Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Государственное регулирование отношений в сельском хозяйстве зарубежных стран


В последние годы перед многими странами встает вопрос о необходимости усиления регулирующей роли государства относительно сельскохозяйственного производства. Основными рычагами государственного регулирования считаются:

- ценовое регулирование производства сельскохозяйственной продукции;

- система налогообложения;

- кредитно-финансовый механизм;

- антимонопольная политика;

- регулирование внешнеэкономической деятельности;

- специальные целевые программы.

Применение этих рычагов в разных странах осуществляется по-разному. Если, например, для стран бывшего СССР характерна государственная поддержка слабых неприбыльных хозяйств, то в США поддержку получает эффективное високотоварне производство (около половины субсидий получают 15 процентов крупных фермерских хозяйств).

В Италии государственное регулирование сельского хозяйства (точнее - вмешательство, ведь Конституция использует именно этот термин) возможное относительно размеров земельных участков, режима сельскохозяйственных земель, их улучшение и преобразования, а также оказания помощи мелким и средним землевладельцам.

Интересно, что для стран Западной Европы характерным является не столько внутреннее государственное регулирование отношений в сельском хозяйстве, сколько регулирования на уровне Европейского Союза. Единая аграрная политика стран ЕС касалась прежде всего регулирования экспорта и импорта. Предусмотрено, например, взимание специальных платежей при импорте в страны ЕС зерновых культур; введена система импортных и экспортных лицензий на торговлю говядиной, зерновыми, молоком и молочными продуктами за пределы ЕС; предусмотрена выплата разницы между мировыми ценами и ценами Союза. Более высокие цены по сравнению с мировыми устанавливаются с целью поддержки своих товаропроизводителей, но это стало обременительным для бюджета ЕС и отдельных его членов. Поэтому недавно отзыв сельскохозяйственную политику Союза. С целью уменьшения дотации аграрному сектору и прекращения роста бюджетных средств на дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям были изменены квоты на отдельные виды продукции, введены финансовые санкции за перепроизводства некоторых продуктов и т.д. Таким образом, осуществился переход от ценовой поддержки производства и экспортных дотаций к прямой поддержке непосредственно фермеров, что связано с сокращением использования факторов производства (земли, скота) и преждевременным выходом на пенсию.

В странах Западной Европы регулирования производства сельскохозяйственной продукции осуществляется также через квотирование. Например, в Великобритании применяется установления квот на некоторые виды продукции, такие как хмель (до 1982г.), картофель. Это регулируется актами о сельскохозяйственный маркетинг. В соответствии с внутренним законодательством квоты касаются лично товаропроизводителей, а не земельных участков.

Для стран Восточной Европы начале перестройки было характерно существенное ограничение вмешательства государства в развитие аграрного сектора с целью достижения так называемого «рыночного саморегулирования» сельского хозяйства. Результатом такой политики является резкое обострение аграрного кризиса в регионе. Поэтому сейчас создается новая система государственного регулирования сельскохозяйственной сферы, направленная как на благоустройство внутреннего аграрного рынка, так и на регулирование внешнеэкономических связей.



Назад