Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

ПРЕДИСЛОВИЕ


Психология - одна из наук о человеке, человеческие сообщества, их жизнь и деятельность. Она изучает закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности развития и функционирования психики, ее взаимодействие с внутренним и внешним психическим, а также сущность и содержание последних.

В наше время психология получила возможность для дальнейшего продуктивного научного развития в различных направлениях. Какие особенности психологии как науки?

Во-первых, психология - наука о самое сложное явление - психику, которое человечество еще до конца не изучили и не осознало, о внутреннем и внешнем психическое и их взаимодействие.

Во-вторых, психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное становление связывают с 1879 годом, когда немецкий психолог В. Вундт в Лейпциге создал первую в мире Лабораторию экспериментальной психологии. Однако в практической плоскости психология является одной из древнейших, поскольку ее применяли еще в незапамятные времена, когда наши предки готовились к охоте, войн и т.д. В каждом племени, фактически, были свои практические психологи - это заклинатели, шаманы, предсказатели, колдуны, ясновидящие и др.

В-третьих, научная психология отличается от бытовой, народной и религиозной, потому что использует более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знания, стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности и группы. Научные знания не имеют интуитивного характера, а является более рациональными и осознанными. Итак, научная психология обладает уникальным фактическим материалом, недоступным любом другом носителе.

По-четвертых, психология является наукой разветвленной, поскольку имеет десятки отраслей.

По-пятое, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека и деятельности, в том числе и психолога-практика.

К сожалению, в настоящее время достижения психологической науки очень медленно, с некоторым страхом вводят в жизни украинского общества, а порой и вовсе игнорируют. Важные решения, и даже законы, во-первых, принимают без предварительно проведенной психологической экспертизы, вследствие чего они «не срабатывают», поскольку или противоречат психологическим закономерностям, или не учитывают психологических особенностей индивидуальной психики отдельных граждан и социальной психики различных человеческих сообществ, или игнорируют их, или, наоборот, предопределяют психологическое неприятие. Во-вторых, фактически нет психологического сопровождения их внедрение в жизнь и деятельность общества.

Чтобы в корне изменить наше общество, мобилизовать его потенциал на развитие правовой, процветающего государства, необходимо изменить мироощущение, мировосприятие и миропонимание всех ее граждан, наполнить их сознание и самосознание соответствующим содержанием. А это под силу только тем, кто хорошо вооруженный психологическими знаниями, навыками и умениями.

Теперь создают различные психологические, психотерапевтические, социально-психологические службы, центры, лаборатории и т.п., но эффективность их деятельности еще не достигла необходимого уровня, поскольку не изменены подходы к подготовке психологов-профессионалов.

Современные задачи, которые решает общество, требуют от психологов овладение конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями для решения практических задач. Осуществляя свои функциональные обязанности, психологи должны активно участвовать в обучении и воспитании молодежи, в управлении разносторонними социальными, социально-правовых, социально-экономическими и политическими процессами, в оптимизации всей системы разнообразных социальных связей - в семье, коллективе, школе, организациях, партиях, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, обществе и т.д. Психолог должен обеспечивать психическое здоровье людей, их социальной оптимизм, развитие, веру в будущее, помогать в жизненных, служебных, семейных и профессиональных трудностях, способствовать тому, чтобы они получали удовольствие от жизни и деятельности.

Среди всех отраслей психологии особое место принадлежит общей психологии, поскольку она связана со всеми остальными. Это отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило - и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат. Общую психологию иногда называют теоретической и экспериментальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, психологической саморегуляции; дифференциально-психологические особенности личности; характер и темперамент, ведущие мотивы поведения и т.п. Поэтому результаты исследований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Методологическую основу психологии составляет учение о психике и мир психических явлений человека, о принципах психологии, о наиболее общие подходы к познанию человека с целью обучения, воспитания, развития, подготовки к жизнедеятельности, осуществление психологического воздействия на нее.

На этом этапе развития украинского общества, когда происходят глобальные сдвиги в сознании граждан, возрастает значение высшей школы. Поэтому этот учебное пособие относительно содержания и структуры построены таким образом, чтобы побудить студентов к овладению научными психологическими знаниями, навыками и умениями.

В главах учебного пособия раскрыты общие теоретические аспекты, принципы и важнейшие методы психологии, охарактеризованы основные научные понятия психологии, во время анализа которых выявлено ее важнейшие закономерности.

Изложение материала учебника имеет проблемный и исследовательский характер. В нем раскрыты различные подходы, взгляды и позиции ученых на тот или иной вопрос, явление, проблему. Следовательно, студенты получают возможность не только осмыслить их, но и сформировать большой психологический кругозор. В то же время в написании учебного пособия автор придерживается собственной психоэнергетической концепции психики и психического и построенной на ее основе психологической структуры личности.

Такая постановка вопроса обусловлена тем, что психологические проблемы в современных условиях приобретают новое звучание. Фактически, сейчас нет таких сфер и отраслей, которые не нуждались бы вмешательство психологов. В нынешних условиях психология становится производительной силой деятельности и неотъемлемой частью социального, экономического, политического, общественного, семейной и личной жизни. Все это требует серьезной подготовки профессиональных психологов.

Осуществлению именно такого подхода способствуют структура и логика изучения учебной дисциплины. Они предусматривают систематичность и последовательность освоения учебного материала, оптимальность перехода от простых до более сложных проблем.

Для достижения конечных целей обучения можно использовать различные виды занятий. Их перечень, соотношение и логику раскрытия учебных вопросов определяют научные рекомендации, требования Госстандарта и практическая целесообразность. Как показывает опыт, нужно сочетать лекции и семинары, индивидуальные контрольные собеседования и теоретические конференции, практические занятия и самостоятельную работу студентов под руководством преподавателей, тренинги, практикумы, зачеты, экзамены и другие виды и формы активной учебной работы.

Важную роль в своем профессиональном становлении должны сыграть сами студенты. Этому будут способствовать курсовые и дипломные работы, рефераты, практические задания, практика и активное участие в общественной жизни факультета, вуза и страны в целом.



Назад