Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

1.5. Психология - наука о психике как единство сознательного и бессознательного, внешнего и внутреннего психического во взаимодействии человека с миром


Впервые о бессознательные аспекты психики начал говорить немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1716), который открыл дифференциальное и интегральное исчисления. Именно он высказал мнение о единстве телесного и психического. Основанием для такого единства мыслитель считал духовное начало. Мир состоит из множества монада (от греч. «монос» - единственное). Каждая из них «психическая» и наделен способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Взгляды ученого перечеркивали Декартову концепцию о равенстве психики и сознания. Согласно Лейбніцом, «убеждение в том, что в душе есть только такие восприятия, которые она осознает, является источником самых больших ошибок».

В душе постоянно происходит незаметная деятельность «малых перцепцій». Этим термином Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия. Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятие) присоединяется особый психический акт - апперцепція, в частности, внимание и память.

Соотношение духовных и телесных явлений Лейбниц выразил формулой, известной как психофизический параллелизм. Эти явления не могут, вопреки взглядам Декарта, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных действий - это иллюзия. Душа и тело осуществляют свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними есть гармония.

Следовательно, идеи Лейбница изменили и расширили представления о психическом. Особенно важным стало признание существования так называемой бессознательной психики.

Вклад в разграничения психики и сознания сделали исследования гипноза, которые стали популярными в Европе благодаря деятельности австрийского врача Месмера, что объяснял свои гипнотические сеансы действием магнитных окончаний (флюидов). Впоследствии, отбросив месмеризм, английский хирург Брэд стал сторонником физиологического трактовка гипноза (предложив срок «нейрогіпноз»). Однако далее решающую роль он предоставил психологическом факторе.

Во время использования гипноза в практике медиков наблюдали факты психически регулируемой поведения с отключенным сознанием (тем самым поддерживалось представление о бессознательную психику). Чтобы ввести в гипнотическое состояние, нужен «раппорт» - создание ситуации взаимодействия между врачом и пациентом: бессознательная психика, которую обнажает гипноз, является социально бессознательным. Ведь ее инициирует и контролирует другой человек.

Бихевиоризм, а вместе с ним психоанализ, полностью подорвали психологию сознания. Ученые доказывали, что за покровом сознания существуют мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов.

О том, что сфера психического простирается за пределами явлений, которые исследует субъект и о которых он способен отчитаться, говорили и до того, как психология приобрела статус опытной науки. Но изменил в таком русле предмет этой науки именно психоанализ.

Именно психоанализом назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Как и многих других классиков современной психологии, он долгое время изучал центральную нервную систему, приобретя солидной репутации специалиста в этой области. Став врачом, леча больных психическими расстройствами, он сначала пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов (используя, в частности, сечєновське понятие торможения). Однако чем больше он углублялся в эту сферу, тем острее замечал недовольство. Ни в нейрофизиологии, ни в господствующей тогда психологии сознания он не видел средств, которые давали бы возможность объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причины, приходилось действовать вслепую, поскольку лишь устранив их, можно было надеяться на терапевтический эффект. Ища выход, вместо анализа сознания он прибег к анализа скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии. После него стали его неотъемлемой частью.

Первым импульсом к их изучению стало применение гипноза. Навеяв загипнотизированному человеку, чтобы она совершила какую-нибудь действие после пробуждения, можно наблюдать, как человек, выполняя ее при полном сознании, но не зная истинной причины, начинает придумывать для нее мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Настоящие причины от сознания скрытые, но именно они управляют поведением. Именно эти силы начал анализировать Фрейд и его последователи. Они создали один из самых могущественных и влиятельных направлений в современной науке о человеке, названный психоанализом. Используя различные методики толкование психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у пациентов, их образы сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос пациентом своих ощущений на врача и др.), они разработали сложную и разветвленную систему понятий, оперируя которыми, описывали глубинные «вулканические процессы», скрытые за сознанием.

Основным среди этих процессов было признано сексуальную энергию поезда. С детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный ресурс личности. Испытывая различных трансформаций, она подавляется, вытесняется и, однако, прорывается сквозь «цензуру» сознания окольными путями, разряжаясь в различных симптомах, в частности патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и др.).

