Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Правовой режим основных, оборотных и других фондов государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий


По целевому назначению и правовым режимом имущество, которое используется в процессе сельскохозяйственного производства, делится на основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности (специальные фонды, денежные средства), стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия (ст. 10 Закона «О предприятиях в Украине»). В зависимости от целевого назначения различаются основные производственные фонды и фонды непроизводственного (социального) назначения. На такие же разновидности делятся и оборотные средства. Правовой режим имущества зависит как от форм собственности, так и от назначения имущества в производстве или использования в непроизводственной (социальной) сфере.

Основные производственные фонды - это средства труда, то есть товарно-материальные ценности, используемые в процессе труда в течение нескольких производственных циклов, сохраняя при этом натуральную форму. Они постепенно, частями переносят свою стоимость на производимую продукцию.

К основным производственным фондам относятся земельные участки, капитальные затраты на улучшение земель, сооружения, передаточные устройства, станки, машины, оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и некоторые другие материальные ценности. К оборотным производственным фондам относятся предметы труда, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, изменяя или теряя при этом натурально-вещественную форму, и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию (сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п.).

Не относятся к основным фондам и учитываются как средства в обороте: предметы сроком службы менее одного года, независимо от их стоимости; орудия лова (тралы, неводы, сети и т.п.) независимо от срока службы; бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавным трос, сезонные дороги, временные сооружения лесных дорог; специальные инструменты и специальные приспособления (для серийного и массового производства определенных изделий или для выполнения индивидуального заказа) независимо от стоимости; временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты на возведение которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ; молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также подопытные животные; многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочный материал, и т.д.

Основные непроизводственные фонды составляют жилые дома, санатории, пансионаты, больничные учреждения и другие объекты социально-культурного и оздоровительного назначения.

Принадлежащие предприятию на праве собственности или закрепленные за ним на праве полного хозяйственного ведения или арендованные основные и оборотные средства, выраженные в денежной форме, создают его уставный фонд. В составе производственных средств (собственных и заемных) отличают производственные запасы и незавершенное производство, товарную часть произведенной продукции, которая подлежит реализации по договорам. Готовая продукция вместе с денежными средствами создает так называемые фонды обращения. Производимая предприятием продукция, необходимая для внутреннего потребления в процессе производства, не является готовой продукцией через то, что не реализуется потребителям. Она может быть отнесена к незавершенного производства или производственных запасов.

Чем же отличаются правовые режимы отдельных видов имущества предприятия? Если в отношении основных и оборотных фондов предприятие использует в основном свои правомочия владения и пользования, то в отношении готовой продукции оно использует правомочие распоряжения. Стоит отметить, что в условиях перехода к рынку разница в правовом режиме отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию, становится менее выраженной, чем это было за жесткой централизованной плановой экономики. Например, основные производственные фонды уже не является тем неприкосновенным объектом, в отношении которого государственное предприятие не имело правомочий распоряжения, за исключением реализации ненужного для предприятия имущества (которое не использовалось). И то при условии, что высший орган или орган материально-технического снабжения откажется от его распределения. На эти фонды не распространялись правила о взыскании задолженности с имущества должника.

Согласно действующему Закону «О предприятиях в Украине» предприятие, если иное не предусмотрено законодательством или уставом, вправе продавать и передавать другим предприятиям, организациям, учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса. Главное же назначение основных производственных фондов, как уже отмечалось, - это использование их в сфере производства. Поэтому они, как правило, закрепляются за внутренними структурными подразделениями предприятия. Последние и используют их для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг согласно производственных и финансовых планов, которые составляются на основании заключенных хозяйственных договоров.

В отличие от основных оборотные фонды не закрепляются за производственными подразделениями. Реализация продукции осуществляется преимущественно предприятием. В условиях перехода к рынку наиболее целесообразным является передача этих функций специализированным подразделениям.

К специальных фондов союзным законом о государственном предприятии (объединении) 1987 года были отнесены фонд развития производства, науки и техники; фонд социального развития и фонд поощрения (фонд экономического стимулирования); ремонтный фонд и др. В нормативных актах и литературе последнего времени применяются термины «фонд накопления» и «фонд потребления». Деление имущества на упомянутые фонды имеет целью регулирования процесса направления средств предприятия на эти основные направления расходов.

