Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

1.1. Основные подходы к определению исторических этапов развития психологической науки


Употребление слова «психология» (от древнегреческих слов «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знания) впервые зафиксировано в западноевропейских текстах XVI ст. Постепенно слово «психология» вошло в обыденного потребления.

Психологами тогда называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Такие психологи пользовались жизненными знаниями. Научное знание отличается от жизненного тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы. Психология за своими теоретическими и практическими достижениями попытками изменить жизнь уступает, в частности, точным наукам. Ведь психологические явления намного сложнее, чем, например, физические, их труднее познать. Недаром великий физик Альберт Эйнштейн, ознакомившись с опытами великого психолога Жана Пиаже, отметил, что изучение физических проблем - это детская игра по сравнению с загадками детской игры.

Психология на пути к самостоятельной науки прошла длительный путь, и лишь в середине XIX в. из разрозненных знаний она стала самостоятельной наукой. Однако и в предыдущие эпохи представление о психике (душа, сознание, поведение) не были полностью лишены признаков научности. Они прорізувалися в недрах других наук, в частности, философии, медицины, естествознания, в различных явлениях социальной практики и др. В этом вечном поиске человечества научно-психологическая мысль все больше приобретала значение и силы, сознавая свой предмет.

В истории психологии, которая исследует процесс становления психологических знаний и представлений, выделяют несколько основных подходов к определению границ и этапов развития психологии.

Согласно первого подхода, психология имеет длительную предысторию и краткую историю, которая начинается со второй половины XIX в. (Г. Еббінгауз). Развитие психологии разделяют на два этапа: предыстория (к концу первой половины XIX ст.) и история (со второй половины XIX ст.).

Представители второго подхода считают, что развитие психологической мысли нужно разделить на три этапа:

1-й этап - донаукова (мифологическая) психология - когда господствовали анімістичні представление о душе;

2-й этап - философская психология - когда психология была частью философии, объединенная с ней общим методом (от античности до XIX ст.);

3-й этап - собственно научная психология, со второй половины XIX в. (то есть именно тем временем, когда, по Еббінгаузом, начиналась вся история психологии). Этот период связывают с применением в психологии объективного метода (эксперимента), заимствованного в естественных наук, который дал ей возможность отделиться от философии. Этот подход сегодня является самым распространенным. Недостаток его в том, что научную психологию противопоставляют всей предыдущей.

Третий подход - культурологический - развитие психологической науки рассматривает в контексте развития человеческой культуры в целом. До этого подхода принадлежит вчинкова концепция в истории психологии, которую разработал украинский ученый В. А. Роменець. В соответствии с этим подходом, этапы развития психологии выделяют за историческими эпохами: психология Мифологического периода, психология Античности, психология Средневековья, психология Возрождение, психология эпохи Барокко, психология Просвещения, психология Сцієнтизму (эпохи, которая берет начало в XIX ст., в которой, кстати, живем и мы, ее название происходит от лат. «scientia» - наука, и отражает ту движущую силу, которую имеет наука в современной культуре).

Такое разделение истории психологии является целесообразным, поскольку в психологии каждой исторической эпохи были существенные различия, акценты на тех или иных психических явлениях. Психологическая мысль от Мифологического периода до эпохи Средневековья отмечала ситуативных феноменах, от эпохи Возрождения до Просвещения - на мотивационных, а в XIX - XX вв. - на феноменах действия и последействия. Ситуация, мотивация, действие и последействие являются компонентами поступка как ячейки (объяснительного принципа) психологии.

Однако, на наш взгляд, развитие психологической науки можно рассматривать также в зависимости от того, что было ее предметом. Именно с этой точки зрения этапы развития психологии рассматривают под углом понимание ее предмета. В таком контексте целесообразно выделять первый этап, когда психологию рассматривают как науку о душе; второй - как науку об сознание; третий - как науку о поведении; четвертый - как науку о психику, что составляет единство сознательного и бессознательного во взаимодействии человека с миром.



Назад