Этот взгляд вызвал просмотр бывшего трактовке сознания. Ее активную роль в поведении не отвергали, но представляли существенно иной, чем в традиционной психологии. Ее отношение к бессознательной психики считали неотвратимо конфликтным. В то же время только благодаря осознанию причин подавленных поездов и потайных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности.

Открыв объективную психодинаміку и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд изменил понимание предмета психологии. Психотерапевтическая деятельность Фрейда и его последователей обнажила важную роль мотивационных факторов, как объективных, следовательно, независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения.

Учением Фрейда овладело немало его учеников, среди них были те, кто создал собственное направление, - Альфред Адлер (1870-1937) и Карл Юнг (1875-1961).

К. Юнг назвал свою психологию аналитической, А. Адлер - индивидуальной. У истоков психоанализ их имена были тесно связаны. Первым нововведением Юнга было понятие «коллективное бессознательное». В бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания. Юнг считал, что они никогда не могут быть индивидуально надбаними, а являются дарами далеких предков. Анализ дает возможность определить структуру этого дара, что его творят несколько архетипов.

Скрытые от сознания организаторы личного опыта, архетипы оказываются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также в произведениях культуры. Юнг предложил популярный впоследствии распределение человеческих типов на экстравертов - направленных наружу, сосредоточенных на социальной активности и интровертов - направленных внутрь, сосредоточенных на собственных поездах (которые Юнг, вслед за Фрейдом, назвал «либидо», однако считал неправомерно отождествлять их с сексуальным инстинктом).

Адлер, модифицируя начальную доктрину психоанализ, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порожденное, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это ощущение, возникает стремление к его компенсации и надкомпенсації, чтобы достичь превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Психоаналитический движение получил широкое распространение в различных странах. Появлялись новые связаны с динамикой неосознаваемых поездов варианты объяснения и лечения неврозов, комплексов, психических травм. Менялись также представление самого Фрейда о структуру и динамику личности.

В то же время представление о психике расширилось. В ней не только обнаружили сознательные и бессознательные пласты психики, но и утверждали, что она (психика), во-первых, может существовать и вне организма; во-вторых, тесно связана с предыдущим развитием человечества и Вселенной; в-третьих, содержит содержательные и информационные аспекты жизнедеятельности прошлого, настоящего и будущего.

В этом контексте важным является достижение транс персональной психологии. Трансперсональные переживания интерпретируют те, кто переживал их как возвращение в исторические времена и исследования своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений.

Трансперсональные явления содержат не только трансценденцію, преодоления временных барьеров, но и трансценденцію пространственных ограничений. Сюда относятся опыт слияния с другим человеком в состоянии двоєдиності (то есть ощущение слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с другим, подстройка к сознания целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто ею охвачено все человечество. Аналогично индивид может выйти за пределы чисто человеческого опыта и «подключиться» к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов. Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцією времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия, например, опыт существования снаружи тела, телепатия, прогноз будущего, ясновидения, перемещения во времени и пространстве, опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями (архетипні формы, божества, демоны и т.д.).

Во время трансперсональних переживаний люди часто получают доступ к подробной эзотерической информации о соответствующие аспекты материального мира, которая значительно превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в этой области. В рассказах людей после трансперсональних переживаний и переживаний эпизодов эмбрионального существования, момента оплодотворения и фрагментов сознания клетки, ткани и органа были точные медицинские сведения о анатомические, физиологические аспекты процессов, которые происходили.

Так же наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнгівському смысле) и «воспоминания прошлых воплощений» часто содержат примечательные детали исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не могла).

Трансперсональный опыт иногда содержит события из микрокосма и макрокосма, из сфер, недосягаемых непосредственно человеческим органам чувств, либо из периодов, исторически предшествуют появлению Солнечной системы, Земли, живых организмов. Эти переживания четко указывают, что неким необъяснимым сейчас образом каждый из нас имеет информацию об вся Вселенная, все, что существует, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ до всех его частей и в определенном смысле является одновременно всей космической системой и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительным биологическим существом.

Во время трансперсональних переживаний люди часто чувствуют яркие и сложные эпизоды из других культур и других исторических периодов, проживают эпизоды из своих предыдущих жизней. В процессе развертывания этих переживаний человек обычно понимает, что определенные лица с ее реальной жизни напоминают важных лиц-участников из ситуаций карм ее предыдущих жизней. Межличностную напряжение, проблемы и конфликты с ними человек часто узнает и интерпретирует как прямые последствия деструктивных паттернов карм.