В фонд накопления на уровне предприятия относят часть созданной стоимости, которая идет на расширение производства. Сюда направляются отчисления от чистой прибыли, как правило, на увеличение основных и оборотных фондов, создание и пополнение резервного фонда и т.д.

Декрет Кабинета Министров от 10 июня 1993 года «О порядке использования прибыли государственных предприятий, учреждений и организаций» установил, что государственные предприятия после уплаты обязательных платежей производят отчисления от прибыли, остающейся в их распоряжении, на техническое перевооружение производства, освоение новых технологий, осуществление природоохранных мероприятий и нового строительства по нормативам, установленным органами, выполняющими функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности, в размерах не менее 30 процентов и не более 80 процентов суммы прибыли.

Фонд потребления - это часть стоимости, созданной на уровне предприятия, которая используется для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников.

Сельскохозяйственное предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет имущества и последствий своей деятельности. Порядок ведения бухгалтерского учета определяется законом Украины от 16 июля 1999 года «О бухгалтерском учете и отчетности в Украине».

Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляется с целью создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы пользователей.

Главная задача бухгалтерского учета заключается в том, чтобы обеспечить контроль за выполнением обязательств, наличием и движением имущества, использованием материальных и финансовых ресурсов; своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов; формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми, налоговыми, статистическим и банковскими учреждениями и другими заинтересованными органами и организациями.

При проведении бухгалтерского учета предприятия должны обеспечить полноту отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества. Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся на основании первичных документов, фиксирующих осуществления хозяйственных операций.

Инвентаризация имущества обеспечивает достоверность бухгалтерского учета. Ее проведение является обязательным при передаче имущества государственного предприятия в аренду или при его приватизации, при преобразовании предприятия в акционерное общество, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Как уже отмечалось, одним из основных источников формирования имущества предприятия является прибыль (доход), полученный от реализации продукции и от других видов хозяйственной деятельности. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в ценах продажи и затрат на ее производство и реализацию.

К источников формирования имущества предприятия принадлежат и капитальные вложения, т.е. затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, прочие капитальные работы и затраты на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, на отвод земельных участков и переселению, на подготовку кадров для предприятия, которое строится, и др. Все капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика.

Таким образом оцениваются в балансе финансовые вложения (приобретение ценных бумаг, облигаций, взносы в уставные фонды, фонды других предприятий и т.д.) на территории Украины и за ее пределами.

Государство гарантирует неприкосновенность имущества субъектов хозяйствования вообще и в том числе в агропромышленном комплексе, законодательное обеспечивает равные условия защиты их имущественных прав. Согласно Конституции Украины государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом. Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Изъятие государством в субъекта хозяйствования его основных и оборотных фондов и другого имущества, используемого им, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Украины.

Убытки, вызванные сельскохозяйственному товаропроизводителю вследствие нарушения юридическими или физическими лицами, а также государственными органами его имущественных прав, возмещаются ему в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно ст. 27 закона «О предприятиях в Украине» жаль (в том числе и неполученную прибыль), причиненный предприятию в результате выполнения указаний государственных органов, нарушающих его права, а также ввиду ненадлежащего осуществления этими органами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении предприятия, подлежит возмещению за их счет.

Закон Украины «О собственности» определяет, что владелец имущества имеет право требовать возврата (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения, а также устранения любых нарушений его прав, даже если эти нарушения не были связаны с потерей владения.

В случае принятия законодательного акта, прекращающего право собственности, государство возмещает владельцу причиненный вред в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью имущества на момент прекращения права собственности, в том числе и неполученные доходы.

Положения о защите права собственности распространяется также на личность, которая хоть и не является владельцем, но обладает имуществом на праве полного хозяйственного ведения, оперативного управления или по другому основанию, предусмотренному законом или договором. Защита имущественных прав осуществляется в судебном порядке.



Назад