление, загрязнения, создание источников неприятного запаха и т.п. Поэтому Земельным кодексом на собственников земли и землепользователей возлагается обязанность добрососедства.

Гарантии прав собственников предусматривают также охрану и защиту надлежащего состояния самого земельного участка, то есть недопустимости ухудшения каких-либо полезных свойств земельного участка, приведение их в непригодное для использования состояние.

Вред, причиненный землевладельцу или пользователю земельного участка подлежит возмещению.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что государство, устанавливая определенные ограничения относительно осуществления права частной собственности, - с одной стороны, с другой стороны гарантирует защиту этого права и, таким образом устанавливает баланс, при котором право частной собственности позволит гражданам и юридическим лицам почувствовать себя полноправными хозяевами земли.

Коммунальная собственность согласно Конституции Украины является самостоятельной формой собственности, которая на равных правах с другими правами защищается законом.

Земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, является коммунальной собственностью.

Право коммунальной собственности на землю приобретается и реализуется в случае:

1) передачи земель государственной собственности в коммунальную;

2) принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

3) принятия наследства;

4) приобретения по гражданско-правовыми соглашениями;

5) возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

В государственной собственности остаются все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. В соответствии с действующим законодательством право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских районных государственных администраций в случае:

1) отчуждение земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

2) приобретения по гражданско-правовыми соглашениями;

3) принятия наследства;

4) передачи в собственность государству земельного участка коммунальной собственности территориальными общинами;

5) конфискации земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения, являющихся государственной и коммунальной собственностью, предоставляются государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям в постоянное пользование для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения, организации земли, которые находятся в их постоянном пользовании, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся в земли запаса или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования их по целевому назначению.



Назад