Повторное проживание и опыт такой ситуаций-воспоминаний карм дает облегчение, освобождение от обременительных кармических «зав'язків», причем ощущения и поведение людей, в которых индивид во время трансперсональних переживаний увидел действующих лиц его предыдущих воплощений, имеют тенденцию меняться в специфическом направлении, который совпадает с курсом событий во время трансперсональних переживаний во время ребефінгу или голотропного погружения. Важно подчеркнуть, что эти изменения происходят совершенно независимо, даже если причастны к ним лица находятся за тысячи километров и не было контакта и общения с этими лицами.

Мы также придерживаемся взглядов, согласно которым психика, во-первых, формируется на основе взаимодействия различных форм психического, настоящего и прошлого; во-вторых, объединяет четыре уровне - бессознательное, подсознательный, сознательный и надсвідомий, которые выполняют определенные функции.

В целом человеческая психика - это многоуровневое и багатосистемне, но целостное и самостоятельное сущее образования, которое одновременно существует в индивидуальность и вне его, сочетает разное психическое прошлого и настоящего и отражает внешний мир, предыдущее развитие человечества, этноса и нации; удерживает и воссоздает внутренний мир субъекта психики; гармонизирует и упорядочивает смыслы его жизнедеятельности; розоб'єктивує внутреннее психическое во внешнее и объективизирует внешнее психическое во внутреннее.

Кроме этого, мы признаем возможность отдельного и независимого от человеческого мозга психического существования в психике и вне ее.

Психическое - это то, что содержит психоенергію любой полярности и может взаимодействовать с психикой и другим психическим.

В психическом его психоэнергии закодированы в мысли, чувства, волевые акты, положения, идеи, установки и прочее, которые есть несознательные, сознательные и подсознательные, сверхсознательные для индивида, а также различные по величине энергетического потенциала. В то же время каждая мысль, высказывания, эмоция, чувство, поступок, действие, акт поведения и само поведение и деятельность и отдельного индивида, и любой социальной общности содержит определенный заряд психоэнергии, который выбрасывается (влияет) на другие субъекты социального бытия.

Материальные, информационные, исторические, духовные, политические, идеологические, военные, учебно-боевые, боевые, экстремальные, космические, планетарные, действенные, мышлении, чувственные и поведенческие формы существования психического трансформируются (розоб'єктивуються) в определенный психопотенціал, а последний, в случае соответствующих условий, объективируется в указанные формы существования психического.

Психоэнергетический потенциал может быть и положительным, и отрицательным.

Связь и взаимодействие психики с человеческим мозгом, психики и психического происходит на энергетическом уровне. Это свидетельствует, во-первых, существование в пространстве и времени (Вселенная) различных видов и форм психоэнергии; во-вторых, ее способность об'єктивуватися и розоб'єктивуватися; в-третьих, возможность взаимодействия с другими видами и формами психоэнергии; в-четвертых, мгновенно передаваться и восприниматься в пространстве и времени; по-пятое, ее способность сохранять содержательно-информационный и энергетический потенциал.

 

Литература

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 3-х томах. - Т.1. - Тбилиси, 1978.

2.  Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. - Москва, 1990.

3. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. - Москва, 1992.

4.  Левчук Л.Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учебн. - К.: Лыбидь, 2002.

5.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе. В 2-х т. - К.: Форум, 2002.

6. Очерки из истории отечественной психологии (XVII - XVIII вв.) / Под ред. Г.С. Костюка. - Киев, 1952.

7. Очерки из истории отечественной психологии конца XIX и начала XX вв. / Под ред. Г.С. Костюка. - Киев, 1955.

8. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця - К.: Лыбидь, 1996.

9.  Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. - Москва, 1964.

10. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н Дружинина - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11.  Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии: Учеб. пособ. / Вст. ст. В.А. Татенка, Т.М. Татенко. - К.: Лыбидь, 1998.

12.  Ярошевский М.Г. История психологии / 3-е изд. - Москва, 1985.

13.  Ярошевский М.Г. Психологи в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / 2-е изд. - Москва, 1974.



Назад