Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

Гештальтпсихология


Гештальтпсихология как научное направление, датой появления которого считают 1910г. - время встречи Макса Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Келера (1887-1967) і К. Коффки (1886-1941) - возникла как попытка теоретически обосновать некоторые феномены зрительного восприятия. Вместо поиска элементов сознания это направление сделал ударение на ее целостности.

Гештальтпсихологи считали, что первичными являются именно целостные структуры (гештальти), которые в принципе невозможно построить из каких элементов. Гештальти имеют свои характеристики и законы. Единственной психической реальностью гештальтпсихологи считали факты сознания.

Гештальтисти применили в исследованиях феноменологический метод - вариант інтроспективного метода, который не требует от человека расщеплять свой опыт на элементы, а, наоборот, поощряет к проникновения в реальность душевной жизни как можно полнее (здесь должно помочь позиция «наивного» наблюдателя, не обремененного предварительным представлениям о том, какой эта реальность должна быть).

Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии (гештальттерапия), автор которого Ф. Перлз применил феномены целостности, которые гештальтпсихологи исследовали на материале восприятия, к человеческой личности (и разработал средства восстановления целостности личности, которая находится во внутреннем конфликте).

Несмотря на все изменения в психологии, представление о сознании оставалось примерно тем же. Менялись только взгляды на ее отношение к поведению, к неосознаваемых психических явлений, к социальных воздействий. Новые представления о том, как сама эта сознание организована, впервые сформировались после появления на научной сцене школы, кредо которой определило понятие гештальт (динамическая форма, структура).

Гештальтпсихология, в противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпича (ощущений) и цемента (ассоциаций)», утверждала приоритет целостной структуры, общей организации, от которой зависят ее отдельные компоненты.

Мысль о том, что целое не сводится к его составляющих, очень давняя. На нее можно было встретить также в трудах некоторых психологов-экспериментаторов. В частности, говорилось, что одну мелодию, которую играют по-разному, человек воспринимает как ту самую, вопреки тому, что ощущения при этом совершенно другие. Следовательно, ее звуковой образ является особой целостностью. Важными являются факты, касающиеся целостности восприятия, невозможности свести его к ощущениям.

Датский психолог Е. Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигуру объекта воспринимают как замкнутое целое, а фон тянется сзади. В так называемых «двойных изображениях» в одном и том же рисунке различают или вазу или два профиля. Эти и множество аналогичных фактов удостоверяли целостность восприятия.

Идея о том, что здесь действует общая закономерность, которая требует нового стиля психологического мышления, объединила группу молодых ученых. В нее входили М. Вертгеймер, В. Келер і К. Коффка, что стали лидерами направления, названного гештальтпсихологією. Гештальтпсихологи критиковали не только старую інтроспективну психологию, занятый поиском начальных элементов сознания, но и молодой бихевиоризм. Критика последнего представляет особый интерес.

Во время опытов над животными гештальтисти доказали, что, игнорируя психические образы-гештальти, нельзя объяснить их двигательной поведения. Это подтверждал, например, феномен «транспозиции». У кур производилось дифференцирования двух оттенков серого цвета. Сначала они учились клевать зерно, разбросанный на сером квадрате, отличая его от черного, что был рядом. Во время контрольного опыта тот квадрат, который сначала служил положительным раздражителем, располагали рядом с еще более светлым квадратом. Куры выбирали именно этот последний, а не тот, на котором они привыкли клевать. Следовательно, они не реагировали на стимул, а на соотношение стимулов (на «светлее»).

Критиковали гештальтисти также біхевіористську формулу «проб и ошибок». В противовес ей во время опытов над человекоподобными обезьянами ученые выяснили, что обезьяны способны найти выход из проблемной ситуации не делая случайные пробы, а мгновенно уловив отношение между вещами. Такое восприятие отношений назвали «інсайтом» (озарением). Он возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом обучения и который нельзя вывести из прежнего опыта.

Значительный интерес имела труд В. Келлера «Исследования интеллекта в антропоидов». Один из его подопытных шимпанзе (Келлер назвал его «Аристотелем среди обезьян») справился с заданием достать приманку (банан), мгновенно уловив отношения между разбросанными предметами (ящиками, палками), пользуясь которыми он достиг цели. У него наблюдали нечто подобное присущего человеку «озарение», которое один психолог назвал «ага-переживанием» (а в древности - возгласом Архимеда «Эврика!» - «Нашел!»).

Изучая мышления человека, гештальтпсихологи доказывали, что мыслительные операции в решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировки», «центровка» и т.п.), а не правилам формальной логики.

Следовательно, сознание в гештальттеорії рассматривали как целостность, охваченную динамикой познавательных (когнитивных структур, которые изменяются по психологическими законами.



Назад