Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Характеристика организационно-правового обеспечения рационального использования земель и других природных ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности субъектов аграрного предпринимательства


По природно-ресурсным потенциалом Украина принадлежит к числу богатейших стран мира. Самым ценным природным ресурсом является земля. Около 27 процентов черноземов земного шара размещены в нашем государстве.

Многоплановость эксплуатации земли как объекта хозяйственной деятельности человека, ее ограниченность в пространстве, незаменимость, невідтворюваність выдвигают на первый план проблему рационального ее использования и охраны. Актуальность этой проблемы все более возрастает в связи с научно-техническим прогрессом, ростом производственных сил, которые нуждаются в привлечении в хозяйственное пользование новых земельных ресурсов. Поэтому концепция современной земельной реформы в Украине основывается, в первую очередь, на принципах рационального, высокоэффективного и экологобезопасного использования земельных ресурсов, повышения плодородия и охраны почв.

Право имеет своей задачей обеспечить охрану природы и рациональное использование природных ресурсов правовыми средствами. Природоохранные нормы определяют правовой режим природных ресурсов, регулируют отношения относительно сохранения, рационального использования, воспроизводства и развития всех природных ресурсов, устанавливающие ответственность за нарушение этих норм.

Среди таких нормативных актов важное место занимает Закон «Об охране окружающей природной среды». Он определяет цели, содержание, принципы охраны природы, объекты, подлежащие охране, и др.

Земельный кодекс регулирует рациональное использование земельных ресурсов и охране почв, прежде всего в сельском хозяйстве, предусматривает обязанности землепользователей. Особое внимание уделяется осуществлению комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических мероприятий по предупреждению эрозии почв, их засорения, заболачивания, загрязнения и т.д.

Регулирования отношений по охране и рациональному использованию вод осуществляется согласно Водного кодекса. Законодательство обязывает предприятия, деятельность которых влияет на водный режим, строить очистные сооружения. Правовые нормы закрепляют нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах.

Правовое регулирование использования лесных ресурсов и недр обеспечивают в соответствии Лесной кодекс и Кодекс о недрах.

Проблема правового обеспечения рационального использования природных ресурсов слишком многогранна. Отношения рационального природопользования, имеющие важное общественное значение, регулируются, кроме экологического, административным, гражданским, финансовым, уголовным правом.

Для регулирования рационального использования и охраны природных ресурсов большое значение имеют локальные нормативные акты, а именно - бизнес-планы сельскохозяйственных предприятий, в которых предусматриваются разделы относительно влияния хозяйственной деятельности на природную среду и применения природоохранных мероприятий.

Рациональное использование природных ресурсов требует, чтобы каждое предприятие, каждый природокористувач ориентировался на бережное хозяйственное использование ресурсов природы с наибольшей выгодой. Требования рационального использования выраженные в правовых формах, приобретают характер предписаний, обязательность которых при невыполнении обеспечивается возможностью государственного принуждения. Обязанность субъектов аграрного предприятия для наиболее рационального использования земли в соответствии с ее хозяйственного назначения содержит такие важнейшие элементы:

1) внутрихозяйственное землеустройство, или организацию земельного территории предприятия;

2) целевое использование земли в соответствии с ее хозяйственного назначения;

3) охрана земель как объекта природной среды.

Система правовых, организационно-хозяйственных, земельно-технических мероприятий, обеспечивающих правильную организацию земельного территории, называется землеустроєм (внутренним землеустроєм территории). Основные задачи землеустройства заключаются в такой организации земельной территории, которая бы отвечала всем требованиям агротехнической науки, обеспечивала эколого-экономическое обоснование внедренных севооборотов, благоустройство угодий, а также разработку мероприятий по охране земель.

Внутрихозяйственное землеустройство учитывает такие основные вопросы: размещение производственных подразделений сельскохозяйственного предприятия, организации сельскохозяйственных угодий, севооборотов, установление состава и соотношения угодий, видов и количества севооборотов, организацию территории садов, виноградников, пастбищ, сенокосов и др. К разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства привлекаются руководители и специалисты хозяйства.

Внутрихозяйственное землеустройство способствует росту культуры земледелия и продуктивности сельскохозяйственных угодий, полному и правильному использованию каждого гектара земли, високовиробничому применению техники и рациональной организации производства сельскохозяйственных предприятий.

Целевое использование земли в соответствии с ее хозяйственного назначения является основной обязанностью всех субъектов землекористуваня. Это не означает, что сельскохозяйственные предприятия должны использовать принадлежащие им земельные участки только под посевы, пастбища и сенокосы. Они могут и должны использовать их в любых целях, связанных с ведением сельского хозяйства или с необходимостью переработки произведенной продукции.

Рациональное и эффективное использование земли означает не только получение максимума необходимой сельскохозяйственной продукции и повышения ее плодородия. В случае неправильного использования земли, нарушений правил агротехники качество земель снижается, а плодородие уменьшается, поэтому сельскохозяйственные предприятия должны применять определенные организационно-хозяйственные, агротехнические, мелиоративные и гидротехнические мероприятия по земле.

Статья 206 Земельного кодекса Украины предусматривает меры экономического стимулирования рационального использования и охраны земель, к которым, в частности, относятся: 1) предоставления налоговых и кредитных льгот гражданам и юридическим лицам, которые осуществляют за собственные средства мероприятия, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель; 2) выделение средств государственного или местного бюджета гражданам и юридическим лицам для восстановления предыдущего состояния земель, нарушенных не по их вине.

Контроль за использованием и охраной земель осуществляется советами, Государственным комитетом по земельным ресурсам, Министерством охраны окружающей среды Украины и другими специально уполномоченными на то государственными органами.

 



Назад