Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Функционализм


Структурализма противостоял функционализм. Это направление, отбрасывая анализ внутреннего опыта и его структур, считал, что основное для психологии - выяснить, как эти структуры работают, когда человек решает определенные задачи, которые касаются ее актуальных потребностей. То есть предметная сфера психологии розширювалася. ее трактовали как такую, которая охватывает психические функции (а не элементы) как внутренние операции, которые осуществляет не бесплотный субъект, а организм с целью удовлетворить свою потребность в приспособлении к среде.

Один из основателей функционализма в США - Уильям Джемс (1842-1910), известный также как лидер прагматизма (от греч. «прагма» - действие) - философии, которая оценивает идеи и теории, учитывая то, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

В «Основах психологии» (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не «цепочку элементов», а «поток сознания», для которого характерна личностная (в значении выражения интересов личности) избирательность (способность постоянно делать выбор).

Функционализм получил мировое признание как американская течение в психологии (хотя были европейские предшественники). Вместе с Джемсом лидерами этого течения стали Джон Дьюи (1859-1952) і Роберт Вудвортс (1869-1952). Программа функционального направления заключается в 1) выяснении, каким образом индивид приспосабливается к внешней среды, применяя психические функции, 2) поиска средств наиболее эффективного приспособления.

Функционализм подчеркивал жизненную значимость сознания для субъекта. За Джеймсом, психические явления нельзя изучать вне зависимости от физических условий мира, ибо мир и разум человека развивались одновременно и приспособились друг к другу.

Телеологічний принцип (принцип целесообразности) в функционализме становится главным в объяснении развития душевной жизни.

Различные виды ощущений и способы мышления достигли современного состояния именно благодаря своей полезности в регулировании воздействий человека на внешний мир.

Джемс признает, что все психические процессы сопровождаются определенными телесными явлениями и утверждает, что они являются функцией мозговой деятельности. Структуру психической жизни Джемс связывает с функционированием нервной системы. Дьюи требует признать предметом психологии целостный организм в его адаптивной относительно среды активности. Адаптивный характер сознания, что его подчеркивает функционализм, требует рассматривать отношение психических явлений и к условиям среды, и к потребностям организма.

Обсуждая проблему эмоций, Джемс (одновременно с датским врачом Карлом Ланге) предложил парадоксальную концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - обусловленные ими эмоциональные состояния. «Мы расстроены, потому что плачем, лютуємо, потому что бьем другого».

Хотя Джемс не создал ни целостной системы, ни школы, его взгляды на служебную роль сознания в взаимодействия организма со средой, что взывает к практических решений и действий, прочно вошли в идейной ткани американской психологии. И сейчас за блестяще написанной в конце прошлого века книгой Джемса учатся в американских колледжах.

В начале XX в. тот образ предмета психологии, каким он сформировался в период ее самоутверждения в семье других наук, очень потускнел. Хотя большинство психологов, как и раньше, считала, что они изучают сознание и ее явления, однако эти явления все теснее соотносили с жизнедеятельностью организма, с его двигательной активностью. Только немного ученых и дальше вслед за немецким психологом Вундтом считали, что они должны заниматься поисками строительного «материала» непосредственного опыта и его структурами.



Назад